Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Род – форма общности людей, свойственная раннему периоду первобытно-общинного строя, в основе которого лежат кровные связи, обеспечивающая жизнедеятельность первобытных людей (субэтнос).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Племя – форма общности людей, свойственная первобытно-общинному строю, в основе которого лежат родовые отношения, определяющие разобщённость племён по территории, языку, культуре. Племя объединяло два или несколько родов и имела свой язык, территорию, нравы и обычаи. Признаки родоплеменной общности – кровнородственные связи. Народность – форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, складывающаяся с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладения и феодализма, предшествует с распадом феодализма образованию наций. Народность не просто объединение племён, а качественно новая общинная организация людей, основанная на территориальных и экономических связях людей, при наличии частной собственности и непримиримых антагонистических социальных общностей. Признаки народности – территориальные связи, экономические сельскохозяйственные связи, единые язык, культура (самодеятельный народный жанр), религия, обычаи, традиции. Категория народ не является этнической категорией, то есть не является социально-этнической общностью. Народ – социальная общность, отличающая на различных этапах истории те слои и классы, которые по своему положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества. В современных условиях вершина развития социально-этнической общности - нация. В определении нации до сих пор преобладающей является сталинская формулировка: это такая общность людей, которая имеет общий язык, общую территорию, общую культуру, единство экономических, социально-политических и духовных интересов. В настоящее время ряд исследователей считают, что подобное определение нации не отвечает действительности. В частности профессор Агаев утверждает, что язык, территория, хозяйственные связи и культура выступает не признаками нации, а лишь благоприятными условиями её формирования и развития. Этнос обретает форму нации лишь тогда, когда у него возникает устойчивая потребность в политическом, культурном, экономическом, психологическом самоотделении. По его мнению нация означает политически, государственно-организованный народ. Такое определение нации предполагает сепаратистские тенденции. Противоположную Агаеву точку зрения высказывают научные сотрудники Института государства и права АН России А. Козлов и И. Шафир. Они отмечают, что не только в практике, но и в теории идёт смешение понятий государственного и национального суверенитетов, их отождествление, что приводит к негативным последствиям. Отдельные национально-государственные и территориальные образования суверенными, хотя суверенитет может и должен присущ только государству. Национальный суверенитет имеет свою специфику и является политико-правовым свойством нации, а не государства и проявляется в различных формах автономного национально-государственного устройства, не требующим обязательного провозглашения государственного суверенитета любой автономной единицы. Эту точку зрения разделяет А.И. Солженицын: «Как показало в XX веке создание многих малых государственных образований – это несколько обременяет их избытком учреждений, представительств, армий. Отсекает от пространных территорий, разворота торговли и общественной деятельности… Не крупный Российский союз нуждается в примыкании малых народов, но они нуждаются в том больше». А научный сотрудник института этнологии и антропологии АН России А. Ямсков прямо заявляет: «Большинство бывших советских республик при всем желании просто не могут стать национальными государствами из-за этнического состава, особенностей территориального размещения и национально-культурной ориентации своего населения». Таким образом, сформулируем определение нации. Нация – исторически сложившаяся общность людей, которой свойственны общность условий жизни (экономических), общность территории, общность языка, известных черт психологии (сознание, интерес), национальный склад характера, появляющийся в культуре и быту. Признаки нации: территория, устойчивая общность экономических связей (промышленных), язык литературный, культура профессиональная, обычаи, традиции закреплены законодательно. Известно, что нации стали складываться с возникновением капиталистического способа производства. Преобладающим принципом в этом процессе был лозунг, провозглашенный Французской революцией: «Один народ - одна нация». Он действовал более ста лет, но к концу XIX века устарел: возникли многонациональные государства. Тогда левыми социал-демократами был выдвинут лозунг - как путь освобождения от национального гнета. К сожалению, уже тогда, на рубеже XX века, у многих людей этот лозунг ассоциировался с отделением. Если нет отделения, то нет и никакого самоопределения. Произошел логический перекос: самоопределение стало рассматриваться целью, а не средством саморазвития нации без ущерба для других народов. Отделение нужно, если невозможно достичь уничтожения национального гнета, достижения суверенитета другими путями. Национальное отделение в условиях цивилизованного демократического общества, всегда чревато негативными последствиями, разрывом сложившихся экономических, политических, культурных связей, отрицательно отражающихся на социальной жизни как отделяющегося народа, так и других народов бывшего единого государства. Начавшийся в XVIII веке процесс дезинтеграции (к примеру, отделение Северной Америки от Великобритании) продолжается и в настоящее время. Главная его причина - проведение имперской колониальной политики в отношении народов присоединенных территорий, невозможность приобретения условий для самостоятельного, суверенного развития в условиях унитарного государства. Этому процессу была подвержена Австрия, Франция, Испания, Швейцария. В 60-е годы произошло крушение колониальной системы как таковой, в настоящее время этому процессу подвержены Индия, Югославия и ряд других стран. Однако для второй половины XX века характерно бурное развитие и другой тенденции - процесса интеграции. Этот процесс особо характерен для Западной Европы и латиноамериканского континента. Интернационализация всех сфер общественной жизни - это объективный процесс, вызываемый развитием производства, необходимостью его специализации и концентрации, следствием чего необходимой становится интернационализация рынка и других сфер общественных отношений. Следовательно, социально-этнические процессы во многом характеризуются национальными отношениями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.96 (0.009 с.) |