Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема взаимодействия количественных и качественных методовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В массовом сознании сложились устойчивые представления о социологе как человеке с анкетой, пользователе исключительно опросных методов. Но это не так, современные социологи применяют различные подходы к фиксации и анализу действительности. Среди них так называемые “качественные”, или “мягкие”, методы. Они направлены на получение глубинных ответов: о чем думают люди и как они себя чувствуют. Исследование, использующее качественные методы, дает возможность понять и изучить установки, верования, причины поведения людей, их каждодневные практики. Они направлены не на замеры количественных параметров изучаемых явлений (это прерогатива количественных, “жестких”, исследований), а на познание их качества. Если при помощи количественных методов в первую очередь выясняются ответы на вопросы “кто и как отвечает”, “как часто”, то при использовании качественных — “что означают ответы”, “почему так отвечают”, т. е. стремятся к адекватному пониманию смыслов, которые человек вкладывает в различные суждения и действия. Особо выделим, что для проведения качественного исследования достаточно небольшого числа респондентов, его выборка не базируется на основе теории вероятности и статистических сведениях. В настоящее время насчитывается около сорока качественных методов. Важнейшими из них являются: Исследование отдельной общности или случая. Изучается объект в совокупности его взаимосвязей и динамике развития. Причем изменения рассматриваются как бы изнутри: каким образом люди воспринимают происходящее, как его оценивают. Этот метод предполагает “погружение” в исследовательское поле. Биографический метод и его разновидности (устная история, история жизни, история семьи). При его помощи описывается субъективный опыт переживания событий, складывание социальной идентичности респондентов. Основывается на нарративе (повествовании). Кроме того, могут привлекаться данные из семейных и других архивов, прочие материалы, описывающие социальный контекст. Нестандартизированное (неформализованное) интервью. Вид интервью, при котором ведущий обладает большой свободой как в формулировке отдельных вопросов, так и в формулировании общей направленности беседы. Это дает возможность получить разнообразную информацию в зависимости от личностных особенностей респондента. Этот метод не требует сопоставимости вопросов и ответов, индивид не является учетной статистической единицей. Фокусированное интервью — вид интервью, предполагающий “фокусировку”, т. е. концентрацию обсуждения по исследуемой проблеме. Предметом изучения являются субъективные переживания, восприятие респондента. Чаще всего бывает нестандартизированным или полустандартизированным. Метод фокус-групп — нестандартизированное фокусированное интервью, проводимое с группой. Дискуссия по заданной теме, при которой используется эффект группового взаимодействия. Важно отметить, что развитие методов эмпирической социологии не носило линейного характера, а было подвержено колебаниям наподобие маятника. В начале XX века, когда социологи приступили к систематическому освоению эмпирических данных, приоритет отдавался качественным методам: анализу дневников, писем, автобиографий, включенному наблюдению. Своеобразным олицетворением этого периода, его классикой, явилась работа У. Томаса и Ф. Знанецкого “Польский крестьянин в Европе и Америке” (1920 г.). Изучение факторов миграции авторы построили на изучении многих документов и серии публичных интервью, рассмотрели ее причины через субъективное понимание участников. Затем, начиная с 20-х гг., в развитых капиталистических странах на первый план выходят количественные методы, и прежде всего массовые стандартизированные опросы. Они были востребованы потребностями политической конкуренции и развитием СМИ, поэтому изучались особенности электоратного поведения, эффективность пропаганды и рекламы, интересы и предпочтения радио- и телевизионной аудитории. Позже происходит экспансия опросных методик в другие сферы, изучаемые социологией, они на десятилетия становятся основным источником информации. Одновременно, начиная с конца 30-х гг., социологи, преимущественно американские, начали обращать внимание на такой фактор, как давление, оказываемое на респондентов в ходе опросов. Было выявлено, что при массовых процедурах очень часто случаются ошибки и неточности. Особенно сильное искажение происходит при использовании закрытых вопросов, которые традиционно превалируют в опросном инструментарии. При их использовании респондент поставлен перед жестким выбором, и это зачастую влияет на уровень корректности получаемых сведений. Интервьюер или анкетер берет на себя руководство, а респондент играет в основном пассивную роль. В этой ситуации информация или значимая для них точка зрения может быть не обнаружена, потому что направление, структура анкеты или интервью не всегда совпадает с ходом мысли респондента. Было осознано, что количественные методы имеют тенденцию фиксировать мнения и оценки, которые уже “вызрели”, выкристаллизовались, ориентированы преимущественно на актуализированный, идеологизированный, поверхностный слой массового сознания. В полной мере неадекватность количественных методов познания поведения людей проявилась в США в 50-е гг., когда социологи стали осваивать новую для себя предметную область — маркетинг. Характерно, что неудовлетворенность высказывали заказчики исследований — коммерческие круги. С тех пор начался активный поиск оптимальных подходов в изучении человеческих интересов и потребностей. В противовес жестко структурированным анкетам и интервью стали чаще применяться процедуры с ограниченным набором заранее сформулированных предположений, а также чаще использоваться открытые вопросы. Это способствовало более точной фиксации позиций опрошенных. По сути дела, социологический инструментарий был развернут от интервьюера к респонденту. Одновременно активно внедрялись качественные методы, прежде всего фокусированные интервью и фокус-групповые исследования. Они нашли применение во многих сферах, прежде всего в исследовании рынка. По мнению американских специалистов, качественные методы оказались эффективными потому, что смогли объяснить производителям товаров и продавцам запросы населения. Под воздействием их результатов произошел серьезный пересмотр концепций производства, упаковки и рекламы. Были найдены неожиданные области использования фокус-групп. Например, одна голливудская киностудия в течение 5 лет проводила фокус-группы для изучения мнения публики о том, какая концовка фильмов является наиболее подходящей. Тогда же возникла так называемая “ситуация Q-Q выбора”, т. е. своеобразное противостояние качественных (quality) и количественных (quantity) методов. Ведущие социологические и маркетинговые центры стали ориентироваться исключительно на ту или иную стратегию. Однако жизнь продемонстрировала непродуктивность качественно-количественного антагонизма, особенно в рамках прикладного исследования. В аналогичных обстоятельствах оказались отечественные социологи в 90-е гг., когда большинство из них познакомилось с качественными методами. До той поры последние в полной мере были известны сравнительно узким академическим кругам. Проникновение новых методик вызвало ряд острых дискуссий. Обозначились как последовательные критики качественных подходов (Г.С. Батыгин, И.Ф. Девятко и др.), так и устойчивые сторонники (С.А. Белановский и др.). Гораздо более конструктивной представляется позиция патриарха отечественной социологии В.А. Ядова, который призвал к преодолению качественно-количественного противостояния и ввел в последние издания своего популярного учебника раздел (подготовленный совместно с В.В. Семеновой), посвященный качественным методам. Опыт применения тех и других подходов позволил сформулировать их основные особенности. Перед исследователем постоянно встает вопрос: когда наиболее целесообразно применять качественные методы? Большинство специалистов выделяют следующие типические ситуации. 1. Средство генерирования идей. Информация, получаемая в ходе качественного исследования, часто служит катализатором идей для заказчика. Это может быть выработка концепции нового вида товара, его упаковки, названия, рекламы и т.п. Иногда новые сведения помогают выявлению нетрадиционных способов применения хорошо известных продуктов. В качестве классического примера можно привести результаты проведенных по заказу компании “А. Хаммер” серии фокус-групп, на которых обсуждались различные варианты использования питьевой соды. Было установлено, что в быту американцев она применялась как дезодорант для холодильников, как чистящее средство для ковров, в качестве зубной пасты и пр. Эффективный маркетинг выявленных концепций, осуществленный компанией, привел к тому, что объем продаж питьевой соды значительно возрос, причем за счет нетрадиционного применения. 2. Предварительный этап подготовки количественного исследования. Было бы ошибкой считать, что качественное исследование может заменить собой такие стадии, как изучение литературы, знакомство с работами предшественников, мнением экспертов, сбор и изучение вторичных данных и т.д. Вместе с тем оно может обеспечить такой уровень подготовленности, который недостижим при помощи других методов. Выделим прежде всего построение гипотез, объясняющих процесс принятия решений различными целевыми группами, например, их отношение к тому или иному продукту. Далее идет выявление типов респондентов, которые будут охвачены опросом. И, наконец, такой принципиальный аспект, как определение лексики анкеты, понятной тем, кто окажется в выборочной совокупности, выделение ключевых слов. 3. Объяснение результатов количественного исследования. Качественные методы позволяют осознать причины неожиданных результатов, понять причины определенного поведения (например, почему не покупают вновь какой-либо товар, не голосуют повторно за какого-то кандидата), описать факторы, влияющие на характер отношения (почему сложились определенные установки на тот или иной вид рекламы). 4. Основной метод сбора данных. Это те ситуации, когда исследовательские проблемы нельзя решить с помощью количественных методов. Например, необходимо оценить, как целевая группа воспринимает рекламный ролик: его сюжет, изобразительный ряд, слоган, музыкальное сопровождение и т.п. Можно констатировать, что на уровне эмпирической проблематики наблюдается сближение количественных и качественных подходов, причем для большинства отечественных социологов удельный вес тех или иных методов определяется прежде всего целями и задачами исследования и особенностями изучаемой ими социальной реальности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.69.25 (0.012 с.) |