II. Национально-государственное устройство Российской Федерации: основные направления её обновления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Национально-государственное устройство Российской Федерации: основные направления её обновления



Важнейшим направлением национальной политики является национально-государственное устройство социальных общностей. Мировой практике известны следующие государственно-правовые формы объединения народов:

унитарное государство - характеризующееся централизованным руководством административно - государственными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований. В рамках этого государства возможна широкая территориальная или национальная автономия. В современном мире многонациональными унитарными государствами являются Китай, Испания, Румыния, Вьетнам, Лаос, ЮАР и др.

Федерация - это единое государство, образующееся на добровольной основе двумя или несколькими государствами, каждое из которых имеет свою конституцию, законодательные и исполнительные власти, судебные органы. Вместе с тем, федерация имеет единую конституцию, общефедеральные органы государственной власти, единые вооруженные силы, единую денежную единицу. На земном шаре немало федеративных государств, являющихся, как правило, крупными, сильными и влиятельными. Это США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина, Германия, Австрия, Италия, Индия, Малайзия, Пакистан, Нигерия. Федеративное устройство способствует децентрализации власти, автономии и самостоятельности мест, развитию демократических форм управления. Оно расценивается как наиболее рациональная и эффективная модель управления.

Конфедерация - межгосударственный союз, в котором его члены абсолютно автономны, имеют независимую систему органов управления и законодательства, обладают правом санкционирования и нуллификации (отмены) актов союзных органов, имеют самостоятельное гражданство, свою валюту, национальную армию. Правовой формой закрепления данного объединения является не конституция, а договор. В конфедерации нет единой территории. В настоящее время конфедерацией формально считается Швейцария, недавно образованный СНГ носит также конфедеративный (пока весьма неустойчивый) характер. Конфедерационные объединения, как показывает история (опыт США, Германии, Швейцарии), носят временный характер. Тенденции развития идут от полной независимости через конфедерацию к федерации. Следовательно, на практике конфедерация является промежуточным этапом к более тесному союзу. Наглядный тому пример - современная Западная Европа, ставшая по существу, конфедерацией, постепенно и поэтапно преобразующаяся в федерацию. Думается, что со временем, по мере преобладания научного анализа и здравого смысла у политиков республик бывшего СССР, этот путь пройдут и современные государства СНГ.

Следует различать понятия государства и гражданского общества. Великий философ Гегель характеризовал гражданское общество как относительно не зависимую от государства сферу реализации частных потребностей и интересов. Гражданское общество выступает, по Гегелю, как взаимодействие субъектов данных потребностей и интересов, осуществляющееся на основе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. О гражданском обществе писал К. Маркс, считая, что гражданское общество является областью общественных отношений, которая составляет основное содержание исторического процесса. Вместе с тем он писал, что «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии».

Осмысливая идею гражданского общества и беря на вооружение то, что оставлено нам предыдущими мыслителями в области теории данного вопроса, необходимо учитывать современные реалии и нынешнее состояние разработки этой проблемы. Видимо, было бы правильно рассматривать гражданское общество как взаимодействие в обществе больших и малых социальных групп, в том числе и национальных общностей. Разумеется, функционирование всех этих групп имеет свою экономическую, политическую и духовную основы. Если взять экономическую основу, то она, конечно же, не сводится к отношениям частной собственности, а включает в себя также корпоративную, акционерную собственность, коллективную собственность кооперативов и общественных организаций, а также государственную собственность в тех областях экономики, где её сохранение целесообразно и необходимо.

Задача состоит в том, чтобы на этой экономической основе развивать и совершенствовать гражданское общество, в котором каждый гражданин мог бы свободно и творчески проявить себя, удовлетворить свои потребности в соответствии с той пользой, которую он приносит другим людям и всему обществу. Причём любой человек в реализации своих прав должен быть всесторонне защищён действующими законами и правоохранительными органами. Государство должно служить всем людям, защищать их права и гражданские свободы. В свою очередь каждый гражданин должен выполнять свои обязанности перед другими гражданами – близкими и далёкими, государством и обществом.

В современных условиях остро встал вопрос о национально-государственном устройстве в Российской Федерации - уникальном государстве, не имеющем аналогов в мире. «Россия не нация, но целый мир», - писал русский мыслитель Георгий Федотов (1886-1951), находясь в зарубежье. Он считал, что в этом «культурном пространстве» все процессы могут развиваться только согласованно и привести к «соборному» (единство общего и единичного) соединению всего целого, к своеобразному содружеству.

Развал СССР бумерангом сказался и на стабильности РСФСР -начался распад российской государственности. Верховные Советы Якутской АССР и Татарской АССР приняли решение о суверенитете, сепаратизм характерен для автономных образований Северного Кавказа (Чечня и др.)

Призыв Б.Н. Ельцина в 1990 году: «Берите столько суверенитета, сколько сумеете проглотить», - нанес непоправимый вред не только СССР, но и России. Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации провозгласила, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» Отсюда следует, что принцип федерализма положен в основу государственного устройства, закреплен в наименовании государства. Российская Федерация является федерацией договорно - конституционного типа. Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 года, все его основные положения вошли в текст Конституции. Осуществление государственной власти происходит на основе договорно-конституционного распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации, каковыми являются все республики, края, области, национальные округа (всего 89 субъектов федерации).

Российская Федерация состоит из 21 республики, 6 краёв, 49 областей,2-х городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов – равноправных субъектов России.

Процессы суверенизации, столь характерные для современной России, остро поставили вопрос о судьбе национально-государственных образований и модели российского федерализма. Одни считают, что надо создавать новые национально-государственные образования, в том числе - Русскую республику, а в ней - еще 7 автономных территорий (Поволжскую, Уральскую, Западно-Сибирскую, Дальневосточную и т.д.). Другие предлагают наиболее разумный выход - перевод нашей федерации на территориальный принцип, т.е. деление всей страны на губернии, области или земли.

Бесспорно, этнонациональный принцип построения Федерации весьма уязвим, поскольку существует угроза территориальной целостности государства, да и границы национальных республик лишь условно соотносятся с этническими ареалами народов: в 15 из 21 республики титульное (коренное) население составляет менее половины населения, а в некоторых - менее 1/4.

Рано или поздно России придется пойти по пути других федераций, существующих десятилетия и столетия и основанных на территориальном принципе формирования. Однако к этому возможен лишь постепенный путь, без резкой ломки существующих порядков (уравнение в правах с республиками всех краев, областей как субъектов федерации, обеспечение на территории страны всех конституционных прав человека независимо от национальности, пропорциональное представительство в органах власти людей коренной и некоренной национальности и т.д.).

Задача современной национальной политики - достижение межнационального мира в условиях широкого движения за национальное возрождение. Исходным постулатом решения этой задачи должно быть признание того, что Россия - это единое многонациональное государство с численным преобладанием русского народа. Основа свободного национального развития и межнационального мира - установление оптимальных отношений между преобладающим русским народом и другими народами государства. От русских требуется уважение национальных интересов и чувств населяющих Россию народов. От народов России требуется уважение, признание и учет интересов и объективного положения русских в России.

Долговременной программой, стержнем национальной политики является ее научно разработанная концепция. В концепции определяются стратегические цели и задачи национальной политики, пути, формы и методы решения национальных проблем, научное и практическое обеспечение основных направлений национальной политики.

В Российской Федерации лишь в июне 1996 г. была принята концепция национальной политики. Концепция государственной национальной политики представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений, учитывающую новые исторические условия развития российской государственности, необходимость обеспечения единства и сплоченности России, укрепления межнационального согласия и сотрудничества между ее народами, обновления и развития их национальной жизни, языков и культур.

Демократическая, гуманистическая концепция национальной политики зиждется на таких фундаментальных основах, как интернационализм, защита прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, воли народов к самоопределению, самоуправлению, самоутверждению, равенство прав и свобод человека независимо от национальности и языка, свобода пользования родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Высшая цель национальной политики Российской Федерации состоит в том, чтобы создать всем народам России на основе соблюдения прав человека и народов, необходимые условия для их полноценного социального и национального культурного развития в составе единого многонационального государства.

Это предполагает укрепление доверия и сотрудничества между всеми российскими народами, развитие традиционных межнациональных контактов и связей, эффективное и своевременное разрешение возникающих противоречий в сфере межнациональных отношений на основе обеспечения баланса общегосударственных интересов, интересов субъектов Федерации и населяющих ее народов.

В соответствии с концепцией в национальной политике Российского государства определены следующие основные задачи.

В политической и государственной сфере: упрочение российской государственности путем углубления и развития новых федеративных отношений; перестройка государственно-политической системы страны на подлинно федеративных началах, формирование такой модели федерации, которая отвечала бы особенностям истории, традициям, современным социально-экономическим и политическим реалиям России; создание необходимой правовой и нормативной базы для регулирования федеративных и национальных отношений; совершенствование механизма формирования законодательных (представительных) и исполнительных органов власти всех уровней, который бы реально позволял этническим сообществам влиять на принятие государственных решений, затрагивающих их интересы; объединение усилий всех звеньев государственной системы, структур гражданского общества, политических партий, религиозных деятелей для достижения межнационального согласия и мира.

В социально-экономической сфере: реализация экономических интересов народов с учетом общероссийских приоритетов; рациональное использование многообразных хозяйственных возможностей республик, автономий и областей; осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, экстренных мер по подъему депрессивных районов и областей, в том числе в Центральной России; содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов федерации.

В духовной сфере: распространение объективной информации об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию; сохранение исторического наследия культуры русского народа и всех народов России, создание в обществе атмосферы уважения к их достижениям, дальнейшее развитие многовековых традиций культурного взаимодействия; обеспечение оптимальных условий для развития языков всех народов, а также функционирования русского языка как общегосударственного и средства межнационального общения; укрепление национальной общеобразовательной школы как важнейшего инструмента сохранения и развития этнического своеобразия культур; учет реально существующей взаимосвязи национальной жизни с религией, поддержки миротворческой деятельности всех традиционных для России вероисповеданий, усилий религиозных организаций, направленных на межнациональное согласие; бережное отношение к традиционным для России верованиям, их философскому, этическому и нравственному наследию.

Главная задача этой работы - защита и уважение достоинства нации и национального достоинства человека; свободное национально-культурное самоопределение личности; недопущение дискриминации личности по национальному признаку; формирование уважения к культурно-языковым традициям всех народов, культуры межнационального общения.

 

 

Список литературы

 

1. Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. – М.: Комкнига, 2005.

2. Базовые ценности россиян. Социальные установки, жизненные стратегии, символы, мифы /Ред. Рябов. А., Курбынгалеева Е. – М.: Дом интеллектуальной книги, 2003.

3. Беляева Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе: учеб. пособие. – М.: ГУ-ВШЭ, 2004.

4. Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа //Социс. 2005. № 12. С. 57-64.

5. Бляхер Л.Е. Нестабильные социальные состояния. – М.: РОССПЭН, 2005.

6. Большой толковый социологический словарь: в 2 т: Пер. с англ. /Сост. Джерри Д., Д. Джерри. – М.: Вече: Аст, 2001.

7. Введение в гендерные исследования: учеб. пособие /Ред. Костикова И. – 2-е изд.., перераб. и доп. – М.: М.: Аспект Пресс, 2005.

8. Волков В.В. Силовое предпринимательство: экономико-социологический анализ. – М.: ГУ ВШЭ, 2005.

9. Возмитель Х.А. Глобализирующаяся Россия //Мир России. 2004. № 1. С. 108-115.

10. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи, Антология современной классической прогностики. 1952-1999 /Ред. И.В. Бестужев-Лада. – М.: Akademia, 2000.

11. Гидденс З. Устроение общества: Очерк теории структурации. – М.: Академический проект, 2003.

12. Гладарев Б.С. Женщина, мужчина и мобильный телефон: пользователи мобильных телефонов в России //Социс. 2006. № 4. С. 68-76.

13. Глазычев В.Л. Глубинная Россия: 2000-2002. – М.: Новое издательство, 2005.

14. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни: Пер. с англ. – М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2000.

15. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учеб. пособие. – М.: Кн. дом «Университет», 2001.

16. Грошев И. Экономические преобразования и ментальность россиян: есть ли взаимодействие? //Общество и экономика. 2005. № 10-11. С. 192-221.

17. Гурова Т. Реальная Россия: российское общество: социологическое исследование //Эксперт. 2005. № 19. С. 19-35.

18. Давыдов А. К вопросу о русской идее //Экономические стратегии. 2006. № 1. С. 32-34.

19. Данилов А.Н. Социология власти: теория и практика глобализма. – Мн.: Университетское, 2001.

20. Дарендофр Р. Тропы из утопии. Работы по теории и истории социологии: Пер. с нем. – М.: Праксис, 2002.

21. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3-х т. – М.: Инфра-М, 2000.

22. Дубин В.В. Интеллектуальные группы и символические формы: очерки социологии современной культуры. – М.: Новое издательство, 2004.

23. Дудницкий В. Социологическое исследование рынка пластиковых карт России //Банковское дело. 2006. № 9. С. 62-64.

24. Зарубина Н.Н. Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности //Социс. 2005. № 7. С. 13-24.

25. Заславская Т. Современное российское общество: проблемы и перспективы //Общественные науки и современность. 2004. № 5. С. 5-15.

26. Зелизер В. Социальное значение денег. Деньги на булавки, чеки пособия по бедности и другие денежные единицы. – М.: ГУ ВШЭ, 2004.

27. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учеб. пособие /Л. Ионин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГУ ВШЭ, 2004.

28. Конституция Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2001.

29. Кивинен М. Прогресс и хаос: социологический анализ прошлого и будущего России: Пер. с англ. – Спб.: Академический проект, 2001.

30. Константиновский Д.Л. Тенденции развития социологии и социоло-гического образования в России //Мир России. 2005. № 1. С. 89-119.

31. Короп Б. Бедные мстители: по мнению социологов, россияне совершенно не приспособлены к рынку.//Профиль. 2005. № 24. С 50-51.

32. Косолапов Н. Глобализация: территориально-пространственный аспект //Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 6. С. 3-13.

33. Кравченко А.И. Социология: учебник. 8 – изд. – М.: Академический проспект, фонд «Мир», 2005.

34. Кравчук П.Ф. Личность в теории социальных коммуникаций //Личность, Культура. Общество. 2005. Т. 7, в. 2. С. 73-82.

35. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью SPCC: учеб. пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2006.

36. Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе: учеб. пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2004.

37. Лежнина Ю.П. Особенности потребительского поведения состоятельных россиян //Мир России. 2006. № 1. С. 101-126.

38. Лейбович О.Л. Субъективные заметки о пермской социологии //Мир России. 2006. № 2. С. 131-146.

39. Луман Н. Общество общества /Пер с нем. Глухов А., Никифоров О. – М.: Логос, 2005.

40. Лэш К. Восстание элит и предательство демократии: пер. с англ. М.: Логос; Прогресс, 2002.

41. Масионис Дж. Социология (пер. с англ., 9 – изд.). – СПб.: Питер, 2004.

42. Мкртчян Г.М. Трансформирующееся российское общество: образовательная стратификация и проблема неравенства //Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. В.1. С.156-168.

43. Морено Я. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе: Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2001.

44. Новое поколение российского бизнес-сообщества: социологическое исследование //Общество и экономика. 2005. № 5. С. 139-222.

45. Общая социология: Учеб. пособие /Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2007.

46. Осипов-Дербас Л.В. Эволюция цивилизации. – СПб.: Европейский дом, 2002.

47. Парсонс Т. О структуре социального действия /Под ред. В.Ф. Чесноковой. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2002.

48. Попова И.П. Средние слои, средний класс в российском обществе //Социс. 2005. № 12. С. 65-76.

49. Радаев В.В. Социология потребления //Социс. 2005. № 1. С. 5-17.

50. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.

51. Радугин А.А. Социология: учеб. пособие /3-е изд., перераб. и доп. – М.: Библионика, 2004.

52. Савельева И.М. Социальные представления о прошлом: источники и репрезентации. – М.: ГУ ВШЭ, 2005.

53. Силюнян Р.Х. Реформы в России 1990-х годов: об аргументах «за» //Социс. 2006. № 6. С. 114-121.

54. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 1998.

55. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.

56. Сорокин П.А. Социология и культурная динамика. – М.: Астрель, 2006.

57. Страус А. Основы качественного исследования. Обоснованная теория, процедуры и техника /Пер. с англ. Васильева Т. – 2-е изд., стер. – М.: КомКнига, 2007.

58. Темницкий А.Л. Справедливость в оплате труда как ценностная ориентация и фактор трудовой мотивации //Социс. 2005. № 5. С. 81-89.

59. Тощенко Ж.Т. Социология власти: генезис идей //Социс. 2004. № 7. С. 12-23.

59. Тощенко Ж.Т. Социология: общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2003.

60. Транкова А. Доверие в российском малом и среднем бизнесе //Общественные науки и современность. 2004. № 4. С. 36-48.

61. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности. – М.: Гардарики, 2002.

62. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2004.

63. Халтурин Д.А. Алкоголь и наркотики как фактор демографического кризиса //Социс. 2006. № 7. С. 104-112.

64. Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения: пер с англ. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.

65. Черняк Е.М. Социология семьи: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2003.

66. Шкаратан О.И. Государственная социальная политика и стратегия поведения средних слоев. – М.: ГУ ВШЭ, 2005.

67. Шкаратан О.И. Социально-профессиональная структура и воспроизводство в современной России. Предварительные итоги представительского опроса экономически активного населения России 2006 г.: препринт WРЭ/2007/02. – М.: ГУ ВШЭ, 2007.

68. Шкаратан О.И. Социально-экономическое положение и поведение профессионалов и менеджеров в сфере занятости. – М.: ГУ ВШЭ, 2006.

69. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. – М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2003.

70. Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации: Пер. с норвежск. – М.: Весь мир, 2003.

71. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности /В.А. Ядов. – 3-е изд. испр. – Москва: Омега-Л, 2007.

72 Ярошенко С.С. Четыре социологических объяснения бедности (опыт анализа зарубежной литературы //Социс. 2006. № 7. С. 34-42.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.31 (0.055 с.)