Структура социологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура социологического исследования



 

Современная социологическая наука представляет собой разветвлен­ную систему знаний. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта — общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между много­образными социальными общностями, между личностью и общностями;

наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.

Социология включает в свой предмет общую теорию, отраслевые и специальные социологические теории (теории среднего уровня), имею­щие более узкую предметную область по сравнению с общей теорией, и еще более специализированные прикладные исследования частных соци­альных проблем, нуждающихся в практическом решении на данном конк­ретном этапе общественного развития.

Социологическое исследование — один из основных способов развития социологического знания, который состоит в сознательной концентрации уси­лий исследователя (коллектива исследователей) на определенных задачах.

Социологические исследования получили признание в конце XIX — начале XX века. Идея исследования была заимствована социологией из других наук — естествознания, этнографии, психологии, экономики — где уже успели к тому времени утвердиться формы теоретических и эмпири­ческих исследований.

Социологические исследования опирались на практику социально-ста­тистических наблюдений и социальных обследований, распространивших­ся в большинстве стран. Первая американская библиография социальных обследований была составлена в 1930-м году и включала 2775 названий. Однако большинство обследований не было связано с развитием социоло­гического знания.

Сам термин “социологическое исследование” был введен в научный оборот французским социологом Эмилем Дюркгеймом в работе “Само­убийство” (1897). С тех пор, получив широкое развитие, социологические исследования превратились в фундамент социологического знания и осо­бый способ познания.

В наиболее общем виде социологическое исследование определяется как система логически последовательных методологических, методичес­ких и организационно-технических процедур, позволяющих получить до­стоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их дальнейше­го использования в практике социального управления.

Методология социологического исследования — составная часть и особая область социологического познания, которая имеет своим содер­жанием совокупность принципов и способов организации и оценки тео­ретического и эмпирического социологического знания, систему норм и правил проведения социологических исследований.

В отличие от методологии методы и процедуры исследования — это система формализованных правил сбора, обработки и анализа доступной информации.

Процедура социологического исследования — наиболее общее, соби­рательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки со­циологической информации. Процедурой называют последовательность всех познавательных и организационных действий, способ организации исследования.

Метод — основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Методика социологического исследования — это сумма частных при­емов, позволяющих применить тот или иной метод к данной предметной области для накопления и систематизации эмпирического материала.

Техника социологического исследования — совокупность специальных приемов, цель которых — наиболее эффективное использование того или иного метода.

Например: метод—анкетирование; методика—анкетный лист вме­сте с инструкцией анкетеру; техника — способы формулировки вопро­сов в анкете.

В социологии применяется ряд методов, методик и процедур, которые уже применялись в других науках, но в социологии эти методы приобрели свою специфику. Это опрос, анализ документов, эксперимент, шкалирова­ние, социальное моделирование, методы социометрии, системный, гене­тический и исторический анализы, описание, типологизация.

Для исследования социальных явлений и процессов, имеющих массо­вый характер, используются количественные и качественные методы — экспертного оценивания, шкалирования, тестовые процедуры, статисти­ческие и математические методы.

Проведение социологического исследования—сложный и многоэтап­ный процесс. Некоторые специалисты рассматривают процесс социоло­гического исследования как состоящий из двух стадий:

• первая стадия—подготовительная,

• вторая стадия—собственно исследовательская. Отечественный социолог А.Г. Здравомыслов считает, что в любом ис­следовании можно выделить пять этапов исследовательской процедуры:

1. Составление программы исследования.

2. Определение объекта и единиц наблюдения.

3. Разработка средств сбора материала — методик исследования.

4. Сбор материала.

5. Анализ материала и его обобщение.

В социологической литературе встречаются и другие схемы проведе­ния социологического исследования. Многие социологи выделяют четы­ре последовательных, взаимосвязанных этапа:

1) подготовка исследования;

2) сбор первичной социологической информации;

3) подготовка собранной информации к обработке и обработка на элек­тронно-вычислительной машине;

4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулировка выводов.

В зависимости от целей прикладных исследований они подразделя­ются на разведывательные, описательные и аналитические.

Разведывательное исследование (пилотажное) используется в каче­стве предварительного этапа масштабных исследований. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной про­грамме и методике. Разновидность разведывательного исследования — экспресс-опрос (так называемый зондаж общественного мнения).

Описательное исследование применяется в случае исследования боль­шой общности людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Такое исследование проводится по достаточно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария.

Аналитическое исследование — самый глубокий вид социологичес­кого анализа, ставящее своей целью кроме описания изучаемого явления еще и выявление причин, лежащих в основе.

Исходя из частоты проводимых исследований разделяют точечные и повторные их виды:

• точеное исследование (разовое) дает информацию о состоянии объ­екта анализа, о количественных характеристиках явления или процесса в момент его изучения;

• повторное исследование, проведенное последовательно через оп­ределенные промежутки времени, основанное на единой программе и ин­струментарии, дает представление о динамике изучаемого объекта.

Панельное исследование — особый вид повторного. Панельное иссле­дование предусматривает неоднократное изучение одной и той же группы лиц через определенные промежутки времени.

Выбор того или иного вида социологического исследования зависит от: цели исследования (практической или научной); особенностей того явления, которое предстоит изучить; практических навыков социолога, знаний методики и техники.

ПРОГРАММА И ПЛАН СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Проведение социологического исследования требует его тщательной подготовки. На этапе подготовительной работы создаются программа и план социологического исследования.

Программа социологического исследования — это изложение теоре­тико-методологических предпосылок общей концепции в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез.

В программе формулируются проблемы исследования, определяются его предмет и цели, осуществляется выбор переменных, интерпретируют­ся основные понятия. От научного уровня разработки программы во мно­гом зависит эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов.

Программа в социологическом исследовании выполняет следующие функции:

• методологическую: она позволяет определить научную проблему, цели, задачи и принципы исследования;

• методическую: разрабатывает логический план исследования;

• организационную: обеспечивает разработку четкой системы разде­ления труда, что облегчает контроль за последовательностью проведения основных этапов исследования.

Программа социологического исследования состоит из двух разде­лов — методологического и методико-процедурного.

Первый, методологический, раздел программы:

1. Формулировка проблемы, определение цели и постановка задачи исследования.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Интерпретация основных понятий.

4. Предварительный системный анализ объекта исследования.

5. Формулировка рабочих гипотез.

Второй, методический раздел программы включает в себя:

1. Принципиальный (стратегический) план исследования.

2. Определение обследуемой совокупности.

3. Набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.

Программа дополняется рабочим планом, в котором рассматриваются этапы работы, сроки проведения исследования, оцениваются ресурсы и т.д.

Разработка программы социологического исследования начинается с формулировки проблемной ситуации как некоторого противоречия между осознанием научно-познавательной или практической потребности и не­знанием способов ее удовлетворения. Соответственно основная цель ис­следования определяется как теоретико-прикладная (поиск типового ре­шения проблемы с последующим его приложением к практике) или при­кладная (связанная с практическим регулированием определенных социальных процессов).

В соответствии с целью исследования формулируются более частные задачи. Задача социологического исследования ~— это совокупность конк­ретных целевых установок, направленных на анализ и решение пробле­мы. В исследованиях, ориентированных на решение теоретических науч­ных проблем, основными будут теоретические задачи, а практические за­дачи выступают как неосновные; в прикладном исследовании, наоборот, практические задачи — основные. Основные задачи исследования отвеча­ют его цели, дополнительные ставятся для подготовки будущего исследо­вания, для решения некоторых методических задач и т.д.

Сформулировав проблему, определив цели и задачи исследования, необходимо уточнить объект и предмет исследования. В исследовании теоретико-прикладного характера сначала уточняется его предмет, а за­тем — реальные объекты, изучение которых позволяет найти типовое решение проблемы; а в прикладном исследовании уточняется предмет анализа заранее определенного объекта исследования.

Объект социологического исследования — явление или процесс, но­ситель социальной проблемы (область социальной действительности, де­ятельность людей, люди). Требования к объекту:

а) четкие обозначения явления по следующим параметрам — профес­сиональная (отраслевая) принадлежность, пространственная ограничен­ность, функциональная направленность;

б) определенная временная ограниченность:

в) возможность его количественных измерений.

Предмет социологического исследования — стороны и свойства объек­та, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. Правильный выбор предмета социологического исследования определяется четкой постановкой проблемы, формулировкой цели и задач исследования и системным анализом объекта.

Значительное место в программе социологического исследования за-нимает рассмотрение основных понятий, в которых описывается соци­альная проблема. Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указа­ния правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков — операциональным определением.

Эмпирически интерпретировать понятие — значит найти такой ин­дикатор (показатель), который отражал бы какую-то важную часть содер­жания этого понятия и который можно было бы измерить.

Процедура операционализации продолжает и детализирует интерпре­тацию основного понятия. Такая детализация заключается в расчленении ранее выделенных составляющих основного понятия на их элемент. По­лучаемые при этом еще более простые понятия называются операциональ­ными понятиями.

Процесс логического анализа основного понятия в социологическом исследовании состоит из двух этапов:

1) определение главных сторон предмета исследования путем интер­претации такого понятия, которое наиболее полно выражает его сущность:

2) выявление совокупности операциональных понятий, на которые раскладывается основное понятие.

Параллельно с интерпретацией основных понятий осуществляется предварительный системный анализ объекта, т.е. систематизация имею­щихся сведений в данной предметной области и применительно к данно­му объекту. Цель предварительного системного анализа — построение гипотетической модели (концептуальной модели) объекта как системы, вы­явление его элементов и связей, что позволяет далее сформулировать об­щие и частные гипотезы исследования.

Гипотеза в социологическом исследовании — это обоснованное пред­положение о структуре социальных объектов, о характере связей между социальными явлениями и т.д.

Классификация гипотез:

• по степени общности предположений — гипотезы-основания и ги­потезы-следствия;

• по степени разработанности и обоснованности — первичные и вто­ричные;

• по содержанию предположений о предметной области проблемы —

описательные и объяснительные;

• с точки зрения задач исследования — основные и неосновные.

В социологии разработана система общих предпосылок и требований построения гипотез:

1) гипотеза должна отвечать исходным принципам общесоциологи­ческой теории;

2) необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и прове­ренным фактам;

3) гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпи­рической интерпретации;

4) гипотеза должна быть проверяемой при данном уровне теоретичес­ких знаний и практических возможностях исследования;

5) логический анализ гипотезы должен установить ее внутреннюю непротиворечивость.

Для повышения подтверждаемости гипотезы необходимо:

а) стремиться к выдвижению возможно большего числа взаимосвя­занных гипотез;

6) указать для каждой гипотезы возможно большее число эмпиричес­ких показателей входящих в нее переменных.

В соответствии с разработанными гипотезами, целями и задачами исследования в каждом конкретном случае строится собственная исследо­вательская стратегия — стратегический план.

Различают три варианта стратегического плана исследования: 1) раз­ведывательный (формулятивный), 2) описательный (аналитический), 3) эк­спериментальный.

1. Цель разведывательного плана — уточнение проблемы и формули­ровка гипотез. Применяется в случае отсутствия ясных представлений об объекте исследования. Такой план предполагает три стадии работы:

1) тщательная работа с документами,

2) проведение интервью с экспертами (специалистами) с целью полу­чения дополнительных знаний и формулировки гипотез,

3) разведывательное наблюдение.

• Разведывательный план необходимо отличать от пробного или пило­тажного исследования, которое осуществляется для проверки методик ис­следования.

2. Цель описательного плана — строгое описание качественно-коли­чественных особенностей объекта. Используется тогда, когда имеющиеся знания объекта позволяют сформулировать описательную гипотезу. Сбор информации по описательному плану проводится на основе выборочного или монографического исследования, анкетирования, группировки.

3. Цель экспериментального плана — установление причинно-след­ственных связей в объекте. Его применяют при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснитель­ные гипотезы. Наиболее надежным методом здесь является проведение социального эксперимента.

Кроме стратегического плана исследования в методическую часть про­граммы включается характеристика применяемых методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, наблюдения и др.), а также проект выборки (определение обследуемой совокупности соци­альных объектов).

Общие методические требования к программе социологического ис­следования:

1. Необходимость разработки теоретико-методологической программы.

2. Все положения программы должны быть четкими, структурные ком­поненты продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сфор­мулированы.

3. Все звенья программы исследования должны быть логически пос­ледовательными.

4. Возможность внесения в программу необходимых корректив.

Основные процедурные мероприятия, связанные с качественным про­ведением социологического исследования отражает его рабочий план.

Рабочий план шире программы исследования. Его задача—упорядо­чить основные этапы исследования в соответствии с программой, кален­дарными сроками, материальными и людскими затратами.

Структурные компоненты рабочего плана включают его этапы и раз­личные по видам и форме научно-исследовательские и технические про­цедуры и операции:

• пилотажное исследование — предварительная проверки качества методик и процедур основного исследования;

• полевое исследование — изучение объекта в естественных, “поле­вых” условиях;

• подготовка данных для обработки и обработка данных;

• составление отчета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.053 с.)