Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная структура общества и теория социальной стратификации

Поиск

Социальная структура общества есть часть социальной системы и объединяет в себе два компонента: социальные связи и социальный состав.

Социальная структура – совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее существенные характеристики, фиксирующая присущие данному обществу способ разделения и кооперации труда, уровень развития производительных сил и производственных отношений. В рамках социальной структуры реализуются процессы функционирования и развития социальной системы.

Общество структурно. Предпосылкой этого является, прежде всего, природа, разделившая людей по полу, расе, возрасту. Так возникла «естественная структура». Но люди вступают в общение, создавая разветвленную сеть отношений. Они сами – формы человеческой деятельности. Отношения людей в их совокупности составляют социальную структуру, представляющую собой относительно устойчивые отношения людей, порядок их взаимодействия и дифференциацию.

Ключевое значение для формирования общественных структур имеет общественное разделение труда – первоисточник социальных различий. Поэтому структура – это всегда оформленная система различий в положении, условиях жизни и способах существования людей. Различия формируют сложнейший мир отношений – экономических, социальных, организационно-технических, политических, правовых, нравственных. Поэтому структура – это всегда связи и отношения общностей и индивидов, в совокупности образующие общественную систему.

Достоянием социологической мысли стала идея понимания структуры не как некоей застывшей конструкции, а как динамичного целого. Это позволило сформировать теоретические концепции структурной организации общества по самым различным критериям. Не меньшее значение имеет включение в содержание структуры эмпирически наблюдаемых типов социального взаимодействия.

В нашей литературе наиболее распространенной является следующая дифференциация:

● социально-классовая структура, возникающая объективно как результат разъединения людей;

● социально-этническая структура, т.е. исторические общности людей, - род, племя, народность, нация, этнос, возникающие объективно как результат соединения людей территорией, экономикой, культурой, обычаями, традициями, психологическими особенностями;

● территориальная структура, включающая основные типы поселения;

● демографическая структура, обусловленная возрастом, полом;

● семейно-бытовая структура, соседские общности;

● можно так же выделить социально-профессиональную, религиозную и иные структуры.

По ходу развития общества его социальная структура становится многообразнее и сложнее. Это возрастающее усложнение вызвано объективными причинами и обеспечивает обществу устойчивость и возможность дальнейшего развития. Для определения изменений в социальной структуре общества ученые выработали множество ориентиров и подходов. Наибольшую известность получили классовая теория и теория социальной стратификации.

К. Маркс и В.И. Ленин в качестве основных элементов социальной структуры общества рассматривают такие крупные общности как классы. Классы обозначают, прежде всего, отношения людей к собственности на средства производства. Классы – это большие группы людей, которые различаются:

■ по их месту в исторически определенной системе общественного производства;

■ по их отношению к средствам производства;

■ по их роли в общественной организации труда;

■ по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

С помощью этих ориентиров можно выделить следующие классы в современном нам обществе: буржуазия рабочий класс; крестьянство; интеллигенция.

Основная тенденция развития социальной структуры общества - достижение социальной однородности, равенства членов общества по их положению в системе общественных отношений. Кроме того, предполагалось стирание существенных различий между городом и деревней, между физическим и умственным трудом. Если обратиться к соответствующей литературе, то уже к 1980 году считалось, что советское общество "почти" достигло социальной однородности:

- по отношению к собственности на средства производства, так как постоянно в процентном отношении возрастал объем государственной собственности, при одновременном удельном снижении других: колхозной, кооперативной и т.д.

- по роли в организации общественного труда: так как научно-технический прогресс повышает интеллектуальную нагрузку физического труда, все больше членов общества привлекалось через различные общественные организации к решению управленческих проблем и т.д.;

- способу получения и доле присвоения общественного богатства - единая собственность на средства производства обусловливает и единую форму присвоения;

- свой собственный труд. Кроме того, основные общественные группы сравнялись в среднем и по размерам, и по оплате своего труда.

После 1985 года было выдвинуто и достаточно убедительно обосновано положение о том, что использование классовых признаков позволяет определить, выявить в качестве самостоятельных классов управляющий административно-управленческий «элитный» аппарат и работающих по найму. К 1990 году класс «управляющих» достигал в СССР примерно 18 миллионов человек.

Теория социальной стратификации. Согласно этой теории основным элементом социальной структуры общества является страта (лат. - слой). Если в марксистско-ленинской теории основным признаком классового деления общества являются отношения собственности, то в теории стратификации деление общества на страты производится по иным критериям (например, профессия, доход, образование и др.). Такой подход к изучению социальной структуры позволяет более четко отразить изменения, которые в ней происходят.

В западной социологии социальная структура трактуется как совокупность иерархически взаимосвязанных между собой социальных групп, для которых характерны вертикальная и горизонтальная упорядоченность:

1) они занимают разные места в системе социальных неравенств данного общества, в дифференциации его населения по основным социальным критериям: власти, доходу, престижу, собственности;

2) они связаны между собой экономическими, политическими и культурными отношениями;

3) они являются субъектами функционирования всех социальных институтов данного общества и, прежде всего, его экономики.

Концепции социальной стратификации основываются на принципах универсального социального расслоения и неравенства, имеющих естественную (биологическую, физическую и психическую особенность людей) и социальную (разделение труда, уклад жизни, статусно-ролевые позиции) природу. В частности, социальное неравенство наделяется и позитивной функциональной нагрузкой:

- как источник жизнеобеспечения и социального развития;

- как условие организации социальной жизни;

- как упорядочивающее начало социальных отношений.

Таковы отправные положения для создания стратификационных моделей иерархического характера. При этом форма построения социальных структур основывается на иерархическом подчинении (пирамида, ромб) выше- и нижележащих структурных слоев (групп), когда последние контролируются первыми.

Наиболее распространенным является выделение вертикального и горизонтального срезов стратификационной системы общества.

Вертикальный срез выделяет слои (страты) и стратификационную структуру, отражая преимущества одних над другими. Социальная иерархия представляет собой регулируемые неравенства с институциональными (госаппарат, полиция, армия, церковь и т. д.) и нормативно-ценностными (закон, норма, обычаи и т. п.) механизмами и правилами социального контроля, придающими стратификационной системе необходимую прочность.

Горизонтальный срез отражает внутреннее строение социальной страты в соответствии с уровнем квалификации, творческой активности, территориального и т. п. положения, стилем потребления, личностными качествами и т. п. В основном он затрагивает профессионально-трудовую сферу.

Достаточно устоявшимися являются пирамидальная и ромбовидная стратификационные модели, включающие три основных уровня.

А. Высший слой - элитарное меньшинство, возвышающееся над остальной частью общества, рост благосостояния которого контролируется через систему налогообложения (сознательная государственная политика).

Б. Средний слой - занимает промежуточное положение между полюсами социальной иерархии и характеризуется сближением позиций (средний класс) по уровню дохода, характеру потребления, стилю жизни, фундаментальным ценностям. На основании различных признаков данный слой, в свою очередь, также дифференцирован (образование, род занятий, доход, культура и т. п.) и имеет соответствующую структуру, выражающую его гетерогенный, депролетаризированный характер. Однако последний не снижает стабилизационной цементирующей роли данного слоя в обществе: чем он больше количественно, тем надежнее нейтрализует крайности противоположных сил. Поэтому сознательная забота социальных институтов о среднем слое - это залог стабильности в обществе. Наоборот, его размывание чревато дестабилизацией.

В. Низший слой - это аутсайдерский, люмпенизированный слой, маргинальная прослойка, представители которого утратили устойчивые связи с находящимися выше слоями, опустившиеся на социальное «дно».

Пирамидальная фигура отражает конфигурацию общества, в которой большинство населения занимает низшие ранги, а на средних - сравнительно немного людей. Вступление общества в индустриальную эру сопровождается изменениями в стратификационной структуре с пирамидальной на ромбовидную конфигурацию, в которой пропорционально большее сосредоточение населения приходиться на средний слой, а верхние и нижние ранги занимают меньшинство.

В индустриальном обществе открытого типа складываются такие социальные отношения, которые не мешают личности самостоятельно решать вопрос о придании смысла своей жизни. Каждый занимает свое место в стратификационной структуре, и любое место хорошо, если оно естественно. Таким образом, снимается генерирование агрессивной энергии недовольства своим положением. Вместе с тем, современное общество динамично, вертикальный срез его подвижен, что ведет к модификациям и трансформациям устремлений и приоритетов людей. Это обусловливает проблему их реализации - возможности передвижения по вертикали и горизонтали, т.е. социальной мобильности.

Социальная мобильность есть изменение социальной группой, индивидом места (социального положения) в социальной структуре общества. В ее содержание входят вопросы интенсивности, объема, направленности, способа, постоянства тенденции передвижения, изменений социальной структуры и их связи со сдвигами в экономической, социокультурной, политической и др. сферах жизни общества.

Групповая мобильность связана с глубокими социальными изменениями, которые обусловливают появление (исчезновение), подъем (опускание), циркуляцию (обновление) социальных групп, перемещения которых по иерархической лестнице вносят изменения в стратификационные структуры. Данные перемещения могут происходить по восходящей и нисходящей линиям, носить временный или устойчивый характер. Но в любом случае они сопровождаются сложными адаптационными процессами к новому статусу социальной иерархии.

В доиндустриальных традиционных обществах имела место закрытая иерархическая система с четкими демаркационными и непроницаемыми стратами: рабство, касты, сословия и т. п. Принадлежность к ним жестко определяла место человека в обществе - недопущение или резкое ограничение перемещения в иерархической структуре. На этой основе формировались эголитаристские взгляды и устремления. В условиях неадекватности социальных институтов реально сложившейся стратификационной структуре возникает социальная напряженность и конфликтность между нарождающимися новыми слоями и сопротивляющимися институциональными перегородками, завершающаяся открытыми столкновениями. Острота последних определяется, с одной стороны, степенью стремления высших слоев к консервированию выгодной для них стратификационной системы, с другой стороны - уровнем эголитаристских устремлений низших слоев.

В индустриальных открытых обществах, развивающихся на путях рыночной экономики, плюралистической демократии и гражданского общества, стратификационные границы размыты и проницаемы. Постоянная модификация и следования институционального за реальной стратификационной структурой снимает радикальность с социальных отношений в обществе. Западная социология при изучении социальной мобильности сосредоточилась на исследовании перемещений из одних социальных слоев в другие. Эта проблематика имеет серьезное значение для стабилизации общества, так как условия открытого доступа к позициям элиты увеличивают возможности способных и амбициозных людей для подъема с «низших» социальных уровней на более «высокие».

По проблеме социальной мобильности П. Сорокиным был выдвинут ряд положений, вошедших в концепцию «бесцельных флуктуаций» - отсутствия четкой обусловленности общества социальной стратификации процессом социальной мобильности.

1. Отсутствует постоянная, долговременная тенденция в изменениях интенсивности (усиление - ослабление) и направленности (восходящая - нисходящая) социальной мобильности.

2. Отсутствует постоянно действующая тенденция в колебаниях уровня благосостояния и доходов (обогащения - обнищания) внутри социальных групп или общества в целом. Среди претерпевающих нисходящую мобильность работников примерно в одинаковом положении оказываются менеджер и администратор, техник и торговый агент, квалифицированные и неквалифицированные работники. Так же, как и увеличение среднего уровня благосостояния и дохода в высокоразвитых обществах не означает «отмену» нисходящей экономической мобильности в слаборазвитых (в частности, странах «третьего мира»).

3. С процессом восходящей мобильности всегда конкурирует сопоставимый по масштабам процесс нисходящей мобильности. Не существует постоянной долговременной тенденции ни к усилению, ни к ослаблению каждого из этих двух взаимосвязанных и вместе с тем взаимопротиворечащих один другому процессов. Восходящая и нисходящая мобильность как контр тенденции находятся в «динамическом равновесии».

Как свидетельствуют данные социологических исследований по этой проблематике, ухудшение или улучшение экономической мобильности находятся на примерно равной отметке независимо от того, был ли год удачным или неудачным с точки зрения экономических показателей. В этом находит свое подтверждение тезис о «бесцельной флуктуации». Необходимо отметить, что достижения НТР не внесли четкой однонаправленной тенденции в процессы вертикальной мобильности как «постоянно и вечно восходящей», так как она несет и нисходящую мобильность, связанную с понижением профессионального статуса части работников, безработицу и т.п. Происходящие в последние десятилетия в развитом обществе экономические и научно-технические сдвиги приводят к увеличению интенсивности каждой из составляющих равновесие, но не приводят к его кардинальному смещению.

В стабильных обществах вертикальная мобильность носит преимущественно индивидуальный характер. С изменением статуса и страты, с подъемом или опусканием вниз, что является предметом социологических исследований, опирающихся на богатый эмпирический и статистический материал.

4. В стратификационном обществе структурные границы гибки и пористы: они выполняют функцию институционально-профессиональной и социокультурной флуктуации (рациональной циркуляции), а не эзотерических, демаркационных линий. При этом роль "социального лифта" могут выполнять институты собственности, брака, образования, спорта и т. п.

Данная функция обеспечивает «закачивание» вверх (при наличии определенного сопротивления) всего ценного и творческого, что есть в данной нации и социуме в целом. Это является условием полноценного рационального функционирования общества и создания особой динамической стабильности.

Стратификация с открытыми и относительно закрепленными позициями упорядочивает движение «вверх-вниз», которое при иных обстоятельствах могло бы превратиться в хаотическую борьбу за власть, жесткое сопротивление, войну всех против всех.. Здесь эголитаристские взгляды получают мощный отпор прежде всего со стороны среднего слоя.

Появление маргиналов. Если социальные институты можно рассматривать как «социальные лифты» то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразный селективный контроль. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося вверх, и тогда, вырвавшийся из низов, он будет обречен быть изгоем. Поднявшись на более высокую ступень, он как бы остается за дверью, ведущей в саму страту.

Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное, к примеру, капиталом, состоянием, на нахождение в высших слоях, индивид опускается на более низкую ступень, но оказывается не в состоянии открыть дверь в новый для него социокультурный мир. Будучи неспособным адаптироваться к чуждой для него культуре, он испытывает серьезные психологические затруднения. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется в социологии маргинальностью.

Маргинал, маргинальная личность – это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Его индивидуальная система ценностей, сформированная в иной культурной среде, оказалась настолько устойчивой, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, ориентациями и правилами. Сознательные усилия, предпринимаемые для адаптации к новым условиям, порождают серьезные внутренние противоречия, вызывают постоянные психологические стрессы. Поведение такого человека отличается крайностями: он либо чрезмерно пассивен, либо очень агрессивен, легко преступает нравственные нормы и способен на непредсказуемые поступки.

Проблемам социальной мобильности посвящаются многие конкретно-социологические исследования в различных странах мира. Данные о социальной мобильности в какой-то мере позволяют судить о степени открытости общества его демократичности. Людям важно знать, насколько то или иное общество предоставляет возможность для продвижения индивидов и поколений из низших категорий в высшие, каким путём формируется правящая элита общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других социальных групп.

Попытку проанализировать тенденцию развития социальной структуры современного общества предпринял А.В. Дмитриев (Социологические исследования. 1993. № 9). По его мнению, в целом в стране идёт своеобразная «декомпозиция» социальной структуры, которой присуще всё большее расхождение характера труда, размеров доходов, уровня образования и престижа. Если раньше главенствовало противоречие между трудящимися и номенклатурой, безраздельно распоряжавшейся властью и собственностью, то ныне можно выделить пять крупных социальных групп: 1) административная элита (правящая элита), состоящая из старой партхозноменклатуры первого и второго эшелонов, сросшейся с новой политической элитой; 2) рабочий класс, который дробится на группы по отраслевым, квалификационным, демографическим и другим признакам; 3) интеллигенция, также подразделяющаяся на ряд социальных групп по различным параметрам; 4) «новая буржуазия» – предприниматели, банкиры и т.д.; 5) крестьянство.

 

Тема 8-1. Социальные процессы, изменения и движения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.154.251 (0.016 с.)