Понятия «брак» и «семья». Семья как малая группа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия «брак» и «семья». Семья как малая группа.



Понятия «брак» и «семья». Семья как малая группа.

В обыденном сознании понятия «брак» и «семья» могут отождествляться, но в науке принято их разграничивать. В первом термине находят отражение социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений. Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами. Мужчина и женщина выступают в нем и как личности, и как граждане государства. Социальный характер брака проявляется, прежде всего, в публичной форме его заключения, в контролируемом обществом выборе брачных партнеров, в наследовании семейного имущества.

Брак- исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающяя их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Понятие «семья» предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников, семья являет собой совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства. Многие специалисты используют определение семьи, предложенное А.Г. Харчевым: «семья – это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Таким образом:

♦ Семья меняется со временем, в соответствии с переменами в обществе, хотя и является одним из наиболее стабильных социальных институтов.

♦ Малой группой семью можно назвать потому, что она вполне попадает под определение этого исходного элемента социума, отличаясь характером (интимно-личностным) объединения людей.

♦ Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в выполнении семьей репродуктивной и воспитательной функций, что гарантирует продолжение существования самого человечества.

Семья является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции членов семьи являются отражением системных нарушений.

Семья как малая группа

Отличительные особенности семьи как малой группы общества состоят в следующем:

1) семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими интимно-доверительными связями;

2) в семье преобладают доверительные отношения между супругами и детьми;

3) особенность семьи проявляется в способе ее формирования: люди вступают в брак на основе взаимных симпатий, духовной близости.

Основные функции современной семьи могут быть сведены к следующему:

1) репродуктивная - биологическое воспроизводство членов семьи;

2) воспитательная - социализация личности;

3) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми;

4) экономическая - экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

5) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми;

6) сфера духовного общения - развитие личности члена семьи;

7) социально-статусная - предоставление социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры.

8) досуговая - организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга;

9) эмоциональная - эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

10)сексуальная - сексуальный контроль.

11) накопления собственности и передача ее по наследству.

Среди перечисленных функций важнейшими являются репродуктивная и воспитание детей;

 

Основные функции семьи и их характеристика.

Многие специалисты используют определение семьи, предложенное А.Г. Харчевым: «семья – это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Содержание жизнедеятельности семьи может быть понято через описание основных функций, на реализацию которых семья ориентирована. В ряде функций, присущих семье на определенном этапе ее исторического развития, обнаруживает себя ее специфическое целевое назначение как малой группы и социального института. Выполнение этих функций обеспечивается ролевым сотрудничеством всех членов семьи, и прежде всего супругов.

Основные функции современной семьи могут быть сведены к следующему:

1) репродуктивная - биологическое воспроизводство членов семьи;

2) воспитательная - социализация личности;

3) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми;

4) экономическая - экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

5) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми;

6) сфера духовного общения - развитие личности члена семьи;

7) социально-статусная - предоставление социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры.

8) досуговая - организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга;

9) эмоциональная - эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

10)сексуальная - сексуальный контроль.

11) накопления собственности и передача ее по наследству.

Среди перечисленных функций важнейшими являются репродуктивная и воспитание детей;

Основные понятия теории семейных систем М. Боуэна..

Теория семейных систем Мюррея Боуэна сосредотачивается на ее эмоциональном функционировании. Он вводит понятие эмоциональной системы, которую толкует как сложный чувственно-поведенческий комплекс, свойственный почти всему животному миру, по крайней мере, начиная с эволюционного уровня рептилий и птиц. Пищевое и брачное поведение, выращивание потомства, поведение в социальной группе и у людей и у животных определяется эмоциональной системой.

1). Человеческая семья может быть описана как эмоциональное поле. Термин "поле", в теории семейных систем указывает на сложность эмоциональных стимулов, передаваемых и воспринимаемых членами семьи на разных уровнях взаимодействия. "Эмоционально детерминированное функционирование членов семьи создает эмоциональную атмосферу, или поле, которое, в свою очередь, влияет на каждого. Это - аналог гравитационного поля солнечной системы, где каждая планета и солнце своей массой уравновешивают самое поле, а оно, в свою очередь, регулирует отношения в системе. Никто не может "увидеть" гравитацию, как никто не может увидеть эмоциональное поле. О существовании гравитации и эмоционального поля можно судить по тому, что пути планет предсказуемы, а люди строят свое поведение в зависимости от реакций друг на друга"

2). Эмоциональная система, в теории семейных систем регулируется двумя противоположно направленными силами: стремлением к совместности, в пределе - к слиянию с другими, и стремлением к индивидуальности, в пределе - к полному одиночеству. Человек, живущий по законам эмоциональной системы, характеризуется импульсивностью и реактивностью, преобладанием аффекта над интеллектом.

В теории семейных систем Мюррея Боуэна выделяются два параметра - уровень тревоги и дифференциация "Я".

Тревога - базовая характеристика эмоциональной системы. Индивиды, пребывающие в высоко тревожной системе, развивают множество поведенческих паттернов, направленных на снижение тревоги. Среди них наиболее распространены четыре: дистанцирование, супружеский конфликт, проекция проблем на ребенка, симптоматическое поведение одного из супругов. Несмотря на кажущееся различие в стилях проявления каждого из них, цель у всех этих процессов общая - снижение тревоги. Уровень тревоги - своего рода наследственная характеристика системы, получаемая ядерной семьей от своих родительских семей.

Дифференциация - следующая характеристика в теории семейной системы, так же как и индивидуального функционирования. В последнем случае М.Боуэн употреблял термин "Дифференциация"Я". Это базовое понятие описывает уровень функционирования, степень успешности и социальной адаптации семьи и человека. Чем более слиты эмоции и интеллект, тем ниже уровень дифференциации, и уровень функционирования. У животных уровень функционирования целиком определяется эмоциями. Человек, в отличие от животных, способен широко использовать свой интеллект, что позволяет вести себя разумно даже в эмоционально-напряженных ситуациях, при оценке действительности опираться на факты, а в условиях, когда требуется принять решение, руководствоваться своими принципами и целями. Боуэн утверждает, что "чем выше дифференциация, тем лучше функционируют люди. Они более гибки, адаптивны к стрессам и более свободны от всех видов проблем. По степени дифференциации Я люди образуют континуум"

3) Боуэн полагал, что всех людей, в соответствии с присущей им степенью диффиренцированности между эмоциональным и интеллектуальным функционированием, можно расположить на одном континууме. На одном конце континуума располагаются те, кто не видит различий между эмоциями и интеллектом. Эмоции и интеллект у них настолько спаены, что жизнь этих людей подчинена эмоциональной системе. При этом, независимо от качеств их интеллекта он подчиняется эмоциям. Эти люди могут быть прекрасными математиками, но в межчеловеческих отношениях, в личной жизни их поведение полностью контролируется эмоциями. Они менее гибки и адаптивны, более эмоционально зависимы от всех и от всего, легко впадают в дисфункции и с трудом восстанавливаются.

4) Способность разделять интеллектуальное и эмоциональное функционирование, как уже отмечалось выше, относительна. Стоит тревоге достигнуть определенного уровня, и автоматическое реагирование эмоциональной системы происходит независимо от степени интеллектуальной активности, чем выше тревога, тем в большей мере поведение становится автоматическим, или инстинктивным.

В теорию Боуэна входит восемь концепций:

1. Дифференциация Я. Как уже говорилось выше, здесь дается описание эмоциональной и интеллектуальной системы человека, разрабатывается понятие дифференциации и составляется шкала дифференциации. Кроме того, здесь вводятся еще два чрезвычайно важных понятия: "псевдо Я" (или ложного Я, легко изменяемого, подверженного влияниям извне, конформного, не имеющего убеждений и принципов, содержание которого определяется либо стремлением соответствовать ожиданиям других, либо бессмысленным бунтом) и твердого, истинного Я (мало подверженного внешним влияниям, определяемого ценностями и внутренней этикой).

2. Триангуляция. Имеется в виду эмоциональный процесс между двумя людьми или группами, который в ситуации повышенной тревоги имеет тенденцию вовлекать в отношения третьего. Цель, остающаяся неосознаваемой, - снижение тревоги в социальной системе (семье или организации)

3. Эмоциональные процессы ядерной семьи. Концепция описывает паттерны эмоционального взаимодействия в семье на уровне одного поколения. Человеческая семья может быть рассмотрена как эмоциональное целое, или целостная эмоциональная система. Человек, погруженный в это поле, живет по его законам, реагируя на тонкие изменения в балансе отношений. Эта эмоциональная реакция обычно совершается автоматически. Степень и способ эмоционального реагирования супругов определяются уровнем дифференциации Я. Стрессовые ситуации могут вызывать появление симптомов в трех областях, а именно: 1) супружеский конфликт, 2) дисфункция у супруга, 3) проекция тревоги на одного или более детей. Какая-либо одна из этих трех областей или их сочетание должны "вместить" определенное количество недифференцированности, свойственной супругам.

4. Проективные процессы в семье. Рассматриваются механизмы "триангулирования", посредством которых родительская недифференцированность наносит вред и приводит к ухудшению состояния одного или более детей. "Триангулированный" ребенок - тот, на ком проективный процесс сфокусирован в наибольшей степени. Обычно такие дети бывают чрезмерно включены в родительские взаимоотношения, в ущерб решению стоящей перед ними важной задачи - построения собственной идентичности. В результате, они плохо адаптируются к жизни и в итоге имеют более низкий, по сравнению с сиблингами, уровень дифференциации Я.

5. Наследование внутрисемейных паттернов отношений. Одна из важнейших концепций в теоретической системе Боуэна, описывающая проективные процессы, в результате которых различные уровни недифференцированности передаются не только от родителей к детям, но повторяясь в семье из поколения в поколение. Определенные базисные способы отношений между матерью, отцом и ребенком воспроизводят история отношений прошлых поколений и будут воспроизведены в последующих. Таким образом, все мы выносим из родительских семей определенный "багаж".

6. Эмоциональный разрыв. Концепция эмоционального разрыва создает представление о паттернах, определяющих, как люди обращаются со своими привязанностями. Боуэн анализирует разные случаи эмоциональных разрывов в семьях и социальных группах.

7. Позиция сиблингов. Данный концепт описывает корреляцию между базисными характеристиками личности и сиблинговой позицией, то есть порядком рождения детей в семье. Эмоциональная система любой семьи порождает конкретные функции, которые выполняются конкретными людьми. В определенной мере личность индивида формируется самой функциональной позицией, которую он занимает в семье.

8. Социальная регрессия. Согласно этой концепции, эмоциональные проблемы в обществе подобны эмоциональным проблемам в семье. В обществе, так же как и в семье, могут возникать периоды повышенной тревоги. И существуют те же механизмы снижения тревоги, что и в семье, например, с помощью слияния, объединения, конформизма и затем - тоталитаризма. Чем дольше и сильнее присутствует тревога в обществе, тем явственнее наблюдается социальный регресс - аналог низкого уровня дифференциации в семье.

 

 

18. Системный подход в семейном консультировании.

Системная модель консультирования семьи считается одной из самых молодых школ, получивших свое признание в конце второй половины XX в. В данной модели семья рассматривается как некая социальная система, как комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Такой подход предполагает в процессе психологического консультирования опору на семью как на единицу воздействия. Основоположник системного подхода, австрийский биолог Берталанфи выдвинул учение о том, что понятие системы определяется взглядом на мир не как на механизм, а как на организм («организмический взгляд на мир»). Л. Берталанфи в одной из своих работ заявляет, что система бывает закрытой, если никакая информация не поступает в нее; открытой она может считаться, если существует экспорт и импорт, при этом происходит изменение ее компонентов. Человек в этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система. Именно она – объект психотерапевтического воздействия.

Концептуальной основой системного подхода к пониманию семьи является общая теория систем.

Крупнейшие представители этого направления – Мара Сельвини-Палаццоли, Клу Маданес, Сальвадор Минухин и др. В настоящее время системное направление считается одним из наиболее широко представленных, перспективных, экономически целесообразных и терапевтически эффективных направлений семейной терапии.

В системной семейной психотерапии семья рассматривается как целостная система, которая стремится к сохранению и эволюции сложившихся связей. На всём протяжении своего существования семьи проходят через закономерные кризисы развития (вступление в брак, отделение от родительских семей, беременность, рождение ребёнка, поступление ребёнка в дошкольные/школьные учреждения, окончание им школы и выбор своего жизненного пути, разрыв с родителями, уход родителей на пенсию и т.д.) Именно на этих отрезках своего существования семьи оказываются неспособными разрешать новые проблемы прежними способами и поэтому встают перед необходимостью усложнять свои приспособительные реакции.

Основные шаги семейной системной психотерапии выглядят следующим образом:

1. Объединение психотерапевта с семьёй, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей.

2. Формулирование психотерапевтического запроса.

3. Реконструкция семейных отношений.

4. Завершение психотерапии и отсоединение.

Системный подход в психотерапии определяется с фокусированностью на партнерстве, семье, супружестве, группах как самостоятельных организмах, целостных системах со своей историей, внутренними закономерностями и динамикой, этапами развития, ценностными ориентациями и т. д. Терапия в рамках этого подхода исходит из того, что дисфункциональная система отношений определяет дизадаптацию ее участников. Терапевт занимает позицию включенного наблюдателя или играющего тренера. Системный терапевт в достаточной мере директивен: он задает вопросы, наблюдает и контролирует, структурирует коммуникацию участников, драматизирует отношения и моделирует конфликты, дает домашние задания и т. д.

К терапии, ориентированной на системный подход, как отмечают специалисты, можно отнести такие направления как нарративная психотерапия, ориентированная на решение краткосрочная психотерапия, процессное системное консультирование организаций. Однако с точки зрения системного подхода мы рассматриваем именно семейную психотерапию.

Итак, базовая идея системной семейной психотерапии заключается в том, что семья – это социальная система, т.е. комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семья – это «живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл».

Семейная система это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующая система, т.е. поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой.

К системному семейному терапевту в качестве пациента приходит вся семья, а не индивид и не профессиональная группа. Профессиональное мастерство семейного психотерапевта заключается в том, чтобы дать возможность высказаться каждому, и при этом обеспечить комфорт и чувство безопасности всем остальным. Психотерапевт вместе с семьей исследует причины того, почему жизнь складывается не так, как хочется, и находит возможность изменить функционирование семейной системы так, что бы всем стало лучше.

 

 

Понятие семейный диагноз.

Семейный диагноз - описывает нарушения в жизнедеятельности семьи, способствующие возникновению и сохранению трудностей ее функционирования, выражающихся в появлении индивидуальных дисфункций у одного или нескольких членов семьи либо препятствующих нормативному прохождению семьей стадий ее жизненного цикла и переживанию ненормативных кризисов. Семейный диагноз позволяет определить характер нарушений семейного функционирования и планировать направления психологической помощи семье.

Семейный диагноз, представляя собой клиническую основу семейной психотерапии, требует от клинициста знания системного подхода и умения собрать анамнестические сведения. Постановку семейного диагноза может облегчить приведенная ниже схема. Специалисту рекомендуется задать членам семьи и самому себе вопросы и получить информацию о следующих картинах взаимодействия (поведения) в семье.

1. Какие события произошли недавно в семье, ухудшившие ее функционирование?

2. Чем отличались отношения в семье перед возникновением проблемы, после ее появления и перед началом обращения к специалисту?

3. Почему семья обратилась сейчас?

4. Носила ли дисфункция семьи острую (кризисную) ситуацию или хронический характер

5. Как член семьи, договорившийся о встрече с психотерапевтом, «отражал» семейную систему? (Инициатор обращения, ответственный член семьи или самый виноватый в проблеме).

6. Связана ли предъявляемая проблема или симптоматическое поведение с нарушениями внутри семейной системы?

7. Выявить нарушения семейной коммуникации (внутри семьи и с внешним миром): взаимные нападки, критика, отвержение, клевета, неумение выслушивать друг друга, эмоциональное и физическое пренебрежение друг другом; отсутствие или избыток дисциплинарных техник.

8. Диагностировать искажения эмоциональных связей и интеракций между родителями, отсутствие или искажение родительской модели поведения, с которой ребенок (сознательно или бессознательно) идентифицируется.

9. Определить наличие дисфункциональных стилей совладания со стрессом (например, неадекватная агрессия или уход в болезнь), выделить наиболее часто используемые психологические защиты, стратегии совладания с трудностями (копинг-стратегии), когнитивные искажения (правила, установки).

10. Обратить внимание на отсутствие необходимых социальных навыков (когнитивный дефицит): совместный прием пищи, выражение положительных эмоций, ведение разговора, соблюдение правил проживания.

11. Получить информацию, объединяющую людей и события вместе. Кто первым заметил? Кто больше всех беспокоился о проблеме? Какое из событий произвело наибольший эффект?

12. Выяснить нарушения границ между подсистемами (размытые, жесткие). Семейные подсистемы определяются такими факторами как поколение, пол, интересы. Очень часто подсистема охватывает подгруппу семьи: родительская подсистема, супружеская, детская, женская или мужская подсистемы. Каждый индивид может принадлежать к нескольким семейным подсистемам.

13. Исследовать семейный треугольник. Вовлеченность в треугольники и взаимные пересечения могут передаваться из поколения в поколение.

14. Исследовать семейные секреты. Когда мы исследуем сильные стрессовые события в семье, необходимо определить, нет ли избытка неотреагированных потерь и дистрессов, а также — семейных секретов (табу).

15. Доступна ли семья, включая «носителя симптома», изменениям? После того как психотерапевт сформулировал гипотезу, следующим шагом ему необходимо составить терапевтический контракт с семьей заданием условий курса терапии. Это осуществляется путем определения связи между симптомом и системой, постановкой дилеммы изменений

16. Определить, какие члены семьи смогут сотрудничать с психотерапевтом, а кто будет сопротивляться изменениям.

17. Выяснить влияние на семью других систем (школы, работы, ровесников, семей родственников).

18. Убедиться в способностях и возможностях (физических, психологических) психотерапевта для работы с этой семьей.

Понятия «брак» и «семья». Семья как малая группа.

В обыденном сознании понятия «брак» и «семья» могут отождествляться, но в науке принято их разграничивать. В первом термине находят отражение социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений. Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами. Мужчина и женщина выступают в нем и как личности, и как граждане государства. Социальный характер брака проявляется, прежде всего, в публичной форме его заключения, в контролируемом обществом выборе брачных партнеров, в наследовании семейного имущества.

Брак- исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающяя их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Понятие «семья» предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников, семья являет собой совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства. Многие специалисты используют определение семьи, предложенное А.Г. Харчевым: «семья – это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Таким образом:

♦ Семья меняется со временем, в соответствии с переменами в обществе, хотя и является одним из наиболее стабильных социальных институтов.

♦ Малой группой семью можно назвать потому, что она вполне попадает под определение этого исходного элемента социума, отличаясь характером (интимно-личностным) объединения людей.

♦ Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в выполнении семьей репродуктивной и воспитательной функций, что гарантирует продолжение существования самого человечества.

Семья является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции членов семьи являются отражением системных нарушений.

Семья как малая группа

Отличительные особенности семьи как малой группы общества состоят в следующем:

1) семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими интимно-доверительными связями;

2) в семье преобладают доверительные отношения между супругами и детьми;

3) особенность семьи проявляется в способе ее формирования: люди вступают в брак на основе взаимных симпатий, духовной близости.

Основные функции современной семьи могут быть сведены к следующему:

1) репродуктивная - биологическое воспроизводство членов семьи;

2) воспитательная - социализация личности;

3) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми;

4) экономическая - экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

5) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми;

6) сфера духовного общения - развитие личности члена семьи;

7) социально-статусная - предоставление социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры.

8) досуговая - организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга;

9) эмоциональная - эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

10)сексуальная - сексуальный контроль.

11) накопления собственности и передача ее по наследству.

Среди перечисленных функций важнейшими являются репродуктивная и воспитание детей;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.077 с.)