Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фазы развития семья по Л.Моргану.

Поиск

1. Промискуитет – неограниченные половые отношения, нерегулируемые нормами (характерен для низших ступеней дикости).

2. Кровнородственная семья – форма группового брака, при котором половые отношения возможны и допустимы только между членами рода или племени, которые принадлежали к одному поколению (круг половых партнеров постепенно сужался, что привело к возникновению пуналуальной семьи).

3. Пуналуальная семья – форма группового брака, при котором из половых отношений исключались наиболее близкие родственники по женской линии, а позже – и они, и далекие родственники того же поколения (это брак между людьми одного поколения, но из разных родов – группа сестер одного рода с группой братьев другого рода).

4. Парная семья (синдиасмическая) – возникла на меже дикости и варварства – переходная к моногамной семье. Брачные связи могли разрываться и дети оставались с матерью.

5. Моногамная семья строится на связи одного мужчины и одной женщины. Причина возникновения – стремление обеспечить бесспорность отцовства и право наследников владеть семейным имуществом.

По форме брака, который определяет тип семейной организации, семьи делятся на полигамные и моногамные. Если брак заключается между одним мужчиной и одной женщиной, то такая форма называется моногамией. Брачный союз более двух партнеров называется полигамией. При этом различают полигинию (брак одного мужчины с несколькими женщинами) и полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами, бытует в некоторых обществах Южной Индии и Тибета). Еще одной разновидностью полигамного брака является групповой брак (так называемая пуналуальная семья), когда несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно в брачных отношениях между собой. Еще сравнительно недавно она существовала на Маркизских островах, хотя в прошлом была довольно распространенной.

На форму брака влияют демографические факторы (количество мужчин и женщин), традиции, экономические факторы и тому подобное. Например, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям одновременно, потому что она не разделяется на участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют одну общую жену, что привело к полиандрии.

По данным этнографов и социологов, только 40 современных обществ основаны на моногамном браке, 145 – на полигинии и только 2 – на полиандрии.

По правилу выбора партнера различают экзогамный и эндогамный браки. Если правило предусматривает выбор брачного партнера вне своей группой (вне своей семьи, племени, общины, социальной страты) – такой брак является экзогамным. Наряду с этим существует правило, которое предполагает выбор партнера внутри определенных групп (например, внутри своей касты, расовой или религиозной группы), что приводит к эндогамному браку.

В зависимости от места проживания молодой семьи различают брак патрилокальный ( молодые супруги поселяется в семье мужа или поблизости от дома его родителей), матрилокальный ( молодые супруги живут в семье невесты или поблизости от ее родителей), неолокальный брак или унилокальный ( молодые поселяются отдельно и от родителей мужа и от родителей жены) и, наконец, дислокальный (муж и жена живут порознь).

Для характеристики семьи имеет значение система определения родословной и правила наследования фамилии, имущества, престижа и социального положения. Различают три типа таких систем родства и наследования: по мужской линии (патрилинеальний тип наследования), по женской (матрилинеальний тип) и по обеим линиям. Социологические исследования показывают, что в 40% мировых культур общепринятым является двухсторонняя родословная, когда при определении родства в равной степени учитываются родственники как по отцовской, так и по материнской линиям.

Структура семьи определяется всей совокупностью отношений между ее членами, включая, отношения власти и авторитета, отношения родства, системы хозяйственных и духовно-нравственных отношений.

В общей системе семейных отношений существует два основных типа структуры семьи - нуклеарная и расширеная.Нуклеарная (от лат. Nucleus - ядро) - это простая семья, состоящая из супружеской пары без детей или с детьми, которые не состоят в браке. При наличии обоих родителей, которые образуют ядро ​​нуклеарной семьи, последняя называется полной, а при отсутствии одного из них - неполной. Неполная семья образуется вследствие смерти одного из супругов или из-за развода, а также в результате рождения внебрачного ребенка. Расширенная семья, в отличие от нуклеарной, включает три и более поколения или две и более нуклеарных семьи, живущих вместе и связаны общим хозяйством. Преобладающей формой семьи в мире является расширенная семья: 92 общества против 47, где более распространена нуклеарная.

Также по количеству имеющихся в семье детей различают: бездетные, однодетные, малодетные (2 ребенка), многодетные (от 3-х и более детей).

Современные семьи также отличаются по типу иерархии престижа и модели власти. Патриархальной является семья, в которой власть принадлежит мужчине. Такой тип распределения власти считается общепринятым и даже узаконенным во многих странах. Значительно реже встречается матриархальная семья, в которой власть принадлежит женщине, жене и матери. В современных условиях преобладает эгалитарная семья, или биархатная, т.е. равноправная, характеризующаяся тем, что престиж и власть распределяются между мужем и женой поровну. Различают также авторитарную семью, которая характеризуется жестким подчинением жены мужу, а детей – родителям, и демократическую, основывающуюся на равном участии каждого из супругов в принятии решений, на добровольном распределении обязанностей и ролей в соответствии со способностями и личными качествами супругов. Социологические исследования показали, что среди «биархатных» браков в два раза больше счастливых (60%), чем среди патриархальных.

 

Тенденции, проблемы, перспективы семейно-брачных отношений
Семья - это социальный институт, который много веков почти не подвергался принципиальным изменениям. Однако, политические, социальные, экономические и культурные изменения, происходящие в обществе в XXI веке, существенно повлияли и на состояние семьи. В ней происходят настолько радикальные преобразования семейной структуры, отношений между родителями и детьми, а также интимных отношений вообще, что внушает глубокую тревогу за будущее семьи.

Многие исследователи, анализируя тенденции в развитии семьи, высказывают предположение, что как социальный институт она исчерпала свою роль и в будущем прекратит свое существование. Другие считают, что семья только переживает кризис, связанный с переходом от традиционной к новым ее форм, но как социальный институт она сохраниться. По мнению французского социолога Л.Русселя, семья находится где-то посередине "между обесцененным прошлым и неопределенным будущим", то есть идет поиск новых форм семьи.

Семья как социальный институт отличается гибкостью и устойчивостью, признаков полного уничтожения семьи не наблюдается.

Какие же тенденции характерны для семьи на современном этапе?
Одной из сильнейших тенденция, характеризующаяся значительным увеличением числа разводов. Такая тенденция наблюдается во всех развитых странах, за исключением, возможно, Японии, где влияние информационной стадии развития общества еще не успело ослабить традиционно крепкие семейные отношения. Хотя в Японии также увеличивается количество разводов, но в целом семья здесь является предметом особой заботы и государства, и бизнеса, и общества. Многие крупные фирмы имеют в своем штате инструкторов по работе с семьей. Штатные сотрудники и добровольцы в стране занимаются реализацией программы планирования семьи. Результаты их деятельности впечатляют.

Тенденция к увеличению количества разводов характерна и для Украины. Она является абсолютным лидером по разводам в Европе. Здесь на 1000 жителей приходится 5,3 разводов, пишет австрийская газета Due Presse. За ней следует Россия с 5,0 разводами. Меньше всего их в Боснии и Герцеговине, Македонии и Черногории, а также в Италии (0,90 развода на 1000 жителей). По данным Минюста Украины в 2010 было зарегистрировано 300 тыс. браков, в 2011 - 355 тыс. Экс-министр юстиции Украины Александр Лавринович сообщил, что в течение 2010 года в Украине было зарегистрировано рекордно низкое количество разводов. В целом в 2010 году 126 000 пар расторгли брак, что почти на 14% меньше, чем в 2009 году, и почти на 25% меньше, чем в 2008 году. Однако в 2012 году было зарегистрировано 135 тыс. Разводов, что в 10 раз больше, чем в Европе. Их количество растет с запада на восток. Среди греко-католиков разводов меньше, чем среди православных, а наивысшее количество разводов зарегистрировано среди неверующих. Однако религиозный фактор в данном случае не является решающим, он согласуется со многими другими факторами.

Основными причинами разводов можно назвать этико-психологические, экономические и физиологические.

Среди этико-психологических причин разводов на первом месте стоит алкоголизм, нередко сочетающийся с жестоким отношением к брачному партнеру и детям, сопровождается деградацией личности, приводит к распаду духовной связи супругов. Также супружеская измена, несовместимость характеров (которая нередко является следствием других причин), вмешательство родственников, безответственное отношение к семейным обязанностям, неравномерное распределение обязанностей по хозяйству (женщина на домашнюю работу тратит времени в 2-3 раза больше, чем мужчина) и другие.

Среди причин экономического характера наиболее острой является материально-жилищная. Когда легко найти работу, которая дает высокий и устойчивый заработок, позволяющий содержать семью без мужа, то люди гораздо легче решаются на развод.

Среди физиологических причин - физиологическая несовместимость, невозможность иметь детей, болезни.

Можно согласиться с мнением некоторых отечественных социологов, которые считают, что увеличение количества разводов обусловлено не только ростом неустойчивости супружеских отношений, но и легкостью получения развода, которое стало основным средством разрешения конфликтов. Надо отметить, что на статистику разводов за рубежом влияет и сложность бракоразводного процесса, и размер алиментов. В нашей стране супруги могут развестись уже через месяц после подачи заявления. А в Италии нужно сначала доказать, что бывшие супруги уже 3 года прожили отдельно, а аргументы - "не сошлись характером" - поводом для развода не считаются. Минимальная сумма алиментов в нашей стране - около 400 грн. На Западе ребенок получает гораздо больше. К тому же в большинстве стран "пособие" выплачивается не только на ребенка, но и на экс-жену, которое она получает, пока снова не выйдет замуж (например, в Турции).

Для современной семьи характерна также тенденция к снижению рождаемости, увеличение количества бездетных семей (в Украине, например, 20% семей не хотят или не могут иметь детей, средний размер семьи колеблется от 3,1 до 4 человек (в странах Средней Азии средний размер семьи - 5-6 человек). С точки зрения демографии оптимальный количественный состав семьи, обеспечивающий расширенное воспроизводство общества - 5 человек: родители и трое детей. Однако дети, выросшие в семьях, где есть трое и более детей, составляют только примерно 1/6 часть от общего количества детей в Украине. Результаты исследования показывают, что семья с одним ребенком в Украине становится распространенным явлением (62,4%), в каждой третьей семье родители решились на рождение второго ребенка, семьи с тремя детьми не превышают 6,3% от общего количества семей.

Также среди тенденций современной семьи следует отметить:

- рост численности неполных семей (50% разводов в Украине приходится на семьи с детьми) и детей, рожденных вне брака (почти каждый пятый ребенок в Украине). «Матери-одиночки» теперь не подвергаются такой обструкции и пренебрежению, как прежде. Такой стиль жизни сегодня вполне социально приемлемый. Большинство женщин, которые являются самостоятельными и могут материально обеспечить и себя, и своих детей, не хотят попадать в зависимость от мужчин только потому, что этого требуют социальные традиции нуклеарной семьи;

- уменьшение средней продолжительности брака;

- увеличение среднего возраста людей, которые вступают в брак. По данным Института демографии и социальных исследований, если среди украинцев в возрасте 50-54 лет в официальном браке находятся более 80% людей, то среди молодежи до 30 лет - только 44%. Сегодня в государстве средний брачный возраст мужчины - 30, женщины - 27 лет;

- увеличение количества одиноких людей, которые ни разу не зарегистрировали брак; Интересно, что количество холостых и незамужних растет в соответствии с повышением уровня образования. Это особенно касается женщин;

- сокращение количества повторных браков;

- проживание супружеских пар без регистрации брака. 10- 12% пар официально не регистрируют брак, в основном это молодежь до 35 лет;

В чем причина этих явлений? Дело в том, что современная семья находится под воздействием не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций мирового масштаба. Среди них социологи называют следующие:

- возрастание роли женщин в экономической, культурной политической сферах общественной жизни. Характерно, что в нашей стране количество женщин, которые идентифицируют себя в первую очередь с работой, а не с семьей, выше, чем во многих странах Европы: в Украине таких женщин около 20%, в Венгрии - 0,1%, в Германии - 4%. Правда, в Польше и России количество женщин, для которых карьера стоит на первом месте, еще выше, соответственно - 33% и 25%. В США женщины составляют примерно 44% занятых, в Украине - более 50%, есть отрасли почти полностью феминизированные. И хотя наши женщины по уровню зарплаты отстают от мужчин (у них она составляет 53 - 86% от заработка мужчин, в Швеции - более 90%), они чувствуют себя социально и экономически независимыми. А это вызывает у них стремление к большей самостоятельности, пересмотра традиционной структуры семейных отношений, равноправия с мужчинами в принятии решений;

- образование двух центров жизни - работы и дома (раньше профессиональная деятельность и домашнее хозяйство сочетались). Еще один важный фактор - противоречия между профессиональной работой и семейными обязанностями женщины. Такое фактическое неравенство, когда женщины вынуждены "нести два чемодана", уменьшает возможность их профессионального роста и культурного развития, они значительно реже оказываются на руководящей должности, в органах власти. Это приводит к конфликтам и распаду семьи.

- эволюция взглядов общества на сексуальную мораль (сексуальная революция связанная с ослаблением социального контроля, ростом анонимности интимных отношений, смягчением традиционных представлений о дозволенном и недозволенном поведении).

Все эти тенденции связаны преимущественно с переходом многих современных обществ к "индустриальной" и "постиндустриальной" стадии развития, характеризующихся новой моделью репродуктивного поведения и семейно-брачных отношений. В современной семье родства отделяется от социально-экономической деятельности, уступая экономическим целям индивида. В результате уменьшается значение для общества экономической функции семьи.

Роль семьи в процессе воспроизводства человека тоже меняется. Современный человек значительно меньше воспитывается в семье, чем это было раньше. Функцию воспитания молодого поколения берут на себя детский сад, школа, система профессионального обучения, учреждения высшего образования, общественные организации, органы местного самоуправления и средства массовой информации. Американские ученые подсчитали, что школьники больше времени тратят на телевизор, чем на общение с родителями. Поэтому можно говорить о снижении функции социализации семьи.
На вопрос, "что делает брак счастливым?" 90% американцев ответили "любовь" и только 56% - "финансовую защиту". Среди факторов, обеспечивающих образование крепкой семьи, американские респонденты называют также заботу друг о друге, совместное проведение досуга, уважение, общение, здоровье (честность, ответственность, терпение, сердечное тепло), преодоление семейных кризисов. Главным фактором, побуждающим человека к браку, становится собственное желание, а не диктат со стороны общества или государства. Семья все больше становится независимой от государства и общества в целом.
Характерной особенностью современной семьи является автономия ее членов. Чем выше уровень культурно-цивилизационного развития общества, тем больше члены такого общества осознает себя как индивидуальность, тем больше их потребность в самостоятельности и самореализации. В семье, в частности, автономность проявляется в том, что интересы супругов значительно шире собственно семейных и круг их общения выходит за пределы семьи. Их семейное поведение регулируется не столько обычаями, традициями и внешними воздействиями, сколько индивидуальными представлениями, эстетическими идеалами и моральными ценностями.

Современная семья активно реагирует на рост автономности своих членов. Появляются новые, альтернативные формы семейных структур: брачные контракты на определенный срок, брак с испытательным сроком (без рождения детей), "гражданский брак" (внебрачная или консенсусная семья), "дистанционный брак" (отдельное проживание супружеской пары с периодическими встречами), "конкубинат" (когда семья распалась и ее члены собственную жизнь, но детей воспитывают совместно), однополые браки, групповой брак-коммуна и др.

Коммуна - своеобразная форма расширенной семьи. Тенденция к созданию коммун возникла на Западе в шестидесятые годы ХХ века. Это была своеобразная форма социального протеста. Члены коммуны считали, что создавая коммуны, они бегут от одиночества, меркантилизма и лицемерия общества и его семейной основы. Кроме того, люди, которые выбрали коммунальную жизнь, считали традиционную семью шаткой и неэффективной. Нормы отношений между членами отдельных коммун - разные. Во многих коммунах главной задачей считается воспитание детей родительским коллективом. Есть коммуны, в которых практикуется групповой брак. В большинстве коммун проживало много взрослых людей, некоторые были женаты друг с другом, здесь жили и их дети. Однако брачные и кровные связи играли второстепенную роль в жизни коммун. В результате исследования 31 городской коммуны в Детройте в 1972г. было установлено, что, по мнению их участников, эмоциональная поддержка - важнейшая жизненная необходимость и найти ее люди надеялись именно в коммунах, а не в традиционной семье. Артур Эллис, который исследовал коммуны хиппи в конце 60-х гг. ХХ в. отмечал, что все они являются нестабильными. Это объясняется тем, что почти невозможно найти четырех или более взрослых людей, которые могут жить в любви и гармонии. В коммунах слишком сложно координировать повседневную жизнь так, чтобы избежать ревности и конфликтов. Существуют также проблемы распределения работы и лидерства.

Большинство ученых рассматривают изменения в функционировании супругов - отцовства - родства как следствие незаконченного, затянутого перехода от традиционной семьи к современной, связанного с негативными моментами развития семьи. Поэтому предложения о проведении семейной политики, по сути, сводятся к семейной терапии, облегчают отдельным семьям становления «нового» и искоренение «старого».

Одной из важных задач становления семейно-брачных отношений является воспитание семейной культуры подрастающего поколения. Необходимо, переломить негативную тенденцию, создать систему подготовки молодого поколения к новому типу семейной жизни, используя образование, СМИ, общественное мнение, влиятельные общественные организации. Крайне необходимы разработка и внедрение в семейную жизнь государственных программ, направленных на преодоление проблем семьи. Система семейного воспитания должна включать в себя: 1) воспитание нравственных ценностей семьи как среды эффективной социализации и самореализации личности; 2) формирование личной психологической готовности к браку; 3) формирование культуры половых отношений, воспитания культуры межличностных отношений; 4) правильное понимание и выполнение супружеских обязанностей, готовность к компромиссам, терпеливое и уважительное отношение ко всем членам семьи.

Таким образом, проблемы семьи и брака, рождаемости и смертности были актуальны во все времена и у всех народов, независимо от общественного строя и политических порядков. Эпохи стабильного развития семейно-брачных отношений сменялись эпохами критическими, переходными. Переходы от матриархата к патриархату, от полигамии к моногамии сопровождались кардинальной перестройкой всех общественных отношений. Эпоха цивилизации опирается на семью супружескую, моногамную, которая прошла эволюцию от семьи расширенной многодетной к современной нам малодетной (или даже бездетной) нуклеарной. Снижение рождаемости и общее старение населения в наиболее развитых, благополучных странах - следствие этой эволюции. Очевидно, что современное общество переживает очередную критическую, переходную эпоху в развитии семейно-брачных отношений. Мы находимся только в начале этой эпохи, и контуры новых форм семьи и брака еще не определились, однако их появление неизбежно, о чем говорит весь предыдущий опыт мировой истории.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение «семьи» и «брака».

2. Докажите, что институт семьи является базовым для всех обществ.

3. Когда семья изучается как социальный институт, а когда - как малая социальная группа?

4. Назовите основные функции семьи. Как они изменились с развитием общества.

5. Чем отличается нуклеарная семья от расширенной?

6. Какие факторы способствуют разрушению расширенной семьи в индустриальном обществе?

7. Какие формы распределения власти в семье?

8. Приведите примеры исторических форм брака.

9. Какие альтернативные формы семейных структур вам известны?

10. Какие, по вашему мнению, перспективы имеет современная нуклеарная семья?

11. Какой из типов семьи доминирует сегодня в нашем обществе?

12. Какие из проблем современной семьи являются наиболее острыми?

13. Определите основные тенденции развития современной семьи.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1.Антонов А. И. Новая альтернативная школа в американской социологии //Вестник МУ, 2003, №3.

2. Антонов А.И., Бергер Б. Нуклеарная семья как первооснова цивилизации в исторической перспективе //Вестник Московского университета, 2003, №3.

3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1996.

4. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология. – М.: ИНФРА-М, 2002.

5. Карцева Л.В. Семья в трансформирующемся обществе //Вестник Московского университета, сер.18, 2004, №1.

6. Лукашевич М.П., Туленков М.В. Соціологія. Базовий курс: Підручник. – К.: Каравела, 2005. – 312 с.

7. Павліченко П.П., Литвиненко Д.А. Соціологія. Навчальний посібник. – К.: Лібра, 2002.

Тема 8: СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Понятие личности в социологии: основные концептуальные подходы.

2. Сущность, этапы, механизмы и агенты социализации человека.

3. Типология личности.

4. Девиантное поведение и социальный контроль.

 

1. Рассматривая проблему человека социология взаимодействует прежде всего, с другими общественными и гуманитарными науками. Социология личности рассматривает взаимоотношения человека и общества, личности и группы. Каковы люди – таково и общество. По мнению югославского социолога Р. Лукича «Человек является продуктом общества, и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что в нем объединены люди, а не другие существа».

Под личностью в социологии понимается конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и социальных отношений, относящихся к сущности данного общества. Личность – это понятие социальное. Она выражает все что есть в человеке надприродного, исторического, культурного. Личность – это социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Личностью человек становится под влиянием деятельности и общения, воспитания и обучения, т.е. в процессе социализации. Данное понятие используется для того, чтобы подчеркнуть не природную, а социальную сущность человека, служит для характеристики социального в человеке.

Понятие личность используется для характеристики духовного начала человека, совокупности духовных свойств человека, его внутреннего духовного содержания. Понятие «личности» богато по содержанию и включает не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека.

Личность – это социально функционирующий человек, не объект, а именно субъект общественной жизни, активный самостоятельный деятель, который в отличие от человека является продуктом не только природы, но и общества.

Говоря о личности, чаще всего, имеют в виду, отдельного человека. Но кроме слова «личность» есть ряд близких ему понятий: «человек», «индивид», «индивидуальность».

Понятие «человек» – родовое понятие, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду – высшей ступени развития живой природы. Человек существо биосоциальное. Как живое существо он подчиняется биологическим, физиологическим и социальным законам. Спецификой человека по сравнению с другими живыми существами заключается в том, что он обладает членораздельной речью, мышлением, сознанием, потребностью и способностью к практической деятельности. Следовательно, эти понятия различаются как свойство и субстрат. Известно, что человек как субстрат, с одной стороны, – предмет природы, а с другой – общественное явление, элемент общества. Эти две стороны сущности человека играют в определении понятия личности различную роль. Свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому, а как социальному существу, т.е. общественно-историческому человеку.

Понятия «человек» и «личность» находятся в определенном отношении, нередко отождествляются, употребляются как синонимы, однако между ними между ними есть глубокие смысловые различия. По своему содержанию эти понятия отнюдь не тождественны. Во-первых, человек есть целостность, а личность часть, компонент человека. Во-вторых, человек есть существо биосоциальное, тогда как понятие «личность» характеризует общественную сторону человека, поднявшегося до определенного уровня социализации. В-третьих, понятие личность указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства.

Понятие «индивид» характеризует отдельного человека. Это единичная особь, принадлежащая человеческому роду, конкретный носитель всех социальных, психологических и биологических качеств человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Индивид – это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» противоположны как по объему, так и по содержанию. Понятие “индивид” может употребляться для определения человека как единичного носителя общественных отношений и функций, для выделения единичного представителя какой-либо социальной группы. В этом случае конкретные качества и различия людей не фиксируются, отмечается лишь тот факт, что они являются “единицами”.

Более точно специфические особенности человека определяются понятием “индивидуальность”. Личность всегда индивидуальна, поскольку каждая личность неповторима. Индивидуальность – это проявление неповторимого, уникального единства унаследованных и приобретенных (природных, социальных, физиологических, психологических) особенностей, которые отличают одного человека от другого.

Важно подчеркнуть общественный, социальный характер деятельности личности в отличие от индивидуальности. Индивидуальность утверждает себя, а личность некие социальные идеалы; у индивидуальности – индивидуальная самодеятельность, а у личности – общественная, общественно-значимая. Однако становление индивидуальности не предполагает самоизоляции. Наоборот, осознавая свою незаменимость, индивидуальность осознает и свою полную идентичность с другими людьми: так как понять свою уникальность можно только в сравнении с другими индивидами, убедившись, что все другие люди в чем-то не такие. Мерой ответственности человеческой индивидуальности является осознание своих жизненных осуществлений как общечеловеческих. Когда чего-то достигает отдельная индивидуальность, это демонстрирует возможности человечества или человека, как представителя рода.

Таким образом, каждый индивид является человеком и только под влиянием общества он может сталь личностью. Личность является воплощением социально значимых черт. и особенностей данного общества, его культуры норм и ценностей. Личность – это субъект социальных групп, общностей и социальных процессов, которая может формировать новые социальные образования в соответствии со своими собственными интересами.

Человеком рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

Основные концептуальные подходы, позволяющие дать ответ на вопрос «каждый человек является личностью?».

Формально-логический подход признает личностью не каждого человека, а только такого, который имеет определенные позитивные качества. Таким образом, личностями нельзя признать феральных людей («изолянты», «детей маугли»). Неотъемлемыми признаками личности являются самосознание, ценностные ориентации, стремление к свободе, сила воли, ответственность за свои поступки, определенная автономность относительно общества. Индивид тем больше заслуживает право называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии.

В рамках диалектико-логического подхода личность определяется через диалектику единичного, особенного и общего. Все люди имеют определенные общие черты – биологические и социальные. В то же время каждый человек имеет свои только ему присущие особенности, свою биографию, профессию, свои отношения с обществом. Если рассматривать общие характеристики человека, в соотношении с индивидуальными особенностями, то это и будет личность. С этой точки зрения понятие личность относится ко всем людям без исключения, т.к. каждый человек является носителем индивидуальных и общих признаков.

Многомерная и сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей обуславливает большое количество подходов к пониманию личности.

В научной литературе утвердилось мнение, что специальной социологической теорией личности является ролевая концепция.

Ролевая теория личности (Дюркгейм, Вебер, Парсонс, Шибутани, Кон, Ядов). Исследуя поведение человека, последователи ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли. При этом ссылаются на слова пьесы Шекспира «Как вам это нравится»:

Весь мир – театр

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик.

Каждая роль требует от актера определенного поведения, стало быть, это поведение может соответствовать или не соответствовать ожидаемому. Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – это часть процесса социализации. Это маска, в которую обличается человек, попадая в люди. Социальная роль – это совокупность обязательных для выполнения в данной сфере деятельности норм поведения, а также само это поведение связанное с его социальным статусом, которое не вызывает негативных реакций у окружающих. Основными ролями большинства личностей являются роли собственника, труженика, потребителя, гражданина, члена семьи. Социальная роль – это совокупность требований общества к людям, занимающим определенные социальные позиции. Это требования в виде приказов, желаний, ожиданий определенного поведения, которое регламентируется конкретными социальными нормами. Социальная роль определяется, главным образом существующими ожиданиями других людей относительно позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками. Например, роль врача понимается обобщенно, как ожидаемое поведение независимо от личностных чувств конкретного человека.

Поскольку один и тот же индивид выполняет несколько социальных ролей, то между ними возможны как отношения гармонии, так и дисгармонии. В последнем случае на почве противоречивости между ролевыми требованиями и ожиданиями возникают внутренние межролевые конфликты (компетентный директор – малокомпетентный депутат, хороший семьянин – плохой специалист, способный инженер – неудачный менеджер).

Ученые И.С. Кон, М. Кон уверяют, что современный человек, отвергая любую роль, становится «актером», который способен к постоянным социальным перевоплощениям и играет множество ролей, не принимая их в серьез.

Исследователи Т. Адорно, К. Хорни и другие неомарксисты и неофрейдисты, в своих работах обосновали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества – это невротик. Давно распались системы общностей, где имелись общепринятые устойчивые ценности, и сейчас каждая социальная роль человека заставляет его «играть» в новой системе ценностей, предпочтений и стереотипов (выходя из дома, попадая в транспорт, на работу, забегая в клуб, кафе, все время менять амплуа и социальные «маски»). При этом его Супер-Эго (свер-Я, нормативная структура личности, совесть, мораль, значимая традиция, представления о должном) становится «размазанным», неопределенно-множественным, плюралистичным.

Несчастен тот, кто вживается в роль; он становится невротиком, ибо не может соответствовать меняющимся требованиям, выдвигаемым множеством общностей, в которые он вписан. Будучи даже очень хорошим руководителем, нельзя оставаться директором и дома, поскольку близкие ценят данного конкретного человека, возможно, совсем не за качество и эффективность управления; и наоборот: являясь в семье любимым избалованным ребенком, вряд ли стоить ожидать восторженной привязанности к себе в кругу коллег и друзей.

Обилие ролей, исполняемых человеком в современном обществе, остро ставит проблему личностной и социальной идентификации. Исследователи подчеркивают разрушительное воздействие на личность неспособности без проблем идентифицировать себя с группой.

Статусная теория личности. Социальный статус – положение (позиция) индивида или группа в социальной системе в зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям.

Поведенческая теория личности. Обращается внимание на то, что своеобразие поведения человека зависит от характера его взаимоотношений с социальной группой или общностью, к которой он принадлежит. Неотъемлемый элемент поведения – общение. Определяющим социальную деятел



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.103 (0.015 с.)