Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 2. Специальные социологические теории

Поиск

Тема 6: Социология культуры.

 

1. Понятие «культура» и ее функции

2. Структура культуры.

3. Формы культуры.

4. Культура как процесс. Культурная динамика

 

 

Одним из ценнейших достижений социума, которое влияет на фундаментальные процессы в нем, является культура. Она сложное динамическое образование, которое имеет

исключительно социальную природу. Хотя понятие культуры и общества отличаются друг от друга, между ними есть много общего. Общество это система взаимоотношений, которая объединяет индивидов на основе общей культуры. Культура не существует вне общества, а общество не мыслимо без культуры.

Культуру изучают многие науки – философия, история, культурология и т.п. Но социология имеет свой ракурс исследования этого социального феномена. Она изучает роль культуры в формировании и развитии социальных систем – социальных институтов, групп, общества в целом. Социологи интересуются, каким образом культура влияет на развитие социальных сообществ. Фактически, все социологические школы и направления признают особое ключевое значение культуры в развития общества.

Специфика социологического анализа общества определяется тем, что в отличии от животных человек существо культурное. Его поведение лишь отчасти обусловлено инстинктами, которые касаются удовлетворения внутренних биологических потребностей (потребность в еде). Поскольку выживание человека не гарантировано самой природой.

Функцию приспособления к природе и ее покорения берет на себя культура. Она не наследуется биологически, а предполагает обучение и воспитание и напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме посредством языка.

Культура организует человеческую жизнь, упорядочивает социальный опыт и регулирует поведение людей в обществе. При помощи культуры человек овладевает окружающей средой, подчиняет ее себе, приспосабливает к удовлетворению своих потребностей.

Человека не только создает окружающая среда, но и она создается человеком. Человек создает вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих взаимоотношений, систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения своих потребностей. Каждая социальная группа (и даже личность) живет в мире своих правил, норм, обычаев, системе эстетических взглядов.

Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляет сферу человеческой культуры.

Современное понятие "культура" происходит от латинского cultura, что изначально означало "обрабатывать землю", "заботиться", "выращивать". Поэтому становятся понятными такие выражения, как "культурное растение", "сельскохозяйственная культура", то есть созданные, выведенные человеком. Древнеримский мыслитель Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.) в работе "Тускуланские беседы" распространил значения этого слова на интеллектуальные явления, называя философию, по аналогии с возделыванием земли - "возделыванием духа". В ХVІІ ст. это призабытое понятие возродил немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646 – 1716), а с 60-х гг. XVІІІ ст. этим термином стал широко оперировать еще один немецкий мыслитель Йоганн Гердер (1744 – 1803). С этих пор культура стала центральным понятием европейского самосознания. Гердер трактовал культуру как орудия, которое служит человеку для того, чтобы он смог выжить в жесткой естественной среде, как своеобразный способ подчинение человеком сил природы.

Однако в научном обиходе понятие культуры имеет значительно больше оттенков. Существует множество пониманий культуры с точки зрения здравого смысла, что осложняет научное определение этого понятия. Наиболее удачное определение понятия «культура», по-видимому, дано английским этнографом Э.Тейлором: «Культура – это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль и др., способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества».

В узком смысле культура – это ценности, убеждения, нормы поведения, присущие определенной социальной группе, конкретному обществу.
В широком значении культура – социальный механизм взаимодействия личности, общества со средой обитания (естественным или социальным), что обеспечивает передачу опыта и развитие деятельности.

В историческом контексте под культурой понимается социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, который образует ткань человеческой жизни. Культура – это все, что производиться, социально усваивается и распределяется членами общества, передается другим поколениям.

В нормативном контексте культурой называют способ жизни, совокупность стандартизированных верований или практик, которым следует община или племя. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

В аксиологическом (ценностном) аспекте культуру понимают как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как человеческую деятельность по их созданию, распространению и хранению. Все культурное наследие можно рассматривать, как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает в себя слова, идеи, привычки, обычаи, которые люди создают, а затем поддерживают. Нематериальная культура является первичной по отношению к материальной. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов, которые являются показателем эстетической, моральной составляющей культуры исполнителя. В игре в хоккей, например, элементы материальной культуры: щитки, шайба. Нематериальная культура: правила, стратегия игры. При этом следует признать, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры. (Если будет забыта нематериальная составляющая хоккея, то игра исчезнет).

В психологическом контексте культуру определяют как способ адаптации людей к условиям окружающей среды, или как процесс обучения и формирования навыков, как биологически не унаследованное поведение, которое требует каждый раз нового усвоения. Культура создается людьми, культуре обучаются, поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм и идеалов происходит формирование личности и регулирование ее поведения.

Сегодня в социологии феномен культуры сохраняет многозначность смыслов и рассматривается как:

- важный регулятор человеческого поведения. Культура указывает, как и что мы должны делать, задает стандарты правильного поведения;

- для обозначения общего процесса индивидуального, духовного, эстетического развития;

- показатель уровня развития общества, основанного на праве, порядке, гуманности нравов;

- способ существования или образ жизни, свойственные конкретному обществу, определенной группе людей;

- способ передачи человеческого опыта и способ отражения качественных изменений связанных с развитием науки и техники, открывающих новые возможности для производства и распространения культурных ценностей;

- обозначение форм и продуктов интеллектуальной деятельности и прежде всего художественной: музыки, литературы, кино, театра и т.д.

Культура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком.

Культура как социальный институт осуществляет свою деятельность через определенные функции.

Творческая (гуманистическая) функция. Заключается в развитии творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности, в выработке новых знаний, норм, ценностей, их обновления, а в отдельных случаях заимствования из других культур и народов. Полнота реализации этой функции зависит от исторического опыта, умения решать социокультурные проблемы, от знания и учета традиций, обычаев, состояния общественного мнения, верований, убеждений, общественных санкций и поощрений, принятых в обществе.

Гносеологическая (познавательная) функция. Культура является средством познания общества, социальных групп, личностей. Влияет на формирование и развитие мировоззрения как существенного элемента культуры в пределах определенной культурной системы.
Информационная - функция накопления, хранения, трансляции знаний, норм, средств поведения, ценностей, социального опыта. Обеспечивает связь времен, поколений. Основными механизмами культурной наследственности естественная память людей, коллективная память, сохранившаяся в языке, духовной культуре, архитектурных памятниках, в вещественных средствах - текстах, книгах.

Коммуникативная – функция социального общения, на основе общепринятых ценностей. Обеспечивает интеграцию общества и социальных групп. Оказывается, в частности, через механизм межкультурной коммуникации, то есть через механизмы восприятия «нового», социального общения, обмена информацией между людьми, которые являются носителями отличных между собой ценностей, стереотипов, поведенческих форм.
Ценностно-ориентационная функция. Культура задает определенные координаты ценностей, в которых существует и на которые ориентируется человек, формируя важнейшие духовные ориентиры.

Нормативно-регулирующая (социального контроля) функция. Заключается в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека. Оказывается в действии таких элементов культуры, как право и мораль.

Селекционная функция (фильтрации) культурных форм. В разных обществах признаются различные ценности, поэтому культура отбирает те культурные формы, которые лучшим образом позволяют обществу адаптироваться к новым условиям, соответствуют запросам народа.

Итак, культура организует человеческую жизнь и влияет на все сферы общественной жизни через ряд каналов:

1) через социализацию и формирование отдельной личности;

2) через создание и применение ценностей;

3) через образцы деятельности и поведения;

4) через создание моделей институтов и социальных систем.

 

Структура культуры  
Культура – сложное социальное образование, имеющее внутреннюю структуру, состоящую из базисных элементов.
Первоосновой культуры является язык как главное средство общения, объективная форма хранения и передачи

человеческого опыта. Используя символическую коммуникацию, человек обменивается ценными мыслями, способами совместных действий, указаниями. Использование письменности позволило практически безгранично усложнять и развивать культуру, сохранять и передавать неограниченному числу людей элементы технологии, традиций, ценностей, культурных норм, воспроизводить утерянные и разрушенные культурные ценности.

В каждой социальной группе формируется социолингвистика, свой язык. У каждого человека есть не только социальный, но и культурно-языковой статус. Он обозначает принадлежность к конкретному типу речевой культуры –литературного языка, просторечия, диалекта. Стиль речи свидетельствует не только о культурно-языковом статусе говорящего, но и о его образе жизни, условиях воспитания, социальном происхождении.

Ученые предполагают, что 5 тыс. лет назад существовало около 10–15 тыс. языков. Сегодня, по данным американской неправительственной организации World Watch Institute, их известно около 6800, причем более половины – мертвые языки, или обречены на гибель и к 2100 г.., по прогнозам этой организации, их останется не более 3 тыс. Более половины современных языков используют только в восьми странах: Папуа Новой Гвинеи, Индии, Индонезии, Нигерии, Камеруне, Австралии, Бразилии и Мексике. Интересен тот факт, что 22 языках сегодня пользуется 75% человечества, а на 7 языках – 50%.
Характерно, что несмотря на вымирание определенных языков, параллельно существует и обратный процесс. Так, например, в свое время был возрожден иврит, которым сегодня пользуются около 5 млн. израильтян. А в Новой Зеландии жители возрождают язык маори.

Определяющим элементом культуры, ее ядром выступают ценностиэто внутренние стимулы активности человека, обеспечивающие смысл и направленность деятельности. Это социально одобряемые и разделяемые большинством людей основания для социальных оценок. Без ценностей не может обходиться ни одно общество, поскольку они упорядочивают человеческий опыт, регулируют поведение индивидов, ориентируют человека в окружающем мире, мотивируют, побуждая к конкретным действиям или бездеятельности. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для большинства людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Ценности формируют представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Убеждение как единство знаний, эмоций, свободы проявляются в разных формах: ценностных ориентациях, социальных установках, нормах, принципах поведения, мотивах действий, поступках. Но в основе всех этих проявлений – ориентация на ценности.

Индивиды могут выбирать, какие ценности принимать и какими руководствоваться. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие – ценностям индивидуализма. Для одного человека высшей ценностью могут быть деньги, для другого – моральная безупречность, для третьих – политическая карьера.

Ценности фиксируют определенные убеждения относительно целей жизни и определяют пути и способы ее достижения. К европейским ценностям стоит относить свободу самовыражения, демократию, успех в работе, семейное благополучие. Поведение, ориентированное на определенные ценности, позволяет выявить ценностные ориентации, характеризующие индивидуальное отношение к ценностям как норме поведения. Если ценности принадлежат группе или обществу, то ценностные ориентации – индивиду.

Ценности могут быть материальные и духовные. Также различают такие группы ценностей: 1) базисные ценности определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Их функция защиты и сохранения целостности социальной группы (патриотизм, вера в Бога). Такая европейская базовая ценность как равенство полов противоречит фундаментальным ценностям ислама. Противоположность или несовместимость базовых ценностей препятствуют взаимодействию культур. Но есть ценности общие для всех типов культур и народов, общечеловеческие ценности (уважение к старшим, забота о детях). Именно на основе таких ценностей возможно взаимодействие и взаимообогащение культур – культурная ассимиляция. 2) смысложизненные - представления о добре и зле, счастье, смысле жизни. 3) универсальные ценности:

- витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, квалификация);

- общественного признания (социальное положение, трудолюбие, уважение);

- межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

- демократические (свобода самовыражения, слова, совести, выбора, национальный суверенитет);

- партикулярные (привязанность к «малой Родине», семье).

Способом закрепления и сохранения культурных ценностей выступают нормы культуры. Когда культура указывает, как и что мы должны делать, тогда говорят, что она нормативная, то есть указывает на образец, стандарты поведения, регулирующие жизнедеятельность людей. Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку. Осуществляя подобные действия, мы придерживаемся общепринятых норм

Рассмотрим основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости:

Нравственные нормы (связаны с моралью). Существуют некоторые обычаи, которые оказываются наиболее важными и выполнение которых касается жизненных интересов группы, которые считаются значимыми для общества и нарушения их крайне нежелательно, такие обычаи называются нравственными нормами, или нормами морали.
Так, некоторые группы считают, что употреблять в пищу мясо коровы или свиньи нельзя. Нравственные нормы передаются другим поколениям не как система практических выгод, а как система "священных" абсолютов.
Лев Толстой различал три вида нравственности: 1) нравственность дикости (моральным является то, что служит моему «Я»); 2) нравственность варварства (моральным является то, что приносит пользу моему окружению); 3) нравственность общечеловеческая (моральным является то, что полезно для всего человечества).

Что является моральным, а что – нет – выбирает само общество. Например, сегодня во многих странах дискутируют по поводу того, может быть разрешена эвтаназия – добровольная смерть как освобождение от неизлечимой и мучительной болезни. По этому вопросу человечество еще не готово к решению этой нравственной проблемы. Впервые эвтаназию на государственном уровне было легализовано нацистами в Германии. По приказу 1939 года Гитлер был создан шесть евтаназийних центров, где в течение двух лет нацисты уничтожили от 100 тыс до 275 тыс. человек: сумасшедших, деформированных младенцев, неизлечимых сифилитиков. Хотя это не была эвтаназия в строгом смысле этого слова, потому что эвтаназия предусматривает добровольный уход из жизни, а нацисты практиковали скорее «добровольно-принудительный». Только решительный протест католической церкви заставил нацистов прекратить эту преступную практику.

Однако, уже в наше время, в 1993 году эвтаназию разрешили в Нидерландах, В 1997г. легализовали в американском штате Орегон, а в 2002г. – в Бельгии.

Институциональные нормы. Это касается обычаев и норм, которые регулируют моменты деятельности общества и это воплощается в его социальных институтах.

Институциональные нормы отличаются тем, что они сознательно и тщательно разрабатываются и устанавливают формальный или неформальный кодекс соблюдение их. Например, деятельность банков, других экономических институтов.

Законы - это усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами. Изучение действий законов показывает, что каждый закон может быть эффективен только тогда, когда он стремится поддерживать те нравственные нормы, которые твердо приняты большинством общества. (Например, закон о запрете частной собственности не поддерживался частью обществ).

Элементом культуры является убеждения. Именно в убеждениях находит отражение то, к чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности. Любые убеждения, связанные с природными или социальными объектами, включают в свою структуру определенную информацию о явлении.

Знания являются результатом познания, то есть специальной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить знания, информация проверяется на истинность или ложность. Ошибочная информация отбраковывается, а истинная, то есть соответствующая реальности, признается научным знанием. Сегодня знания стали одним из главных элементов культуры. Стоит учесть, что между существующей в обществе информацией, знаниями и убеждениями людей, воплощаемых в поведении, существует сложная и неоднозначная связь. (Все знают, что курить вредно, но...).

Правила – это элементы (в том числе и социальные нормы), регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Они включают социальные нормы, стандарты поведения, а также нормы социального наказания или поощрения.

Система ценностей, верований, убеждений указывает на определенный образ жизни человека. Образ жизни отражает не только культурное наследие, но и текущую жизнь человека, общества. Образ жизни включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, стиль одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождения, обычаи, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые не только типичные для данной социальной группы, но и отличают ее от других групп. Например, мы говорим об образе жизни охотников и земледельцев, рабочих и дворян, горожан и крестьян как о чем-то разном, специфическом.

Элементом культуры является привычки, которые возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного повторения. Большинство привычек встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но встречаются так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), они свидетельствуют о дурных манерах.
Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку от окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают аристократов и светских людей от рядовых граждан, воспитанных от невоспитанных. Если привычки формируются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.

Манеры чрезвычайно разнообразны. Одни из них относятся к светской жизни, другие - к повседневной. Ходить опрятно одетым, и не чавкать во время еды, не читать газету за обедом – повседневные манеры воспитанного человека.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традицию (от лат. Tradition - передача) – механизм воспроизводства и передачи из поколения в поколение совокупности представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры, которые люди принимают в силу их полезности. Традиционными могут стать встречи бывших одноклассников, подъем национального или корабельного флага.

Конкретным выражением традиций является обычаи. Это фрагменты традиций. Обычаи – традиционно установившийся порядок поведения, одобренный обществом, массовый образец действий, которые рекомендуется выполнить. Это наиболее удачные способы групповой деятельности, птимальные образцы поведения, которые позволяют людям лучше взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом.
Примером обычая может быть то, что индивиды, входящие в социальной группы, могут употреблять пищу один, два и более раз в день; это можно делать стоя (на светских раутах), лежа (в Древнем Риме), сидя на полу (в мусульманских странах).

Обычаи также основаны на привычках, но относятся не к индивидуальным, а коллективным привычек. Обычаи гостеприимства, празднование Рождества и Нового Года, уважение к старшему и многие другие хранятся народом как коллективное достояние, ценность.

Ритуал также является элементом культуры – это очень стилизованный и тщательно распланирован отбор жестов и слов, выполняемый лицами, специально избранными и подготовленными для этого. Ритуал наделен символическим значением. Он призван драматизировать определенное событие, вызвать у зрителей благоговение и трепет. Приношения человека в жертву языческому богу – яркий пример ритуала. Ритуалы распространены в религиозной, политической (например, подписание международных договоров, инаугурация президента) и даже гражданской сферах (ритуал бракосочетания, получения паспорта и т.д.).

Перед социологами встает проблема – определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре, то есть существуют культурные универсалии. Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, которые присущи всем культурам независимо от географии, исторического времени и социального устройства общества.

В 1959. Американская социолог Дж. Мердок выделил примерно 80 универсалий – элементов, общих для всех культур: возрастная градация, нательные украшения, календарь, кооперация труда, танцы, этикет, игры, музыка, число, имя и тому подобное. Культурные универсалии возникают потому, что все люди физически одинаковые, имеют те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые возникают из-за людей в окружающей среде. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью.
Таким образом, культура является сложным социальным явлением. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, способ ценностного освоения действительности, который выражает жизненно важные детерминанты бытия человека, его потребности и интересы. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, идеалов, которые воплощаются в практической деятельности людей, в устойчивых повторяющихся образцах их поведения и деятельности.

 

Формы культуры  
Обычно предметы материальной и духовной деятельности человека выражаются в вещной, символической или знаковой форме, и далее мы рассмотрим более подробно вопрос о формах (или типологизации) культуры.

Формы культуры классифицируют в зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, т.е. на кого она ориентирована. Исходя из этого, выделяют несколько культурных форм: элитарную, народную, массовую, субкультуру, контркультуру.

Элитарная или высокая культура представляет собой совокупность культурных творений, сложных по содержанию и мало понятных для неподготовленного человека. Она включает изящное искусство, классическую музыку, высокоинтеллектуальную литературу. К ним относят музыку Шнитке, фильмы Феллини и Тарковского, картины Пикассо и т.д. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг людей, тонко разбирающихся в искусстве, и служат предметом оживленных дискуссий среди критиков, литературоведов, художников, музыкантов.

Элитарная культура создается, как правило, привилегированной частью общества либо по ее заказу. В них создатели стремятся к самовыражению и художественному воплощению своих идей. Так, например, А.Шопенгауэр и Ф.Ницше отмечали, что создавали свою философию для «сверхлюдей», аристократов.

В отличии от элитарной народная культура (фольклор) – это совокупность мифов, сказаний, эпоса, песен, которые созданы анонимными авторами, не имеющими профессиональной подготовки. Продукция народной культуры создается в процессе народного творчества, называемого фольклором. Процесс создания народных творений отличается демократизмом, поскольку предоставляет возможность участия в нем всем желающих и круг ее потребителей., первоначально, - малоимущие люди. Народная культура тесно связана с традициями этноса, региона. По этой причине круг ее потребителей вполне конкретен.

В современном урбанизированном обществе широкое распространение получила массовая культура. Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления. Главная ее функция – развлекательная. Эта культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, т.е. охвату аудитории, и по времени, т.е. производится постоянно, изо дня в день.

В массовой культуре получает искаженное выражение одна из сторон культуры – адаптивная. В результате массовая культура превращается в особый вид бизнеса, при этом она не столько потребляется человеком, сколько потребляет самого человека, заслоняя от него и заменяя ему другие пласты культуры. Типичным примером могут быть бесконечные «мыльные оперы», песни Мадонны.

Самое концентрированное воплощение массовой культуры китч (от немец. – халтура, безвкусица, штамп). Он возникает в период массовой урбанизации как ответ на запрос деревенского жителя, перебравшегося в город и лишенного своей привычной среды обитания. Задача китча – создание иллюзии счастья.

Массовая культура, являясь новым видом, который сформировался в условиях общества массового производства и потребления. Все вокруг носят джинсы и футболки, смотрят телевизор, всех заботит глобальное потепление и т.п. Массовая культура представляет собой общепризнанный набор культурных образцов и представлений, поддерживаемых средствами массовой информации. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. Массовая культура выполняет функцию духовного наркотика. Погружая разум потребителей в мир иллюзий, массовая культура становится шкалой стереотипов, шаблонов, которые формируют не только сознание, но и определяют поведение людей, их образ жизни.

Массовая культура связана с общими идеями потребительства. Она неотделима от такого явления современной жизни, как мода, с ее законами подражания, внушения и заражения. Основными свойствами массовой культуры являются: а) распространенность культурного образца в массах; б) воспроизводимость массами этих культурных образцов; в) их трансляция от поколения к поколению. Среди исследователей преобладает точка зрения, согласно которой продукция массовой культуры носит коммерческий, а не культурный характер.

В каждом обществе существует доминирующая культура - совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Поскольку общество состоит из многих групп - национальных, демографических, профессиональных, возрастных и других, - постепенно у каждой из них формируется в соответствии с господствующей культурой - субкультура и контркультура.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Выделяют молодежную субкультуру, культуру пожилых людей, субкультуру национальных меньшинств и т.д.

Любая субкультура имеет свои ценности, несколько отличные от общепринятых, особые правила и образцы поведения, стиль одежды, манеру общения. Кроме того, субкультура варьируется в зависимости от характера декларированных ценностей и стилей жизни, величины группы, разделяющих эти ценности, возрастных особенностей членов группы, а также их готовности к активным действиям по защите их интересов и образа жизни.

Дети аристократов или среднего класса сильно отличаются от детей из низших слоев. Они читают разные книжки, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями, искусством и стилем поведения. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные группы.

Субкультура, которая находится в состоянии открытого конфликта, явкой конфронтации по отношению к господствующей культуре, называется контркультурой. Этот термин принадлежит американскому социологу Т.Роззаку, который ввел его для характеристики молодежных движений Запада 60-х гг. ХХ ст. Иными словами, контркультура – это комплекс, набор норм и ценностей каких-либо социальных групп, которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе.

На сегодняшний день контркультура – это:

- тип протестующего мироощущения;

- альтернативный стиль жизни, оппозиционный господствующему;

- антитрадиционные формы художественного творчества.

Одним из способов бегства от действительности (или эскипизма), а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.

Еще одной формой культуры можно считать суперкультуру. Эту теорию предложил американских социолог Кеннет Боулдинг, который считал, что в последние годы в современном мире распространилась суперкультура – культура автострад, небоскребов, новейших агротехнологий, интернета. Она характеризуется глобальным размахом. У нее есть мировой язык – английский и собственная идеология – наука. Национальные культуры, по мнению ученого, все больше превращаются в частное дело отдельных социальных групп.

В социологии существуют и иные формы деления и анализа культуры и культурных явлений:

1. По субъекту – носителями культуры выделяются: общество в целом, нация, класс, социальные группы, личность. Отношения между этими блоками культуры не всегда складываются гармонично.

2. По функциональной роли культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену общества, и специальную, необходимую людям той или иной профессии.

3. По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного автора (например, фольклор), и культуру, создаваемую интеллигенцией, профессиональными, в ней можно установить авторство.

4. По видам культуры принято выделять материальную и духовную культуру.

5. По своему характеру и «целевому назначению» культура бывает религиозной и светской.

Кроме форм культуры выделяют виды культуры зависимости от того, какой аспект социальной реальности они охватывают. К основным видам культуры принадлежат:

Экономическая культура. Включает культуру производства, распределения, обмена и потребления результатов трудовой, профессиональной деятельности индивида, группы, организации. Ее определяет этическая сторона производственных отношений.

Политическая культура. Ее содержание определяется господствующим политическим режимом власти, формами и методами борьбы за власть, способы организации политической жизни страны, формы поведения избирателей, элиты, политических деятелей. Показатель уровня развития политической культуры – наличие гражданских и политических прав личности, их соответствие международным нормам.

Культура управления. Ее уровень определяется стилем управления, способностью принимать эффективные управленческие решения.

Физическая культура определяет отношение человека к собственному здоровью, образу жизни и своему телу.

Конфессиональная культура формируется на общих верованиях, принадлежности к одной конфессии, церкви, что порождает общность взглядов, ценностей, образцов поведения.

Сексуальная культура отражает интимные сферы отношений, касается продолжения рода.

При рассмотрении проблемы культуры, представляет также интерес соотношение природы и культуры, а по сути природы и человека, а также проблема наличия общих черт свойственных культурам разных народов и времен.

Социологи всего мира бьют тревогу о том, что прогресс в производстве обернулся загрязнением Земли, она превращается в помойку. Актуальные сейчас становится формирование экологической культуры личности и общество в целом.

В первых главах книги бытия написанных в X – VII вв. до н.э. излагается библейский канон, где запечатлен образ Эдема как изначальной гармонии Бога, мира и человека. Результатом утраты эдемского состояния стали конфликты человека с природой и человеком. Все это, в конце концов, породило порабощение человека и эксплуатацию природы. И данное суждение имеет значение не только для богословов, но и общечеловеческое звучание, как призыв к созиданию новых форм бытия, преобразованию предметного мира и отношения к природе. Мысль о единстве человека с природой. Идея пантеизма (Пан-бог Природы) идет к нам из глубины веков, идея о нерасторжимости человека, планеты и космоса, о фундаментальном единстве макро и микрокосмоса. Находит в наши дни подтверждение в последних научных открытиях и это должно убедить человека изменить свое отношение к природе.

Итак, подведем итог, каждое конкретное сообщество (государство, народ) создает на протяжении многих веков свою собственную культу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.0 (0.014 с.)