Семья как система выполняет свои функции с помощью определенных механизмов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семья как система выполняет свои функции с помощью определенных механизмов



ТЕМА: СЕМЬЯ

 

Семья - это система которая состоит из отдельных частей вступающих во взаимодействие для достижения результатов.

Семья это то место для успокоения души, повышение самооценки, вдохновение на дальнейшее, (в идеале)

 

части системы:

 

цель определяющая существование семьи: продолжение рода, вырастить детей и обеспечить дальнейшую жизнь

составные части семьи: муж, жена, дети

порядок работы системы: правила, модель общения.

точка отсчета системы: сексуальные отношения между мужчины и женщины.

средство поддержание энергии во всех частях системы: общение, совместный досуг, физиологические потребности, интересы, карнавальность

средство реагирования на перемены из вне:

 

системы бывают:

- открытые - те системы которые предполагают изменения и выбор

- закрытые - церкви, секты, тюрьма, школа, - нет изменений или изменения не значительные (закон и порядок)

 

в закрытых системах формируются сценарии развития и типы поведения:

• обвиняющий

• заискивающее поведение: я- - ты+

• расчетливый стиль поведения

 

 

Структура Семьи

Включает:

• состав семьи

• системы разных уровней (подсистемы): родительская, детская, индивидуальные подсистемы

• основные параметры: сплоченность, гибкость, иерархия, внешние и внутренние границы, ролевая структура

• характер структурных проблем: межпоколенные коалиции - мама+ребенок против папы, бабушки-дедушки против детей, супруг+родители против зятя-невестки; доминантность-подчиненность - доминантность мужчин (как в мусульманских странах) — проявление полового диморфизма

 

Типологизация семей: виды семей по структуре

 

1. Нуклеарная (ядро) семья: муж жена и дети- Расширенная семья: муж, жена, дети, тети, дяди, родственники.

2. смешанная семья: муж отчитм дети жена

3. семья родители-одиночки

 

Минухин

1. ПА-Д-Д - семья Майи Плисецкой (карьера, отсутсвие детей)

2. патриархальная, где власть бабушек и дедушек. семья из нескольких поколений, которые живут вместе.

3. семья с делегированными обязанностями: дети находятся в родительской подструктуре: старший ребенок берет а себя родительские обязанности)

4. аккордеон: когда один из членов семьи долго отсутсвует (напр. папа-моряк)

5. бродячие семьи: семьи которые переезжают с места на место, кочующие. (напр. семьи военных), многократное вступление в брак

6. опекунские семьи: ребенок рассматривается, как временный член семьи;

7. семья с приемными родителями

8. семьи с призраком: те, у кого умер один из родителей.

 

Голод С. И.

1. патриархальная моногамная семья - мужчина - главный. престиж отца-мужа-сына в экономическом положении. престиж жены - в количестве детей.

2. детоцентрическая моногамная семья: 1. авторитарная детоцентрическая семья (даже когда ребенок стал взрослым); 2. амбивалентная детоцентрическая семья (когда развитие ребенка происходит в зависимости от теплоты супружеских отношений. Когда например у мужа появляется любовница, меняется отношение и к ребенку); 3. квазиавтономная семья - ребенок воспринимается как равный - ребенок берет на себя родительские обязанности.

3. супружеская семья: симпатия, эротическая привязанность.

4. немоногамные модели семьи: неполные семьи (в результате развода, смерти) материнские внебрачные семьи

5. альтернативный семейный стиль: сожительство, повторные браки, семьи с неродными родителями (мачехи, отчимы), годвин брак - когда муж и жена подбираются родителями, они могут не жить вместе, не любовь и тд.

6. конкубинат: кон-вместе,…брак одного мужчины с несколькими женщинами, более 2 человек (а-ля щведская семья)

 

Жизненный цикл семьи

 

Дюваль в 1950 г разделил жизненный цикл семьи на 8 этапов:

 

0 - вовлечение - эмоциональная привязанность

1 - супружеские пары без детей - пожить друг для друга.

2 - появление детей - до 2, 5 лет

3 - семья с детьми дошкольниками, кризис 3 лет - самое главное - содействие развитию ребенка.

4 - семьи с детьми с младшими школьниками

5 - семьи с подростками

6 - уход молодых из семьи (пока все не уйдут)

7 - средний возраст родителей - длится от пустого гнезда до ухода на пенсию, перестройка семейных отношений, климакс

8 - старение - от ухода на пенсию до смерти одного из супругов.

 

При переходе от стадии к последующей стадии семья переживает закономерные кризисы развития. Кризисы наступающие естественным образом называются нормативными. (горизонтальные)

Вертикальные кризисы - связаны с установками заимствованными из родительских семей.

Шоковый кризис - связан с драматическим событием.

Кризисы на основе качественных характеристик стресора, например длительный уход за больным человеком, бедность, нищета, несовместимость характера

 

 

ДЗ: правила моей семьи (5-6 правил)

1. мужчина источник дохода

2. женщина хранительница очага

3. старший ребенок берет на себя родительские обязанности в их отсутсвие

4. старший в семье как старейшина)

5. вся семья участвует в организации праздника (накрыть стол, убрать со стола)

 

04/10/2016

СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

 

ТЕМА: СЕМЬЯ

 

Семья - это система которая состоит из отдельных частей вступающих во взаимодействие для достижения результатов.

Семья это то место для успокоения души, повышение самооценки, вдохновение на дальнейшее, (в идеале)

 

части системы:

 

• цель определяющая существование семьи: продолжение рода, вырастить детей и обеспечить дальнейшую жизнь

• составные части семьи: муж, жена, дети

• порядок работы системы: правила, модель общения.

• точка отсчета системы: сексуальные отношения между мужчины и женщины.

• средство поддержание энергии во всех частях системы: общение, совместный досуг, физиологические потребности, интересы, карнавальность

• средство реагирования на перемены из вне:

 

системы бывают:

• открытые - те системы которые предполагают изменения и выбор

• закрытые - церкви, секты, тюрьма, школа, - нет изменений или изменения не значительные (закон и порядок)

 

в закрытых системах формируются сценарии развития и типы поведения:

• обвиняющий

• заискивающее поведение: я- - ты+

• расчетливый стиль поведения

 

 

Структура Семьи

Включает:

• состав семьи

• системы разных уровней (подсистемы): родительская, детская, индивидуальные подсистемы

• основные параметры: сплоченность, гибкость, иерархия, внешние и внутренние границы, ролевая структура

• характер структурных проблем: межпоколенные коалиции - мама+ребенок против папы, бабушки-дедушки против детей, супруг+родители против зятя-невестки; доминантность-подчиненность - доминантность мужчин (как в мусульманских странах) — проявление полового диморфизма

 

Типологизация семей: виды семей по структуре

 

• Нуклеарная (ядро) семья: муж жена и дети- Расширенная семья: муж, жена, дети, тети, дяди, родственники.

• смешанная семья: муж отчитм дети жена

• семья родители-одиночки

 

• Минухин

• ПА-Д-Д - семья Майи Плисецкой (карьера, отсутсвие детей)

• патриархальная, где власть бабушек и дедушек. семья из нескольких поколений, которые живут вместе.

• семья с делегированными обязанностями: дети находятся в родительской подструктуре: старший ребенок берет а себя родительские обязанности)

• аккордеон: когда один из членов семьи долго отсутсвует (напр. папа-моряк)

• бродячие семьи: семьи которые переезжают с места на место, кочующие. (напр. семьи военных), многократное вступление в брак

• опекунские семьи: ребенок рассматривается, как временный член семьи;

• семья с приемными родителями

• семьи с призраком: те, у кого умер один из родителей.

 

• Голод С. И.

• патриархальная моногамная семья - мужчина - главный. престиж отца-мужа-сына в экономическом положении. престиж жены - в количестве детей.

• детоцентрическая моногамная семья: 1. авторитарная детоцентрическая семья (даже когда ребенок стал взрослым); 2. амбивалентная детоцентрическая семья (когда развитие ребенка происходит в зависимости от теплоты супружеских отношений. Когда например у мужа появляется любовница, меняется отношение и к ребенку); 3. квазиавтономная семья - ребенок воспринимается как равный - ребенок берет на себя родительские обязанности.

• супружеская семья: симпатия, эротическая привязанность.

• немоногамные модели семьи: неполные семьи (в результате развода, смерти) материнские внебрачные семьи

• альтернативный семейный стиль: сожительство, повторные браки, семьи с неродными родителями (мачехи, отчимы), годвин брак - когда муж и жена подбираются родителями, они могут не жить вместе, не любовь и тд.

• конкубинат: кон-вместе,…брак одного мужчины с несколькими женщинами, более 2 человек (а-ля щведская семья)

 

Жизненный цикл семьи

 

Дюваль в 1950 г разделил жизненный цикл семьи на 8 этапов:

 

0 - вовлечение - эмоциональная привязанность

1 - супружеские пары без детей - пожить друг для друга.

2 - появление детей - до 2, 5 лет

3 - семья с детьми дошкольниками, кризис 3 лет - самое главное - содействие развитию ребенка.

4 - семьи с детьми с младшими школьниками

5 - семьи с подростками

6 - уход молодых из семьи (пока все не уйдут)

7 - средний возраст родителей - длится от пустого гнезда до ухода на пенсию, перестройка семейных отношений, климакс

8 - старение - от ухода на пенсию до смерти одного из супругов.

 

При переходе от стадии к последующей стадии семья переживает закономерные кризисы развития. Кризисы наступающие естественным образом называются нормативными. (горизонтальные)

Вертикальные кризисы - связаны с установками заимствованными из родительских семей.

Шоковый кризис - связан с драматическим событием.

Кризисы на основе качественных характеристик стресора, например длительный уход за больным человеком, бедность, нищета, несовместимость характера

 

 

ДЗ: правила моей семьи (5-6 правил)

• мужчина источник дохода

• женщина хранительница очага

• старший ребенок берет на себя родительские обязанности в их отсутсвие

• старший в семье как старейшина)

• вся семья участвует в организации праздника (накрыть стол, убрать со стола)

 

04/10/2016

Семья как система выполняет свои функции с помощью определенных механизмов

 

Семейный миф.

Это неосознаваемое соглашение между членами семьи. Некая формообразующая и объединяющая идея или образ. Чаще мифы распространены при семейной дисфункции и миф поддерживает патологический гомеостаз.

 

Мифы бывают:

• счастливые супруги не спорят

• для сплоченности необходима пространственная близость

• в благоприятных семьях супруги всегда все рассказывают друг другу.

• появление ребенка, любовная связь или получение развода решит все проблемы.

 

самые распространенные мифы

• «мы дружная семья» - поддержание мифа может происходить на праздники, при гостях

• «что бы мы делали без…» (миф о спасителе)

• «мы - семья героев» - в случаях преодоления трудностей мы разругались но построили дом, хроническое неизлечимое заболевание - при этом мифе очень высокий стандарт достижения.

• «мы - семья выживальщиков»

• «мы - люди» - люди, которые ценят образование, творчество, созидательный труд и тд.

• миф о «бунтаре»

 

4. Семейная История (тема)

Это специфическая несущая эмоциональную нагрузку проблема вокруг которой формируются переодически повторяющийся в семье конфликт. История семьи связана с непредсказуемыми событиями: смерть, внезапная болезнь, рождение внебрачного ребенка, развод родителей, вынужденная перемена места жительства. Эти все события могут привести к системной травме от которой эффект может быть разрушительным. В некоторых случаях потомки могут подражать герою семейной истории и реанимировать чужую судьбу. Все это можно наблюдать в генограмме. Изучение семейной истории позволяет лучше понять, что лежит в основе выбора брачного партнера, взаимоотношения супругов с детьми, а так же почему семья пришла к терапевту.

 

 

Семейные стабилизаторы

Что позволяет держаться вместе

• семейный миф

• общие дела (хозяйство, бюджет, бизнес, дети)

• болезнь

• страх одиночества

• внешняя макросистема

• традиции и ритуалы

• семейные ценности

• общие увлечения и занятия

• эмоциональные отношения (любовь-страсть, любовь-уважение и тд…разное развитие любви)

• супружеские измены

• семейный консультант

• дети

 

Этапы семейного консультирования:

• диагностический этап (генограмму, как вы проводите день, как вы познакомились) сбор информации об их взаимоотношениях.

• основной этап - применяются средства, техники для симуляции положительных изменений.

• анализ промежуточных и конечных результатов - чего хотят достигнуть супруги.

 

Эйдемиллер считает что семейному консультанту следует пройти следующие стадии:

• установление контакта и присвоение консультанта клиенту (отзеркаливание, дыхание, приемы мимезиса - приемы подражания, исползования предикторов речи)

• сбор информации о проблеме клиента - не задаем генеральных вопросов (да-нет) иначен не будет развития консультации; не использовать слово «почему»; стараться направить клиента чтобы он не использовал частичку «не»; в рамках семейного консультирования рекомендуется структурировать «исповедь» базируются на 4 понятиях: 1- логус жалобы - может быть субъектный (на кого жалуется клиент), объектный (на что жалуется). 2 - самодиагноз - «злая воля», «психическая аномалия», «органический дефект» (неполноценность дана с рождения, «генетическая запрограммированность» (сын весь в тебя), «индивидуальное своеобразие», «собственные неверные действия», «собственные личностные недостатки», «влияние третьих лиц», «неблагоприятная ситуация»

 

11.10.2016

18.10.2016

Семейная карта

 

Треугольник - в семье представлены треугольники пара+1 - третий может нарушать или …. между членами треугольника могут развиваться разные взаимоотношения.

 

Перенос родительской схемы поведения на свою семью.

Чего бы вы хотели избежать в вашей семье:

- матриархат

- сепарация

 

 

Родительские личины (накидки), виды:

 

1 тип - Начальник

- тиран

- мученик - «я сделаю все чтобы вы были счастливы»

- человек с каменным лицом - ментор - поучает, читает лекции

 

2 тип - Приятель - участвует в играх, потворствует всему чего хочет ребенок, не признает ответственность - что формирует безответственность у детей.

 

3 тип - Помощник или лидер - добрый, строгий, вдохновляющий, понимающий, способность меняться, гибкость, любознательность, чувство юмора: в таких семьях растут безликие дети - послушные, как правило бездушные тираны.

 

Половая идентификация:

в семьях с присутствуют комплексы родителей связанные с телом и сексом. В этих семьях принято табу на секс, наготу, мастурбацию, беременность, роды, эрекцию, менструацию, проституцию, порно, эротику. И нет своевременного информирования, вероятнее всего дети могут быть гомосексуалистами, неразборчивы в половых связях, насильники, неудовлетворенные в браке (тема смерти)

Тема мечты - с ребенком нужно мечтать и с помощью разговоров о мечтах вы подвигаете его к действию и развитию.

Эксперенциальная семейная терапия (Сатир, Витакер) считают что корень проблем находится в отрицании импульсов и в подавлении чувств. Основной задачей является самореализация которая зависит от сплоченности семьи и нормальная коммуникация членов семьи. Они проясняют подлинные чувства клиентов в настоящем. Используют техники направленные на коммуникацию и взаимодействия.

 

25.10.2016

 

Социальная полезность

Привлечение внимания

 

Полезная

 

 

Активная

трудолюбие

успешность

честолюбие

стремление быть первым

надежность

 

Пассивная

обаяние

демонстративность

остроумие

впечатлительность

любимчики

 

 

Бесполезная

 

Активная

хвастовство

пустословие

занудство

надоедливость

легкие проказы

склонность дразнить

Пассивная

крик

плачь

неловкость

застенчивость

робость

 

 

Борьба за власть

 

полезная

активная

интеллектуальное превосходство

политическое превосходство

деловое превосходство

моральное превосходство

 

пассивная

отказ от деятельности

 

бесполезная

активная

дерзость

непокорность

прогулы уроков

склонность к спорам

неподчинение

ребенок побеждает так как не ограничен никаким чувство ответсвенности, моральными обязательствами; ребенок не борется честно.

 

Борьба за месть

 

полезная

активная

правонарушение

злость

жестокость

воровство

пассивная

угрюмое сопротивление

сильнейшая пассивность

 

мстительный ребенок - мрачный, дерзкий, злобный, мстит, чтобы ощутить свою значимость.

 

Неспособность

 

бесполезная

пассивная

безнадежность

тупость

вялость

комплекс неполноценности

 

 

Коррекция: власть

1. не следовать первой реакции

2. не выполнять то, что хочет от вас ребенок

3. можно уйти и сказать ребенку что он должен справится с этим самостоятельно

4. отследить момент когда ребенок ведет себя хорошо не требуя дополнительного внимания и поблагодарить его за это.

5. когда ребенок говорит с вами - слушайте что он говорит, услышьте что он говорит

6. желательно воздерживаться от борьбы за власть

7. родители должны понимать, что они не могут заставить ребенка сделать что-либо, но они будут признательны, если он им поможет

8. хорошо бы не ждать, когда он вам противодействует

9. найти способ дать ребенку почувствовать его значимость.

 

 

Коррекция: месть

1. избегать ответных действий

2. помочь осознать, что ребенок проверять насколько человек может вытерпеть

3. не поддаваться на провокацию

4. остыть

5. симуляция

6. помочь ребенку осознать что задача выполнима

7. дать ребенку легкую задачу

8. ничего не говорить и не делать что может усилить мнение ребенка о его глупости и неспособности, не сравнивать с другими детьми

 

ДЗ: СХЕМА Я-ВЫСКАЗЫВАНИЯ

 

 

15.11.2016

ЛЕКЦИЯ: СТИЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

 

1. гиперпротекция

2. потворствующая гиперпротекция - стремление к маскимальному некритическому удовлетворению потребности ребенка

3. доминирующая гиперпротекция - мелочный контроль, бдительность к ребенку

4. повышенная моральная ответственность - высокие требования к ребенку при этом сниженное внимание к его потребностям

5. эмоциональное отвержение - ребенок ощущает, что он обуза (золушка)

6. жестокое обращение - избиение, пренебрежение к интресам ребенка (идентификация с агрессором, наказание облегчает чувство вины ребенка. Жестоки оказываются родители перегруженные стресс - факторами: нищета, отсутсвие жилья работы и тд. Чем выше уровень жизненных трудностей тем выше вероятность физического насилия. Попадают под агрессию нежелательные дети, гиперактивные, дети с трудностями в поведения

7. гипопротекция - безнадзорность

8. противоречивое воспитание. когда родители не договорились, неодинаковые стили воспитания, формируется склонность противостоять авторитету.

 

 

Отношения с отцом

 

1. отец-друг

2. отец-судья

3. отец-кормилец

4. отец-психотерапевт

5. отец-нет дома

 

Схема "я-высказывания"

1 Описание ситуации, вызвавшей напряжение: Когда я вижу, что ты…; Когда это происходит…; Когда я сталкиваюсь с тем, что…

2 Точное называние своего чувства: Я чувствую… (раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.); Я не знаю, как реагировать…; У меня возникает проблема…

3 Называние причин: Потому что…; в связи с тем, что…

 

Наказания и правила

 

1. наказание не должно вредить здоровью, ни физическому, ни моральному.

2. если есть сомнение наказывать или не наказывать - не наказывать.

3. за одно нарушение - одно наказние

4. срок давности наказания

5. наказан-прощен!

6. без унижения

7. ребенок не должен боятся наказания, а должен боятся вашего огорчения. и отсутсвие общения

 

нельзя наказывать и ругать когда:

- когда болен

- когда ест

- после сна

- во время игры и/или работы

- после душевной или физической травмы

- когда не справляется со страхом, с невнимательностью, с ленью, с раздражительностью, с подвижностью.

- когда проявляет неловкость, глупость, неопытность,

- когда родители не в себе

 

Алгоритм построение сказки

1. придумать персонаж и его имя (имя напомнить имя ребенка)

Обязательно хеппи энд

ТЕМА: СЕМЬЯ

 

Семья - это система которая состоит из отдельных частей вступающих во взаимодействие для достижения результатов.

Семья это то место для успокоения души, повышение самооценки, вдохновение на дальнейшее, (в идеале)

 

части системы:

 

цель определяющая существование семьи: продолжение рода, вырастить детей и обеспечить дальнейшую жизнь

составные части семьи: муж, жена, дети

порядок работы системы: правила, модель общения.

точка отсчета системы: сексуальные отношения между мужчины и женщины.

средство поддержание энергии во всех частях системы: общение, совместный досуг, физиологические потребности, интересы, карнавальность

средство реагирования на перемены из вне:

 

системы бывают:

- открытые - те системы которые предполагают изменения и выбор

- закрытые - церкви, секты, тюрьма, школа, - нет изменений или изменения не значительные (закон и порядок)

 

в закрытых системах формируются сценарии развития и типы поведения:

• обвиняющий

• заискивающее поведение: я- - ты+

• расчетливый стиль поведения

 

 

Структура Семьи

Включает:

• состав семьи

• системы разных уровней (подсистемы): родительская, детская, индивидуальные подсистемы

• основные параметры: сплоченность, гибкость, иерархия, внешние и внутренние границы, ролевая структура

• характер структурных проблем: межпоколенные коалиции - мама+ребенок против папы, бабушки-дедушки против детей, супруг+родители против зятя-невестки; доминантность-подчиненность - доминантность мужчин (как в мусульманских странах) — проявление полового диморфизма

 

Типологизация семей: виды семей по структуре

 

1. Нуклеарная (ядро) семья: муж жена и дети- Расширенная семья: муж, жена, дети, тети, дяди, родственники.

2. смешанная семья: муж отчитм дети жена

3. семья родители-одиночки

 

Минухин

1. ПА-Д-Д - семья Майи Плисецкой (карьера, отсутсвие детей)

2. патриархальная, где власть бабушек и дедушек. семья из нескольких поколений, которые живут вместе.

3. семья с делегированными обязанностями: дети находятся в родительской подструктуре: старший ребенок берет а себя родительские обязанности)

4. аккордеон: когда один из членов семьи долго отсутсвует (напр. папа-моряк)

5. бродячие семьи: семьи которые переезжают с места на место, кочующие. (напр. семьи военных), многократное вступление в брак

6. опекунские семьи: ребенок рассматривается, как временный член семьи;

7. семья с приемными родителями

8. семьи с призраком: те, у кого умер один из родителей.

 

Голод С. И.

1. патриархальная моногамная семья - мужчина - главный. престиж отца-мужа-сына в экономическом положении. престиж жены - в количестве детей.

2. детоцентрическая моногамная семья: 1. авторитарная детоцентрическая семья (даже когда ребенок стал взрослым); 2. амбивалентная детоцентрическая семья (когда развитие ребенка происходит в зависимости от теплоты супружеских отношений. Когда например у мужа появляется любовница, меняется отношение и к ребенку); 3. квазиавтономная семья - ребенок воспринимается как равный - ребенок берет на себя родительские обязанности.

3. супружеская семья: симпатия, эротическая привязанность.

4. немоногамные модели семьи: неполные семьи (в результате развода, смерти) материнские внебрачные семьи

5. альтернативный семейный стиль: сожительство, повторные браки, семьи с неродными родителями (мачехи, отчимы), годвин брак - когда муж и жена подбираются родителями, они могут не жить вместе, не любовь и тд.

6. конкубинат: кон-вместе,…брак одного мужчины с несколькими женщинами, более 2 человек (а-ля щведская семья)

 

Жизненный цикл семьи

 

Дюваль в 1950 г разделил жизненный цикл семьи на 8 этапов:

 

0 - вовлечение - эмоциональная привязанность

1 - супружеские пары без детей - пожить друг для друга.

2 - появление детей - до 2, 5 лет

3 - семья с детьми дошкольниками, кризис 3 лет - самое главное - содействие развитию ребенка.

4 - семьи с детьми с младшими школьниками

5 - семьи с подростками

6 - уход молодых из семьи (пока все не уйдут)

7 - средний возраст родителей - длится от пустого гнезда до ухода на пенсию, перестройка семейных отношений, климакс

8 - старение - от ухода на пенсию до смерти одного из супругов.

 

При переходе от стадии к последующей стадии семья переживает закономерные кризисы развития. Кризисы наступающие естественным образом называются нормативными. (горизонтальные)

Вертикальные кризисы - связаны с установками заимствованными из родительских семей.

Шоковый кризис - связан с драматическим событием.

Кризисы на основе качественных характеристик стресора, например длительный уход за больным человеком, бедность, нищета, несовместимость характера

 

 

ДЗ: правила моей семьи (5-6 правил)

1. мужчина источник дохода

2. женщина хранительница очага

3. старший ребенок берет на себя родительские обязанности в их отсутсвие

4. старший в семье как старейшина)

5. вся семья участвует в организации праздника (накрыть стол, убрать со стола)

 

04/10/2016

Семья как система выполняет свои функции с помощью определенных механизмов

 

Структуры семейных ролей мама папа муж жена дети итп

Структуры семейных подсистем (холоны)

Виды:

- индивидуальные - собственно я

- супружеский холон - через частичную потерю индивидуальности появляется чувство принадлежности к семье. Выработка границ которая ограждает каждого из супругов, формирую территорию необходимую для удовлетворения собственных психологических потребностей. Супружеский холон является моделью интимных взаимодействий важных для ребенка.

- родительский холон

- холон сиблингов - группа равных для детей, где вырабатываются собственные стереотипы взаимодействия

 

Внешних внутренних границ между подсистемами - это правила которые определяют кто и каким образом выполняют семейные функции в определенном аспекте семейной жизни. Любая система имеет свои границы. Внешние границы способствуют: наша семья отделена от социума, от других семей, сохраняют идентичность семьи. Внутренние границы способствуют структурированию психологического пространства семьи. Анализ границ включает: определнную семейную иерархию, нормы ценности, правила поведения, каналы передачи информации между членами семьи и социального окружения. Границы могут измениться.

Оценка степени открытости границ включает:

1. границы гибкие?

2. как осуществляется фильтрация информации? вход-выход.

3. кто является источников информации?

4. каким образом семья поддерживает свою целостность? (измена, стабильность, и тд)

Установлены следующие границы: чем больше степень закрытости внешних границ, тем в большей степени открыты внутренние границы которые могут приводить к коалициям.

В нормальных функционирующих семья границы между подсистемами ясно очерчены и проницаемы.

наличие триангуляции

 

2.В каждой семье есть гласные и внегласные правила.

 

Особенности взаимодействия (стандарты стереотипы)

 

Жизнь семьи подчиняется 2 законам:

1 - закон гомеостаза: стабильность

2 - закон развития - каждая система должна пройти свой жизненный цикл

 

3.Семейный миф.

Это неосознаваемое соглашение между членами семьи. Некая формообразующая и объединяющая идея или образ. Чаще мифы распространены при семейной дисфункции и миф поддерживает патологический гомеостаз.

 

Мифы бывают:

- счастливые супруги не спорят

- для сплоченности необходима пространственная близость

- в благоприятных семьях супруги всегда все рассказывают друг другу.

- появление ребенка, любовная связь или получение развода решит все проблемы.

 

самые распространенные мифы

1. «мы дружная семья» - поддержание мифа может происходить на праздники, при гостях

2. «что бы мы делали без…» (миф о спасителе)

3. «мы - семья героев» - в случаях преодоления трудностей мы разругались но построили дом, хроническое неизлечимое заболевание - при этом мифе очень высокий стандарт достижения.

4. «мы - семья выживальщиков»

5. «мы - люди» - люди, которые ценят образование, творчество, созидательный труд и тд.

6. миф о «бунтаре»

 

4. Семейная История (тема)

Это специфическая несущая эмоциональную нагрузку проблема вокруг которой формируются переодически повторяющийся в семье конфликт. История семьи связана с непредсказуемыми событиями: смерть, внезапная болезнь, рождение внебрачного ребенка, развод родителей, вынужденная перемена места жительства. Эти все события могут привести к системной травме от которой эффект может быть разрушительным. В некоторых случаях потомки могут подражать герою семейной истории и реанимировать чужую судьбу. Все это можно наблюдать в генограмме. Изучение семейной истории позволяет лучше понять, что лежит в основе выбора брачного партнера, взаимоотношения супругов с детьми, а так же почему семья пришла к терапевту.

 

 

5. Семейные стабилизаторы

Что позволяет держаться вместе

- семейный миф

- общие дела (хозяйство, бюджет, бизнес, дети)

- болезнь

- страх одиночества

- внешняя макросистема

- традиции и ритуалы

- семейные ценности

- общие увлечения и занятия

- эмоциональные отношения (любовь-страсть, любовь-уважение и тд…разное развитие любви)

- супружеские измены

- семейный консультант

- дети

 

Этапы семейного консультирования:

1. диагностический этап (генограмму, как вы проводите день, как вы познакомились) сбор информации об их взаимоотношениях.

2. основной этап - применяются средства, техники для симуляции положительных изменений.

3. анализ промежуточных и конечных результатов - чего хотят достигнуть супруги.

 

Эйдемиллер считает что семейному консультанту следует пройти следующие стадии:

1. установление контакта и присвоение консультанта клиенту (отзеркаливание, дыхание, приемы мимезиса - приемы подражания, исползования предикторов речи)

2. сбор информации о проблеме клиента - не задаем генеральных вопросов (да-нет) иначен не будет развития консультации; не использовать слово «почему»; стараться направить клиента чтобы он не использовал частичку «не»; в рамках семейного консультирования рекомендуется структурировать «исповедь» базируются на 4 понятиях: 1- логус жалобы - может быть субъектный (на кого жалуется клиент), объектный (на что жалуется). 2 - самодиагноз - «злая воля», «психическая аномалия», «органический дефект» (неполноценность дана с рождения, «генетическая запрограммированность» (сын весь в тебя), «индивидуальное своеобразие», «собственные неверные действия», «собственные личностные недостатки», «влияние третьих лиц», «неблагоприятная ситуация»

 

 

ДЗ: СОСТАВИТЬ ГЕНОГРАММУ СВОЕЙ СЕМЬИ (лист А4)

в трех поколениях (до бабушки-дедушки)(свадьба, развод, беременность, аборты, смерть, и тд)

 

СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

 

ТЕМА: СЕМЬЯ

 

Семья - это система которая состоит из отдельных частей вступающих во взаимодействие для достижения результатов.

Семья это то место для успокоения души, повышение самооценки, вдохновение на дальнейшее, (в идеале)

 

части системы:

 

• цель определяющая существование семьи: продолжение рода, вырастить детей и обеспечить дальнейшую жизнь

• составные части семьи: муж, жена, дети

• порядок работы системы: правила, модель общения.

• точка отсчета системы: сексуальные отношения между мужчины и женщины.

• средство поддержание энергии во всех частях системы: общение, совместный досуг, физиологические потребности, интересы, карнавальность

• средство реагирования на перемены из вне:

 

системы бывают:

• открытые - те системы которые предполагают изменения и выбор

• закрытые - церкви, секты, тюрьма, школа, - нет изменений или изменения не значительные (закон и порядок)

 

в закрытых системах формируются сценарии развития и типы поведения:

• обвиняющий

• заискивающее поведение: я- - ты+

• расчетливый стиль поведения

 

 

Структура Семьи

Включает:

• состав семьи

• системы разных уровней (подсистемы): родительская, детская, индивидуальные подсистемы

• основные параметры: сплоченность, гибкость, иерархия, внешние и внутренние границы, ролевая структура

• характер структурных проблем: межпоколенные коалиции - мама+ребенок против папы, бабушки-дедушки против детей, супруг+родители против зятя-невестки; доминантность-подчиненность - доминантность мужчин (как в мусульманских странах) — проявление полового диморфизма

 

Типологизация семей: виды семей по структуре

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.334 с.)