Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категории социальной динамикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общая характеристика В недавнем прошлом глобальное противостояние марксистской и западных социогенетических концепций приводило почти к противоположному пониманию таких категорий, как, например, социальное развитие, социальный прогресс или социальное изменение. Но даже если отбросить это глобальное противостояние, то и в рамках самих западных концепций существовал, да и сейчас существует значительный концептуальный разброс при истолковании этих категорий. Не вдаваясь в полемику по этому вопросу, постараемся выделить такие категории, которые во всех теоретических системах, по крайней мере, признаются как необходимые, как составляющие тот смысловой каркас, без которого невозможно смоделировать картину социального развития. Не отрицая в целом факт социального развития, многие исследователи истолковывают его по-разному: одни говорят о развитии, другие об эволюции, третьи об изменении; одни делают упор на прогрессе, другим везде чудится регресс и упадок; одни видят избавление от социальных невзгод в реформах, другие же предпочитают говорить только о революции и т.д. Ясно, что все эти теоретические нюансы зависят не столько от объекта исследования, сколько от политической позиции авторов. При строгом рассмотрении можно заметить, что все эти понятия и категории не противоречат, а взаимодополняют друг друга. При этом основной категорией остается понятие "развитие ", ибо только оно во всей полноте схватывает момент качественного преобразования, перехода системы из одного состояния в другое - более высокое и совершенное. Причем оно не исключает, а наоборот, предполагает и моменты изменения, и эволюцию, и другие качественные преобразования. Учитывая это обстоятельство, все категории социальной динамики необходимо рассмотреть в их взаимосвязи и взаимодополнении. Социальный процесс Многообразные явления в природе и обществе непосредственно или опосредованно связаны между собой. Относительно однородные серии явлений, которые связаны причинно-следственными или структурно-функциональными зависимостями, называются процессами, (например, смена времен года, рост организма и т.д.). Социологическая наука занимается проблемами взаимодействия людей, малых и больших человеческих групп и объединений и, следовательно, изучает социальные процессы. Социологическая категория " социальный процесс " может быть определена (исходя из задач самой социологической науки и сущности предмета изучения) как совокупность статистически устойчивых актов взаимодействия людей, выражающих определенную тенденцию изменения (или сохранения) общественного положения или образа жизни больших групп людей, условий воспроизводства и развития каждого человека как личности и оказывающих влияние на отношения между людьми (группами, общностями). Серия социальных явлений может рассматриваться как социальный процесс, если она имеет временную протяженность, логически прослеживаемую последовательность, где предыдущие ее этапы с необходимостью предопределяют последующие. Социальные процессы характеризуются также непрерывностью и идентичностью. Осуществление социологического изучения многообразных социальных процессов требует учета их специфических особенностей и отличительных черт. В чем же заключаются эти особенности? К их числу исследователи относят: - массовый характер социальных процессов, что означает, что единичные действия людей или отдельные события социальной жизни не могут называться социальными процессами; - общественное содержание, источники и результаты социальных процессов. Социальные процессы не могут осуществляться вне общества, т.к. их содержание - это деятельность, поведение и действия людей по отношению друг к другу или ко всему прочему, что их окружает. Социальные процессы порождаются социальными проблемами и направлены на их снятие. Сами же социальные проблемы есть продукт общества; - устойчивость социальных процессов. Это неотъемлемая сущностная характеристика анализируемого феномена. Если в серии явлений не наблюдается устойчивая, логически прослеживаемая причинно-следственная взаимосвязь, то такую серию явлений нельзя с уверенностью относить к классу социальных процессов; - самодеятельность участников социальных процессов. Данная особенность позволяет относить к классу социальных процессов только те, которые возникают и осуществляются как общественная инициатива, а не как проявление формально-лозунгового характера, что зачастую было присуще командно-бюрократической системе управления. В истории социологической науки предпринимались многие попытки классифицировать социальные процессы. Первую такую попытку предпринял немецкий социолог Л. фон Визе (1876-1969). По его мнению, социальные процессы можно делить на две категории - ассоциативные (объединение, приспособление, сближение) и диссоциативные (оппозиция, соперничество, конфликт). Однако такой подход не лишен своих недостатков. Так, диссоциативные процессы, по мнению фон Визе, должны характеризоваться как сугубо негативные. Но это далеко не так. Соперничество, например, может быть конструктивным, конфликт - стабилизирующим систему, а не разрушающим ее. Социальные процессы могут делиться на процессы воспроизводства и развития. Первая группа направлена на сохранение (поддержание) существующего статуса отношений, вторая - на качественное их изменение как в позитивном, так и в негативном направлениях. Таким образом, процессы воспроизводства могут быть функциональными и дисфункциональными. В соответствии с уровнем системы различают процессы: - внутриличностные (например, социализация, самообразование, самовоспитание); - межличностные (внутрисемейные отношения, дружба, любовь); - внутригрупповые (взаимоотношения в коллективе по вертикали и горизонтали в ходе трудового взаимодействия и т.п.); - межгрупповые и межобщностные (противостояние политических группировок в борьбе за государственную власть); - социетальные - охватывающие общество в целом как таковое. Классификация социальных процессов может осуществляться по критерию их направленности. Первую группу в этой классификации будут составлять социальные процессы, которые связаны в первую очередь с совершенствованием общественных отношений. Во вторую группу входят социальные процессы, порожденные функционированием конкретной общественной системы, не ведущие в то же время к ее непосредственному изменению, это - социальная мобильность, инфляция, безработица, преступность. Социальные процессы, относимые к данной группе, могут рассматриваться как конструктивные и деструктивные. Одни служат механизмом развития общественных отношений, другие тормозят его. Перечисленные наиболее общие социальные процессы возникают в силу объективных общественных условий жизни социума, но могут контролироваться на уровне общества его управленческими институтами от имени этого общества. Социальные процессы могут становиться предметом исследования многих общественных наук (экономики, политологии, социальной психологии, истории, юриспруденции и т.д.). Занимается исследованием основных социальных процессов и социологическая наука. Целью социологического изучения того или иного социального процесса является решение проблем, им вызванных и обусловленных. Для этого необходим глубокий анализ изучаемого процесса. Знание сущности и содержания категории "социальный процесс" во многом облегчает осуществление такого анализа, помогает точнее выявить конкретный исследовательский предмет, осуществить выделение основных понятий, провести их операционализацию. Знание конкретных носителей тех или иных социальных процессов помогает социологу точнее описать объект исследования, обосновать и рассчитать выборку. Таким образом, четко прослеживается взаимосвязь между конкретной прикладной социологической работой и социологической теорией. Социологические исследования социальных процессов имеют определенную специфику. В чем она заключается? Уже отмечалось, что социальные процессы характеризуются устойчивостью и протяженностью. Кроме того, взаимосвязь явлений, входящих в качестве составляющих элементов в тот или иной социальный процесс, может быть представлена как некая гипотетическая ось, специальное изучение которой может помочь разобраться в сути самого процесса. Так как социальные процессы обладают свойством устойчивости, их изучение не должно быть точечным. Суть исследовательского процесса состоит в том, что предмет изучения в социологии многогранен, а, следовательно, трудно вычленяем. Для достижения цели исследования социологу необходимо понять не только сущность социального процесса в целом, но и сущность социальных явлений, составляющих этот процесс, а также познать характеристики "оси" изучаемого процесса. Социологический инструментарий по этим причинам может быть достаточно объемным. Однако в силу устойчивости социальных процессов, о чем говорилось ранее, изучение каждого социального явления, входящего в данный социальный процесс, может проводиться отдельно. Если социальный процесс есть не что иное, как динамика развития определенного общественного феномена, то и исследование этого развития должно осуществляться в определенной динамике. Изучение социального процесса предполагает: - фиксацию первоначального (стартового) состояния социологическими средствами; - сбор информации об истоках возникновения данного социального процесса (по литературе, прессе, свидетельствам очевидцев и т.д.); - создание на базе этой информации (пункты 1 и 2) базовой модели процесса; - изучение отдельных явлений, составляющих процесс; - изучение взаимосвязи между явлениями, составляющими процесс; - выделение связующей "оси" социального процесса и изучение ее сущностных характеристик; - выявление на базе анализа иерархии явлений, составляющих процесс, их "рейтинга"; - определение круга явлений, входящих в процесс, которые в доминирующей степени характеризуют его сущность; - фиксацию изменений в обществе или общностях и группах в ходе протекания процесса, поиск закономерностей становления этих изменений; - прогнозирование на базе полученной информации хода развития изучаемого феномена, ее направленности и устойчивости. Исследование социального процесса может осуществляться с использованием лонгитюдного подхода, когда устанавливается наблюдение за конкретной социальной группой - носительницей данного процесса, и информация снимается по ходу развития самого процесса. Как правило, в ходе исследования того или иного социального процесса изучаются поведение, установки и характеристики различных социально-демографических категорий людей, вовлеченных в данный процесс. Это означает, что наиболее рациональной является квотная, пропорциональная выборка. Изучение социальных процессов осуществляется различными социологическими методами. Однако, как правило, такое изучение бывает комплексным. Получение базовой информации (точечный замер состояния процесса в данный момент) осуществляется методом опроса (чаще всего, в силу объемности требующейся информации, анкетного). Информация о стартовом состоянии изучаемого процесса получается методами анализа информации (вербальных источников, документов) и опроса экспертов и очевидцев. Изменения по ходу процесса могут фиксироваться опросными методами и в ходе социологического наблюдения. При необходимости организации управленческого воздействия на изучаемый социальный процесс с целью оптимизации его функционирования или изменения направленности может использоваться метод социологического эксперимента. Прогнозирование возможностей хода изучаемого процесса осуществляется на базе всей полученной информации при условии наличия динамичности в ходе ее сбора. Особый методический подход требуется при исследовании дисфункциональных, регрессивных, диссоциативных процессов. Дело в том, что ситуация, создаваемая подобными процессами, взрывоопасна, и проблема должна быть снята в короткие сроки. Социологическое исследование подобных проблем можно определить как конструктивно-восстановительное. Реализуя подобную функцию, социологическое исследование должно проводиться в сжатые сроки с повышенной точностью. В условиях работы по изучению диссоциативных процессов наиболее сложным является этап контакта с респондентами. Дело в том, что последние, находясь в русле развивающегося процесса, подвержены его воздействию и находятся, в этой связи, в состоянии возбуждения и нервного напряжения. Это особенно характерно для исследования конфликтных ситуаций. Приступая к работе с такими респондентами, социолог должен знать и помнить: - информация, получаемая в ходе сбора, может быть искажена, если не обеспечена анонимность при ее сборе; - респонденты со значительно меньшим, чем в обычных условиях, желанием идут на контакт с интервьюером; - нетактично поставленные вопросы или неосторожные слова и действия интервьюера могут не только вызвать негативное отношение к нему самому, но и усугубить конфликтную ситуацию, ускорить ход деструктивного социального процесса; - полученная от конкретных респондентов информация не должна попасть в руки любых людей, не имеющих прямого отношения к проведению данной научно-исследовательской работы. Особые требования предъявляются к социологам и на этапе анализа социологической информации. Аналитик должен отвлечься от собственной оценки событий, собственного отношения к происходящему. Он должен быть нейтральным и беспристрастным. При анализе данных, полученных в ходе сбора информации, применяются методы структурно-функционального подхода. С одной стороны, рассматриваются особенности внутренней структуры и содержания процесса, взаимодействие явлений, его составляющих; с другой - прослеживается влияние внешних факторов на развитие изучаемого процесса. При этом рассматриваются направления воздействия внешних факторов как на изучаемый социальный процесс в целом, так и на отдельные его элементы. Как правило, вычленяются те источники внешних воздействий, которые в состоянии кардинально повлиять на статус изучаемого социального процесса, изменить его структуру или направленность. Это в определенной мере усугубляется непрогнозированностью течения множества сложных социальных процессов, вызываемых условиями жизни общества, трудностями реформ и т.д. Преодоление негативных тенденций в обществе, снятие деструктивных противоречий во многом определяются тем, насколько точно и в какой мере можно предсказать их последствия.
Социальное изменение Основной категорией, отражающей суть социальной динамики, является понятие развития. Однако само это понятие требует тщательной разработки и прояснения, так как в своем популярном употреблении используется в достаточно широком диапазоне значений, вбирая в себя все оттенки социальных изменений от острой классовой борьбы до мирного и плавного эволюционного процесса. Иначе говоря, для того, чтобы установить подлинный смысл категории социального развития, необходимо выяснить значение родственных понятий и категорий, которые являются своеобразными смысловыми спутниками основного понятия. Одной из таких категорий и является понятие "социальное изменение", которое для социологии приобретает особый смысл, т.к. на микроуровне этой науке приходится больше сталкиваться именно с различного вида изменениями, чем с проявлением развития, предполагающего более широкий контекст исследования. В самом общем смысле изменение - это наиболее общая форма бытия всех материальных объектов и духовных явлений, связанная с частичным или полным преобразованием внешних или внутренних форм организации объектов, их местопребыванием в той или иной точке пространства, в том или ином интервале времени. Если движение, по утверждению Ф. Энгельса, есть изменение вообще, то оно присуще всем объектам природы, ибо нет таких объектов, которые находились бы в абсолютном покое и не претерпевали каких-либо изменений. От простого механического перемещения тел в пространстве до глубоких качественных преобразований в структуре общества - таков диапазон изменений. Постоянно и непрерывно от микроуровня до макроуровня, от простейших живых организмов до высот мыслящей материи происходят многочисленные изменения, являя тем самым универсальный признак всякого бытия. Особое значение имеет проблема социального изменения. Учитывая сложный характер организации общества, можно предположить, что универсальность изменения здесь проявляется в том, что оно присуще всем элементам социальной структуры и проявляется на всех этапах развития общества. Говоря о природе социальных изменений, необходимо разобрать некоторые основные теоретические положения, раскрывающие суть всяких изменений. В обществе действуют не какие-то локальные, а постоянно действующие цепи изменений, которые подготавливают качественные преобразования в обществе и стимулируют его развитие. Из всего многообразия социальных изменений можно выделить основные типы, которые в большей или меньшей степени, но обязательно сказываются на социальном развитии. Природные изменения играют одну из первостепенных ролей в общественном развитии. Причем здесь необходимо учитывать как естественные изменения природы (увеличение или уменьшения температурного режима планеты, движение материков, землетрясения, извержения вулканов и т.д.), так и изменения природы, стимулируемые самим социогенезом (увеличение или уменьшение посевных площадей, увеличение или уменьшение урожайности, истощение ресурсов, загрязнение среды, изменение теплового режима планеты или химического состава атмосферы из-за техногенных причин, ядерные катастрофы и т.д.). Второй тип - это изменения демографические, которые могут иметь частный, локальный или глобальный характер. Сами эти изменения представляют собой функцию природных или социальных изменений, но, возникнув, имеют существенное обратное воздействие на природу и социальную среду. Третий тип изменений - это изменения, происходящие в производственной сфере. От примитивного собирательства через совершенствование орудий труда до современных информационных систем и автоматизированных производств - таков общий путь изменений, время от времени приводящий к существенным качественным скачкам в сфере производства (камень, металл, пар, двигатель внутреннего сгорания, атом - таковы основные вехи технологической эволюции, каждая из которых имела свои собственные качественные преобразования). Важность и значимость этого типа изменений признавалась многими исследователями и иногда рассматривалась как единственный стимул общественного прогресса. Четвертый тип изменений - это изменения, происходящие в системе управления от его элементарных форм в семье и племени до современных государственных и межгосударственных структур. Так как здесь особое значение имеет информация и коммуникация, то изменения в этих сферах имеют особый социальный смысл. Пятый тип изменений - это изменения в социальной организации. Само понятие организации полисемантично, но в общем плане его можно определить как связь между людьми в различных социальных структурах от семьи до монополии и государства в целом. Эти изменения связаны с тем, что, с одной стороны, совершенствуются традиционные связи, а с другой - возникают новые виды организации и устанавливаются связи между ними. Организация - это и элемент, и связь. Именно из сочетания этих признаков и определяется понятие организации. Как элемент организация наряду с другими элементами составляет социальную структуру общества, и тем самым этот тип изменений плавно переходит в следующий. Шестой тип изменений - это изменения в рамках социальной структуры. Общество, как было отмечено выше, складывается из общностей, представляющих собой особые социальные единицы, начиная от семьи и кончая всем человечеством. Ясно, что в каждом из составляющих общество элементов происходят свои изменения, так или иначе воздействующие на характер общественного развития. Это изменения, происходящие в семье, в этнических, классово-политических и т.д. системах, которые, опять же, имеют свои внешние и внутренние детерминанты и сами оказывают влияние на общественное развитие. Наконец, седьмой тип изменений - это изменения, происходящие в духовной сфере, имеющие свою собственную сложную структуру от начальных форм образования до высот философского, научного и теологического знания, от народного творчества до шедевров мирового искусства. Таким образом, изменения, являясь предпосылкой развития, пронизывают всю структуру общества. Взаимодействуя друг с другом, они как бы детерминируют друг друга, одни изменения вызывают другие, их накопление ведет сначала к незаметным, а затем, ко все более и более существенным преобразованиям. Именно поэтому они и оказываются той базой, на основе которой осуществляется процесс социального развития, последнее невозможно понять и объяснить, абстрагируясь от мелких и порой даже незаметных изменений. Такое мелкое изменение, как рябь на воде, дает знать о глубинных течениях, может сигнализировать о важных общественных переменах. Специалист должен улавливать эти сигналы и предсказывать ход развивающихся событий. Для этого необходимо более подробно рассмотреть некоторые из выделенных типов социальных изменений. Социальная трансформация К устоявшимся терминам, обозначающим процессы изменения в обществе - эволюция, революция, реформация, - добавилось новое понятие - трансформация. Полоса исторических перемен, установившихся в странах Центральной Европы с конца 80-х - начала 90-х годов, а затем в бывших республиках распавшегося СССР, выражается именно данным понятием, первоначально имевшим чисто технический смысл. В процессе своего развития всякая сложная социосистема, а общество в целом как раз таковой и является, стремится обрести равновесие. Однако в результате нарастания неравновесных и нелинейных отношений со своим окружением эти отношения начинают испытывать внутренние изменения, сумма которых в определенный момент превышает допустимый для данной системы предел напряжения. В этот переломный момент система вынуждена перейти порог устойчивости, и тогда становится невозможным предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: станет ли состояние системы хаотичным или она снова перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности и организованности. Случайность подталкивает развивающуюся систему на новый путь развития, а после того как данный путь (один из множества) выбран, вновь вступает в силу действие детерминизма. Такова общенаучная картина открытых неравновесных систем и возникающих в них время от времени трансформационных процессов или трансформационных состояний. Трансформационный период в общественном развитии - особая стадия исторического развития, в которой вырисовывается своя структура, свое устройство, свои тенденции и свои методы регулирования. Трансформационный процесс по своему содержанию включает: отрицание существенных элементов прошлого и преодоление их, выдвижение новых целей и идеалов, определение способов и средств продвижения к ним. Структура трансформационных процессов включает в себя ряд стадий: - переоценка существующего состояния общества как кризисного и оценка сущности, содержания и масштабов кризиса, носящего системный характер; - социальная диагностика, т.е. непредвзятая, объективная характеристика настоящего, его корней в прошлом, возможностей и путей его выхода из кризисной ситуации; - демонтаж отжившей системы, ликвидация ее очевидных несоответствий существующему уровню общественного развития и его тенденциям; - новое самоопределение общества, выдвижение и обоснование путей дальнейшего движения. Трансформационный процесс распадается на ряд последовательных трансформационных состояний, каждое из которых представляет собой реально достигнутые перемены в конкретный период времени. Трансформации, охватившие страны Центральной и Восточной Европы, можно определить как системные, затрагивающие весь спектр общественной жизни, их политику, экономическую, социальную структуру и духовную жизнь. Таким образом устанавливается различие с реформами, которые всегда являются обновлением или переменой положения без принципиальной ломки. Реформы осуществляются целенаправленно, изменяя свои цели в ходе событий или формулируя их заново. Реформы относятся, как правило, к частичным системам общества и имеют дело главным образом с процессами на техническом, социально-техническом уровне и, в меньшей степени, на уровне общественных проблем, затрагивающих жизнь общества в целом. Термин "трансформация" неотделим от перемен в тех развивающихся странах, которые перешли к новой социально-экономической политике или ставят задачу перехода от старых традиционных укладов к новейшему индустриальному производству при всеобъемлющем использовании рыночных механизмов.
Социальный конфликт Проблематика конфликта разрабатывается в социологии как на макроуровне (в контексте крупномасштабных теоретических построений, призванных объяснить глобальные социокультурные изменения в обществе), так и на микроуровне (для решения прикладных задач по смягчению конфликтных ситуаций в практике организации современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и др., где наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон). Социология исходит из того, что конфликт есть естественное явление общественной жизни, на которое нельзя закрывать глаза или пытаться отрицать его наличие. К числу крупных теоретиков конфликта относят К. Маркса, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, П. Сорокина, Л. Козера, Р. Дарендорфа, Н. Смелсера, К. Боулдинга и др. Р. Дарендорф предложил конфликтную модель общества, которая включает четыре положения: 1) каждое общество всегда находится в состоянии изменения; 2) в каждом обществе всегда существуют элементы несогласия, которые ведут к общим конфликтам; 3) каждый элемент общества может способствовать его интеграции и изменению; 4) любое общество базируется на насилии одних членов общества (или групп) над другими, которые всегда будут бороться против своего угнетенного положения. Осознание группами своего положения и коренных интересов есть необходимое условие возникновения и развития конфликта, а следовательно, социальных и политических изменений. Поэтому диалектика власти и сопротивления, ведущая к конфликтам, есть движущая сила развития истории. Она же определяет темпы и направление изменений, происходящих в обществе. По мнению Дарендорфа, социальный порядок поддерживается при помощи процессов, создающих отношения авторитета в так называемых "императивно координированных ассоциациях", т.е. в существующих в обществе разных организациях с четким разделением ролей внутри них. Такие императивно координируемые ассоциации существуют на разных уровнях общественной иерархии, и везде в их внутренней структуре можно выделить два основных типа ролей: правящих и управляемых, причем правящие группировки (комплексы) заинтересованы в сохранении существующего положения, а управляемые - в перераспределении власти и авторитета. В определенных условиях интересы этих двух группировок поляризуются, отношения обостряются, и они вступают в конкуренцию и борьбу между собой. Решение этой конкуренции или конфликта имеет следствием перераспределение авторитета в целой организации. Таким образом, конфликт становится источником изменений в социальной системе. Дарендорф политизировал природу социальных конфликтов, выводя их из отношения тех или иных групп к власти и авторитету. Он создал типологию конфликтов по отношению к власти внутри социальных групп, между ними, на уровне общества и, наконец, на межгосударственном уровне. Главный теоретический и практический вывод Дарендорфа - возможность и необходимость институциализации, регулирования конфликтов в современном индустриальном обществе; направления их энергии в позитивное для развития общества русло. Фундаментальную конфликтную теорию создал Льюис Козер. Он доказал, что решение проблемы социального порядка и обеспечение устойчивости социальной системы не исключает, а вполне допускает признание социальных столкновений, могущих служить ее существенным потребностям. Поэтому теорию Козера называют конфликтным функционализмом. Его концепция изложена в работах "функция социального конфликта", "Продолжение исследования социального конфликта" и опирается на теоретические положения Зиммеля. Козер сделал акцент на позитивных функциях конфликтов, на раскрытии их интегрирующей и стабилизирующей роли в обществе.Им дано следующее определение конфликта: "Мы будем понимать конфликт как борьбу за ценности или претензию на ограниченные в количестве статус, власть или ресурсы. В этой борьбе целями оппонентов являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противников". Основа концепции Козера - признание неизбежности социальных конфликтов вследствие неудовлетворенности тех или иных групп распределением в обществе власти, богатства и статусов. Когда те или иные люди или группы полагают, что их несправедливо обошли, они могут вступить в конфликтные отношения с целью перераспределения недостающих ресурсов и увеличения своей доли вознаграждений в обществе. Он разработал систему функций конфликта, выполняемых в социальных системах. При этом острие его анализа направлено на выделение причинных цепей, которые показывают, каким образом конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и ее приспособленность к меняющимся условиям. Козер показывает, что нарушение интеграции составных частей социального целого приводит к вспышкам разнообразных конфликтов между составными частями, что вызывает временную дезинтеграцию всей системы. При наличии определенных условий это делает социальную структуру более гибкой, что усиливает способность системы избавляться при помощи конфликта от грозящих ей в будущем нарушений равновесия, а это приводит к тому, что система обнаруживает высокий уровень приспособляемости к изменяющимся условиям. Всеобъемлющий характер созданной Козером теории проявляется в том, что она охватывает широкий круг переменных явлений: 1) причины конфликта; 2) острота конфликта; 3) длительность конфликта; 4) функции конфликта. В жестко структурированных (закрытых) обществах влияние конфликта имеет обратный характер. Чем теснее группа, тем больше вероятность того, что конфликт будет более интенсивным из-за высокой степени вовлеченности членов группы в ее деятельность. Жестко структурированные группы подавляют выброс враждебности внутри группы, пытаются монополизировать лояльность всех своих членов. Результатом глубинной вовлеченности и тесной связи между членами такой группы является рост враждебности и амбивалентности, накапливающихся у каждого из членов группы, законный "выброс" которых, однако, не разрешается группой. Именно поэтому конфликты, имеющие место в группах, стремящихся их не допустить, являются наиболее интенсивными и крупными. Для их подавления в жестко структурированных группах иногда прибегают к насилию. Использование насилия в конфликте зависит прежде всего от выбора группой средств для осуществления конфликта. Чем более интегрированными в структуру общества являются участники конфликта, тем меньше вероятность, что в конфликте будет использовано насилие. В обществах, не препятствующих интеграции низших классов и национальных меньшинств в свою социальную структуру, мала вероятность того, что межгрупповые и межклассовые конфликты будут проходить насильственным, кровавым путем. В политике, коммерции, трудовых отношениях и повседневной жизни часто можно встретить ситуации, в которых участники конфликта подразделяются на тех, кто открыто выступает друг против друга, и тех, кто как бы смотрит со стороны, а подчас и стимулирует конфликт, надеясь получить от него прямую или косвенную выгоду. В прямом конфликте сталкиваются интересы двух сторон: например, двух претендентов на одно место, двух национально-этнических сообществ или государств по поводу спорной территории, двух политических партий при голосовании проекта закона и т.д. Однако при более внимательном изучении ситуации выясняется, что этот прямой конфликт или открытое столкновение интересов сопряжено с более сложной системой отношений. Весьма популярным в политике и коммерции является провоцирование конфликтов в тех же самых целях - дискредитации неявных противников и оппонентов через их взаимное самоистребление. Рассматривая вопрос об участниках конфликта, нужно, следовательно, различать прямых и косвенных участников, более широкий круг заинтересованных сторон, определить, в какой мере конфликт отвечает интересам сторон, определить, в какой мере он является спровоцированным. Возможно, что выявление всех этих аспектов сложной конфликтной ситуации самопо себе будет способствовать урегулированию конфликта: каждая из сторон поймет, что она была лишь пешкой в более крупной игре. При анализе природы конфликта нельзя обойти и вопрос о том, что же именно является предметом притязаний конфликтующих группировок. Конфликт по поводу ценностей, важнейших жизненных установок относится к числу наиболее сложно разрешимых. Здесь включается в дело то, что называется принципами, которыми очень трудно, а подчас и невозможно поступиться. Отступая от принципов, от заветов предков, от определенных традиций, конфликтующая сторона теряет свое лицо, свой престиж, свой собственный образ, сложившийся в самосознании.Спор по поводу меры отступления от принципа всегда влечетза собой раскол соответствующей группы, находящейся в состоянии конфликта с другой группой. Это связано с изменением лидерства и с иным пониманием исходных ценностей. Конфликты по поводу материальных ресурсов поддаются регулированию с большим эффектом. Прежде всего эти материальные ресурсы могут так или иначе соизмеряться, и поэтому вопрос о разделе ресурсов может стать и становится, как правило, предметом торга, переговоров. Здесь возможны взаимные уступки и договоренности. Еще один источник конфликта, сказывающийся непосредственно на характере его протекания, - распределение властных полномочий и позиций, имеющихся в иерархии властных или управленческих структур. Чем более высокое положение затрагивается в конфликте, тем ожесточеннее борьба. Итак, для того чтобы конфликт возник и стал развертываться, необходимо взаимодействие трех его основных факторов: 1. Наличие объективных предпосылок конфликта, заключающихся в более или менее значительном ущемлении интересов, потребностей, прав и т.п. индивида, социальной группы, социального слоя, нации со стороны другого индивида, гру
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.013 с.) |