Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальный статус и социальные роли личности. Ролевые конфликты: внутриролевые, межролевые, личностно-ролевые.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, активно разрабатывались Р. Мерто-ном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом. Каковы же основные положения этой теории? Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т. д). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.), Профессионально-должностной —это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.). Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Марксистская социология качественно различает институциализированные и конвенциональные (по соглашению) роли. Первые являются ведущими, так как вытекают из социальной структуры общества, а вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску. Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается 5 основными характеристиками: 1) эмоциональной — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности; 2) способом получения — одни предписываются, другие завоевываются; 3) масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта; 4) формализацией — действие в строго установленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией — на личную прибыль, на общее благо и т. д. Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств. Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т. д. Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания (требования), связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкция — социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т. д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования. Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей. Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт создает стрессовую ситуацию, и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей» [10, c. 102]. «Ролевой конфликт и ролевые дисфункции Как только происходит нарушение в исполнении четырех фундаментальных ролей, в семье возникают всевозможные противоречия и конфликты. Если указанные роли назвать функциями, а такой прием верен в своей основе, то их невыполнение правильнее именовать дисфункциями. Функция — это объективная деятельность, которую выполняет человек вне зависимости от своей воли и сознания. Функция задается структурой или устройством общества. Дисфункция — невыполнение предписанной ролью обязанностей в силу субъективных причин, в частности, нежелания (отсутствие высокой или устойчивой положительной мотивации) или неумения (отсутствие или нехватка знаний и навыков к выполнению роли). Функции и дисфункции относительны. Так, длительная отлучка мужа из дома, связанная, например, с заграничной командировкой или морским плаванием, считается функциональным явлением. Но длительная отлучка женщины воспринимается как дисфункция. В качестве примера рассмотрим дисфункции, возникающие в паре ролей «кормилец—домохозяйка». Основное требование к кормильцу — получать денег больше, чем другие члены семьи (жена, дети). Если он этого не делает, то создается почва для ролевых дисфункций. Теряя функцию кормильца, муж не способен претендовать на место главы семьи, которое ему отводят культурная традиция и ожидания окружающих. Итак, если муж получает меньше, чем жена, возникает дисфункция (иначе ее можно назвать статусной несовместимостью). Кроме того, муж должен приносить деньги в семью, то-есть не делать «заначек» и не тратить деньги вне семейного бюджета. Если это требование не выполняется, возникает дисфункция. «Заначивание» денег— это «русская народная забава» мужской части населения нашей страны. Эти деньги могут идти на выпивку, любовниц, карты, приобретение вещи, неодобряемой женой. Однако согласно своей роли кормильца муж обязан приносить деньги полностью, так как они — основа материального существования семьи, иногда единственная. С социальной точки зрения подобное явление тем более справедливо, что жена, взвалив на себя заботу о домашнем хозяйстве и воспитании детей, освобождает мужа от половины нагрузок и при этом выполняет свою домашнюю работу бесплатно. Если муж утратил временно (став безработным) или постоянно (превратившись в инвалида) способность выполнять функцию кормильца, то жена принимает несколько моделей поведения. Верная моральному и юридическому долгу не покидать супруга ни в болезни, ни в старости, она соглашается терпеть временную незанятость, дополнительно взяв на себя новые функции. Если безработица мужа из временного состояния превращается в постоянное, то она вправе призвать его к ответственности или поставить вопрос о разводе. Очень часто мужчины оказываются выбитыми из колеи не по своей воле: предприятие обанкротилось или ликвидировано вовсе. Верные своему социальному долгу кормильца переходят к нелегальным формам добывания средств существования: воровству, попрошайничеству, сводничеству, занятию теневым бизнесом и т. п. Преступность при массовой безработице — это компенсаторный механизм, безработные идут на незаконные способы добычи денег. Безработица лишает мужчину статуса работающего, но не лишает его статуса добытчика денег, то-есть он все-таки обязан приносить их в семью. И так как общество лишило его возможности легально зарабатывать, то он выполняет свою главную функцию нелегальным способом или совместительством (например, офицеры подрабатывают на строительстве дач). Когда люди приходят на работу, но им платят лишь половину прежней зарплаты, происходит следующее: I) рабочему перекрывают источник доходов, он уже не приносит домой необходимую сумму денег, он вынужден заниматься совместительством, подрабатывать; 2) рабочий теряет ощущение удовлетворения от работы, а затем и специальности. Он ее решает поменять. Чтобы получить на альтернативную профессию, нужно пройти переквалификацию. Невозможность в полном объеме выполнять роль кормильца может стать для мужчины препятствием к браку (дисфункция), поскольку многие женщины не спешат выходить замуж за малообеспеченных. Ранний брак становится причиной скорого развода не только и не столько по психологическим причинам (не сошлись характерами), сколько по материальным: негде или не на что жить. Ранний брак приводит к тому, что роль кормильца, которую не способен выполнять юный муж, берут на себя его или ее родители. В СССР подобное было массовым явлением еше и потому, что пожилые получали более высокие оклады, чем молодые. Сейчас вся экономика развернулась в сторону молодежи: у них заработки часто выше, чем у зрелых или пожилых. Тем не менее в нашем обществе, как и во многих других, не наблюдается тенденции к омоложению браков. Дисфункции и следующие за ними по пятам семейные конфликты проявляют себя в двух формах (рис 5.4): Внутриролевого конфликта: примером служит противоречие (статусная несовместимость) между ролями воспитателя и кормильца у мужа. Межролевого конфликта, возникающего, например, между ролью домохозяйки, выполняемой женой, и ролью кормильца, которую неспособен выполнить муж.
Как следствие первой и второй рождается третья форма дисфункции — статусная несовместимость у одного и того же человека (безработный кормилец). Конфликтная ситуация — это доведенная до поведенческого уровня дисфункция. Что ожидает кормилец от домохозяйки? Он вправе требовать вовремя выстиранного и поглаженного белья, приготовленного обеда и убранной квартиры. В обмен на эти услуги кормилец-муж предоставляет свои: большой объем физических и умственных усилий, затраченных на производстве ради добывания денег. Если работа поглощает чрезмерно много времени и муж не успевает выполнять другие свои функции, например, быть сексуальным партнером или хорошим воспитателем детей, у него возникает внутреннее недовольство. Это внутриролевой конфликт. О нем говорит мужу либо его собственное раздражение, либо раздражение супруги. Правда, последнее либо вовсе смягчается, либо приглушается в том случае, когда роль кормильца выполняется на очень высоком уровне: муж зарабатывает большие деньги или занимает высокий пост. Межролевой конфликт проявляет себя в супружеских ссорах, когда один другого обвиняет в невыполнении каких-либо обязанностей: не отвел ребенка в детсад, не навестил старушку-мать, не купил продуктов в магазине, не вымыл за собой посуду, не отремонтировал кран на кухне и т. д. Причиной ссоры может выступать расхождение мнений по поводу того, как тратить деньги. На протяжении всего жизненного цикла семьи происходит процесс перераспределения обязанностей, связанных с одной из четырех фундаментальных ролей. Хотя правильнее было бы говорить, пожалуй, о переоценке того, что должен делать каждый из супругов, о корректировке понимания своих функций в семье. Часто поводом служит улучшение или ухудшение взаимоотношений между мужем и женой. Если ухудшение носит временный характер, то часть обязанностей, связанных с конкретной ролью, не выполняется эпизодически. При хроническом и нарастающем ухудшении взаимоотношений между супругами происходит полная переоценка и смысла семейной жизни, своей роли в семье и своих обязанностей. К примеру, муж после эмоционального охлаждения, перестает выполнять функцию сексуального партнера и кормильца. Ожидаемые модели ролевого поведения в семье передаются от отца к сыну, от матери к дочери, закреплены традицией, описаны в многочисленной литературе и функционируют в рамках общественного сознания. Каждый юноша и девушка представляет благодаря этому, какими должны быть идеальная домохозяйка, мать, кормилец или верный супруг. Подобные нормы выполняют роль эталона, с которым сравнивается повседневная жизнь супругов. Помимо идеальных образцов существует множество живых примеров семейной жизни, с которыми также происходит постоянное сравнение того, насколько точно супруг или супруга исполняют свои роли. В семейных конфликтах результаты двукратного сравнения (с идеальными нормами и реальными соседями) пускаются в ход как аргументы и контраргументы: «У всех людей мужья как мужья, а ты...»; «Порядочная жена никогда не допустит, чтобы за ней ухаживал чужой мужчина» и т. д. Муж оглядывается на другие семьи, сравнивает жену то со своей матерью, то со знакомыми замужними женщинами, и выводы часто оказываются не в пользу его супруги. То же самое постоянно делает и жена. Процесс социального соотнесения не затихает на протяжении всего семейного цикла. Каждый из них знает, как это должно быть, и сравнивает с тем, что происходит в его семье. То муж стал постоянно задерживаться на работе, то жена перестала заниматься домашним хозяйством. В рамках правильного разделения семейного труда дисфункции возникают тогда, когда муж и жена не выполняют предписанные обществом ролевые ожидания. Они выступают основой конфликтной ситуации и мотивировкой при возможном разводе. Причиной невыполнения женой функции домохозяйки могут быть следующие факторы: 1)физическая недееспособность (умственная болезнь, ограниченные физические возможности и т. д.); 2)необученность в исполнении своей роли (неправильная социализация в семье, когда родительская семья не обучила дочь готовить, стирать и т. д.); 3)Отсутствие мотивации к выполнению своих обязанностей. Три фактора можно выразить формулой: я могу (не могу), я умею (не умею), я хочу (не хочу). Они повторяются и в общественном производстве: рабочий гонит бракованную продукцию потому, что не может, не умеет или не хочет трудиться. Достаточно даже одного отрицательного фактора, чтобы система действия была разрушена. К примеру, человек физически и умственно может работать, умеет это делать (есть знания и навыки), но не хочет. Или: хочет и может, но не умеет. Так и в семейной жизни. Дисфункции, а вслед за ними конфликты и развод наступают даже при одном отрицательном и двух положительных факторах. Избежать разлада можно, только заменив минус на плюс. Однако счастье семейной жизни могут нарушить дополнительные обстоятельства. У обоих супругов могут быть только положительные факторы, но объективные обстоятельства не позволяют им проявиться (рис. 5.5). При этом возможны следующие варианты: У — Я не умею М — Я не могу X — Я не хочу В — У меня нет возможности Рис. 5.5 а) муж и жена работают, поровну делят домашние обязан б) муж зарабатывает много, нанимает домработницу; в) совместное проживание с родителями, которые берут на г) оба супруга терпимо относятся к отсутствию порядка в д) у супругов нет постоянного дома либо убирать в нем не е) раздельное проживание супругов. Ролевое напряжение Когда человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей, возникает ролевой конфликт. Противоречивые требования, предъявляемые одной и той же ролью, могут стать причиной ролевого напряжения. Изменение старых ролей и появление новых вызывает напряжение и противоречие в ролевом наборе мужа и жены. Во-первых, само по себе конфликтно соединение роли матери и работницы, работницы и домработницы, поскольку это не взаимодополнительные, а конкурентные позиции. Во-вторых, конфликт возникает между ролями мужчины-работника и мужчины-главы семейства, если у женщины появляется роль работницы. Работа вне дома приносит не только дополнительные деньги в семейный бюджет. Она дает самостоятельность женщине. Мужчина перестает быть сначала единственным, а затем главным кормильцем, а вместе с этим утрачивает превосходство и лидерство в семье. Ролевое напряжение возникает по мере перехода семьи с одной стадии жизненного цикла на другую. Жена разрывается между ролью дочери по отношению к своей матери и ролью матери по отношению к замужним детям. Та и другая роль уже не нужна: престарелая мать требует заботы и опеки, стало быть жена должна выполнять по отношению к ней функцию матери, а не дочери. Повзрослевшая дочь сама стала матерью, и тер- петь нал собой дополнительную материнскую опеку она не в состоянии. И эта роль жены должна как-то измениться. Наконец муж с возрастом превращается в еще один объект опеки, поскольку жена и по отношению к нему невольно исполняет роль заботливой матери. Автоматически муж, почувствовав, что у его жены на первый план выходит функция матери, а не любовницы, начинает чувствовать себя взрослым ребенком, который готов выбрать себе невесту. Он заводит любовницу, предоставляя своей супруге выполнение чисто материнской роли. Некоторые пары, утерявшие взаимную любовь, тем не менее, сохраняют брак, находя удовольствие в другом: в работе, в активной общественной жизни, в путешествиях и развлечениях. Они формируют свою жизнь вне семейного цикла, рассматривая семейные обязательства как формальные обязанности. Мужчина приносит деньги в семью, но теперь только часть их, оставляя запас для вне семейной жизни. Оба супруга могут завести любовников, хотя на званые приемы или в гости приходить вместе. Воспитание детей теперь строится не как взаимосогласованный между супругами процесс, а как два раздельных процесса влияния. Несоблюдение любого важного правила или нормы, регулирующих одну из перечисленных ролей, ведет к ролевому напряжению. Предположим, муж зарабатывает денег меньше жены. Тогда он перестает быть кормильцем. Жена вправе возложить на него заботы домохозяйки. Но тот сопротивляется: мол, немужское это занятие. «А не уметь прокормить семью — мужское?» — резонно замечает жена. И она права. Если один партнер не выполняет свои обязанности, он должен взять на себя чужие. В течение жизни мужчина и женщина проходят через разные циклы удовлетворенности и разочарования браком. Колебания этих циклов не совпадают. Примерно после шести лет совместной жизни муж отстраняется от семьи, жена важна ему в качестве хозяйки и друга. У женщин же все наоборот: по мере взросления детей возникает потребность в эмоциональной привязанности. Разногласия на этом этапе и приводят к возникновению неудовлетворенности браком. Но после восем- надцати лет совместной жизни удовлетворенность вновь возрастает за счет взаимной потребности в духовном общении. Когда происходит конфликт ролей или ролевое напряжение, люди стремятся их разрешить. Но как это сделать? Приходится выбирать самые главные роли и им уделять основное время. Но какая роль является более важной? Из перечисленных выше ролей позиция матери считается самой важной. Именно таковы традиции человеческого общества. Считается, что семья — основной институт социализации и воспитания детей, а мать — главный агент социализации. Важнейшая функция семьи — воспроизводство населения и воспитание полноценного потомства. Если женщина — прекрасная мать, то окружающие простят ей недостаточное выполнение других функций. Но простит ли муж? Чаще всего он смотрит на супругу не с позиций общества, а из своего собственного угла. Существуют несколько способов преодоления ролевого конфликта: считать некоторые роли более важными, чем другие; разделять дом и место работы, а также свои роли в них; разрядить конфликтную ситуацию помогают шутки. Динамика ролевого набора Хотя каждый статус обладает ролевым набором, ни одна роль в данном наборе жестко не закреплена за конкретным статусом. Статус может терять одну из своих ролей, приобретая взамен другую. Когда муж теряет роль кормильца, он превращается в домохозяйку, а иногда вообще перестает быть мужем и отцом. Обмениваться ролями можно только симметрично. То есть муж и жена могут поменяться ролями кормилец—домохозяйка. Но место потерянной роли может занять только симметричная роль. Роль кормильца нельзя поменять, скажем, на роль сексуального партнера. Несимметричные роли могут меняться местами только на краткое время. Рольлюбовника-содержанта у богатой женщины мужчина способен выполнять лишь какое-то время. Даже «новые русские», способные со- держать жену и семейство, заводятлюбовниц. Поскольку брак строится на обмене эквивалентными ценностями, переход на неэквивалентный обмен сразу же превращается в мину замедленного действия. Если муж потерял роль кормильца, может ли на время позаимствовать одну из ролей из статуса ребенка, например, иждивенца? Может, но на короткое время. Безработный муж терпим в доме до тех пор, пока роль не превратилась в хроническое явление. Если жене приходится выполнять две симметричные роли — кормильца и домохозяйки (при живом муже), — то сохранить позитивную мотивацию к обеим ролям почти невозможно. Выполнять две роли с одинаковым мастерством нельзя. Женщина-бизнесмен перестает быть женщиной-домохозяйкой, а иногда и женшиной-матерью. Особенно трудно заниматься с удовольствием добыванием денег и ведением хозяйства в то самое время, когда муж выполняет роль иждивенца. Как долго продлится этот союз? При каких условиях жена будет терпеть мужа, который зарабатывает меньше? Только когда он снимает с нее роль домохозяйки. Итак, тот ролевой набор, который веками закреплялся за тем или иным статусом, не должен распадаться или переходить к другому статусу, в противном случае возникают ролевые конфликты…. … Ключевые положения темы Ключевые термины Аффективное действие Внутриролевой конфликт Дистанционирование от роли Домохозяйка Жизненный никл семьи Идентификация с ролью Исполнение роли Кормилец Личность Межролевой конфликт Обучение(освоение)ролям Ролевая дистанция Ролевое напряжение Ролевой конфликт Ролевой набор Ролевые дисфункции Ролевые ожидания (экспектации) Роль Сексуальный партнер Содержание роли Социализатор Социальные действия Социальные нормы Социальный партнер Традиционное действие Целерациональное действие Ценностнорациональное действие
Ключевые мысли • Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию • Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям. • Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику. Словарь Buyтриролевой конфликт — противоречие (статусная несовместимость) между ролями одного ролевого набора. Жизненный цикл семьи — последовательность социальных и демографических состояний на непрерывной временной оси с момента образования до момента прекращения ее су-шествования. Идентичность роли, идентификация с ролью — отождествление исполнителя со своей ролью. Конфликтная ситуация — доведенная до поведенческого уровня ролевая дисфункция. Межролевой конфликт — противоречие между ролями из разных ролевых наборов. Ожидания (экспектации) — реакции других людей на исполнение данной роли. Ролевая дисфункция — невыполнение предписанных ролью обязанностей в силу субъективных причин, в частности, нежелания (отсутствие высокой или устойчивой положительной мотивации) или неумения (отсутствие или нехватка знаний и навыков для выполнения роли). Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус» [8, c.352-398].
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2098; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.13.127 (0.015 с.) |