Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция В. Сатир. Общая характеристика.

Поиск

В.Сатир - профессор университетов Винсконсин и Чикаго. Одной и первых Сатир обратилась к исследованию проблемы психологии семьи и семейной терапии. Разработанная ею концепция семейной терапии, опубликованная в книге «Совместная семейная терапия», является одной из основополагающих для специалистов во всем мире. Одним из важных условий «семейной терапии» является работа со всей семьей, а не с каждым ее членом в отдельности. То есть, любая личная проблема обязательно рассматривается в контекст семейных отношений. Отправным пунктом для своей концепции Сатир избрала влияние старших в семье и чувство отверженности. Отправным пунктом для своей концепции Сатир избрала влияние старших в семье и чувство отверженности. Все учение Сатир можно свести к шести основным идеям:

1. Семья, в которой мы выросли, во многом определяет наше поведение и установки.

Сатир замечала, что на протяжении многих веков семья была крайне иерархичной по своей сути, это порождало не­равенство, узурпацию власти, дисгармонию в отношениях, конформизм и сводило на нет понятие уникальности чело­века как личности.

2. Семья - это система, а потому она стремится к равновесию, для поддержания которого порой в ход идет навязывание ролей членам семьи, система запретов или нереальные ожидания (в этом случае потребности членов семьи вступают в конфликт друг с другом, и нарушения обеспечены).

. Как всякая система, она стремится к равновесию, ради поддержания которого навязываются роли, насаждаются запреты, появляются нереалистичные ожидания; в этом случае потребности отдельных членов семьи не удовлетво­ряются и, наконец, система дает сбой.

Опыт, полученный Сатир при работе с этой семьей, по­служил базой для развития концепции о том, что семья — это система, новое целостное образование, а не просто сумма от­дельных ее составляющих, нужды которой могут всецело подавлять нужды отдельного ее члена.

Сатир убедилась, что рассогласованные семейные систе­мы поддерживают внутреннее равновесие с помощью навя­занных ролей, запретов и жестких правил, непререкаемых законов и нереалистичных ожиданий.

3. Нарушения в системе семьи порождают низкую самооценку и защитное поведение, так как человек все равно будет стремиться повысить самооценку и оберегать ее от нападок извне.

Сбои в семейной системе порождают низкую самооценку и защитное поведение, так как в человеке заложена потребность отстаивать свою самооценку и держать оборону от нападок извне.

Сатир выделяет четыре типа защитного поведения, кото­рые она называет «позы обороны» — заискивание, обвине­ние, сверхрасчетливость, сбивание с толку. Сатир замечала, что люди нередко меняют тактики или перебирают их одну за другой. К примеру, человек начинает заискивания, затем пускает в ход осуждение и напоследок делается педантом. Сатир, однако, подчеркивала, что обычно у человека есть своя излюбленная техника.

4. В каждом человеке достаточно сил для личностного роста и здоровой активной жизни.

Сатир отталкивалась от тезиса, что каждый человек име­ет достаточный потенциал для здорового и полноценного существования. Этот потенциал включает в себя:

— способность к духовному развитию;

— воображение и вдохновение;

— чувства и ощущения;

— мышление; эмоции;

— способностью к усвоению нового и изменению себя;

— способность к экспрессии;

— сочувствие;

— внутреннюю целостность;

— интуицию;

— способность рассуждать разумно;

— природную мудрость;

— способность принимать себя и окружающих, уважать их;

— способность не терять надежду;

— способность к оценке;

— оптимизм;

— чувство привязанности;

— дар любви и возможность быть любимым;

— способность к созиданию и творчеству;

— способность отвечать за свои действия,преяваение сво^ их чувств, поведение и брать на себя обязательства;

— способность к сотрудничеству;

— способность признавать и исправлять ошибки;

— способность доверять;

— способность принимать решение и приводить их в ис­полнение;

— вера в свое будущее;

— способность стремиться и достигать;

— способность просить о помощи;

— мужество совершать поступки.

 

5. Всегда есть возможности для личностного роста, но психотерапевтическую работу нужно проводить на уровне "процессов", а не "содержания".

Считается, что главная задача процессуальной психоте­рапии Сатир — личностный рост, поскольку она сама неред­ко повторяла, что в каждом человеке заложен потенциал для этого роста, а психотерапия способна лишь стимулировать его. Сатир сравнивала человека с семечком, в сердцевине которого таится зародыш будущего растения, но для буйно­го роста ему сперва нужно накопить сил, чтобы суметь про­драться сквозь заросли сорняка.

Чтобы избавиться от «сорняков» — дезадаптивных убеж­дений и форм поведения, — психотерапевт должен в первую очередь улавливать психические состояния, процессы чело­века, а не замыкаться на заявленной им проблеме. Как гово­рила Сатир, «проблема сама по себе не является проблемой; проблема в том, как человек справляется с нею».

6. Процесс изменений захватывает всего человека и включает несколько стадий.

Годами наблюдая за тем, как меняются ее пациенты, Сатир пришла к выводу, что процесс изменений подразделяет­ся на несколько стадий. Первую стадию она определила как «статус кво»: человек осознает необходимость перемен, но позиция «пусть остается все как есть, потому что так привычней побеждает стремление к переменам.

Главная задача психотерапии Сатир — личностный рост, поскольку она сама нередко повторяла, что в каждом человеке заложен потенциал для этого роста, а психотерапия способна лишь стимулировать его. Сатир сравнивала человека с семечком, в сердцевине которого таится зародыш будущего растения, но для буйного роста ему сперва нужно накопить сил, чтобы суметь продраться сквозь заросли сорняка.

 

 

Основные понятия теории семейных систем М. Боуэна..

Теория семейных систем Мюррея Боуэна сосредотачивается на ее эмоциональном функционировании. Он вводит понятие эмоциональной системы, которую толкует как сложный чувственно-поведенческий комплекс, свойственный почти всему животному миру, по крайней мере, начиная с эволюционного уровня рептилий и птиц. Пищевое и брачное поведение, выращивание потомства, поведение в социальной группе и у людей и у животных определяется эмоциональной системой.

1). Человеческая семья может быть описана как эмоциональное поле. Термин "поле", в теории семейных систем указывает на сложность эмоциональных стимулов, передаваемых и воспринимаемых членами семьи на разных уровнях взаимодействия. "Эмоционально детерминированное функционирование членов семьи создает эмоциональную атмосферу, или поле, которое, в свою очередь, влияет на каждого. Это - аналог гравитационного поля солнечной системы, где каждая планета и солнце своей массой уравновешивают самое поле, а оно, в свою очередь, регулирует отношения в системе. Никто не может "увидеть" гравитацию, как никто не может увидеть эмоциональное поле. О существовании гравитации и эмоционального поля можно судить по тому, что пути планет предсказуемы, а люди строят свое поведение в зависимости от реакций друг на друга"

2). Эмоциональная система, в теории семейных систем регулируется двумя противоположно направленными силами: стремлением к совместности, в пределе - к слиянию с другими, и стремлением к индивидуальности, в пределе - к полному одиночеству. Человек, живущий по законам эмоциональной системы, характеризуется импульсивностью и реактивностью, преобладанием аффекта над интеллектом.

В теории семейных систем Мюррея Боуэна выделяются два параметра - уровень тревоги и дифференциация "Я".

Тревога - базовая характеристика эмоциональной системы. Индивиды, пребывающие в высоко тревожной системе, развивают множество поведенческих паттернов, направленных на снижение тревоги. Среди них наиболее распространены четыре: дистанцирование, супружеский конфликт, проекция проблем на ребенка, симптоматическое поведение одного из супругов. Несмотря на кажущееся различие в стилях проявления каждого из них, цель у всех этих процессов общая - снижение тревоги. Уровень тревоги - своего рода наследственная характеристика системы, получаемая ядерной семьей от своих родительских семей.

Дифференциация - следующая характеристика в теории семейной системы, так же как и индивидуального функционирования. В последнем случае М.Боуэн употреблял термин "Дифференциация"Я". Это базовое понятие описывает уровень функционирования, степень успешности и социальной адаптации семьи и человека. Чем более слиты эмоции и интеллект, тем ниже уровень дифференциации, и уровень функционирования. У животных уровень функционирования целиком определяется эмоциями. Человек, в отличие от животных, способен широко использовать свой интеллект, что позволяет вести себя разумно даже в эмоционально-напряженных ситуациях, при оценке действительности опираться на факты, а в условиях, когда требуется принять решение, руководствоваться своими принципами и целями. Боуэн утверждает, что "чем выше дифференциация, тем лучше функционируют люди. Они более гибки, адаптивны к стрессам и более свободны от всех видов проблем. По степени дифференциации Я люди образуют континуум"

3) Боуэн полагал, что всех людей, в соответствии с присущей им степенью диффиренцированности между эмоциональным и интеллектуальным функционированием, можно расположить на одном континууме. На одном конце континуума располагаются те, кто не видит различий между эмоциями и интеллектом. Эмоции и интеллект у них настолько спаены, что жизнь этих людей подчинена эмоциональной системе. При этом, независимо от качеств их интеллекта он подчиняется эмоциям. Эти люди могут быть прекрасными математиками, но в межчеловеческих отношениях, в личной жизни их поведение полностью контролируется эмоциями. Они менее гибки и адаптивны, более эмоционально зависимы от всех и от всего, легко впадают в дисфункции и с трудом восстанавливаются.

4) Способность разделять интеллектуальное и эмоциональное функционирование, как уже отмечалось выше, относительна. Стоит тревоге достигнуть определенного уровня, и автоматическое реагирование эмоциональной системы происходит независимо от степени интеллектуальной активности, чем выше тревога, тем в большей мере поведение становится автоматическим, или инстинктивным.

В теорию Боуэна входит восемь концепций:

1. Дифференциация Я. Как уже говорилось выше, здесь дается описание эмоциональной и интеллектуальной системы человека, разрабатывается понятие дифференциации и составляется шкала дифференциации. Кроме того, здесь вводятся еще два чрезвычайно важных понятия: "псевдо Я" (или ложного Я, легко изменяемого, подверженного влияниям извне, конформного, не имеющего убеждений и принципов, содержание которого определяется либо стремлением соответствовать ожиданиям других, либо бессмысленным бунтом) и твердого, истинного Я (мало подверженного внешним влияниям, определяемого ценностями и внутренней этикой).

2. Триангуляция. Имеется в виду эмоциональный процесс между двумя людьми или группами, который в ситуации повышенной тревоги имеет тенденцию вовлекать в отношения третьего. Цель, остающаяся неосознаваемой, - снижение тревоги в социальной системе (семье или организации)

3. Эмоциональные процессы ядерной семьи. Концепция описывает паттерны эмоционального взаимодействия в семье на уровне одного поколения. Человеческая семья может быть рассмотрена как эмоциональное целое, или целостная эмоциональная система. Человек, погруженный в это поле, живет по его законам, реагируя на тонкие изменения в балансе отношений. Эта эмоциональная реакция обычно совершается автоматически. Степень и способ эмоционального реагирования супругов определяются уровнем дифференциации Я. Стрессовые ситуации могут вызывать появление симптомов в трех областях, а именно: 1) супружеский конфликт, 2) дисфункция у супруга, 3) проекция тревоги на одного или более детей. Какая-либо одна из этих трех областей или их сочетание должны "вместить" определенное количество недифференцированности, свойственной супругам.

4. Проективные процессы в семье. Рассматриваются механизмы "триангулирования", посредством которых родительская недифференцированность наносит вред и приводит к ухудшению состояния одного или более детей. "Триангулированный" ребенок - тот, на ком проективный процесс сфокусирован в наибольшей степени. Обычно такие дети бывают чрезмерно включены в родительские взаимоотношения, в ущерб решению стоящей перед ними важной задачи - построения собственной идентичности. В результате, они плохо адаптируются к жизни и в итоге имеют более низкий, по сравнению с сиблингами, уровень дифференциации Я.

5. Наследование внутрисемейных паттернов отношений. Одна из важнейших концепций в теоретической системе Боуэна, описывающая проективные процессы, в результате которых различные уровни недифференцированности передаются не только от родителей к детям, но повторяясь в семье из поколения в поколение. Определенные базисные способы отношений между матерью, отцом и ребенком воспроизводят история отношений прошлых поколений и будут воспроизведены в последующих. Таким образом, все мы выносим из родительских семей определенный "багаж".

6. Эмоциональный разрыв. Концепция эмоционального разрыва создает представление о паттернах, определяющих, как люди обращаются со своими привязанностями. Боуэн анализирует разные случаи эмоциональных разрывов в семьях и социальных группах.

7. Позиция сиблингов. Данный концепт описывает корреляцию между базисными характеристиками личности и сиблинговой позицией, то есть порядком рождения детей в семье. Эмоциональная система любой семьи порождает конкретные функции, которые выполняются конкретными людьми. В определенной мере личность индивида формируется самой функциональной позицией, которую он занимает в семье.

8. Социальная регрессия. Согласно этой концепции, эмоциональные проблемы в обществе подобны эмоциональным проблемам в семье. В обществе, так же как и в семье, могут возникать периоды повышенной тревоги. И существуют те же механизмы снижения тревоги, что и в семье, например, с помощью слияния, объединения, конформизма и затем - тоталитаризма. Чем дольше и сильнее присутствует тревога в обществе, тем явственнее наблюдается социальный регресс - аналог низкого уровня дифференциации в семье.

 

 

18. Системный подход в семейном консультировании.

Системная модель консультирования семьи считается одной из самых молодых школ, получивших свое признание в конце второй половины XX в. В данной модели семья рассматривается как некая социальная система, как комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Такой подход предполагает в процессе психологического консультирования опору на семью как на единицу воздействия. Основоположник системного подхода, австрийский биолог Берталанфи выдвинул учение о том, что понятие системы определяется взглядом на мир не как на механизм, а как на организм («организмический взгляд на мир»). Л. Берталанфи в одной из своих работ заявляет, что система бывает закрытой, если никакая информация не поступает в нее; открытой она может считаться, если существует экспорт и импорт, при этом происходит изменение ее компонентов. Человек в этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система. Именно она – объект психотерапевтического воздействия.

Концептуальной основой системного подхода к пониманию семьи является общая теория систем.

Крупнейшие представители этого направления – Мара Сельвини-Палаццоли, Клу Маданес, Сальвадор Минухин и др. В настоящее время системное направление считается одним из наиболее широко представленных, перспективных, экономически целесообразных и терапевтически эффективных направлений семейной терапии.

В системной семейной психотерапии семья рассматривается как целостная система, которая стремится к сохранению и эволюции сложившихся связей. На всём протяжении своего существования семьи проходят через закономерные кризисы развития (вступление в брак, отделение от родительских семей, беременность, рождение ребёнка, поступление ребёнка в дошкольные/школьные учреждения, окончание им школы и выбор своего жизненного пути, разрыв с родителями, уход родителей на пенсию и т.д.) Именно на этих отрезках своего существования семьи оказываются неспособными разрешать новые проблемы прежними способами и поэтому встают перед необходимостью усложнять свои приспособительные реакции.

Основные шаги семейной системной психотерапии выглядят следующим образом:

1. Объединение психотерапевта с семьёй, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей.

2. Формулирование психотерапевтического запроса.

3. Реконструкция семейных отношений.

4. Завершение психотерапии и отсоединение.

Системный подход в психотерапии определяется с фокусированностью на партнерстве, семье, супружестве, группах как самостоятельных организмах, целостных системах со своей историей, внутренними закономерностями и динамикой, этапами развития, ценностными ориентациями и т. д. Терапия в рамках этого подхода исходит из того, что дисфункциональная система отношений определяет дизадаптацию ее участников. Терапевт занимает позицию включенного наблюдателя или играющего тренера. Системный терапевт в достаточной мере директивен: он задает вопросы, наблюдает и контролирует, структурирует коммуникацию участников, драматизирует отношения и моделирует конфликты, дает домашние задания и т. д.

К терапии, ориентированной на системный подход, как отмечают специалисты, можно отнести такие направления как нарративная психотерапия, ориентированная на решение краткосрочная психотерапия, процессное системное консультирование организаций. Однако с точки зрения системного подхода мы рассматриваем именно семейную психотерапию.

Итак, базовая идея системной семейной психотерапии заключается в том, что семья – это социальная система, т.е. комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семья – это «живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл».

Семейная система это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующая система, т.е. поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой.

К системному семейному терапевту в качестве пациента приходит вся семья, а не индивид и не профессиональная группа. Профессиональное мастерство семейного психотерапевта заключается в том, чтобы дать возможность высказаться каждому, и при этом обеспечить комфорт и чувство безопасности всем остальным. Психотерапевт вместе с семьей исследует причины того, почему жизнь складывается не так, как хочется, и находит возможность изменить функционирование семейной системы так, что бы всем стало лучше.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.53.90 (0.012 с.)