Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Малая группа. Человек в группе.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Человек не может жить в полном одиночестве. Социальная группа — объединение людей с целью удовлетворения потребностей индивидов в осуществлении совместных действий. Люди объединяются по самым различным признакам: принадлежность к нации (историко-культурная общность людей, объединенных языком, общими чертами психологического склада), профессии, возрастной группе, гражданству, идеологии, религии, по общим интересам. Группу можно определить как объединение людей по определенному признаку. Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности, отклонение от которых карается санкциями (от осуждения до бойкота и исключения из группы). Все группы людей можно разделить на большие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количественная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (особенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителями группы).
Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек. Малую группу характеризуют: наличие общей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, определенный эмоциональный фон, длительность существования, добровольный характер, наличие взаимных ожиданий. Малые группы бывают: - условными (члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом); - реальными (члены группы имеют постоянные контакты друг с другом); - естественными (складывающимися сами по себе). Естественные группы делятся на: - формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций; - неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.
Все группы могут быть высокоразвитыми и слаборазвитыми. Группа оказывает определенное давление на индивида. По способу реакции на такое давление определяют возможные модели поведения: конформизм или приспособленчество (изменение человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии), внушаемость (человек принимает линию поведения), активное согласие (сознательное отстаивание интересов группы), нонконформизм (несогласие с большинством, отстаивание собственных интересов).
Группы могут быть первичными и вторичными. Первичные группы — каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компания). Здесь обычно формируется личность, каждый находит интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов. Вторичные группы — социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер — бригада, тренер — команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.
Религия, атеизм и свобода совести.
Религия - это мировоззрение и поведение отдельного индивида, группы, общности, которое определяется верой в существование сверхъестественного.
Типология религий: 1) Исторические типы: а) Архаичные (древние) религии: - тотемизм - вера в животных и растения (тотем), обладающих сверхъестественной силой. - фетишизм — поклонение фетишу, неодушевленному предмету, наделяемому сверхъестественной силой. В дальнейшем приписываемые предмету свойства стали, как бы «отделившись» от него, самостоятельными сущностями — «духами». - анимизм - вера в призраков и духов, которые населяют мир наравне с людьми. б) Современные религии - теистические - вера в богов (христианство, иудаизм, ислам) - этические - вера в этические идеалы связи со Вселенной (буддизм, даосизм, конфуцианство) 2) По количеству богов: - политеистические - вера в нескольких богов - монотеистические - вера в одного единственного бога. 3) По степени распространения на планете: - мировые - буддизм, христианство, ислам - локальные (национальные) - иудаизм, конфуцианство, синтоизм.
Атеизм - система взглядов, отвергающая религиозные представления (веру в бога, в бессмертие души, в воскресение из мертвых и т. д.). Как система взглядов атеизм не сводится только к исторической, философской, естественнонаучной критике религии. Атеизм объясняет причины возникновения, источники веры у людей, изучает социальную природу религии. Атеизм следует отличать от других видов критики религии (антиклерикализм, вольнодумство и т. д.). Это исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.
Одним из путей преодоления религиозных противоречий является признание и соблюдение свободы совести и вероисповеданий. Всеобщая декларация прав человека в статье 18 провозглашает: “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает – свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения…”
По Конституции Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ гласит: “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”.
Билет №9 1. Общество и его типы. Основные сферы общественной жизни. Общество- в широком смысле - часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения - в узком смысле - совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. (напр., общество книголюбов и т.п.) Понятие «общество» неоднозначно. В исторической науке есть понятия - «первобытное общество», «средневековое общество», «российское общество», означающие определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Под обществом обычно понимают: - определенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т. д.); - людей, объединенных общими целями и интересами (общество декабристов, общество книголюбов); - население страны, государства, региона (европейское общество, российское общество); - все человечество (человеческое общество).
Функции общества: • производство жизненных благ; • систематизация производства; • воспроизводство и социализация человека; • распределение результатов труда; • обеспечение законности управленческой деятельности государства; • структурирование политической системы; • формирование идеологии; • историческая передача культуры и духовных ценностей
Человеческое общество включает в себя ряд областей - сфер общественной жизни: - экономическую — отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ, услуг и информации; - социальную — взаимодействие больших социальных групп, классов, слоев, демографических групп; - политическую — деятельность государственных организаций, партий и движений, связанная с завоеванием, удержанием и осуществлением власти; - духовную - мораль, религия, наука, образование, искусство, их влияние на жизнь людей.
Под общественными отношениями понимаются многообразные связи, возникающие между людьми в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Различают отношения в сфере материального производства, в духовной жизни.
Проявление сфер общества: а) Политико-правовая сфера: - ратификация международного договора - введение поправок к закону - проведение выборов в парламент б) Экономическая сфера: - рост числа акционерных предприятий - увеличение денежной массы в стране - уменьшение производства товаров - введение нового налога - отношения собственности в) Социальная сфера: - демографические изменения в государстве
Типы обществ: 1) доиндустриальный (традиционный)- состязание человека с природой Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2/3 работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение. 2) индустриальный - состязание человека с преобразованной природой Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд. 3) постиндустриальный - состязание между людьми Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя. 4) Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества - информационного. 2. Глобальные проблемы человечества. Глобальные проблемы - это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века, и от решения которых зависит существование цивилизации.
Основные глобальные проблемы: а) преодоление экологического кризиса и его последствий: - истощение природных ресурсов - загрязнение окружающей природной среды б) демографическая проблема (проблема роста населения земного шара) в) проблема сокращения разрыва в уровне экономического развития между странами г) проблема предотвращения угрозы третьей мировой (ядерной) войны д) борьба с международным терроризмом, с наркомафией и наркоманией е) предотвращение распространения СПИДа
Глобальные проблемы: - возникли во второй половине XX века - все глобальные проблемы взаимосвязаны - охватывают все стороны жизни людей - касаются всех без исключения стран мира - причины: эксплуатация ресурсов, гонка вооружений, низкая культура людей, рост населения
К числу социальных последствий НТР относится - рост требований к подготовке специалистов - увеличение доли работающих в сфере обслуживания - увеличение продолжительности обучения в школе Билет №10
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.158 (0.007 с.) |