Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Сущность и структура личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. Таким образом, самого начала в понятии «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий - «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчёркивает наличие в мире такой особой развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остаётся тождественным самому себе, сохраняет определённый антологический статус. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид», под которым понимается единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Гораздо более содержателен другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». «Индивид» в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто - и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Личность является предметом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана - с процессом формирования личности и развития её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей; - с изучением закономерностей связи личности и общества, личности и группы; - с изучением регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обуславливаются тремя противоположными взглядами на её развитие. Одни видят основу личности в её духовности, так как она создана господом, а последующее её развитие уже предопределено судьбой (Платон). С точки зрения других, каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и способностями, а социальное отношение окружение при этом играет весьма незначительную роль (позиция социобиологии, этологии – наука о поведении животных и людей (К. Лоренц, лауреат нобелевской премии), бихевиоризма, психоанализа (З. Фрейд)). Третьи полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своём анализе, мы конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и её духовную составляющую и социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Тем ни менее, упрощённо структуру личности можно представить в виде единства её биологического основания, социальной и духовной частей. Причём биологическая составная, является лишь условием развития личности (психическое здоровье), тогда как социальный опыт формирует личность. Духовность же – это вершина личности, которая присуща не каждой личности, а является началом подлинной свободы человека. Существует ещё и четвёртая концепция личности – концепция интегральной целостности человека (Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, Э. Фромм, П.А. Сорокин). Интегральность в данном случае оказывается такой характеристикой существа человека, которая помогает понять связи внутреннего мира человека с внешним по отношению к нему социальным миром объективированных институтов, общностей, отношений в единстве трёх измерений. Во-первых, обусловленность внутреннего мира человека объективированными формами его социального бытия. Сами эти формы есть как продукты усилий предшествующих поколений людей, так и продукты творческой энергии и созидательной деятельности других людей, образующих каждое данное поколение. Представленный в таком аспекте связи внутреннего и внешнего, социальный мир объективных реальностей выступает как сфера необходимости, с которой сопрягается и которой детерминируются свобода каждого отдельного индивида. Во-вторых, независимость внутреннего мира человека от объективированных социальных форм и отношений, самообусловленность его феноменов. Существование собственной имманентной логики формирования духовного мира человека, его субъективности, тем более что высшие уровни этого духовного мира (рефлексивное сознание, совесть, ответственность, смысл жизни) весьма опосредованно связаны с внешними объективированными социальными формами. В-третьих, обусловленность внешних объективированных социальных форм продуктами субъективной духовной деятельности человека, его внутреннего мира, включающая проблему преодоления человеком внешней необходимости социального мира как в сознании, так и в предметной деятельности. Это - сфера подлинной свободы человека. Здесь свобода реализуется и как выбор линии поведения, и как творчество, и как игра, и как ответственность, и как поиск, и как обретение смысла жизни. Для анализа возникновения и развития личностных черт разделим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: ● биологическая наследственность (врожденные потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли); ● физическое окружение (различия в климате, географических особенностях и природных ресурсах); ● культура (каждое общество даёт практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не может. Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающая общими для данного общества чертами, модальной); ● групповой опыт; ● уникальный индивидуальный опыт. Таким образом, личность – сложное, многогранное явление общественной жизни. С одной стороны, оно является продуктом общественно-исторического развития, а с другой – активным деятелем общественного развития. Это и объект как социальных, так и биологических отношений, взятых в их взаимодействии и взаимовлиянии. И, наконец, складывается научное понятие личности. Личность – это интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры. Особенности физической и нервно-психологической организации индивида – одно из условий формирования личности, но её сущность всё же определяют социальные реальности. В этом определении сформулированы наиболее общие взгляды на личность в социологии. Однако социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения марксизма, ролевая теория личности Чарльза Хортона Кули, Ральфа Дарендорфа, Р. Минтона, Роберта Кинга Мертона и др. В марксистской теории личности главный аспект смещён в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека, продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения. Большое значение в марксистской социологии придаётся исследованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определённых свойствах сознания, в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно-необходимых функций и образцов поведения. Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определённой степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория социальной саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Флориан Знанецкий и Уильям Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В.А. Ядов. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определённому восприятию условий деятельности и к определённому поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие диспозиции регулируют общую направленность поведения и включают в себя: ○ концепцию жизни и ценностные ориентиры; ○ обобщённые социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; ○ ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие диспозиции – поведение в определённых сферах деятельности и направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции. Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Джорджем Гербертом Мидом и Р. Минтоном, активно разрабатывались Робертом Кингом Мертоном и Толкоттом Парсонсом, а также немецким социологом Ральфом Дарендорфом. Ролевая теория личности описывает её социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Разберём, что означают эти понятия. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный или интегральный статус обусловлен должностью. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.). Профессионально-должностной статус – это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.). Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Марксистская социология качественно различает институциализированные и конвенциональные (по соглашению) роли. Первые являются ведущими, так как вытекают из социальной структуры общества, а вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предлагают субъективную окраску. Одна из попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом, который считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками: 1) эмоциональной – одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности; 2) способом получения – одни предписываются, другие завоёвываются; 3) масштабом – часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая – размыта; 4) формализацией – действие в строго установленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией – на личную прибыль, на общее благо и т.д. Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств. Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определённый конфликт с обществом. Ролевые требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса. В нормативной структуре социальной роли выделяются четыре элемента: ● описание типа поведения, соответствующего данной роли; ● предписания (требования), связанные с данным поведением; ● оценка выполнения предписанной роли; ● санкция – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы (моральные и юридические санкции). Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определённому типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования. Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Поведение человека является продуктом уникального свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей. Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Личность как объект общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов – социализации и идентификации. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучение и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие всё окружение индивида: семья, соседи, сверстники, средства массовой информации. Одним из первых выделил элементы социализации З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» («Оно») – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» («Я») – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго» («сверх-Я»), или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом «развёртывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходит становление этих трёх составляющих элементов личности. З. Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении личностью социальной зрелости, которая – характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои и неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. Преступное отклоняющееся поведение называется деликвентным. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперёд. Следовательно, структуру личности можно представить следующим образом: 1. Социально-культурные нормы и ценности: знания, взгляды, убеждения, позиции. 2. Социальная направленность: потребности, склонности, желания и стремления, интересы, установки, ценностные ориентации, идеалы, мотивы, цели. 3. Социальный опыт: усвоенные элементы социально-значимой деятельности, совокупность навыков и умений. 4. Социальные качества и привычки: социально-типичные (социокультурные, профессиональные, национальные, региональные, групповые, демографические и др.), индивидуальные. В течении жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т.п. В принципе личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена. Структуру личности можно выразить посредством рассмотрения многогранности человеческого «Я»: Первая грань Я – это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколько её материальный субстрат – тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я – об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии. Вторая грань Я – это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого Я – характеризующая черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов – и ничего кроме этого я не содержит. Третья грань – психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я». Четвертая грань Я - это ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром. Наконец, пятая грань Я - это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка - общее «+» или «-» отношение к себе. Следует различать самоуважение - отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то моими реальными достоинствами или недостатками - и самопринятие - непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок. Социальный статус выступает важным элементом социального механизма взаимодействия личности и социальной среды, однако не менее значимым его элементом является социальная роль. Если социальный статус - это социальные функции, обязательства и права, то социальная роль есть поведение, типичное для статуса личности в данном обществе. Другими словами, социальная роль - это образец, норма поведения, целесообразная для статуса в российском обществе. В структуре социальной роли выделяются две составляющие. Первая связана с ожиданиями функциональной целесообразности, а вторая - с ожиданиями соответствия ролевого поведения определенной культуре, как элемента социальной среды. Их деформация в предельно общем виде называется социокультурным кризисом (именно это состояние переживают в настоящее время российское общество и его граждане). Особую тревогу вызывает такой вид социальных отклонений, как преступность, и особенно среди молодежи. В настоящее время 55% всех преступлений совершается молодыми людьми в возрасте от 14 до 30 лет. Рост числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в 15 раз опережает общие показатели темпов роста преступности. Социальная среда имеет, по крайней мере, три механизма регулирования социального поведения конкретной личности. 1. Механизм отбора. Для осуществления тех или иных социальных функций от индивида требуются определенные способности, психические качества, необходимый уровень подготовленности и др. 2. Механизм предписывания. Социальная среда устанавливает образцы выполнения социальной роли каждым индивидом и тем самым функционально и социокультурно (традиции, обычаи, привычки) предписывает личности стандартный набор качеств, которыми она должна обладать и соответствовать. 3. Механизм контроля. Социальная среда в целом, а тем более конкретный социум, любая социальная группа всегда стремятся подчинить поведение индивида нормам и ожиданиям, общепринятым в данной группе (групповым нормам).
Тема. 5-2. Личность и общество. 1. Личность - общество - личность: методологические аспекты проблемы Понятие “человек” используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира. Индивид- единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт. Его характеристиками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус, роль. Что бы отразить совокупность целостных психических и культурно исторических особенностей индивида, используют понятие “личность” - ее характеристиками в социологии являются - активность, мотивы, ценности, культура, архетип. Социология чаще оперирует понятием “индивид”. Эта традиция сложилась в рамках классической социологии Э.Дюркгейма. Еще М. Вебер заметил, что такой подход явно не достаточен. Однако понимание личностного у Вебера ограничивалась выделением специфических мотивов и основанных на них - типах действий. Парсонс сделал еще один шаг вперед - ввел в социологию понятие “ценности” и ”культуры” - как атрибута личностного. Методологические проблемы рассмотрения “личностного” в социологии, как заметил П. Монс, имеют корни в подходах к рассмотрению категории “свободы”: Если человек свободен (“лодки на поверхности моря”) и его действия определяются только интенциями его психики, то социология тереяет свой предмет - сводится к психологии Если человек не свободен (“движение по аллеям парка”), а его действия определяются действием общих законов, в частности культурных или экономических детерминант, то социология теряет свой объект, человека как субъекта социальных отношений - сводится к культурологии или экономической теории. Синтез этих направлений возможен на пути признания следующих концептуальных положений: * объективные пределы свободы определяются интенциями видения и мотивов личности, задаваемых культурой. Иначе: человек не может видеть или стремиться к чему-то, что не представлено в его сознании как ценность. Кроме того, личностное не является врожденным, врождены только предпосылки развития человека в личность (феральные люди). Вне культуры человек утрачивает способность к личностному бытию - превращается в “животное”.. * культура же не может быть представлена вне ее носителя - как личностного субъекта. Это означает, что процесс усвоения культуры отнюдь не напоминает запись программы в вычислительную машину. Ценности и культурные нормы изначально воспринимаются в смыслах личности их носителя. Личностьже явлется феноменом психического, включая и бессознательное. Основным фактором трансформации культуры являются содержания коллективного бессознательного - архетипы, на базе которого вырастает конкретный культурный архетип и культура. В результате “аллеи парка” превращаются в “извилистые русла рек”. Социализация
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.017 с.) |