Этапы консультативного процесса.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы консультативного процесса.



Можно выделить следующие этапы психологического консультирования семьи: предварительный этап записи; этап первичного приема; диагностический этап; этап составления психологического заключения; этап совместного анализа причин возникновения проблемы и определения путей ее разрешения; заключительный этап.

· Предварительный этап. Запись. Фиксация обращения. Объективирование жалобы и запроса клиента. Сбор исходной информации о семье и клиенте. Решение организационных вопросов. Ориентация клиента в порядке и регламенте работы.

· Первичный прием. Знакомство консультанта с клиентом. Установление контакта с использованием техник присоединения — аккомодации как подражания консультанта стилю и особенностям поведения членов семьи, активного эмпатического слушания , мимезиса как подражания и копирования по типу имитации позы, одежды, мимики и пр. Коммуницирование эмоциональной поддержки и стабилизация эмоционального состояния клиента. Выявление жалобы и запроса. Первичное исследование проблемы. На этой стадии необходимо получить общую информацию о составе семьи, возрасте, образовании, профессии каждого из членов семьи и выявить особенности их отношений и взаимодействия. Оптимальным методом здесь является составление генограммы для трех поколений семьи. Переформулирование запроса. Заключение договора (контракта) на проведение психологического консультирования. В рамках договора согласуются цели консультирования и форма психологической помощи, которая будет оказана клиенту. Обсуждаются проблема ответственности клиента и консультанта и их функции в процессе работы. Осуществляется согласование организационных вопросов: количество встреч, их продолжительность и периодичность, состав участников, оплата консультаций.

· Диагностический этап. Уточнение проблемы клиента. Направленное ее изучение в соответствии с принципом стереоскопичности диагноза, выявление ролевой структуры семьи и ее внутренних и социальных ресурсов. Реконструкция истории развития семьи с момента знакомства супругов. Анализ проблемных ситуаций, типовых семейных сценариев, выявление и обсуждение семейных мифов. Формулирование рабочих гипотез о содержании и причинах проблемы. Проведение необходимого диагностического обследования с целью проверки выдвинутых гипотез.

· Этап составления психологического заключения. Формулирование психологического диагноза и прогноза. Диагностическое заключение должно содержать описание объективного статуса семьи, вывод о соответствии жалобы объективной проблеме семьи и мере ее обоснованности, позитивную оценку функционирования семьи с выделением ее ресурсов, переформулирование значения симптомов проблемного поведения членов семьи и объективирование механизма симптомообразования; в нем должна быть показана роль симптома в сохранении семейного функционирования. Разработка общего плана рекомендаций по преодолению проблем семьи. Психологическое заключение может быть составлено консультантом вне времени встречи с клиентом, представлять собой результат анализа и интерпретации проблемы консультантом и основу для проведения последующего этапа. В ряде случаев этап составления психологического заключения может совмещаться с этапом совместного анализа проблемы и поиска ее решения.

· Этап совместного анализа причин проблемы и определение путей ее разрешения. Направленный анализ проблемы, выделение «сильных», ресурсных, и «слабых» аспектов семейного функционирования. Выявление причин неэффективного функционирования. Обсуждение основных положений психологического диагноза. Совместная выработка условно-вариантного прогноза. Рассмотрение «веера» возможных решений, всесторонняя оценка «плюсов» и «минусов» каждого из них. Принятие решения, выработка плана его реализации. Распределение ответственности и функций между членами семьи. Разработка системы «домашних заданий» для воплощения принятого решения в жизнь.

Заключительный этап. Подведение итогов. Контроль и оценка реализации принятого решения. Завершение совместной работы с консультантом, обсуждение форм и сроков дальнейших контактов. Совместная выработка плана профилактических и превентивных мероприятий по предупреждению возникновения трудностей и проблем в семье.

 

9. Требования к личности семейного консультанта.

Семейный психолог-консультант - это профессиональный психолог, который специализируется на проблемах внутри одной семьи; он помогает одному человеку в случае, когда тот испытывает трудности в семейной жизни, но чаще всего такие семейные проблемы необходимо решать, обсуждая их со всеми членами семьи, задействованными в этой проблемной ситуации.

Требования к личности консультанта.

Исследований в этой области достаточно много, однако модель идеального консультанта до сих пор не построена, разные авторы указывают разные личностные особенности. Вот примерный список этих свойств: открытость консультанта, теплота, внимательность хорошая интуиция в общении, живой интерес к людям, искренность, гибкость ,терпимость, логичность, объективность, разумность, эмоциональная стабильность, способность вызывать доверие, способность на уважение, отсутствие комплекса неполноценности, уравновешенность.

Различные исследователи стремятся обобщить многообразные требования к терапевту, работающему с семьей, свести их в единую систему. Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис приводят одну из наиболее известных систематизации - систематизацию Энтони Зипла. Согласно ей, терапевт должен:

1) Освоить педагогический подход. Сталкиваясь с проблемами при взаимодействии с семьей, необходимо прежде всего установить, в какой мере они связаны с недостатком у семьи знаний, а в какой - являются проявлениями сопротивления или "семейной проблемы". Дать семье недостающие знания, сделать это умело, избегая многообразных педагогических ошибок, точно соотнося методы обучении личностями, с подготовленностью членов семьи и сутью вопроса.

2) Уметь прояснять цели семьи. Практический опыт и исследования показали: мнение терапевта о том, чего хочет семья, и то, чего она действительно хочет, - совершенно разные вещи. Терапевт должен научиться прояснять цели семьи. Для этого он должен уметь быть открытым, уметь глушать и адекватно отвечать.

3) Не склонять семью ни к какому конкретному типу взаимоотношений.

Терапевт не должен пытаться советовать членам семьи, как им жить, каким должно быть распределение ролей. Его цель - подсказать им, как можно самим найти нужный тип отношений.

4) Честно признавать границы своих возможностей Терапевту необходимо показать членам семьи реальную сложность проблемы, суть решений, которые приходится принимать, а также сомнения, которые остаются при каждом таком решении. У членов семьи не должно быть ни иллюзий, ни неоправданного скепсиса.

5) Работать в единой команде с семьей. Терапевт должен развивать идеологию сотрудничества. Он делает все возможное, чтобы помочь семье как можно лучше понять, что происходит с идентифицированным пациентом, сам же старается учиться у семьи.

6) Акцентировать возможности семьи, ее положительную роль в терапевтическом процессе.

Существует немало семей, которые научились справляться с трудностями, развили терапевтически полезные отношения с членом семьи, испытывающим боль. Терапевт должен увидеть возможность таких отношений в каждой семье и на этой основе формировать в членах семьи самоуважение и веру в свои силы.

7) Уметь правильно реагировать на интенсивные эмоциональные проявления в семье.

Чувства членов семьи, испытывающих боль, напряжены до предела. Разочарования, страхи, агрессия, - могут быть глубоко скрыты, подавлены и в любой момент вырваться наружу - в приступах отчаяния и ярости, в обидах и обвинениях. Терапевт должен уметь отвечать на эти чувства сочувствием и пониманием, а не защитной реакцией.

8) Помогать здоровым членам семьи думать о себе, о своем личностном развитии.

9) Дать членам семьи наиболее полную информацию о самых различных возможностях семенной психотерапии. Такая информация помогает членам семьи преодолеть свое сопротивление психотерапии.

10) Помочь в психологическом самообразовании. Терапевт должен хорошо знать литературу (учебники, статьи, рекомендации и т.п.), написанную для неспециалистов. Он должен иметь ясное представление о курсах и семинарах, где члены семьи могут приобрести необходимые им знания и навыки.

11) Обеспечивать информацией о местных возможностях. Необходимо всячески стимулировать семьи максимально использовать все имеющиеся возможности: консультации, группы взаимопомощи, поддержки и т.п.

12) Лично участвовать. Терапевт должен быть готов к тому, что случайных кратковременных визитов недостаточно для того, чтобы успешно работать с семьей, он должен стать "своим человеком" в семье, готовым в любую минуту прийти на помощь

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.012 с.)