Род – форма общности людей, свойственная раннему периоду первобытно-общинного строя, в основе которого лежат кровные связи, обеспечивающая жизнедеятельность первобытных людей (субэтнос). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Род – форма общности людей, свойственная раннему периоду первобытно-общинного строя, в основе которого лежат кровные связи, обеспечивающая жизнедеятельность первобытных людей (субэтнос).



Племя – форма общности людей, свойственная первобытно-общинному строю, в основе которого лежат родовые отношения, определяющие разобщённость племён по территории, языку, культуре. Племя объединяло два или несколько родов и имела свой язык, территорию, нравы и обычаи. Признаки родоплеменной общности – кровнородственные связи.

Народность – форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, складывающаяся с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладения и феодализма, предшествует с распадом феодализма образованию наций. Народность не просто объединение племён, а качественно новая общинная организация людей, основанная на территориальных и экономических связях людей, при наличии частной собственности и непримиримых антагонистических социальных общностей. Признаки народности – территориальные связи, экономические сельскохозяйственные связи, единые язык, культура (самодеятельный народный жанр), религия, обычаи, традиции.

Категория народ не является этнической категорией, то есть не является социально-этнической общностью. Народ – социальная общность, отличающая на различных этапах истории те слои и классы, которые по своему положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества.

В современных условиях вершина развития социально-этнической общности - нация. В определении нации до сих пор преобладающей является сталинская формулировка: это такая общность людей, которая имеет общий язык, общую территорию, общую культуру, единство экономических, социально-политических и духовных интересов.

В настоящее время ряд исследователей считают, что подобное определение нации не отвечает действительности. В частности профессор Агаев утверждает, что язык, территория, хозяйственные связи и культура выступает не признаками нации, а лишь благоприятными условиями её формирования и развития. Этнос обретает форму нации лишь тогда, когда у него возникает устойчивая потребность в политическом, культурном, экономическом, психологическом самоотделении. По его мнению нация означает политически, государственно-организованный народ. Такое определение нации предполагает сепаратистские тенденции.

Противоположную Агаеву точку зрения высказывают научные сотрудники Института государства и права АН России А. Козлов и И. Шафир. Они отмечают, что не только в практике, но и в теории идёт смешение понятий государственного и национального суверенитетов, их отождествление, что приводит к негативным последствиям. Отдельные национально-государственные и территориальные образования суверенными, хотя суверенитет может и должен присущ только государству. Национальный суверенитет имеет свою специфику и является политико-правовым свойством нации, а не государства и проявляется в различных формах автономного национально-государственного устройства, не требующим обязательного провозглашения государственного суверенитета любой автономной единицы. Эту точку зрения разделяет А.И. Солженицын: «Как показало в XX веке создание многих малых государственных образований – это несколько обременяет их избытком учреждений, представительств, армий. Отсекает от пространных территорий, разворота торговли и общественной деятельности… Не крупный Российский союз нуждается в примыкании малых народов, но они нуждаются в том больше».

А научный сотрудник института этнологии и антропологии АН России А. Ямсков прямо заявляет: «Большинство бывших советских республик при всем желании просто не могут стать национальными государствами из-за этнического состава, особенностей территориального размещения и национально-культурной ориентации своего населения».

Таким образом, сформулируем определение нации. Нация – исторически сложившаяся общность людей, которой свойственны общность условий жизни (экономических), общность территории, общность языка, известных черт психологии (сознание, интерес), национальный склад характера, появляющийся в культуре и быту. Признаки нации: территория, устойчивая общность экономических связей (промышленных), язык литературный, культура профессиональная, обычаи, традиции закреплены законодательно.

Известно, что нации стали складываться с возникновением капиталистического способа производства. Преобладающим принципом в этом процессе был лозунг, провозглашенный Французской революцией: «Один народ - одна нация». Он действовал более ста лет, но к концу XIX века устарел: возникли многонациональные государства. Тогда левыми социал-демократами был выдвинут лозунг - как путь освобождения от национального гнета. К сожалению, уже тогда, на рубеже XX века, у многих людей этот лозунг ассоциировался с отделением. Если нет отделения, то нет и никакого самоопределения. Произошел логический перекос: самоопределение стало рассматриваться целью, а не средством саморазвития нации без ущерба для других народов. Отделение нужно, если невозможно достичь уничтожения национального гнета, достижения суверенитета другими путями.

Национальное отделение в условиях цивилизованного демократического общества, всегда чревато негативными последствиями, разрывом сложившихся экономических, политических, культурных связей, отрицательно отражающихся на социальной жизни как отделяющегося народа, так и других народов бывшего единого государства.

Начавшийся в XVIII веке процесс дезинтеграции (к примеру, отделение Северной Америки от Великобритании) продолжается и в настоящее время. Главная его причина - проведение имперской колониальной политики в отношении народов присоединенных территорий, невозможность приобретения условий для самостоятельного, суверенного развития в условиях унитарного государства. Этому процессу была подвержена Австрия, Франция, Испания, Швейцария. В 60-е годы произошло крушение колониальной системы как таковой, в настоящее время этому процессу подвержены Индия, Югославия и ряд других стран.

Однако для второй половины XX века характерно бурное развитие и другой тенденции - процесса интеграции. Этот процесс особо характерен для Западной Европы и латиноамериканского континента. Интернационализация всех сфер общественной жизни - это объективный процесс, вызываемый развитием производства, необходимостью его специализации и концентрации, следствием чего необходимой становится интернационализация рынка и других сфер общественных отношений.

Следовательно, социально-этнические процессы во многом характеризуются национальными отношениями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.004 с.)