Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выборочный метод в социологическом исследовании

Поиск

 

Совокупность всех возможных социальных объектов, которые подле­жат изучению в пределах программы исследования, называется генераль­ной совокупностью.

Выборочная совокупность (выборка) — часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получе­ния информации о всей совокупности.

Репрезентативность — свойство выборочной совокупности воспро­изводить параметры и значимые элементы структуры генеральной сово­купности.

Если исследование охватывает весь изучаемый массив, оно будет сплошным, т.е. в таком исследовании каждый элемент генеральной сово­купности служит единицей сбора информации. В тех случаях, когда объект исследования насчитывает более 500 человек, единственно правильным признается применение выборочного метода.

Преимущества выборочного исследования по отношению к сплошному:

а) позволяет сократить затраты на сбор и обработку социологической информации;

б) позволяет добиться большей оперативности;

в) имеет более широкую область применения;

г) в ряде случаев позволяет получить более достоверные сведения. Процесс выборки основан на двух моментах:

1) на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характери­стик и признаков социальных объектов;

2) на правомерности выводов о целом на основании изучения его час­ти при условии, что по своей структуре эта часть является микромоделью целого.

Единицы отбора — элемент или набор элементов, предназначенный для отбора на определенной ступени выборки.

Единицы анализа — элементы выборочной совокупности (респонден­ты), подлежащие изучению.

Переменная — множество отдельных значений характеристик элемен­тов совокупности. Параметр — суммарное описание переменной в дан­ной генеральной совокупности. Статистика — суммарное описание пе­ременной в выборочной совокупности.

Основная цель выборочного метода — выбор элементов из совокуп­ности таким образом, чтобы распределение этих элементов в выборке по­вторяло их распределение в совокупности. Достижению этой цели служит вероятностная выборка.

Модель вероятностной (случайной) выборки связана с понятием ста­тистической вероятности, изучаемой во многих отраслях социальных наук. Вероятность некоторого ожидаемого события есть отношение числа ожи­даемых событий к числу всех возможных.

Случайная выборка носит наиболее распространенный характер. Са­мый легкий путь получения случайной выборки — присвоить каждому эле­менту свой номер, а затем с помощью компьютера рассчитать случайные числа, из которых и берется выборка (например, каждый десятый номер в каждой случайной цепи).Можно выбирать из генеральной совокупности по какому-то принципу (каждая тысячная фамилия из списка абонентов телефонной сети, каждый третий дом на определенной улице, студенты, родившиеся в сентябре и т.д.)

Преимущества случайной выборки:

объективность и точность отбора респондентов;

не требуется детальное знание изучаемой совокупности;

использование методов математической вероятности.

Недостатки случайной выборки:

• сложность процедуры отбора;

• затратность ресурсов.

На практике часто применяется метод гнездовой выборки. Он предпо­лагает отбор в качестве единиц анализа не отдельных людей, а групп (се­мьи, студенческие группы, бригады и т.д.), с последующим сплошным оп­росом в отобранных группах. Гнездовая выборка будет репрезентативна(представительна) в том случае, если состав групп в максимальной степени близок по основным демографическим признакам респондентов.

В некоторых случаях невозможно использование вероятностных схем отбора, описанных выше. Тогда используется целенаправленная выборка, к которой неприменимы правила теории вероятности. Она осуществляет­ся с помощью следующих методов: стихийной выборки, метода квот и метода основного массива.

В случае стихийной выборки невозможно предопределить струк­туру массива респондентов и, соответственно, трудно определить репрезентативность. Существует несколько разновидностей стихийного отбора.

1) Так называемый отбор “первого встречного”. Встречается в прак­тике обследований, проводимых средствами массовой информации. Ис­следователь проводит опрос лиц, которые встретились ему в месте опроса (например, на улице).

2) Отбор “себе подобных”. Исследователь подбирает для опроса или наблюдения респондентов из своего окружения (знакомые, коллеги).

3) Отбор “желающих участвовать”. Примером может служить почто­вый опрос читателей газеты или журнала. При таких опросах решение о включении в выборку принимает сам респондент.

Метод квотной выборки — это распространенный способ отбора рес­пондентов при массовых опросах общественного мнения. Его используют в том случае, если до начала исследования имеются статистические дан­ные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Все данные о том или ином контрольном признаке выступают в качестве кво­ты. Респонденты отбираются целенаправленно, с соблюдением парамет­ров квот. Число характеристик, данные о которых выбираются в качестве квот, как правило, не превышает четырех.

Главная задача для интервьюера заключается в том, чтобы создать ус­ловия, близкие к случайному отбору с равными шансами для каждого эле­мента генеральной совокупности попасть в выборку.

Метод квот позволяет существенно сократить время и средства, затрачиваемые на опросы. К преимуществам квотной выборки относятся так­же оперативность и малая трудоемкость.

Недостатки квотной выборки:

• требуется детальное знание изучаемой совокупности;

• субъективизм интервьюера при отборе респондентов;

• ограниченное время посещения респондентов;

• уклонение респондентов от опроса;

• не позволяет использовать методы математической вероятности,

Метод основного массива применяется в разведывательных исследо­ваниях для уточнения какого-нибудь контрольного вопроса. В таких слу­чаях опрашивается 50-60% потенциальных респондентов.

Все рассмотренные методы представляют собой пример одноступен­чатой выборки. Многоступенчатые выборки осуществляются в несколь­ко ступеней: на первой ступени обычно реализуется гнездовая выборка, а потом проводится случайный отбор респондентов в гнездах.

Многоступенчатая выборка используется в крупномасштабных ис­следованиях, когда в генеральной совокупности насчитываются тысячи и миллионы единиц, размещенных на значительной территории. При пост­роении многоступенчатой выборки используются несколько способов от­бора элементов выборочной совокупности.

Районированный отбор (типический) — производится на основе рас­пределения заданного числа отбираемых единиц измерения, т.е. объема выборки, между так называемыми “районами”, типами —группами эле­ментов генеральной совокупности, выделяемых в соответствии со значе­ниями изучаемого в исследовании заданного “базового признака”. Выде­ляемые таким образом слои будут внутренне однородными, но отличны­ми друг от друга и взятые вместе— исчерпывать всю совокупность.

В крупномасштабных многоступенчатых выборках требования к точ­ности оценок смещаются на второй план, уступая место вопросам сниже­ния стоимости исследования за счет выбора минимально допустимого числа единиц опроса.

Объем выборки определяется аналитическими задачами исследования. Ее репрезентативность — целевой установкой программы.

Объем выборки влияет на ошибки репрезентации: чем больше вели­чина выборки, тем меньше возможная ошибка. Для увеличения точности в два раза необходимо увеличить выборку в четыре раза.

Ошибка репрезентации — это различие между характеристиками ге­неральной и выборочной совокупности.

Количество респондентов, включенных в выборочную совокупность, должно составлять 10% от генеральной совокупности, но не превышать 2000-2500 человек (если величина генеральной совокупности 5000 чело­век и более).

Для пробных опросов достаточна выборочная совокупность объемом 100-250 человек. При массовых опросах, если величина генеральной со­вокупности составляет менее 5000 человек, достаточный объем выбороч­ной совокупности, гарантирующий достоверные результаты исследования, составляет 500 человек.

Оценка надежности результатов выборочного обследования:

• ошибка выборки до 3% — повышенная надежность;

• ошибка выборки 3-10% —обыкновенная надежность;

• ошибка выборки от 10 до 20% — приближенная;

• ошибка выборки от 20 до 40% — ориентировочная;

• более 40%— прикидочная.

В аналитических и экспериментальных исследованиях проблема ре­презентативности выборки является второстепенной в сравнении с не­обходимостью обеспечить качественное представительство изучаемых объектов.

Качество выборки зависит:

1) от меры однородности социальных объектов по наиболее существен­ным характеристикам (чем более они однородны, тем меньшая числен­ность может обеспечить статистически достоверные выводы);

2) от степени дробности группировок анализа, планируемых по зада­чам исследования;

3) от целесообразного уровня надежности выводов из предпринимае­мого исследования.

Традиционно выделяют следующие виды ошибок:

1) случайные ошибки (случайные отклонения) выборочных значений

параметров);

2) систематические ошибки (ошибки смещения);

3) погрешности вычислений.

Погрешности вычислений возникают при математико-статистической обработке результатов измерений. О погрешности вычислений необходи­мо помнить при оценке точности и надежности выборочных данных и при

интерпретации результатов исследования.

Случайные ошибки бывают следствием большого числа разнообраз­ных факторов и учесть действие каждого из них невозможно. Ошибка выборки считается случайной, а выборочная совокупность репрезентатив­но, если отклонение не превышает в среднем 5%,

Наиболее опасный вид ошибок — систематические ошибки (или ошибки смещения). Такие ошибки являются результатом действий в од­ном направлении определенной группы причин, которую возможно выя­вить.

Источники систематических ошибок:

а) неверные статистические данные о параметрах контрольных при­знаков генеральной совокупности;

б) ошибочная модель выборки;

в) неправильное формирование выборочной совокупности;

г) несовершенство инструментария и ошибки в организации сбора

данных;

д) неправильная интерпретация результатов первичных измерений и,

соответственно, неправильная последующая обработка и анализ инфор­мации.

На правильность результатов исследования в наибольшей степени вли­яют ошибки смещения, вызванные неправильной реализацией модели выборки, несовершенством инструментария и организации сбора данных. Систематические ошибки могут появиться на любом этапе исследования. Необходимо стремиться к тому, чтобы по возможности исключить ситуации, способствующие возникновению ошибок, критически анализировать полученные результаты, природу расхождений выборочных и генераль­ных совокупностей.

При конструировании модели выборки целесообразно консультиро­ваться со специалистами по математической статистике.

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

Практически все социологические исследования начинаются с анали­за документов. В документах заключены огромные информационные воз­можности.

Документ — специально созданный человеком предмет, предназна­ченный для передачи и хранения информации.

Классификация документов по различным основаниям;

1. По способу фиксации информации: а) текстовые документы (руко­писные, печатные); б) иконографические документы (видео-, кино-фото­документы, картины); в) фонетические документы (магнитофон); г) ста­тистические данные (сборники ЦСУ); д) информация в машиночитаемой форме (дискеты, компакт-диски).

2. По общей значимости: а) официальные; б) неофициальные.

3. По форме изложения: а) статистические; б) вербальные.

4. По содержанию: а) исторические (описание событий); б) правовые (оценка событий); в) экономические (фиксация состояния).

5. По степени близости к информации: а) первичные (стенограммы);

б) вторичные (справки, обобщения).

Один из самых важных документальных источников — статисти­ческие данные. Они содержат данные в числовой форме, обычно система­тизированы, сведены в таблицы, схемы. Функции статистических данных

в социологическом исследовании:

• могут использоваться для характеристики исторического контекста

изучаемого явления или процесса;

• могут стать предметом специального анализа;

• могут обеспечивать концептуальные рамки конкретного исследова­тельского процесса;

Основные источники статистической документации:

• переписи населения;

• выборочные опросы населения, проводимые государственными ста­тистическими учреждениями;

• специальные выборочные опросы населения, проводимые научно-исследовательскими организациями;

1 статистическая отчетность организаций.

Официальные документы — это все документы, которые носят слу­жебный характер. Они подразделяются на:

•текущую документацию (переписка, директивы и т.д.),

•документы периодического характера (периодическая отчетность),

•документы непериодического характера (доклады, акты). Более подробное описание некоторых явлений могут дать неофици­альные документы.

Различают общественные и личные документы. Личными докумен­тами называются документы, составленные частным лицом по собствен­ной инициативе(дневники, мемуары, письма и т.д.). Личные документы могут быть и основными и дополнительными источниками информации. К недостаткам личных документов относят субъективизм в изложении ре­альных событий, отсутствие репрезентативности и т.д.

Для получения достоверной информации из документов необходимо:

1. Уяснить общую обстановку, в которой составлялся документ.

2. Выявлять намерения составителя документа.

3. Отличать описание событий от их оценки.

4. Знать метод получения первичных данных.

5. Помнить, что официальные документы более достоверны, чем нео­фициальные, личные более надежны, чем безличные, первичные надеж­нее вторичных.

Очень часто единственно надежным источником информации высту­пают документы, специально созданные для целей исследования: анкеты, тесты, опросные листы, протоколы наблюдений.

В практике исследования взаимодополняют друг друга два основных метода анализа документов: традиционный (классический) и формализо­ванный, количественный метод (контент-анализ).

Традиционный метод — это метод качественного анализа, под кото­рым понимаются умственные операции по интерпретации, пониманию информации, содержащейся в документах. Такой метод позволяет опреде­лить глубинное содержание документа. Два вида традиционного анализа:

внешний анализ — анализ обстоятельств появления документа,

внутренний анализ — непосредственный анализ документа, на­правленный на установление уровня компетентности автора, систематиза­цию сведений из документа.

При проведении традиционного анализа социолог отвечает на такие вопросы:

1. Какова форма документа, его вид?

2. Каков его контекст?

3. Кто является его автором?

4. Какова надежность документа?

5. Какова достоверность зафиксированных Данных?

6. Каково фактическое содержание документа?

7. Каковы цели создания документа?

8. Каково оценочное содержание документа?

9. Какие выводы можно сделать в отношении автора документа? Основной недостаток традиционного метода анализа — возможность субъективной интерпретации материала.

Данный недостаток преодолевается с помощью формализованного

метода.

Формализованный метод (контетп-анализ) — это перевод качествен­ной информации в количественные показатели с последующей ее статис­тической обработкой.

Основные принципы контент-анализа:

а) восхождение от текста к внетекстовой реальности;

б) строгость исследования.

Контент-анализ применяется в следующих случаях:

1) когда требуется высокая степень точности,

2) при наличии большого несистематизированного материала,

3) если материал нельзя охватить без суммарных оценок. Процедура контент-анализа:

1. Определение проблемы, цели, задачи, объекта и предмета исследо­вания. Разрабатывается программа контент-аналитического исследования, формируется репрезентативная выборка, отбираются необходимые доку­менты. При определении надежности документа необходимо четко опре­делить, что это за документ, с какой целью он создавался, кто его автор.

2. Выделение в текстовой информации категории анализа — смысловой единицы анализа. В качестве смысловых единиц анализа могут выступать:

• понятия, выраженные в словах и отдельных терминах;

• тема, выраженная в смысловых абзацах, частях текста, статьях;

• имена исторических личностей, политиков, организаторов произ­водства, наименования учреждений и т.д.;

• общественные события, факты, случаи и т.д.

Единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследо­вания. Единицы анализа могу не совпадать с единицами счета.

Единица счета — это количественная характеристика единицы ана­лиза, фиксирующая регулярность, с которой встречается в тексте та или иная смысловая единица (число строк, абзацев, знаков, колонок, длитель­ность звучания, метраж пленки и т.д.)

3. Процедурный подсчет употребления категории анализа. Обоснованность (валидность) разработанной методики можно проверить:

• при помощи экспертов,

• получением аналогичных данных другими методами,

• повторным кодированием тех же документов по единой инструкции. Сбор информации, регистрация единиц анализа проводятся в заранее разработанных макетах таблиц, на специальных карточках или при помо­щи специальных кодировальных матриц. Преимущества метода контент-анализа:

а) обеспечивает высокую степень надежности получаемой информации;

б) избегает влияние исследователя на изучаемый объект;

в) позволяет исследовать проблемы прошлых лет. Основной недостаток метода —громоздкость процедур и техники проведения исследования.

 

ОПРОС КАК МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ

ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Опрос — метод сбора первичной информации в социологическом ис­следовании, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых пред­ставляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также стати­стическую обработку полученных ответов.

Метод опроса является наиболее распространенным в социологии. Ка­чество социологических данных, полученных в результате исследования, в значительной мере зависит от качества применяемых методик опроса.

Понятие опроса применяется в различных науках для обозначения при­емов получения информации, носителем которой является человек. С помо­щью опроса можно получить информацию о мотивах, интересах, планах, на­строениях, предпочтениях людей, структуре отношений, семейной жизни.

Специфика социологического опроса:

• при опросе информацию дает непосредственно носитель изучаемой проблемы или участник изучаемых событий;

• опрос нацелен на те стороны проблемы, которые не всегда отража­ются в документальных источниках и не всегда доступны прямому наблю­дению;

• опрос является разновидностью социально-психологического обще­ния анкетера с респондентом;

• опрос может быть использован при изучении самых разных сфер общества;

• опрос позволяет в короткие сроки опрашивать большие группы людей;

• при опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности;

• вербальная информация, полученная методом опроса, дешевле и легче поддается количественной обработке, чем невербальная.

Однако информация, полученная с помощью опроса, не отличается большой надежностью и достоверностью. Необходимо постоянно учиты­вать возможность искажения информации, полученной методом опроса.

Основные элементы опроса:

1. Социолог, конструирующий инструментарий,

2. Анкетер или интервьюер.

3. Анкета или план интервью.

4. Ситуация опроса.

5. Респондент.

7. Социальная реальность.

Основные этапы подготовки и проведения опроса:

1. Определение целей и задач опроса, определение проблемы, пред­мета и объекта, для исследования которых предпринимается опрос, опре­деление исходных понятий.

2. Обоснование выборки: определение генеральной и выборочной со­вокупности.

3. Обоснование опросного листа:

а) содержательное представление проблемы исследования в формули­ровках вопросов;

б) обоснование вопросника относительно возможностей опрашивае­мой совокупности людей как источника искомой информации;

в) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интер­вьюеров по ведению опроса;

г) обеспечение условий для обработки результатов исследования на ЭВМ;

д) обоснование сроков опроса, тиражирование документов опроса, отбор, обучение и контроль анкетеров и интервьюеров, сбор контрольных листов, их кодировка, обработка.

В социологических исследованиях используются различные виды оп­росов. По формам контакта исследователя и респондента выделяют вари­анты опроса:

а) личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);

б) индивидуальный или групповой;

в) свободный или формализованный, фокусированный (направленный).

г) устный или письменный;

д) сплошной или выборочный;

е) по месту жительства или работы.

В самом общем плане опрос сводится к двум разновидностям:

1) анкетирование— опосредованный, письменный опрос,

2) интервью — непосредственный, устный опрос.

Анкетный опрос — один из основных видов опроса, особенностью ко­торого является использование анкеты, заполняемой респондентом. Анкета или опросный лист заполняется респондентом самостоятельно (в отличие от интервью) и поэтому должна быть для него предельно понятной. Композиция анкеты:

1. Титульный лист и вводная часть. Указывается, кто и с какой целью проводит опрос, приводится инструкция заполнения анкеты, определяет­ся способ возврата анкеты.

2. Основная (содержательная) часть.

а) контактные вопросы: заинтересовывают респондента, простые в своих формулировках,

б) основные вопросы: содержание их полностью определяется целя­ми и задачами исследования,

в) заключительные вопросы: снимают напряжение.

3, Социально-демографическая часть — паспортичка об объектив­ном положении, статусе опрашиваемого. В заключение выражается благо­дарность за участие в опросе.

Анкета не должна быть очень большой, время ее заполнения не долж­но превышать 45 минут — в противном случае притупляется внимание, ослабевает интерес. Имеет значение подготовка процедуры опроса — на­личие спокойного места, карандаша, возможности самостоятельно отве­тить на вопросы анкеты.

Отсутствие помощи со стороны анкетера при заполнении сложных вопросов и отсутствие контроля исследователя за возможным влиянием на ответы ближайшего окружения респондента — это недостатки анкет­ного опроса. Преимущество его — минимум влияния анкетера на рес­пондента.

Виды анкетирования: раздаточное, почтовое, прессовое.

Раздаточное анкетирование — наиболее надежный вид опроса, ког­да респондент получает анкету непосредственно из рук социолога. В зави­симости от числа одновременно опрашиваемых такие вопросы называют­ся индивидуальными и групповыми.

Почтовый опрос — распространение анкет путем почтовой рассыл­ки. Для увеличения процента возврата анкет вместе с анкетой вкладыва­ется сопроводительное письмо, различные сувенирные открытки №т.д.

Преимущества почтового опроса:

1) прост в организации и проведении;

2) позволяет провести опрос одновременно на большой территории;

3) позволяет выбрать респонденту удобное для него время заполне­ния;

4) отсутствует психологический барьер, который может возникнуть при прямом контакте с анкетером.

Недостатки почтового опроса:

1) низкий процент возврата анкет,

2) возможность группового заполнения анкеты.

3) искажается выборочная совокупность.

Прессовый опрос — разновидность анкетирования, при котором ан­кеты публикуются в печати. Преимущества прессового опроса:

1) экономичность исследования,

2) оперативный зондаж общественного мнения.

Недостатки:

1) невозможно определить репрезентативность данных,

2) процент возврата не превышает 5%,

3) ограниченность размера анкеты.

Интервью — другой вид опроса, использующий непосредственное со циально— психологическое взаимодействие между исследователем и рес­пондентом в соответствии с поставленной целью. Две функции интервью:

а) получение информации;

б) воздействие на респондента. Преимущества интервью:

1) позволяет получить информацию о мнениях, мотивах, представле­ниях респондента;

2) возможность следить за степенью искренности при ответах;

3) личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает макси­мальную полноту реализации вопросника. Недостатки интервьюирования:

1) значительные временные затраты;

2) обстановка интервью может не располагать к откровенности;

3) трудность подготовки интервьюеров.

Длится интервью в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты.

В зависимости от типа общения респондента и интервьюера различа­ют свободное, формализованное и фокусированное интервью.

Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опрос­ника или плана беседы. Уместно на стадии уточнения проблемы исследо­вания.

Формализованное (стандартизированное) интервью— общение рес­пондента и интервьюера строго регламентировано детально разработан­ным вопросником и инструкцией для интервьюера. Самый распростра­ненный вид интервью.

Фокусированное интервью характеризуется меньшей стандартизаци­ей поведения респондента и интервьюера. Такое интервью имеет своей целью сбор информации по поводу конкретной ситуации, явления. Рес­пондентов заранее знакомят с предметом беседы.

Телефонное интервью — одна из разновидностей опосредованного опроса. Основные достоинства — оперативность и низкая стоимость. Оптимальная продолжительность телефонного интервью— 10-15минут, вопросы не должны быть длинными.

Методы стимулирования процесса интервью:

выражение согласия;

использование коротких пауз;

повторение основного вопроса;

частичное несогласие;

указание на противоречие в ответах;

повторение последних слов респондента;

уточнение путем неправильного повторения ответа;

• требование добавочной информации. Достоверность и надежность полученных данных во многом зависят от личности интервьюера.

Возможные причины искажения информации при интервьюировании:

1. Влияние индивидуальных особенностей интервьюера: а) разли­чия в возрасте опрашиваемого и интервьюера, б) различия образователь­ного уровня, в) различия пола, г) негативное влияние прически, фигуры, одежды.

2. Стиль поведения интервьюера: а) унижение чувства собственного достоинства опрашиваемого, б) демонстрация собственной точки зрения интервьюера, в) полемика в ходе интервью, г) демонстрация превосход­ства над опрашиваемым.

3. Неправильный выбор места и времени интервью.

4. Чрезмерная длительность интервью.

5. Неадекватное восприятие интервьюера опрашиваемым (например, как представителя администрации).

6. Небрежное оформление протокола интервью.

При проведении любых опросов главную роль играют вопросы, на -& которые отвечают респонденты.

Вопрос анкеты (интервью) — это обращение к респонденту с целью получения от него информации по теме исследования. Выбор формы вопроса определяется целевой функцией опроса.

Классификация вопросов:

• по содержанию вопросы о фактах сознания, о фактах поведения, о личности респондента;

• по форме: прямые и косвенные, открытые, полузакрытые, закрытые);

3) апробация анкеты (проведение пилотажного исследования)

Далее — исправляются все обнаруженные погрешности и анкета раз­множается.

МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

Метод экспертной оценки в социологии — в котором респондентами являются эксперты -ной области деятельности.

Основное назначение метода экспертной оценки —выявление наибо­лее сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности по­лучаемой информации, выводов.

Экспертный опрос применяется при изучении всех сфер деятельности для диагностики и прогнозирования, проектирования, для оценки состояния со­циального субъекта и принятия решений. Разновидности экспертного опроса применяются и на всех этапах прикладных социологических исследований.

Отличительная особенность метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов (экспертизу) в анализе и решении проблем исследования.

Экспертиза — процедура получения информации от экспертов.

Экспертные оценки — это суждение экспертов о различных сферах че­ловеческой деятельности, предполагающий процедуру сравнения объектов и их свойств по выделенным критериям.

Основные нормативные требования:

• тщательность подбора экспертов;

• оценка надежности представленной экспертами информации;

• создание условий для наиболее продуктивного использования экс­пертов в ходе исследования;

• учет факторов, влияющих на суждения экспертов;

• сохранение информации экспертов без искажения на всех этапах ис­следования.

Специфика опроса экспертов:

1. Нет необходимости применять в анкете косвенные или контрольные вопросы.

2. Программа опроса экспертов не детализирована и носит концепту­альный характер.

3. В анкете используются преимущественно открытые вопросы с пол­ной свободой выбора формы ответа.

Качество и надежность экспертных оценок снижает неупорядоченный подбор экспертов. Критерии отбора экспертов:

1. Степень компетентности эксперта. Ее показатели — ученая степень, ученое звание, стаж работы по специальности, служебное положение, число опубликованных работ и т.д.

2. Эксперт должен ориентироваться в последних достижениях со­временной науки в тех областях, которые являются предметом экспер­тизы.

3. Сочетание узкой специализации и общего кругозора эксперта.

4. Способности эксперта к анализу и синтезу изучаемых проблем, уме­ние перерабатывать и усваивать качественно новую информацию.

5. Высокие моральные качества эксперта.

6. Требуется сочетание психологически приемлемых друг для друга в группе экспертов различного возраста, различных научных школ и т.д. Экспертная группа не может быть многочисленной.

Методы отбора экспертов:

объективный — использование специальных методик отбора,

субъективный— привлечение к процедуре отбора самих потенциаль­ных экспертов.

~ Объективный подход имеет два варианта:

а) документальный метод — подбор экспертов на основе социально-демографических данных.

б) экспериментальный метод — отбор на основе тестирования кан­дидата.

Субъективный подход также имеет несколько вариаций:

а) аттестация — подбор экспертов осуществляется с помощью откры­того или тайного голосования потенциальных членов будущей экспертной группы(может проводиться в несколько туров);

б) метод взаимной оценки в баллах или ранжированием;

в) метод самооценки компетентности. Формы экспертного опроса:

1) разовый индивидуальный опрос (анкетирование или интервью);

2) однократный коллективный опрос (совещания, мозговой штурм);

3) индивидуальный опрос в несколько туров (дельфийская техника);

4) коллективный опрос в несколько туров (дискуссия, совещание, многоступенчатый отбор).

Важной формой экспертного опроса является метод мозгового штур­ма. Сущность такого метода заключается в исключении в процессе обсуж­дения какой-либо критики выдвигаемых идей. Исходным пунктом прове­дения мозгового штурма является предположение, что чем больше идей и чем они разнообразнее по качеству, тем больше шансов, что среди них окажутся необходимые.

Результаты мозговой атаки оказывают влияние на развитие личных качеств членов коллектива. Особое значение она имеет в социальном про­гнозировании.

Американские исследователи отмечают, что ситуация мозгового штур­ма повышает общую производительность его участников при соблюдении следующих правил:

1. Сформируйте проблему в основных терминах, выделив единствен­ный центральный пункт,

2. Не объявляйте ложной и не прекращайте исследовать ни одну идею,

3. Подхватывайте идею любого рода, даже если ее уместность кажет­ся вам в данное время сомнительной.

4. Оказывайте поддержку и поощрение, столь необходимые для того, чтобы освободить участников от скованности.

Наиболее трудная задача для организаторов мозгового штурма — комп­лектация группы, которая должна включать специалистов в области иссле­дуемой проблемы и одновременно людей с развитым творческим вообра­жением. Один из ведущих экспертов назначается руководителем, прези­дентом круглого стола, удерживающим внимание на центральной теме дискуссии. Дискуссию может назначить специально выделенный докладчик.

Эксперты-аналитики раскрывают современное состояние и тенден­ции исследования поставленной проблемы.

Эксперты-генераторы высказывают нетривиальные, оригинальные идеи. Эксперты-регуляторы “притормаживают” обсуждение случайных идей:

Эксперты-стимуляторы стремятся оживит оставленные в стороне кон­структивные идеи.

Эксперты-селекторы оценивают высказанные предложения и дают слово руководителю, который подводит итоги.

Эксперты-методисты отвечают за подготовку, проведение и обра­ботку материалов дискуссии. Оптимальное число экспертов — 20-25 человек. Продолжительность дискуссии не должна превышать 1,5-2 часа.

Важным средством выяснения возможный путей решения проблемы является “традиционная дискуссия” — метод беседы с небольшой груп­пой экспертов на тему социологического исследования. Целью дискуссии является выработка группового коллективного мнения. Предпосылкой ус­пешной групповой дискуссии является четкая формулировка предмета дискуссии и знакомство с ней подавляющего большинства участников. В значительной мере успех дискуссии зависит от культуры, подготовки, проведения и оформления коллективного мнения экспертов.

“Метод отнесенной оценки” — повторение нескольких циклов дис­куссии с выявлением сущности наметившихся разногласий и постепен­ной выработки единого мнения всех или большинства участников экспер­тизы, с оставлением за несогласными права на частное заключение.

Методы экспертизы при коллективной работе ее участников имеют много явных преимуществ, но одновременно обладают и рядом недостат­ков. Главный недостаток связан с воздействием экспертов друг на друга. Этот недостаток преодолевается с помощью индивидуального опроса в несколько туров.

Заочный вариант “метода отнесенной оценки” приобрел название метода Дельфи, или дельфийской техники (от названия древнегреческого города, получившего известность как центр предсказаний оракулов).

Дельфийская техника гарантирует соблюдение анонимности респон­дентов — эксперты друг с другом не встречаются и заполняют анонимные анкеты или подключаются непосредст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.100 (0.013 с.)