Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Методические указания, дидактические материалы
И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100400.62 «Туризм»
Всего учебных занятий
(в академических часах / ЗЕТ)
в том числе: аудиторных
из них:
лекций
практических
в т.ч. интерактивных
самостоятельных
| 144 часов/ 4 ЗЕТ
8 часов
8 часов
- часов
- часа
136 часов
| Отчетность
Зачет
|
3 семестр
| | | |
Москва 2012
Методические указания составлены на основании ФГОС ВПО и учебной программы МГИИТ
на кафедре Экономики туриндустрии
(наименование кафедры)
факультета «Экономика и управление»
(наименование факультета, к которому относится кафедра-составитель)
Составитель учебно-методических материалов
Здоров Михаил Александровичст. преподаватель
(фамилия, имя отчество) (должность, ученое звание, степень) (подпись)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цели дисциплины «Статистика»:
· формирование у студентов компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей, установленных ФГОС ВПО с учетом квалификационных требований по направлению подготовки 100400.62 «Туризм»;
· овладение студентами статистической методологией и ее применение при всестороннем исследовании социально-экономических процессов, протекающих в организациях, на предприятиях, фирмах и в отраслях национальной экономики.
Развитие рыночной экономики предопределяет курс на интенсификацию производства и повышение его эффективности, что сопровождается совершенствованием управления и планирования деятельности организаций любой формы собственности. Улучшение хозяйственного руководства неразрывно связано с возрастанием роли статистики и повышением научного уровня статистических исследований.
1.2. Задачи дисциплины:
· овладение студентами статистическими методами для эффективного управления социально-экономическими процессами на уровне фирмы и отраслей национальной экономики;
· получение студентами знаний и навыков формирования статистической информации, ее использования для получения обоснованной системы показателей, с помощью которых выявляются имеющиеся резервы роста эффективности производства и прогноз тенденций его развития;
· формирование навыков в применении статистических методов в экономико-статистическом анализе;
· изучение методологии расчета макроэкономических показателей.
Теоретическую основу дисциплины «Статистика» составляют положения социально-экономической теории и принцип диалектического метода познания.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
2.1. Связь с предшествующими дисциплинами
Изучение дисциплины «Статистика» базируется на основных знаниях и умениях, полученных студентами в процессе изучения дисциплин «Математика», «Экономическая теория».
2.2. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения дисциплины «Статистика»:
· знания: принципов, категорий и законов диалектики; основ высшей математики и теории вероятностей.
· умения: применять методы формальной логики (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение), социологических исследований.
· компетенции: использование вероятностных, статистических и иных методов познания; организация целеполагания, планирования, рефлексии и самооценки учебно-познавательной деятельности; владение основными законами и методами экономической теории.
2.3. Связь с последующими дисциплинами
Содержание дисциплины «Статистика» используется при последующем изучении следующих дисциплин: «Экономика туризма», «Эконометрика», «Экономика предприятия туриндустрии»; «Ценообразование в туризме».
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Индекс
компетенции
| Название
компетенции
| Содержание компетенции (в результате изучения дисциплины студент должен)
| знать
| уметь
| владеть
|
ОК-15
| владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
| основные понятия и инструменты математической и социально-экономической статистики
| обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные
| математическими, статистическими и количественными методами решения организационно-управленческих задач
|
ОК-16
| понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний
| роль и значение информации и методы ее получения
| выбирать инструментальные средства для обработки данных в соответствии с поставленной задачей
| навыками сбора и обработки необходимых данных
| ОК-17
| владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером, как средством управления информации.
| роль и значение информации и методы ее получения
| выбирать инструментальные средства для обработки данных в соответствии с поставленной задачей
| навыками сбора и обработки необходимых данных
|
ПК-27
| способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления
| методы анализа данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
| собирать, анализировать и интерпретировать необходимую информацию, содержащуюся в различных формах отчетности и прочих отечественных и зарубежных источниках
| навыками анализа и интерпретации информации, содержащейся в различных отечественных и зарубежных источниках
| ПК-31
| умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели
| методы анализа данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
| собирать, анализировать и интерпретировать необходимую информацию, содержащуюся в различных формах отчетности и прочих отечественных и зарубежных источниках
| навыками анализа и интерпретации информации, содержащейся в различных отечественных и зарубежных источниках
| ПК-40
| способность анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения
| основные стандарты и принципы финансового учета и подготовки финансовой отчетности
| анализировать финансовую отчетность и составлять финансовый прогноз развития организации
| методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков
| ПК-41
| способность оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета
| методы анализа данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
| собирать, анализировать и интерпретировать необходимую информацию, содержащуюся в различных формах отчетности и прочих отечественных и зарубежных источниках
| навыками анализа и интерпретации информации, содержащейся в различных отечественных и зарубежных источниках
|
ПК-43
| способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования
| принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций
| оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений
| методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рисков
| ПК-44
| способность обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источника финансирования
| Источники финансирования, институты и инструменты финансового рына
| собирать, анализировать и интерпретировать необходимую информацию, содержащуюся в различных формах отчетности и прочих отечественных и зарубежных источниках
| навыками анализа и интерпретации информации, содержащейся в различных отечественных и зарубежных источниках
|
СК-1
| организация статистического наблюдения
| Методы сбора, обработки и анализа статистической
| использовать формы, методы и способы статистического наблюдения
| методы расчета статистических показателей
|
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| | | |
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| из них: контрольные работы (КР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) - всего
|
|
|
|
|
| в том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды СРС (указать, какие):
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (экзамен)
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость (часов)
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость (зачетных единиц)
| 4 ЗЕТ
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
| Раздел 1. Теория статистики
| 1.
| Предмет, метод и задачи статистики
| Статистика как наука об обществе. Определение статистики, её объекта, предмета и метода. Место статистики в системе экономического образования. Уровни знания и отрасли статистики. Статистика как отрасль знания и учебная дисциплина. Особенности статистической методологии. Место статистики в системе народнохозяйственного учета. Отрасли статистической науки. Основные задачи и принципы организации государственной статистики Российской Федерации.
| 2.
| Статистическое
наблюдение
| Понятие о статистическом наблюдении, этапы его проведения. Источники статистической информации. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения. Организационные вопросы статистического наблюдения. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Точность наблюдения. Ошибки наблюдения и методы проверки достоверности данных.
| 3.
| Статистические
показатели
| Понятие, формы выражения и виды статистических показателей. Обобщающие статистические показатели. Абсолютные показатели. Относительные показатели динамики, пространственного сравнения, координации, интенсивности, структуры. Общие принципы исчисления и использования относительных показателей.
Показатели, принятые в отечественной и международной статистике туризма.
| 4.
| Статистическая сводка и группировка
| Задачи сводки и ее содержание. Метод группировок и его место в системе статистических методов. Основные правила группировки. Виды статистических группировок – типологические, структурные, факторные. Вторичная группировка. Понятие о системе группировок.
Принципы построения статистических группировок и классификаций. Построение группировок с равными интервалами. Сравнимость статистических группировок. Группировки, используемые в отечественной и международной статистике туризма.
| 5.
| Ряды распределения. Статистические таблицs и графики
| Ряды распределения. Понятие статистического ряда распределения. Виды и элементы рядов распределения. Графическое изображение рядов распределения.
Понятие о статистической таблице. Элементы статистической таблицы. Виды таблиц по характеру подлежащего. Виды таблиц по разработке сказуемого. Основные правила построения таблиц. Чтение и анализ таблиц. Таблицы сопряженности. Практика использования статистических таблиц в области туризма.
Понятие о статистическом графике. Элементы статистического графика. Классификация видов графиков. Виды статистических диаграмм и статистических карт.
| 6.
| Средние показатели
| Сущность и значение средних показателей. Средняя арифметическая и ее свойства. Другие виды средних. Практика использования средних показателей в статистике туризма.
| 7.
| Показатели вариации
| Понятие вариации и ее значение. Теоретические распределения в анализе вариационных рядов. Структурные характеристики вариационного ряда распределения. Меры вариации. Виды дисперсий. Правило сложения дисперсий. Изучение формы распределения. Понятие о закономерностях распределения. Применение анализа вариационных рядов в статистике туризма.
| 8.
| Выборочное
наблюдение
| Выборочное наблюдение как важнейший источник статистической информации. Основные способы формирования выборочной совокупности. Определение необходимого объема выборки. Оценка результатов выборочного наблюдения и распространение их на генеральную совокупность. Малая выборка. Области применения выборочного наблюдения в экономических и социальных исследованиях в туризме.
| 9.
| Анализ рядов динамики
| Понятие и классификация рядов динамики. Показатели изменения уровней ряда динамики. Виды трендовой компоненты и проверка гипотезы о существовании тенденции. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики. Анализ сезонных колебаний. Статистические методы прогнозирования. Анализ рядов динамики в статистике туризма.
| 10.
| Экономические
индексы
| Понятие экономических индексов. Классификация индексов. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс как исходная форма индексов. Выбор базы и весов индексов. Индексы структурных сдвигов. Индексы пространственно-территориального сопоставления. Средние индексы. Свойства индексов Ласпейреса и Пааше. Индекс Фишера. Использование индексного анализа в статистике туризма.
| 11.
| Статистическое изучение взаимосвязей социально-экономических явлений
| Причинность, регрессия, корреляция. Основные задачи и предпосылки применения корреляционно-регрессионного анализа. Парная регрессия на основе метода наименьших квадратов и метода группировок. Множественная (многофакторная) регрессия. Оценка существенности связи. Принятие решений на основе уравнения регрессии. Оценка существенности корреляции. Методы изучения связи социальных явлений. Связь между атрибутивными признаками.
Использование корреляционно-регрессионного анализа связей в статистике туризма.
| Раздел 2. Социально-экономическая статистика
| 12.
|
Статистика продукции
| Предприятие (организация) как хозяйствующий субъект и отчетная единица. Организация статистического наблюдения. Методы учета производства и реализации продукции. Стоимостные показатели производства и реализации продукции.
| 13.
| Статистика численности работников и использования рабочего времени
| Структура и состав работников предприятия. Статистическое изучение численности и состава работников. Основы управления персоналом. Показатели движения численности работников. Статистические методы управления персоналом. Статистика использования рабочего времени.
| 14.
| Статистика производительности труда и статистика себестоимости
| Понятие производительности труда. Методы измерения производительности труда. Статистика и значение производительности труда. Задачи ее статистического изучения. Анализ влияния производительности труда и затрат рабочего времени (численности работников) на изменение объема продукции. Статистические методы измерения уровня и динамики производительности труда. Статистические методы анализа производительности труда. Понятие и виды себестоимости. Статистические методы анализа себестоимости. Индексы динамики себестоимости.
| 15.
| Статистика
заработной платы
| Система организации оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Состав фонда заработной платы и выплат социального характера.
Статистическое изучение системы стимулирования труда. Состав и основные элементы оплаты труда. Показатели заработной платы и их взаимосвязь. Анализ уровня и динамики заработной платы. Анализ фонда заработной платы. Показатели взаимосвязи производительности и оплаты труда.
| 16.
| Статистика основных фондов
| Понятие и состав основных фондов, их классификация. Виды и методы оценок основных фондов. Амортизация и износ основных средств. Показатели наличия, состояния и движения основных средств. Система показателей использования основных средств. Показатели вооруженности труда основными фондами.
| 17.
| Статистика оборотных средств
| Понятие оборотных средств и характеристика их структуры. Показатели наличия и оборачиваемости оборотных средств. Определение потребности предприятия, фирмы в оборотном капитале. Методы расчета и анализа. Анализ использования материальных оборотных средств. Показатели удельных расходов и их анализ.
| 18.
| Статистика научно-технического прогресса
| Научно-технический потенциал. Источники научно-технической информации по научно-техническому потенциалу. Статистическое изучение научно-технического прогресса. Этапы и направления научно-технического прогресса.
|
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№
п/п
| Наименование
учебных
дисциплин
| № разделов данной дисциплины, связанных с учебными дисциплинами
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Экономика туризма
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
|
| +
| +
| +
|
|
| 2.
| Эконометрика
| | | | | | +
| +
| +
| | +
| +
| +
| | | | +
| +
| +
| 3.
| Экономика предприятия туриндустрии
| | | | | | | | | | | | +
| +
| +
| +
| +
| +
| | 4.
| Ценообразование в туризме
| | | | | | +
| | | | +
| +
| +
| | | | +
| +
| |
|