Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура социологического исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современная социологическая наука представляет собой разветвленную систему знаний. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта — общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения. Социология включает в свой предмет общую теорию, отраслевые и специальные социологические теории (теории среднего уровня), имеющие более узкую предметную область по сравнению с общей теорией, и еще более специализированные прикладные исследования частных социальных проблем, нуждающихся в практическом решении на данном конкретном этапе общественного развития. Социологическое исследование — один из основных способов развития социологического знания, который состоит в сознательной концентрации усилий исследователя (коллектива исследователей) на определенных задачах. Социологические исследования получили признание в конце XIX — начале XX века. Идея исследования была заимствована социологией из других наук — естествознания, этнографии, психологии, экономики — где уже успели к тому времени утвердиться формы теоретических и эмпирических исследований. Социологические исследования опирались на практику социально-статистических наблюдений и социальных обследований, распространившихся в большинстве стран. Первая американская библиография социальных обследований была составлена в 1930-м году и включала 2775 названий. Однако большинство обследований не было связано с развитием социологического знания. Сам термин “социологическое исследование” был введен в научный оборот французским социологом Эмилем Дюркгеймом в работе “Самоубийство” (1897). С тех пор, получив широкое развитие, социологические исследования превратились в фундамент социологического знания и особый способ познания. В наиболее общем виде социологическое исследование определяется как система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, позволяющих получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их дальнейшего использования в практике социального управления. Методология социологического исследования — составная часть и особая область социологического познания, которая имеет своим содержанием совокупность принципов и способов организации и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и правил проведения социологических исследований. В отличие от методологии методы и процедуры исследования — это система формализованных правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Процедура социологического исследования — наиболее общее, собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации. Процедурой называют последовательность всех познавательных и организационных действий, способ организации исследования. Метод — основной способ сбора, обработки и анализа данных. Методика социологического исследования — это сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной предметной области для накопления и систематизации эмпирического материала. Техника социологического исследования — совокупность специальных приемов, цель которых — наиболее эффективное использование того или иного метода. Например: метод—анкетирование; методика—анкетный лист вместе с инструкцией анкетеру; техника — способы формулировки вопросов в анкете. В социологии применяется ряд методов, методик и процедур, которые уже применялись в других науках, но в социологии эти методы приобрели свою специфику. Это опрос, анализ документов, эксперимент, шкалирование, социальное моделирование, методы социометрии, системный, генетический и исторический анализы, описание, типологизация. Для исследования социальных явлений и процессов, имеющих массовый характер, используются количественные и качественные методы — экспертного оценивания, шкалирования, тестовые процедуры, статистические и математические методы. Проведение социологического исследования—сложный и многоэтапный процесс. Некоторые специалисты рассматривают процесс социологического исследования как состоящий из двух стадий: • первая стадия—подготовительная, • вторая стадия—собственно исследовательская. Отечественный социолог А.Г. Здравомыслов считает, что в любом исследовании можно выделить пять этапов исследовательской процедуры: 1. Составление программы исследования. 2. Определение объекта и единиц наблюдения. 3. Разработка средств сбора материала — методик исследования. 4. Сбор материала. 5. Анализ материала и его обобщение. В социологической литературе встречаются и другие схемы проведения социологического исследования. Многие социологи выделяют четыре последовательных, взаимосвязанных этапа: 1) подготовка исследования; 2) сбор первичной социологической информации; 3) подготовка собранной информации к обработке и обработка на электронно-вычислительной машине; 4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулировка выводов. В зависимости от целей прикладных исследований они подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические. Разведывательное исследование (пилотажное) используется в качестве предварительного этапа масштабных исследований. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и методике. Разновидность разведывательного исследования — экспресс-опрос (так называемый зондаж общественного мнения). Описательное исследование применяется в случае исследования большой общности людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Такое исследование проводится по достаточно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Аналитическое исследование — самый глубокий вид социологического анализа, ставящее своей целью кроме описания изучаемого явления еще и выявление причин, лежащих в основе. Исходя из частоты проводимых исследований разделяют точечные и повторные их виды: • точеное исследование (разовое) дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках явления или процесса в момент его изучения; • повторное исследование, проведенное последовательно через определенные промежутки времени, основанное на единой программе и инструментарии, дает представление о динамике изучаемого объекта. Панельное исследование — особый вид повторного. Панельное исследование предусматривает неоднократное изучение одной и той же группы лиц через определенные промежутки времени. Выбор того или иного вида социологического исследования зависит от: цели исследования (практической или научной); особенностей того явления, которое предстоит изучить; практических навыков социолога, знаний методики и техники. ПРОГРАММА И ПЛАН СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведение социологического исследования требует его тщательной подготовки. На этапе подготовительной работы создаются программа и план социологического исследования. Программа социологического исследования — это изложение теоретико-методологических предпосылок общей концепции в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез. В программе формулируются проблемы исследования, определяются его предмет и цели, осуществляется выбор переменных, интерпретируются основные понятия. От научного уровня разработки программы во многом зависит эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов. Программа в социологическом исследовании выполняет следующие функции: • методологическую: она позволяет определить научную проблему, цели, задачи и принципы исследования; • методическую: разрабатывает логический план исследования; • организационную: обеспечивает разработку четкой системы разделения труда, что облегчает контроль за последовательностью проведения основных этапов исследования. Программа социологического исследования состоит из двух разделов — методологического и методико-процедурного. Первый, методологический, раздел программы: 1. Формулировка проблемы, определение цели и постановка задачи исследования. 2. Определение объекта и предмета исследования. 3. Интерпретация основных понятий. 4. Предварительный системный анализ объекта исследования. 5. Формулировка рабочих гипотез. Второй, методический раздел программы включает в себя: 1. Принципиальный (стратегический) план исследования. 2. Определение обследуемой совокупности. 3. Набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных. Программа дополняется рабочим планом, в котором рассматриваются этапы работы, сроки проведения исследования, оцениваются ресурсы и т.д. Разработка программы социологического исследования начинается с формулировки проблемной ситуации как некоторого противоречия между осознанием научно-познавательной или практической потребности и незнанием способов ее удовлетворения. Соответственно основная цель исследования определяется как теоретико-прикладная (поиск типового решения проблемы с последующим его приложением к практике) или прикладная (связанная с практическим регулированием определенных социальных процессов). В соответствии с целью исследования формулируются более частные задачи. Задача социологического исследования ~— это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. В исследованиях, ориентированных на решение теоретических научных проблем, основными будут теоретические задачи, а практические задачи выступают как неосновные; в прикладном исследовании, наоборот, практические задачи — основные. Основные задачи исследования отвечают его цели, дополнительные ставятся для подготовки будущего исследования, для решения некоторых методических задач и т.д. Сформулировав проблему, определив цели и задачи исследования, необходимо уточнить объект и предмет исследования. В исследовании теоретико-прикладного характера сначала уточняется его предмет, а затем — реальные объекты, изучение которых позволяет найти типовое решение проблемы; а в прикладном исследовании уточняется предмет анализа заранее определенного объекта исследования. Объект социологического исследования — явление или процесс, носитель социальной проблемы (область социальной действительности, деятельность людей, люди). Требования к объекту: а) четкие обозначения явления по следующим параметрам — профессиональная (отраслевая) принадлежность, пространственная ограниченность, функциональная направленность; б) определенная временная ограниченность: в) возможность его количественных измерений. Предмет социологического исследования — стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. Правильный выбор предмета социологического исследования определяется четкой постановкой проблемы, формулировкой цели и задач исследования и системным анализом объекта. Значительное место в программе социологического исследования за-нимает рассмотрение основных понятий, в которых описывается социальная проблема. Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указания правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков — операциональным определением. Эмпирически интерпретировать понятие — значит найти такой индикатор (показатель), который отражал бы какую-то важную часть содержания этого понятия и который можно было бы измерить. Процедура операционализации продолжает и детализирует интерпретацию основного понятия. Такая детализация заключается в расчленении ранее выделенных составляющих основного понятия на их элемент. Получаемые при этом еще более простые понятия называются операциональными понятиями. Процесс логического анализа основного понятия в социологическом исследовании состоит из двух этапов: 1) определение главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое наиболее полно выражает его сущность: 2) выявление совокупности операциональных понятий, на которые раскладывается основное понятие. Параллельно с интерпретацией основных понятий осуществляется предварительный системный анализ объекта, т.е. систематизация имеющихся сведений в данной предметной области и применительно к данному объекту. Цель предварительного системного анализа — построение гипотетической модели (концептуальной модели) объекта как системы, выявление его элементов и связей, что позволяет далее сформулировать общие и частные гипотезы исследования. Гипотеза в социологическом исследовании — это обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере связей между социальными явлениями и т.д. Классификация гипотез: • по степени общности предположений — гипотезы-основания и гипотезы-следствия; • по степени разработанности и обоснованности — первичные и вторичные; • по содержанию предположений о предметной области проблемы — описательные и объяснительные; • с точки зрения задач исследования — основные и неосновные. В социологии разработана система общих предпосылок и требований построения гипотез: 1) гипотеза должна отвечать исходным принципам общесоциологической теории; 2) необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и проверенным фактам; 3) гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации; 4) гипотеза должна быть проверяемой при данном уровне теоретических знаний и практических возможностях исследования; 5) логический анализ гипотезы должен установить ее внутреннюю непротиворечивость. Для повышения подтверждаемости гипотезы необходимо: а) стремиться к выдвижению возможно большего числа взаимосвязанных гипотез; 6) указать для каждой гипотезы возможно большее число эмпирических показателей входящих в нее переменных. В соответствии с разработанными гипотезами, целями и задачами исследования в каждом конкретном случае строится собственная исследовательская стратегия — стратегический план. Различают три варианта стратегического плана исследования: 1) разведывательный (формулятивный), 2) описательный (аналитический), 3) экспериментальный. 1. Цель разведывательного плана — уточнение проблемы и формулировка гипотез. Применяется в случае отсутствия ясных представлений об объекте исследования. Такой план предполагает три стадии работы: 1) тщательная работа с документами, 2) проведение интервью с экспертами (специалистами) с целью получения дополнительных знаний и формулировки гипотез, 3) разведывательное наблюдение. • Разведывательный план необходимо отличать от пробного или пилотажного исследования, которое осуществляется для проверки методик исследования. 2. Цель описательного плана — строгое описание качественно-количественных особенностей объекта. Используется тогда, когда имеющиеся знания объекта позволяют сформулировать описательную гипотезу. Сбор информации по описательному плану проводится на основе выборочного или монографического исследования, анкетирования, группировки. 3. Цель экспериментального плана — установление причинно-следственных связей в объекте. Его применяют при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные гипотезы. Наиболее надежным методом здесь является проведение социального эксперимента. Кроме стратегического плана исследования в методическую часть программы включается характеристика применяемых методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, наблюдения и др.), а также проект выборки (определение обследуемой совокупности социальных объектов). Общие методические требования к программе социологического исследования: 1. Необходимость разработки теоретико-методологической программы. 2. Все положения программы должны быть четкими, структурные компоненты продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы. 3. Все звенья программы исследования должны быть логически последовательными. 4. Возможность внесения в программу необходимых корректив. Основные процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социологического исследования отражает его рабочий план. Рабочий план шире программы исследования. Его задача—упорядочить основные этапы исследования в соответствии с программой, календарными сроками, материальными и людскими затратами. Структурные компоненты рабочего плана включают его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и технические процедуры и операции: • пилотажное исследование — предварительная проверки качества методик и процедур основного исследования; • полевое исследование — изучение объекта в естественных, “полевых” условиях; • подготовка данных для обработки и обработка данных; • составление отчета.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.241.235 (0.012 с.) |