Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выборочный метод в социологическом исследованииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы исследования, называется генеральной совокупностью. Выборочная совокупность (выборка) — часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности. Репрезентативность — свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности. Если исследование охватывает весь изучаемый массив, оно будет сплошным, т.е. в таком исследовании каждый элемент генеральной совокупности служит единицей сбора информации. В тех случаях, когда объект исследования насчитывает более 500 человек, единственно правильным признается применение выборочного метода. Преимущества выборочного исследования по отношению к сплошному: а) позволяет сократить затраты на сбор и обработку социологической информации; б) позволяет добиться большей оперативности; в) имеет более широкую область применения; г) в ряде случаев позволяет получить более достоверные сведения. Процесс выборки основан на двух моментах: 1) на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов; 2) на правомерности выводов о целом на основании изучения его части при условии, что по своей структуре эта часть является микромоделью целого. Единицы отбора — элемент или набор элементов, предназначенный для отбора на определенной ступени выборки. Единицы анализа — элементы выборочной совокупности (респонденты), подлежащие изучению. Переменная — множество отдельных значений характеристик элементов совокупности. Параметр — суммарное описание переменной в данной генеральной совокупности. Статистика — суммарное описание переменной в выборочной совокупности. Основная цель выборочного метода — выбор элементов из совокупности таким образом, чтобы распределение этих элементов в выборке повторяло их распределение в совокупности. Достижению этой цели служит вероятностная выборка. Модель вероятностной (случайной) выборки связана с понятием статистической вероятности, изучаемой во многих отраслях социальных наук. Вероятность некоторого ожидаемого события есть отношение числа ожидаемых событий к числу всех возможных. Случайная выборка носит наиболее распространенный характер. Самый легкий путь получения случайной выборки — присвоить каждому элементу свой номер, а затем с помощью компьютера рассчитать случайные числа, из которых и берется выборка (например, каждый десятый номер в каждой случайной цепи).Можно выбирать из генеральной совокупности по какому-то принципу (каждая тысячная фамилия из списка абонентов телефонной сети, каждый третий дом на определенной улице, студенты, родившиеся в сентябре и т.д.) Преимущества случайной выборки: объективность и точность отбора респондентов; не требуется детальное знание изучаемой совокупности; использование методов математической вероятности. Недостатки случайной выборки: • сложность процедуры отбора; • затратность ресурсов. На практике часто применяется метод гнездовой выборки. Он предполагает отбор в качестве единиц анализа не отдельных людей, а групп (семьи, студенческие группы, бригады и т.д.), с последующим сплошным опросом в отобранных группах. Гнездовая выборка будет репрезентативна(представительна) в том случае, если состав групп в максимальной степени близок по основным демографическим признакам респондентов. В некоторых случаях невозможно использование вероятностных схем отбора, описанных выше. Тогда используется целенаправленная выборка, к которой неприменимы правила теории вероятности. Она осуществляется с помощью следующих методов: стихийной выборки, метода квот и метода основного массива. В случае стихийной выборки невозможно предопределить структуру массива респондентов и, соответственно, трудно определить репрезентативность. Существует несколько разновидностей стихийного отбора. 1) Так называемый отбор “первого встречного”. Встречается в практике обследований, проводимых средствами массовой информации. Исследователь проводит опрос лиц, которые встретились ему в месте опроса (например, на улице). 2) Отбор “себе подобных”. Исследователь подбирает для опроса или наблюдения респондентов из своего окружения (знакомые, коллеги). 3) Отбор “желающих участвовать”. Примером может служить почтовый опрос читателей газеты или журнала. При таких опросах решение о включении в выборку принимает сам респондент. Метод квотной выборки — это распространенный способ отбора респондентов при массовых опросах общественного мнения. Его используют в том случае, если до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Все данные о том или ином контрольном признаке выступают в качестве квоты. Респонденты отбираются целенаправленно, с соблюдением параметров квот. Число характеристик, данные о которых выбираются в качестве квот, как правило, не превышает четырех. Главная задача для интервьюера заключается в том, чтобы создать условия, близкие к случайному отбору с равными шансами для каждого элемента генеральной совокупности попасть в выборку. Метод квот позволяет существенно сократить время и средства, затрачиваемые на опросы. К преимуществам квотной выборки относятся также оперативность и малая трудоемкость. Недостатки квотной выборки: • требуется детальное знание изучаемой совокупности; • субъективизм интервьюера при отборе респондентов; • ограниченное время посещения респондентов; • уклонение респондентов от опроса; • не позволяет использовать методы математической вероятности, Метод основного массива применяется в разведывательных исследованиях для уточнения какого-нибудь контрольного вопроса. В таких случаях опрашивается 50-60% потенциальных респондентов. Все рассмотренные методы представляют собой пример одноступенчатой выборки. Многоступенчатые выборки осуществляются в несколько ступеней: на первой ступени обычно реализуется гнездовая выборка, а потом проводится случайный отбор респондентов в гнездах. Многоступенчатая выборка используется в крупномасштабных исследованиях, когда в генеральной совокупности насчитываются тысячи и миллионы единиц, размещенных на значительной территории. При построении многоступенчатой выборки используются несколько способов отбора элементов выборочной совокупности. Районированный отбор (типический) — производится на основе распределения заданного числа отбираемых единиц измерения, т.е. объема выборки, между так называемыми “районами”, типами —группами элементов генеральной совокупности, выделяемых в соответствии со значениями изучаемого в исследовании заданного “базового признака”. Выделяемые таким образом слои будут внутренне однородными, но отличными друг от друга и взятые вместе— исчерпывать всю совокупность. В крупномасштабных многоступенчатых выборках требования к точности оценок смещаются на второй план, уступая место вопросам снижения стоимости исследования за счет выбора минимально допустимого числа единиц опроса. Объем выборки определяется аналитическими задачами исследования. Ее репрезентативность — целевой установкой программы. Объем выборки влияет на ошибки репрезентации: чем больше величина выборки, тем меньше возможная ошибка. Для увеличения точности в два раза необходимо увеличить выборку в четыре раза. Ошибка репрезентации — это различие между характеристиками генеральной и выборочной совокупности. Количество респондентов, включенных в выборочную совокупность, должно составлять 10% от генеральной совокупности, но не превышать 2000-2500 человек (если величина генеральной совокупности 5000 человек и более). Для пробных опросов достаточна выборочная совокупность объемом 100-250 человек. При массовых опросах, если величина генеральной совокупности составляет менее 5000 человек, достаточный объем выборочной совокупности, гарантирующий достоверные результаты исследования, составляет 500 человек. Оценка надежности результатов выборочного обследования: • ошибка выборки до 3% — повышенная надежность; • ошибка выборки 3-10% —обыкновенная надежность; • ошибка выборки от 10 до 20% — приближенная; • ошибка выборки от 20 до 40% — ориентировочная; • более 40%— прикидочная. В аналитических и экспериментальных исследованиях проблема репрезентативности выборки является второстепенной в сравнении с необходимостью обеспечить качественное представительство изучаемых объектов. Качество выборки зависит: 1) от меры однородности социальных объектов по наиболее существенным характеристикам (чем более они однородны, тем меньшая численность может обеспечить статистически достоверные выводы); 2) от степени дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования; 3) от целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования. Традиционно выделяют следующие виды ошибок: 1) случайные ошибки (случайные отклонения) выборочных значений параметров); 2) систематические ошибки (ошибки смещения); 3) погрешности вычислений. Погрешности вычислений возникают при математико-статистической обработке результатов измерений. О погрешности вычислений необходимо помнить при оценке точности и надежности выборочных данных и при интерпретации результатов исследования. Случайные ошибки бывают следствием большого числа разнообразных факторов и учесть действие каждого из них невозможно. Ошибка выборки считается случайной, а выборочная совокупность репрезентативно, если отклонение не превышает в среднем 5%, Наиболее опасный вид ошибок — систематические ошибки (или ошибки смещения). Такие ошибки являются результатом действий в одном направлении определенной группы причин, которую возможно выявить. Источники систематических ошибок: а) неверные статистические данные о параметрах контрольных признаков генеральной совокупности; б) ошибочная модель выборки; в) неправильное формирование выборочной совокупности; г) несовершенство инструментария и ошибки в организации сбора данных; д) неправильная интерпретация результатов первичных измерений и, соответственно, неправильная последующая обработка и анализ информации. На правильность результатов исследования в наибольшей степени влияют ошибки смещения, вызванные неправильной реализацией модели выборки, несовершенством инструментария и организации сбора данных. Систематические ошибки могут появиться на любом этапе исследования. Необходимо стремиться к тому, чтобы по возможности исключить ситуации, способствующие возникновению ошибок, критически анализировать полученные результаты, природу расхождений выборочных и генеральных совокупностей. При конструировании модели выборки целесообразно консультироваться со специалистами по математической статистике. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ Практически все социологические исследования начинаются с анализа документов. В документах заключены огромные информационные возможности. Документ — специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Классификация документов по различным основаниям; 1. По способу фиксации информации: а) текстовые документы (рукописные, печатные); б) иконографические документы (видео-, кино-фотодокументы, картины); в) фонетические документы (магнитофон); г) статистические данные (сборники ЦСУ); д) информация в машиночитаемой форме (дискеты, компакт-диски). 2. По общей значимости: а) официальные; б) неофициальные. 3. По форме изложения: а) статистические; б) вербальные. 4. По содержанию: а) исторические (описание событий); б) правовые (оценка событий); в) экономические (фиксация состояния). 5. По степени близости к информации: а) первичные (стенограммы); б) вторичные (справки, обобщения). Один из самых важных документальных источников — статистические данные. Они содержат данные в числовой форме, обычно систематизированы, сведены в таблицы, схемы. Функции статистических данных в социологическом исследовании: • могут использоваться для характеристики исторического контекста изучаемого явления или процесса; • могут стать предметом специального анализа; • могут обеспечивать концептуальные рамки конкретного исследовательского процесса; Основные источники статистической документации: • переписи населения; • выборочные опросы населения, проводимые государственными статистическими учреждениями; • специальные выборочные опросы населения, проводимые научно-исследовательскими организациями; 1 статистическая отчетность организаций. Официальные документы — это все документы, которые носят служебный характер. Они подразделяются на: •текущую документацию (переписка, директивы и т.д.), •документы периодического характера (периодическая отчетность), •документы непериодического характера (доклады, акты). Более подробное описание некоторых явлений могут дать неофициальные документы. Различают общественные и личные документы. Личными документами называются документы, составленные частным лицом по собственной инициативе(дневники, мемуары, письма и т.д.). Личные документы могут быть и основными и дополнительными источниками информации. К недостаткам личных документов относят субъективизм в изложении реальных событий, отсутствие репрезентативности и т.д. Для получения достоверной информации из документов необходимо: 1. Уяснить общую обстановку, в которой составлялся документ. 2. Выявлять намерения составителя документа. 3. Отличать описание событий от их оценки. 4. Знать метод получения первичных данных. 5. Помнить, что официальные документы более достоверны, чем неофициальные, личные более надежны, чем безличные, первичные надежнее вторичных. Очень часто единственно надежным источником информации выступают документы, специально созданные для целей исследования: анкеты, тесты, опросные листы, протоколы наблюдений. В практике исследования взаимодополняют друг друга два основных метода анализа документов: традиционный (классический) и формализованный, количественный метод (контент-анализ). Традиционный метод — это метод качественного анализа, под которым понимаются умственные операции по интерпретации, пониманию информации, содержащейся в документах. Такой метод позволяет определить глубинное содержание документа. Два вида традиционного анализа: • внешний анализ — анализ обстоятельств появления документа, • внутренний анализ — непосредственный анализ документа, направленный на установление уровня компетентности автора, систематизацию сведений из документа. При проведении традиционного анализа социолог отвечает на такие вопросы: 1. Какова форма документа, его вид? 2. Каков его контекст? 3. Кто является его автором? 4. Какова надежность документа? 5. Какова достоверность зафиксированных Данных? 6. Каково фактическое содержание документа? 7. Каковы цели создания документа? 8. Каково оценочное содержание документа? 9. Какие выводы можно сделать в отношении автора документа? Основной недостаток традиционного метода анализа — возможность субъективной интерпретации материала. Данный недостаток преодолевается с помощью формализованного метода. Формализованный метод (контетп-анализ) — это перевод качественной информации в количественные показатели с последующей ее статистической обработкой. Основные принципы контент-анализа: а) восхождение от текста к внетекстовой реальности; б) строгость исследования. Контент-анализ применяется в следующих случаях: 1) когда требуется высокая степень точности, 2) при наличии большого несистематизированного материала, 3) если материал нельзя охватить без суммарных оценок. Процедура контент-анализа: 1. Определение проблемы, цели, задачи, объекта и предмета исследования. Разрабатывается программа контент-аналитического исследования, формируется репрезентативная выборка, отбираются необходимые документы. При определении надежности документа необходимо четко определить, что это за документ, с какой целью он создавался, кто его автор. 2. Выделение в текстовой информации категории анализа — смысловой единицы анализа. В качестве смысловых единиц анализа могут выступать: • понятия, выраженные в словах и отдельных терминах; • тема, выраженная в смысловых абзацах, частях текста, статьях; • имена исторических личностей, политиков, организаторов производства, наименования учреждений и т.д.; • общественные события, факты, случаи и т.д. Единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования. Единицы анализа могу не совпадать с единицами счета. Единица счета — это количественная характеристика единицы анализа, фиксирующая регулярность, с которой встречается в тексте та или иная смысловая единица (число строк, абзацев, знаков, колонок, длительность звучания, метраж пленки и т.д.) 3. Процедурный подсчет употребления категории анализа. Обоснованность (валидность) разработанной методики можно проверить: • при помощи экспертов, • получением аналогичных данных другими методами, • повторным кодированием тех же документов по единой инструкции. Сбор информации, регистрация единиц анализа проводятся в заранее разработанных макетах таблиц, на специальных карточках или при помощи специальных кодировальных матриц. Преимущества метода контент-анализа: а) обеспечивает высокую степень надежности получаемой информации; б) избегает влияние исследователя на изучаемый объект; в) позволяет исследовать проблемы прошлых лет. Основной недостаток метода —громоздкость процедур и техники проведения исследования.
ОПРОС КАК МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ Опрос — метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов. Метод опроса является наиболее распространенным в социологии. Качество социологических данных, полученных в результате исследования, в значительной мере зависит от качества применяемых методик опроса. Понятие опроса применяется в различных науках для обозначения приемов получения информации, носителем которой является человек. С помощью опроса можно получить информацию о мотивах, интересах, планах, настроениях, предпочтениях людей, структуре отношений, семейной жизни. Специфика социологического опроса: • при опросе информацию дает непосредственно носитель изучаемой проблемы или участник изучаемых событий; • опрос нацелен на те стороны проблемы, которые не всегда отражаются в документальных источниках и не всегда доступны прямому наблюдению; • опрос является разновидностью социально-психологического общения анкетера с респондентом; • опрос может быть использован при изучении самых разных сфер общества; • опрос позволяет в короткие сроки опрашивать большие группы людей; • при опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности; • вербальная информация, полученная методом опроса, дешевле и легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Однако информация, полученная с помощью опроса, не отличается большой надежностью и достоверностью. Необходимо постоянно учитывать возможность искажения информации, полученной методом опроса. Основные элементы опроса: 1. Социолог, конструирующий инструментарий, 2. Анкетер или интервьюер. 3. Анкета или план интервью. 4. Ситуация опроса. 5. Респондент. 7. Социальная реальность. Основные этапы подготовки и проведения опроса: 1. Определение целей и задач опроса, определение проблемы, предмета и объекта, для исследования которых предпринимается опрос, определение исходных понятий. 2. Обоснование выборки: определение генеральной и выборочной совокупности. 3. Обоснование опросного листа: а) содержательное представление проблемы исследования в формулировках вопросов; б) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности людей как источника искомой информации; в) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по ведению опроса; г) обеспечение условий для обработки результатов исследования на ЭВМ; д) обоснование сроков опроса, тиражирование документов опроса, отбор, обучение и контроль анкетеров и интервьюеров, сбор контрольных листов, их кодировка, обработка. В социологических исследованиях используются различные виды опросов. По формам контакта исследователя и респондента выделяют варианты опроса: а) личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный); б) индивидуальный или групповой; в) свободный или формализованный, фокусированный (направленный). г) устный или письменный; д) сплошной или выборочный; е) по месту жительства или работы. В самом общем плане опрос сводится к двум разновидностям: 1) анкетирование— опосредованный, письменный опрос, 2) интервью — непосредственный, устный опрос. Анкетный опрос — один из основных видов опроса, особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом. Анкета или опросный лист заполняется респондентом самостоятельно (в отличие от интервью) и поэтому должна быть для него предельно понятной. Композиция анкеты: 1. Титульный лист и вводная часть. Указывается, кто и с какой целью проводит опрос, приводится инструкция заполнения анкеты, определяется способ возврата анкеты. 2. Основная (содержательная) часть. а) контактные вопросы: заинтересовывают респондента, простые в своих формулировках, б) основные вопросы: содержание их полностью определяется целями и задачами исследования, в) заключительные вопросы: снимают напряжение. 3, Социально-демографическая часть — паспортичка об объективном положении, статусе опрашиваемого. В заключение выражается благодарность за участие в опросе. Анкета не должна быть очень большой, время ее заполнения не должно превышать 45 минут — в противном случае притупляется внимание, ослабевает интерес. Имеет значение подготовка процедуры опроса — наличие спокойного места, карандаша, возможности самостоятельно ответить на вопросы анкеты. Отсутствие помощи со стороны анкетера при заполнении сложных вопросов и отсутствие контроля исследователя за возможным влиянием на ответы ближайшего окружения респондента — это недостатки анкетного опроса. Преимущество его — минимум влияния анкетера на респондента. Виды анкетирования: раздаточное, почтовое, прессовое. Раздаточное анкетирование — наиболее надежный вид опроса, когда респондент получает анкету непосредственно из рук социолога. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых такие вопросы называются индивидуальными и групповыми. Почтовый опрос — распространение анкет путем почтовой рассылки. Для увеличения процента возврата анкет вместе с анкетой вкладывается сопроводительное письмо, различные сувенирные открытки №т.д. Преимущества почтового опроса: 1) прост в организации и проведении; 2) позволяет провести опрос одновременно на большой территории; 3) позволяет выбрать респонденту удобное для него время заполнения; 4) отсутствует психологический барьер, который может возникнуть при прямом контакте с анкетером. Недостатки почтового опроса: 1) низкий процент возврата анкет, 2) возможность группового заполнения анкеты. 3) искажается выборочная совокупность. Прессовый опрос — разновидность анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Преимущества прессового опроса: 1) экономичность исследования, 2) оперативный зондаж общественного мнения. Недостатки: 1) невозможно определить репрезентативность данных, 2) процент возврата не превышает 5%, 3) ограниченность размера анкеты. Интервью — другой вид опроса, использующий непосредственное со циально— психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. Две функции интервью: а) получение информации; б) воздействие на респондента. Преимущества интервью: 1) позволяет получить информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондента; 2) возможность следить за степенью искренности при ответах; 3) личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту реализации вопросника. Недостатки интервьюирования: 1) значительные временные затраты; 2) обстановка интервью может не располагать к откровенности; 3) трудность подготовки интервьюеров. Длится интервью в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты. В зависимости от типа общения респондента и интервьюера различают свободное, формализованное и фокусированное интервью. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или плана беседы. Уместно на стадии уточнения проблемы исследования. Формализованное (стандартизированное) интервью— общение респондента и интервьюера строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией для интервьюера. Самый распространенный вид интервью. Фокусированное интервью характеризуется меньшей стандартизацией поведения респондента и интервьюера. Такое интервью имеет своей целью сбор информации по поводу конкретной ситуации, явления. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы. Телефонное интервью — одна из разновидностей опосредованного опроса. Основные достоинства — оперативность и низкая стоимость. Оптимальная продолжительность телефонного интервью— 10-15минут, вопросы не должны быть длинными. Методы стимулирования процесса интервью: выражение согласия; использование коротких пауз; повторение основного вопроса; частичное несогласие; указание на противоречие в ответах; повторение последних слов респондента; уточнение путем неправильного повторения ответа; • требование добавочной информации. Достоверность и надежность полученных данных во многом зависят от личности интервьюера. Возможные причины искажения информации при интервьюировании: 1. Влияние индивидуальных особенностей интервьюера: а) различия в возрасте опрашиваемого и интервьюера, б) различия образовательного уровня, в) различия пола, г) негативное влияние прически, фигуры, одежды. 2. Стиль поведения интервьюера: а) унижение чувства собственного достоинства опрашиваемого, б) демонстрация собственной точки зрения интервьюера, в) полемика в ходе интервью, г) демонстрация превосходства над опрашиваемым. 3. Неправильный выбор места и времени интервью. 4. Чрезмерная длительность интервью. 5. Неадекватное восприятие интервьюера опрашиваемым (например, как представителя администрации). 6. Небрежное оформление протокола интервью. При проведении любых опросов главную роль играют вопросы, на -& которые отвечают респонденты. Вопрос анкеты (интервью) — это обращение к респонденту с целью получения от него информации по теме исследования. Выбор формы вопроса определяется целевой функцией опроса. Классификация вопросов: • по содержанию вопросы о фактах сознания, о фактах поведения, о личности респондента; • по форме: прямые и косвенные, открытые, полузакрытые, закрытые); 3) апробация анкеты (проведение пилотажного исследования) Далее — исправляются все обнаруженные погрешности и анкета размножается. МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ Метод экспертной оценки в социологии — в котором респондентами являются эксперты -ной области деятельности. Основное назначение метода экспертной оценки —выявление наиболее сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности получаемой информации, выводов. Экспертный опрос применяется при изучении всех сфер деятельности для диагностики и прогнозирования, проектирования, для оценки состояния социального субъекта и принятия решений. Разновидности экспертного опроса применяются и на всех этапах прикладных социологических исследований. Отличительная особенность метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов (экспертизу) в анализе и решении проблем исследования. Экспертиза — процедура получения информации от экспертов. Экспертные оценки — это суждение экспертов о различных сферах человеческой деятельности, предполагающий процедуру сравнения объектов и их свойств по выделенным критериям. Основные нормативные требования: • тщательность подбора экспертов; • оценка надежности представленной экспертами информации; • создание условий для наиболее продуктивного использования экспертов в ходе исследования; • учет факторов, влияющих на суждения экспертов; • сохранение информации экспертов без искажения на всех этапах исследования. Специфика опроса экспертов: 1. Нет необходимости применять в анкете косвенные или контрольные вопросы. 2. Программа опроса экспертов не детализирована и носит концептуальный характер. 3. В анкете используются преимущественно открытые вопросы с полной свободой выбора формы ответа. Качество и надежность экспертных оценок снижает неупорядоченный подбор экспертов. Критерии отбора экспертов: 1. Степень компетентности эксперта. Ее показатели — ученая степень, ученое звание, стаж работы по специальности, служебное положение, число опубликованных работ и т.д. 2. Эксперт должен ориентироваться в последних достижениях современной науки в тех областях, которые являются предметом экспертизы. 3. Сочетание узкой специализации и общего кругозора эксперта. 4. Способности эксперта к анализу и синтезу изучаемых проблем, умение перерабатывать и усваивать качественно новую информацию. 5. Высокие моральные качества эксперта. 6. Требуется сочетание психологически приемлемых друг для друга в группе экспертов различного возраста, различных научных школ и т.д. Экспертная группа не может быть многочисленной. Методы отбора экспертов: объективный — использование специальных методик отбора, субъективный— привлечение к процедуре отбора самих потенциальных экспертов. ~ Объективный подход имеет два варианта: а) документальный метод — подбор экспертов на основе социально-демографических данных. б) экспериментальный метод — отбор на основе тестирования кандидата. Субъективный подход также имеет несколько вариаций: а) аттестация — подбор экспертов осуществляется с помощью открытого или тайного голосования потенциальных членов будущей экспертной группы(может проводиться в несколько туров); б) метод взаимной оценки в баллах или ранжированием; в) метод самооценки компетентности. Формы экспертного опроса: 1) разовый индивидуальный опрос (анкетирование или интервью); 2) однократный коллективный опрос (совещания, мозговой штурм); 3) индивидуальный опрос в несколько туров (дельфийская техника); 4) коллективный опрос в несколько туров (дискуссия, совещание, многоступенчатый отбор). Важной формой экспертного опроса является метод мозгового штурма. Сущность такого метода заключается в исключении в процессе обсуждения какой-либо критики выдвигаемых идей. Исходным пунктом проведения мозгового штурма является предположение, что чем больше идей и чем они разнообразнее по качеству, тем больше шансов, что среди них окажутся необходимые. Результаты мозговой атаки оказывают влияние на развитие личных качеств членов коллектива. Особое значение она имеет в социальном прогнозировании. Американские исследователи отмечают, что ситуация мозгового штурма повышает общую производительность его участников при соблюдении следующих правил: 1. Сформируйте проблему в основных терминах, выделив единственный центральный пункт, 2. Не объявляйте ложной и не прекращайте исследовать ни одну идею, 3. Подхватывайте идею любого рода, даже если ее уместность кажется вам в данное время сомнительной. 4. Оказывайте поддержку и поощрение, столь необходимые для того, чтобы освободить участников от скованности. Наиболее трудная задача для организаторов мозгового штурма — комплектация группы, которая должна включать специалистов в области исследуемой проблемы и одновременно людей с развитым творческим воображением. Один из ведущих экспертов назначается руководителем, президентом круглого стола, удерживающим внимание на центральной теме дискуссии. Дискуссию может назначить специально выделенный докладчик. Эксперты-аналитики раскрывают современное состояние и тенденции исследования поставленной проблемы. Эксперты-генераторы высказывают нетривиальные, оригинальные идеи. Эксперты-регуляторы “притормаживают” обсуждение случайных идей: Эксперты-стимуляторы стремятся оживит оставленные в стороне конструктивные идеи. Эксперты-селекторы оценивают высказанные предложения и дают слово руководителю, который подводит итоги. Эксперты-методисты отвечают за подготовку, проведение и обработку материалов дискуссии. Оптимальное число экспертов — 20-25 человек. Продолжительность дискуссии не должна превышать 1,5-2 часа. Важным средством выяснения возможный путей решения проблемы является “традиционная дискуссия” — метод беседы с небольшой группой экспертов на тему социологического исследования. Целью дискуссии является выработка группового коллективного мнения. Предпосылкой успешной групповой дискуссии является четкая формулировка предмета дискуссии и знакомство с ней подавляющего большинства участников. В значительной мере успех дискуссии зависит от культуры, подготовки, проведения и оформления коллективного мнения экспертов. “Метод отнесенной оценки” — повторение нескольких циклов дискуссии с выявлением сущности наметившихся разногласий и постепенной выработки единого мнения всех или большинства участников экспертизы, с оставлением за несогласными права на частное заключение. Методы экспертизы при коллективной работе ее участников имеют много явных преимуществ, но одновременно обладают и рядом недостатков. Главный недостаток связан с воздействием экспертов друг на друга. Этот недостаток преодолевается с помощью индивидуального опроса в несколько туров. Заочный вариант “метода отнесенной оценки” приобрел название метода Дельфи, или дельфийской техники (от названия древнегреческого города, получившего известность как центр предсказаний оракулов). Дельфийская техника гарантирует соблюдение анонимности респондентов — эксперты друг с другом не встречаются и заполняют анонимные анкеты или подключаются непосредст
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.100 (0.013 с.) |