Категории социальной динамики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категории социальной динамики



Общая характеристика

В недавнем прошлом глобальное противостояние марксистской и западных социогенетических концепций приводило почти к противоположному пониманию таких категорий, как, например, социальное развитие, соци­альный прогресс или социальное изменение. Но даже ес­ли отбросить это глобальное противостояние, то и в рам­ках самих западных концепций существовал, да и сейчас существует значительный концептуальный разброс при истолковании этих категорий. Не вдаваясь в полемику по этому вопросу, постараемся выделить такие категории, которые во всех теоретических системах, по крайней ме­ре, признаются как необходимые, как составляющие тот смысловой каркас, без которого невозможно смоделиро­вать картину социального развития.

Не отрицая в целом факт социального развития, многие исследователи истолковывают его по-разному: одни говорят о развитии, другие об эволюции, третьи об изменении; одни делают упор на прогрессе, другим везде чудится регресс и упадок; одни видят избавление от со­циальных невзгод в реформах, другие же предпочитают говорить только о революции и т.д. Ясно, что все эти теоретические нюансы зависят не столько от объекта ис­следования, сколько от политической позиции авторов. При строгом рассмотрении можно заметить, что все эти понятия и категории не противоречат, а взаимодополняют друг друга. При этом основной категорией остается понятие "развитие ", ибо только оно во всей полноте схватывает момент качественного преобразования, пере­хода системы из одного состояния в другое - более высо­кое и совершенное. Причем оно не исключает, а наобо­рот, предполагает и моменты изменения, и эволюцию, и другие качественные преобразования. Учитывая это об­стоятельство, все категории социальной динамики необхо­димо рассмотреть в их взаимосвязи и взаимодополнении.

Социальный процесс

Многообразные явления в природе и обществе не­посредственно или опосредованно связаны между собой. Относительно однородные серии явлений, которые свя­заны причинно-следственными или структурно-функ­циональными зависимостями, называются процессами, (например, смена времен года, рост организма и т.д.).

Социологическая наука занимается проблемами взаимо­действия людей, малых и больших человеческих групп и объединений и, следовательно, изучает социальные про­цессы.

Социологическая категория " социальный про­цесс " может быть определена (исходя из задач самой со­циологической науки и сущности предмета изучения) как совокупность статистически устойчивых актов взаимо­действия людей, выражающих определенную тенденцию изменения (или сохранения) общественного положения или образа жизни больших групп людей, условий вос­производства и развития каждого человека как личности и оказывающих влияние на отношения между людьми (группами, общностями).

Серия социальных явлений может рассматриваться как социальный процесс, если она имеет временную про­тяженность, логически прослеживаемую последователь­ность, где предыдущие ее этапы с необходимостью пре­допределяют последующие.

Социальные процессы харак­теризуются также непрерывностью и идентичностью.

Осуществление социологического изучения много­образных социальных процессов требует учета их специ­фических особенностей и отличительных черт.

В чем же заключаются эти особенности? К их числу исследователи относят:

- массовый характер социальных процессов, что оз­начает, что единичные действия людей или отдельные события социальной жизни не могут называться социаль­ными процессами;

- общественное содержание, источники и результа­ты социальных процессов. Социальные процессы не могут осуществляться вне общества, т.к. их содержание - это деятельность, поведение и действия людей по отноше­нию друг к другу или ко всему прочему, что их окружает. Социальные процессы порождаются социальными про­блемами и направлены на их снятие. Сами же социаль­ные проблемы есть продукт общества;

- устойчивость социальных процессов. Это неотъем­лемая сущностная характеристика анализируемого фено­мена. Если в серии явлений не наблюдается устойчивая, логически прослеживаемая причинно-следственная взаи­мосвязь, то такую серию явлений нельзя с уверенностью относить к классу социальных процессов;

- самодеятельность участников социальных процес­сов. Данная особенность позволяет относить к классу социальных процессов только те, которые возникают и осуществляются как общественная инициатива, а не как проявление формально-лозунгового характера, что зачас­тую было присуще командно-бюрократической системе управления.

В истории социологической науки предпринимались многие попытки классифицировать социальные процес­сы. Первую такую попытку предпринял немецкий социо­лог Л. фон Визе (1876-1969). По его мнению, социальные процессы можно делить на две категории - ассоциативные (объединение, приспособление, сближение) и диссоциативные (оппозиция, соперничество, конфликт). Однако такой подход не лишен своих недостатков. Так, диссоциативные процессы, по мнению фон Визе, должны характе­ризоваться как сугубо негативные. Но это далеко не так. Соперничество, например, может быть конструктивным, конфликт - стабилизирующим систему, а не разрушаю­щим ее.

Социальные процессы могут делиться на процессы воспроизводства и развития. Первая группа направлена на сохранение (поддержание) существующего статуса от­ношений, вторая - на качественное их изменение как в позитивном, так и в негативном направлениях. Таким образом, процессы воспроизводства могут быть функ­циональными и дисфункциональными.

В соответствии с уровнем системы различают про­цессы:

- внутриличностные (например, социализация, са­мообразование, самовоспитание);

- межличностные (внутрисемейные отношения, друж­ба, любовь);

- внутригрупповые (взаимоотношения в коллективе по вертикали и горизонтали в ходе трудового взаимодей­ствия и т.п.);

- межгрупповые и межобщностные (противостояние политических группировок в борьбе за государственную власть);

- социетальные - охватывающие общество в целом как таковое.

Классификация социальных процессов может осу­ществляться по критерию их направленности.

Первую группу в этой классификации будут состав­лять социальные процессы, которые связаны в первую очередь с совершенствованием общественных отношений.

Во вторую группу входят социальные процессы, порожденные функционированием конкретной общест­венной системы, не ведущие в то же время к ее непо­средственному изменению, это - социальная мобильность, инфляция, безработица, преступность. Социальные про­цессы, относимые к данной группе, могут рассматриваться как конструктивные и деструктивные. Одни служат меха­низмом развития общественных отношений, другие тор­мозят его.

Перечисленные наиболее общие социальные про­цессы возникают в силу объективных общественных ус­ловий жизни социума, но могут контролироваться на уровне общества его управленческими институтами от имени этого общества.

Социальные процессы могут становиться предметом исследования многих общественных наук (экономики, политологии, социальной психологии, истории, юриспруденции и т.д.). Занимается исследованием основных социальных процессов и социологическая наука.

Целью социологического изучения того или иного социального процесса является решение проблем, им вызванных и обусловленных. Для этого необходим глубокий анализ изучаемого процесса. Знание сущности и содержания ка­тегории "социальный процесс" во многом облегчает осуществление такого анализа, помогает точнее выявить конкретный исследовательский предмет, осуществить выделение основных понятий, провести их операционализацию. Знание конкретных носителей тех или иных социальных процессов помогает социологу точнее опи­сать объект исследования, обосновать и рассчитать вы­борку. Таким образом, четко прослеживается взаимосвязь между конкретной прикладной социологической работой и социологической теорией.

Социологические исследования социальных процес­сов имеют определенную специфику. В чем она заключа­ется?

Уже отмечалось, что социальные процессы характе­ризуются устойчивостью и протяженностью. Кроме того, взаимосвязь явлений, входящих в качестве составляющих элементов в тот или иной социальный процесс, может быть представлена как некая гипотетическая ось, специ­альное изучение которой может помочь разобраться в су­ти самого процесса.

Так как социальные процессы обладают свойством устойчивости, их изучение не должно быть точечным. Суть исследовательского процесса состоит в том, что предмет изучения в социологии многогранен, а, следова­тельно, трудно вычленяем. Для достижения цели иссле­дования социологу необходимо понять не только сущ­ность социального процесса в целом, но и сущность со­циальных явлений, составляющих этот процесс, а также познать характеристики "оси" изучаемого процесса.

Социологический инструментарий по этим при­чинам может быть достаточно объемным. Однако в силу устойчивости социальных процессов, о чем говорилось ранее, изучение каждого социального явления, входя­щего в данный социальный процесс, может проводиться отдельно.

Если социальный процесс есть не что иное, как ди­намика развития определенного общественного феномена, то и исследование этого развития должно осуществляться в определенной динамике.

Изучение социального процесса предполагает:

- фиксацию первоначального (стартового) состояния социологическими средствами;

- сбор информации об истоках возникновения дан­ного социального процесса (по литературе, прессе, свиде­тельствам очевидцев и т.д.);

- создание на базе этой информации (пункты 1 и 2) базовой модели процесса;

- изучение отдельных явлений, составляющих про­цесс;

- изучение взаимосвязи между явлениями, состав­ляющими процесс;

- выделение связующей "оси" социального процес­са и изучение ее сущностных характеристик;

- выявление на базе анализа иерархии явлений, со­ставляющих процесс, их "рейтинга";

- определение круга явлений, входящих в процесс, которые в доминирующей степени характеризуют его сущность;

- фиксацию изменений в обществе или общностях и группах в ходе протекания процесса, поиск закономер­ностей становления этих изменений;

- прогнозирование на базе полученной информации хода развития изучаемого феномена, ее направленности и устойчивости.

Исследование социального процесса может осуще­ствляться с использованием лонгитюдного подхода, когда устанавливается наблюдение за конкретной социальной группой - носительницей данного процесса, и информа­ция снимается по ходу развития самого процесса.

Как правило, в ходе исследования того или иного социального процесса изучаются поведение, установки и характеристики различных социально-демографических категорий людей, вовлеченных в данный процесс. Это означает, что наиболее рациональной является квотная, пропорциональная выборка.

Изучение социальных процессов осуществляется различными социологическими методами. Однако, как правило, такое изучение бывает комплексным. Получение базовой информации (точечный замер состояния процесса в данный момент) осуществляется методом опроса (чаще всего, в силу объемности требующейся информации, ан­кетного). Информация о стартовом состоянии изучаемого процесса получается методами анализа информации (вер­бальных источников, документов) и опроса экспертов и очевидцев. Изменения по ходу процесса могут фиксиро­ваться опросными методами и в ходе социологического наблюдения. При необходимости организации управлен­ческого воздействия на изучаемый социальный процесс с целью оптимизации его функционирования или изменения направленности может использоваться метод социологи­ческого эксперимента. Прогнозирование возможностей хода изучаемого процесса осуществляется на базе всей полу­ченной информации при условии наличия динамичности в ходе ее сбора.

Особый методический подход требуется при иссле­довании дисфункциональных, регрессивных, диссоциативных процессов. Дело в том, что ситуация, создаваемая подобными процессами, взрывоопасна, и проблема долж­на быть снята в короткие сроки. Социологическое иссле­дование подобных проблем можно определить как конст­руктивно-восстановительное. Реализуя подобную функ­цию, социологическое исследование должно проводиться в сжатые сроки с повышенной точностью.

В условиях работы по изучению диссоциативных процессов наиболее сложным является этап контакта с респондентами. Дело в том, что последние, находясь в русле развивающегося процесса, подвержены его воздей­ствию и находятся, в этой связи, в состоянии возбуждения и нервного напряжения. Это особенно характерно для ис­следования конфликтных ситуаций.

Приступая к работе с такими респондентами, со­циолог должен знать и помнить:

- информация, получаемая в ходе сбора, может быть искажена, если не обеспечена анонимность при ее сборе;

- респонденты со значительно меньшим, чем в обыч­ных условиях, желанием идут на контакт с интервьюером;

- нетактично поставленные вопросы или неосто­рожные слова и действия интервьюера могут не только вызвать негативное отношение к нему самому, но и усу­губить конфликтную ситуацию, ускорить ход деструктив­ного социального процесса;

- полученная от конкретных респондентов ин­формация не должна попасть в руки любых людей, не имеющих прямого отношения к проведению данной на­учно-исследовательской работы.

Особые требования предъявляются к социологам и на этапе анализа социологической информации. Анали­тик должен отвлечься от собственной оценки событий, собственного отношения к происходящему. Он должен быть нейтральным и беспристрастным.

При анализе данных, полученных в ходе сбора ин­формации, применяются методы структурно-функцио­нального подхода. С одной стороны, рассматриваются особенности внутренней структуры и содержания про­цесса, взаимодействие явлений, его составляющих; с дру­гой - прослеживается влияние внешних факторов на раз­витие изучаемого процесса. При этом рассматриваются направления воздействия внешних факторов как на изу­чаемый социальный процесс в целом, так и на отдельные его элементы. Как правило, вычленяются те источники внешних воздействий, которые в состоянии кардинально повлиять на статус изучаемого социального процесса, изменить его структуру или направленность.

Это в определенной мере усугубляется непрогнозированностью течения множества сложных социальных процессов, вызываемых условиями жизни общества, труд­ностями реформ и т.д. Преодоление негативных тенден­ций в обществе, снятие деструктивных противоречий во многом определяются тем, насколько точно и в какой мере можно предсказать их последствия.

 

Социальное изменение

Основной категорией, отражающей суть социальной динамики, является понятие развития. Однако само это понятие требует тщательной разработки и прояснения, так как в своем популярном употреблении используется в достаточно широком диапазоне значений, вбирая в себя все оттенки социальных изменений от острой классовой борьбы до мирного и плавного эволюционного процесса.

Иначе говоря, для того, чтобы установить подлин­ный смысл категории социального развития, необходимо выяснить значение родственных понятий и категорий, которые являются своеобразными смысловыми спутни­ками основного понятия. Одной из таких категорий и является понятие "социальное изменение", которое для социологии приобретает особый смысл, т.к. на микро­уровне этой науке приходится больше сталкиваться имен­но с различного вида изменениями, чем с проявлением развития, предполагающего более широкий контекст ис­следования.

В самом общем смысле изменение - это наиболее общая форма бытия всех материальных объектов и ду­ховных явлений, связанная с частичным или полным преобразованием внешних или внутренних форм органи­зации объектов, их местопребыванием в той или иной точке пространства, в том или ином интервале времени. Если движение, по утверждению Ф. Энгельса, есть изме­нение вообще, то оно присуще всем объектам природы, ибо нет таких объектов, которые находились бы в абсо­лютном покое и не претерпевали каких-либо изменений. От простого механического перемещения тел в простран­стве до глубоких качественных преобразований в структуре общества - таков диапазон изменений. Постоянно и не­прерывно от микроуровня до макроуровня, от простейших живых организмов до высот мыслящей материи происхо­дят многочисленные изменения, являя тем самым универсальный признак всякого бытия.

Особое значение имеет проблема социального из­менения. Учитывая сложный характер организации об­щества, можно предположить, что универсальность изме­нения здесь проявляется в том, что оно присуще всем элементам социальной структуры и проявляется на всех этапах развития общества. Говоря о природе социальных изменений, необходимо разобрать некоторые основные теоретические положения, раскрывающие суть всяких из­менений.

В обществе действуют не какие-то локальные, а постоянно действующие цепи из­менений, которые подготавливают качественные преоб­разования в обществе и стимулируют его развитие.

Из всего многообразия социальных изменений можно выделить основные типы, которые в большей или меньшей степени, но обязательно сказываются на соци­альном развитии.

Природные из­менения играют одну из первостепенных ролей в обще­ственном развитии. Причем здесь необходимо учитывать как естественные изменения природы (увеличение или уменьшения температурного режима планеты, движение материков, землетрясения, извержения вулканов и т.д.), так и изменения природы, стимулируемые самим социогенезом (увеличение или уменьшение посевных площадей, увеличение или уменьшение урожайности, истощение ре­сурсов, загрязнение среды, изменение теплового режима планеты или химического состава атмосферы из-за техногенных причин, ядерные катастрофы и т.д.).

Второй тип - это изменения демографические, ко­торые могут иметь частный, локальный или глобальный характер. Сами эти изменения представляют собой функ­цию природных или социальных изменений, но, возник­нув, имеют существенное обратное воздействие на при­роду и социальную среду.

Третий тип изменений - это изменения, происхо­дящие в производственной сфере. От примитивного со­бирательства через совершенствование орудий труда до современных информационных систем и автоматизиро­ванных производств - таков общий путь изменений, вре­мя от времени приводящий к существенным качествен­ным скачкам в сфере производства (камень, металл, пар, двигатель внутреннего сгорания, атом - таковы основные вехи технологической эволюции, каждая из которых имела свои собственные качественные преобразования). Важ­ность и значимость этого типа изменений признавалась многими исследователями и иногда рассматривалась как единственный стимул общественного прогресса.

Четвертый тип изменений - это изменения, проис­ходящие в системе управления от его элементарных форм в семье и племени до современных государственных и межгосударственных структур. Так как здесь особое зна­чение имеет информация и коммуникация, то изменения в этих сферах имеют особый социальный смысл.

Пятый тип изменений - это изменения в социаль­ной организации. Само понятие организации полисемантично, но в общем плане его можно определить как связь между людьми в различных социальных структурах от семьи до монополии и государства в целом. Эти измене­ния связаны с тем, что, с одной стороны, совершенству­ются традиционные связи, а с другой - возникают новые виды организации и устанавливаются связи между ними. Организация - это и элемент, и связь. Именно из сочета­ния этих признаков и определяется понятие организации. Как элемент организация наряду с другими элементами составляет социальную структуру общества, и тем самым этот тип изменений плавно переходит в следующий.

Шестой тип изменений - это изменения в рамках социальной структуры. Общество, как было отмечено вы­ше, складывается из общностей, представляющих собой особые социальные единицы, начиная от семьи и кончая всем человечеством. Ясно, что в каждом из составляю­щих общество элементов происходят свои изменения, так или иначе воздействующие на характер общественного развития. Это изменения, происходящие в семье, в этни­ческих, классово-политических и т.д. системах, которые, опять же, имеют свои внешние и внутренние детерминан­ты и сами оказывают влияние на общественное развитие.

Наконец, седьмой тип изменений - это изменения, происходящие в духовной сфере, имеющие свою собст­венную сложную структуру от начальных форм образова­ния до высот философского, научного и теологического знания, от народного творчества до шедевров мирового искусства.

Таким образом, изменения, являясь предпосылкой развития, пронизывают всю структуру общества. Взаимо­действуя друг с другом, они как бы детерминируют друг друга, одни изменения вызывают другие, их накопление ведет сначала к незаметным, а затем, ко все более и более существенным преобразованиям. Именно поэтому они и оказываются той базой, на основе которой осуществляет­ся процесс социального развития, последнее невозможно понять и объяснить, абстрагируясь от мелких и порой даже незаметных изменений. Такое мелкое изменение, как рябь на воде, дает знать о глубинных течениях, мо­жет сигнализировать о важных общественных переменах. Специалист должен улавливать эти сигналы и предсказы­вать ход развивающихся событий. Для этого необходимо более подробно рассмотреть некоторые из выделенных типов социальных изменений.

Социальная трансформация

К устоявшимся терминам, обозначающим процессы изменения в обществе - эволюция, революция, реформа­ция, - добавилось новое понятие - трансформация. По­лоса исторических перемен, установившихся в странах Центральной Европы с конца 80-х - начала 90-х годов, а затем в бывших республиках распавшегося СССР, выра­жается именно данным понятием, первоначально имев­шим чисто технический смысл.

В процессе своего развития всякая сложная социосистема, а общество в целом как раз таковой и является, стремится обрести равновесие. Однако в результате на­растания неравновесных и нелинейных отношений со своим окружением эти отношения начинают испытывать внутренние изменения, сумма которых в определенный момент превышает допустимый для данной системы пре­дел напряжения. В этот переломный момент система вы­нуждена перейти порог устойчивости, и тогда становится невозможным предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: станет ли состояние системы хаотичным или она снова перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности и организованности. Случайность под­талкивает развивающуюся систему на новый путь разви­тия, а после того как данный путь (один из множества) выбран, вновь вступает в силу действие детерминизма. Такова общенаучная картина открытых неравновесных систем и возникающих в них время от времени транс­формационных процессов или трансформационных со­стояний.

Трансформационный период в общественном раз­витии - особая стадия исторического развития, в которой вырисовывается своя структура, свое устройство, свои тенденции и свои методы регулирования.

Трансформа­ционный процесс по своему содержанию включает: от­рицание существенных элементов прошлого и преодоле­ние их, выдвижение новых целей и идеалов, определение способов и средств продвижения к ним.

Структура трансформационных процессов включает в себя ряд стадий:

- переоценка существующего состояния общества как кризисного и оценка сущности, содержания и мас­штабов кризиса, носящего системный характер;

- социальная диагностика, т.е. непредвзятая, объек­тивная характеристика настоящего, его корней в про­шлом, возможностей и путей его выхода из кризисной ситуации;

- демонтаж отжившей системы, ликвидация ее оче­видных несоответствий существующему уровню общест­венного развития и его тенденциям;

- новое самоопределение общества, выдвижение и обоснование путей дальнейшего движения.

Трансформационный процесс распадается на ряд последовательных трансформационных состояний, каждое из которых представляет собой реально достигнутые пе­ремены в конкретный период времени.

Трансформации, охватившие страны Центральной и Восточной Европы, можно определить как системные, затрагивающие весь спектр общественной жизни, их по­литику, экономическую, социальную структуру и духов­ную жизнь. Таким образом устанавливается различие с реформами, которые всегда являются обновлением или переменой положения без принципиальной ломки. Ре­формы осуществляются целенаправленно, изменяя свои цели в ходе событий или формулируя их заново. Рефор­мы относятся, как правило, к частичным системам обще­ства и имеют дело главным образом с процессами на тех­ническом, социально-техническом уровне и, в меньшей степени, на уровне общественных проблем, затрагиваю­щих жизнь общества в целом.

Термин "трансформация" неотделим от перемен в тех развивающихся странах, которые перешли к новой социально-экономической политике или ставят задачу перехода от старых традиционных укладов к новейшему индустриальному производству при всеобъемлющем ис­пользовании рыночных механизмов.

 

Социальный конфликт

Проблематика конфликта разрабатывается в социо­логии как на макроуровне (в контексте крупномасштаб­ных теоретических построений, призванных объяснить глобальные социокультурные изменения в обществе), так и на микроуровне (для решения прикладных задач по смягчению конфликтных ситуаций в практике организа­ции современного менеджмента, в дипломатии, в юрис­пруденции, коммерческой деятельности и др., где наблю­дается непосредственное столкновение интересов проти­востоящих сторон).

Социология исходит из того, что конфликт есть ес­тественное явление общественной жизни, на которое нельзя закрывать глаза или пытаться отрицать его наличие.

К числу крупных теоретиков конфликта относят К. Маркса, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, П. Сорокина, Л. Козера, Р. Дарендорфа, Н. Смелсера, К. Боулдинга и др.

Р. Дарендорф предложил конфликтную модель об­щества, которая включает четыре положения:

1) каждое общество всегда находится в состоянии изменения;

2) в каждом обществе всегда существуют элементы несогласия, которые ведут к общим конфликтам;

3) каждый элемент общества может способствовать его интеграции и изменению;

4) любое общество базируется на насилии одних членов общества (или групп) над другими, которые все­гда будут бороться против своего угнетенного положения.

Осознание группами своего положения и коренных интересов есть необходимое условие возникновения и раз­вития конфликта, а следовательно, социальных и полити­ческих изменений.

Поэтому диалектика власти и сопро­тивления, ведущая к конфликтам, есть движущая сила развития истории. Она же определяет темпы и направле­ние изменений, происходящих в обществе.

По мнению Дарендорфа, социальный порядок под­держивается при помощи процессов, создающих отноше­ния авторитета в так называемых "императивно коорди­нированных ассоциациях", т.е. в существующих в обще­стве разных организациях с четким разделением ролей внутри них. Такие императивно координируемые ассо­циации существуют на разных уровнях общественной ие­рархии, и везде в их внутренней структуре можно выде­лить два основных типа ролей: правящих и управляемых, причем правящие группировки (комплексы) заинтересо­ваны в сохранении существующего положения, а управ­ляемые - в перераспределении власти и авторитета. В определенных условиях интересы этих двух группировок поляризуются, отношения обостряются, и они вступают в конкуренцию и борьбу между собой. Решение этой кон­куренции или конфликта имеет следствием перераспре­деление авторитета в целой организации. Таким образом, конфликт становится источником изменений в социаль­ной системе.

Дарендорф политизировал природу социальных кон­фликтов, выводя их из отношения тех или иных групп к власти и авторитету. Он создал типологию конфликтов по отношению к власти внутри социальных групп, между ними, на уровне общества и, наконец, на межгосударст­венном уровне. Главный теоретический и практический вывод Дарендорфа - возможность и необходимость институциализации, регулирования конфликтов в современном индустриальном обществе; направления их энергии в по­зитивное для развития общества русло.

Фундаментальную конфликтную теорию создал Льюис Козер. Он доказал, что решение проблемы соци­ального порядка и обеспечение устойчивости социальной системы не исключает, а вполне допускает признание социальных столкновений, могущих служить ее сущест­венным потребностям. Поэтому теорию Козера называют конфликтным функционализмом. Его концепция изложе­на в работах "функция социального конфликта", "Про­должение исследования социального конфликта" и опи­рается на теоретические положения Зиммеля.

Козер сделал акцент на позитивных функциях конфликтов, на раскрытии их интегрирующей и стабили­зирующей роли в обществе.Им дано следующее опреде­ление конфликта: "Мы будем понимать конфликт как борьбу за ценности или претензию на ограниченные в количестве статус, власть или ресурсы. В этой борьбе це­лями оппонентов являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противников".

Основа концепции Козера - признание неизбежно­сти социальных конфликтов вследствие неудовлетворен­ности тех или иных групп распределением в обществе власти, богатства и статусов. Когда те или иные люди или группы полагают, что их несправедливо обошли, они могут вступить в конфликтные отношения с целью пере­распределения недостающих ресурсов и увеличения сво­ей доли вознаграждений в обществе.

Он разработал систему функций конфликта, вы­полняемых в социальных системах. При этом острие его анализа направлено на выделение причинных цепей, ко­торые показывают, каким образом конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и ее приспо­собленность к меняющимся условиям. Козер показывает, что нарушение интеграции составных частей социального целого приводит к вспышкам разнообразных конфликтов между составными частями, что вызывает временную де­зинтеграцию всей системы. При наличии определенных условий это делает социальную структуру более гибкой, что усиливает способность системы избавляться при по­мощи конфликта от грозящих ей в будущем нарушений равновесия, а это приводит к тому, что система обнару­живает высокий уровень приспособляемости к изменяю­щимся условиям.

Всеобъемлющий характер созданной Козером тео­рии проявляется в том, что она охватывает широкий круг переменных явлений: 1) причины конфликта; 2) острота конфликта; 3) длительность конфликта; 4) функции кон­фликта.

В жестко структурированных (закрытых) обществах влияние конфликта имеет обратный характер. Чем теснее группа, тем больше вероятность того, что конфликт будет более интенсивным из-за высокой степени вовлеченно­сти членов группы в ее деятельность. Жестко структури­рованные группы подавляют выброс враждебности внут­ри группы, пытаются монополизировать лояльность всех своих членов.

Результатом глубинной вовлеченности и тесной свя­зи между членами такой группы является рост враждеб­ности и амбивалентности, накапливающихся у каждого из членов группы, законный "выброс" которых, однако, не разрешается группой. Именно поэтому конфликты, имеющие место в группах, стремящихся их не допустить, являются наиболее интенсивными и крупными. Для их подавления в жестко структурированных группах иногда прибегают к насилию. Использование насилия в конфликте зависит прежде всего от выбора группой средств для осуществления конфликта. Чем более интегрирован­ными в структуру общества являются участники кон­фликта, тем меньше вероятность, что в конфликте будет использовано насилие. В обществах, не препятствующих интеграции низших классов и национальных меньшинств в свою социальную структуру, мала вероятность того, что межгрупповые и межклассовые конфликты будут прохо­дить насильственным, кровавым путем.

В политике, коммерции, трудовых отношениях и повседневной жизни часто можно встретить ситуации, в которых участники конфликта подразделяются на тех, кто открыто выступает друг против друга, и тех, кто как бы смотрит со стороны, а подчас и стимулирует конфликт, надеясь получить от него прямую или косвенную выгоду. В прямом конфликте сталкиваются интересы двух сто­рон: например, двух претендентов на одно место, двух национально-этнических сообществ или государств по поводу спорной территории, двух политических партий при голосовании проекта закона и т.д. Однако при более внимательном изучении ситуации выясняется, что этот прямой конфликт или открытое столкновение интересов сопряжено с более сложной системой отношений.

Весьма популярным в политике и коммерции явля­ется провоцирование конфликтов в тех же самых целях - дискредитации неявных противников и оппонентов через их взаимное самоистребление.

Рассматривая вопрос об участниках конфликта, нужно, следовательно, различать прямых и косвенных участников, более широкий круг за­интересованных сторон, определить, в какой мере кон­фликт отвечает интересам сторон, определить, в какой мере он является спровоцированным. Возможно, что вы­явление всех этих аспектов сложной конфликтной ситуа­ции самопо себе будет способствовать урегулированию конфликта: каждая из сторон поймет, что она была лишь пешкой в более крупной игре.

При анализе природы конфликта нельзя обойти и вопрос о том, что же именно является предметом притя­заний конфликтующих группировок.

Конфликт по поводу ценностей, важнейших жизненных установок относится к числу наиболее сложно разрешимых. Здесь включается в дело то, что называется принципами, которыми очень трудно, а подчас и невозможно поступиться. Отступая от принципов, от заветов предков, от определенных тради­ций, конфликтующая сторона теряет свое лицо, свой престиж, свой собственный образ, сложившийся в само­сознании.Спор по поводу меры отступления от принципа всегда влечетза собой раскол соответствующей группы, находящейся в состоянии конфликта с другой группой. Это связано с изменением лидерства и с иным понима­нием исходных ценностей.

Конфликты по поводу материальных ресурсов под­даются регулированию с большим эффектом. Прежде всего эти материальные ресурсы могут так или иначе со­измеряться, и поэтому вопрос о разделе ресурсов может стать и становится, как правило, предметом торга, пере­говоров. Здесь возможны взаимные уступки и договорен­ности.

Еще один источник конфликта, сказывающийся непосредственно на характере его протекания, - распре­деление властных полномочий и позиций, имеющихся в иерархии властных или управленческих структур.

Чем более высокое положение затрагивается в кон­фликте, тем ожесточеннее борьба.

Итак, для того чтобы конфликт возник и стал раз­вертываться, необходимо взаимодействие трех его основ­ных факторов:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.145.114 (0.178 с.)