Социальный статус и социальные роли личности. Ролевые конфликты: внутриролевые, межролевые, личностно-ролевые. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный статус и социальные роли личности. Ролевые конфликты: внутриролевые, межролевые, личностно-ролевые.



«Значительное место в социологии личности занимает роле­вая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, активно разрабатывались Р. Мерто-ном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социоло­гом Р. Дарендорфом. Каковы же основные положения этой теории?

Ролевая теория личности описывает ее социальное по­ведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая опреде­ленные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называ­ется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должно­стью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установ­ках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предпи­санный — это значит, навязанный обществом вне зависимо­сти от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этни­ческим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усили­ями самого человека (например, писатель, генеральный сек­ретарь, директор и т. д). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относитель­но устойчивые характеристики человека (мужчины и жен­щины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.), Професси­онально-должностной —это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интег­рального статуса. В нем фиксируется социальное, экономи­ческое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, ко­торое занимает индивид в данной социальной системе. Сово­купность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить че­ловек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется роле­вым набором. Марксистская социология качественно разли­чает институциализированные и конвенциональные (по соглашению) роли. Первые являются ведущими, так как вы­текают из социальной структуры общества, а вторые возни­кают относительно произвольно в групповых взаимодейст­виях и предполагают субъективную окраску.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что любая роль опи­сывается 5 основными характеристиками: 1) эмоциональ­ной — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности; 2) способом получения — одни предписываются, другие завоевываются; 3) масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта; 4) формализацией — действие в строго установ­ленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией — на личную прибыль, на общее благо и т. д. Любая роль характе­ризуется некоторым набором этих пяти свойств.

Социальную роль следует рассматривать в двух ас­пектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпаде­ния. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не иг­рает роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступа­ет в определенный конфликт с обществом. Например, роди­тель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т. д.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента: 1) описание типа поведения, соот­ветствующего данной роли; 2) предписания (требования), связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкция — социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной си­стемы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т. д., реа­лизуемыми через деятельность конкретных социальных ин­ститутов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального ре­гулирования.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ро­левыми ожиданиями и ролевым поведением служит харак­тер индивида. Это значит, что поведение конкретного чело­века не укладывается в чистую схему. Оно является продук­том уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ро­лей в множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталки­вается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым кон­фликтом. Конфликт создает стрессовую ситуацию, и необ­ходимо изыскивать способы гармонизации ролей» [10, c. 102].

«Ролевой конфликт и ролевые дисфункции

Как только происходит нарушение в исполнении четырех фун­даментальных ролей, в семье возникают всевозможные про­тиворечия и конфликты. Если указанные роли назвать функциями, а такой прием верен в своей основе, то их невыполне­ние правильнее именовать дисфункциями.

Функция — это объективная деятельность, которую выпол­няет человек вне зависимости от своей воли и сознания. Фун­кция задается структурой или устройством общества.

Дисфункция — невыполнение предписанной ролью обязан­ностей в силу субъективных причин, в частности, нежелания (отсутствие высокой или устойчивой положительной мотива­ции) или неумения (отсутствие или нехватка знаний и навы­ков к выполнению роли).

Функции и дисфункции относительны. Так, длительная отлучка мужа из дома, связанная, например, с заграничной командировкой или морским плаванием, считается функци­ональным явлением. Но длительная отлучка женщины вос­принимается как дисфункция.

В качестве примера рассмотрим дисфункции, возникаю­щие в паре ролей «кормилец—домохозяйка».

Основное требование к кормильцу — получать денег боль­ше, чем другие члены семьи (жена, дети). Если он этого не делает, то создается почва для ролевых дисфункций. Теряя функцию кормильца, муж не способен претендовать на место главы семьи, которое ему отводят культурная традиция и ожи­дания окружающих. Итак, если муж получает меньше, чем жена, возникает дисфункция (иначе ее можно назвать статус­ной несовместимостью).

Кроме того, муж должен приносить деньги в семью, то-есть не делать «заначек» и не тратить деньги вне семейного бюджета. Если это требование не выполняется, возникает дисфункция. «Заначивание» денег— это «русская народная забава» мужской части населения нашей страны. Эти деньги могут идти на выпивку, любовниц, карты, приобретение вещи, неодобряемой женой. Однако согласно своей роли кормильца муж обязан приносить деньги полностью, так как они — основа материального существования семьи, иногда единственная. С социальной точки зрения подобное явле­ние тем более справедливо, что жена, взвалив на себя заботу о домашнем хозяйстве и воспитании детей, освобождает мужа от половины нагрузок и при этом выполняет свою домаш­нюю работу бесплатно.

Если муж утратил временно (став безработным) или посто­янно (превратившись в инвалида) способность выполнять функцию кормильца, то жена принимает несколько моделей поведения. Верная моральному и юридическому долгу не по­кидать супруга ни в болезни, ни в старости, она соглашается терпеть временную незанятость, дополнительно взяв на себя новые функции. Если безработица мужа из временного состо­яния превращается в постоянное, то она вправе призвать его к ответственности или поставить вопрос о разводе.

Очень часто мужчины оказываются выбитыми из колеи не по своей воле: предприятие обанкротилось или ликвидирова­но вовсе. Верные своему социальному долгу кормильца пере­ходят к нелегальным формам добывания средств существова­ния: воровству, попрошайничеству, сводничеству, занятию теневым бизнесом и т. п.

Преступность при массовой безработице — это компен­саторный механизм, безработные идут на незаконные спо­собы добычи денег. Безработица лишает мужчину статуса ра­ботающего, но не лишает его статуса добытчика денег, то-есть он все-таки обязан приносить их в семью. И так как общество лишило его возможности легально зарабатывать, то он выполняет свою главную функцию нелегальным спо­собом или совместительством (например, офицеры подраба­тывают на строительстве дач).

Когда люди приходят на работу, но им платят лишь поло­вину прежней зарплаты, происходит следующее: I) рабочему перекрывают источник доходов, он уже не приносит домой необходимую сумму денег, он вынужден заниматься совмес­тительством, подрабатывать; 2) рабочий теряет ощущение удовлетворения от работы, а затем и специальности. Он ее решает поменять. Чтобы получить на альтернативную профес­сию, нужно пройти переквалификацию.

Невозможность в полном объеме выполнять роль кормиль­ца может стать для мужчины препятствием к браку (дисфунк­ция), поскольку многие женщины не спешат выходить замуж

за малообеспеченных. Ранний брак становится причиной ско­рого развода не только и не столько по психологическим при­чинам (не сошлись характерами), сколько по материальным: негде или не на что жить. Ранний брак приводит к тому, что роль кормильца, которую не способен выполнять юный муж, берут на себя его или ее родители. В СССР подобное было массовым явлением еше и потому, что пожилые получали бо­лее высокие оклады, чем молодые. Сейчас вся экономика раз­вернулась в сторону молодежи: у них заработки часто выше, чем у зрелых или пожилых. Тем не менее в нашем обществе, как и во многих других, не наблюдается тенденции к омоло­жению браков.

Дисфункции и следующие за ними по пятам семейные кон­фликты проявляют себя в двух формах (рис 5.4):

Внутриролевого конфликта: примером служит противоре­чие (статусная несовместимость) между ролями воспитателя и кормильца у мужа.

Межролевого конфликта, возникающего, например, меж­ду ролью домохозяйки, выполняемой женой, и ролью кор­мильца, которую неспособен выполнить муж.

Рис. 5.4. Дна вида ролевых конфликтов в статусной структуре семьи

Как следствие первой и второй рождается третья форма дисфункции — статусная несовместимость у одного и того же человека (безработный кормилец).

Конфликтная ситуация — это доведенная до поведенческо­го уровня дисфункция. Что ожидает кормилец от домохозяй­ки? Он вправе требовать вовремя выстиранного и поглажен­ного белья, приготовленного обеда и убранной квартиры. В обмен на эти услуги кормилец-муж предоставляет свои: большой объем физических и умственных усилий, затрачен­ных на производстве ради добывания денег. Если работа по­глощает чрезмерно много времени и муж не успевает выпол­нять другие свои функции, например, быть сексуальным парт­нером или хорошим воспитателем детей, у него возникает внутреннее недовольство. Это внутриролевой конфликт. О нем говорит мужу либо его собственное раздражение, либо раздра­жение супруги. Правда, последнее либо вовсе смягчается, либо приглушается в том случае, когда роль кормильца выполня­ется на очень высоком уровне: муж зарабатывает большие деньги или занимает высокий пост.

Межролевой конфликт проявляет себя в супружеских ссо­рах, когда один другого обвиняет в невыполнении каких-либо обязанностей: не отвел ребенка в детсад, не навестил старуш­ку-мать, не купил продуктов в магазине, не вымыл за собой посуду, не отремонтировал кран на кухне и т. д. Причиной ссо­ры может выступать расхождение мнений по поводу того, как тратить деньги. На протяжении всего жизненного цикла се­мьи происходит процесс перераспределения обязанностей, связанных с одной из четырех фундаментальных ролей. Хотя правильнее было бы говорить, пожалуй, о переоценке того, что должен делать каждый из супругов, о корректировке по­нимания своих функций в семье. Часто поводом служит улуч­шение или ухудшение взаимоотношений между мужем и же­ной. Если ухудшение носит временный характер, то часть обя­занностей, связанных с конкретной ролью, не выполняется эпизодически. При хроническом и нарастающем ухудшении взаимоотношений между супругами происходит полная пере­оценка и смысла семейной жизни, своей роли в семье и своих обязанностей. К примеру, муж после эмоционального охлаж­дения, перестает выполнять функцию сексуального партнера и кормильца.

Ожидаемые модели ролевого поведения в семье переда­ются от отца к сыну, от матери к дочери, закреплены тради­цией, описаны в многочисленной литературе и функцио­нируют в рамках общественного сознания. Каждый юноша и девушка представляет благодаря этому, какими должны быть идеальная домохозяйка, мать, кормилец или верный супруг. Подобные нормы выполняют роль эталона, с кото­рым сравнивается повседневная жизнь супругов. Помимо идеальных образцов существует множество живых приме­ров семейной жизни, с которыми также происходит посто­янное сравнение того, насколько точно супруг или супруга исполняют свои роли. В семейных конфликтах результаты двукратного сравнения (с идеальными нормами и реальны­ми соседями) пускаются в ход как аргументы и контраргу­менты: «У всех людей мужья как мужья, а ты...»; «Порядоч­ная жена никогда не допустит, чтобы за ней ухаживал чу­жой мужчина» и т. д.

Муж оглядывается на другие семьи, сравнивает жену то со своей матерью, то со знакомыми замужними женщинами, и выводы часто оказываются не в пользу его супруги. То же самое постоянно делает и жена. Процесс социального соотнесения не затихает на протяжении всего семейного цикла. Каждый из них знает, как это должно быть, и сравнивает с тем, что происходит в его семье. То муж стал постоянно задерживаться на работе, то жена перестала заниматься домашним хозяйством.

В рамках правильного разделения семейного труда дисфун­кции возникают тогда, когда муж и жена не выполняют пред­писанные обществом ролевые ожидания. Они выступают ос­новой конфликтной ситуации и мотивировкой при возмож­ном разводе.

Причиной невыполнения женой функции домохозяйки могут быть следующие факторы:

1)физическая недееспособность (умственная болезнь, ог­раниченные физические возможности и т. д.);

2)необученность в исполнении своей роли (неправильная социализация в семье, когда родительская семья не обучи­ла дочь готовить, стирать и т. д.);

3)Отсутствие мотивации к выполнению своих обязанностей.

Три фактора можно выразить формулой: я могу (не могу), я умею (не умею), я хочу (не хочу). Они повторяются и в об­щественном производстве: рабочий гонит бракованную про­дукцию потому, что не может, не умеет или не хочет трудить­ся. Достаточно даже одного отрицательного фактора, чтобы система действия была разрушена. К примеру, человек физи­чески и умственно может работать, умеет это делать (есть зна­ния и навыки), но не хочет. Или: хочет и может, но не умеет. Так и в семейной жизни. Дисфункции, а вслед за ними конф­ликты и развод наступают даже при одном отрицательном и двух положительных факторах. Избежать разлада можно, толь­ко заменив минус на плюс.

Однако счастье семейной жизни могут нарушить дополни­тельные обстоятельства. У обоих супругов могут быть только положительные факторы, но объективные обстоятельства не позволяют им проявиться (рис. 5.5). При этом возможны сле­дующие варианты:

У — Я не умею

М — Я не могу

X — Я не хочу

В — У меня нет возможности

Рис. 5.5

а) муж и жена работают, поровну делят домашние обязан­
ности;

б) муж зарабатывает много, нанимает домработницу;

в) совместное проживание с родителями, которые берут на
себя функцию домохозяйки;

г) оба супруга терпимо относятся к отсутствию порядка в
доме;

д) у супругов нет постоянного дома либо убирать в нем не­
чего (нет мебели);

е) раздельное проживание супругов.

Ролевое напряжение

Когда человек сталкивается с противоречивыми требования­ми двух или более несовместимых ролей, возникает ролевой конфликт. Противоречивые требования, предъявляемые одной и той же ролью, могут стать причиной ролевого напряжения.

Изменение старых ролей и появление новых вызывает на­пряжение и противоречие в ролевом наборе мужа и жены. Во-первых, само по себе конфликтно соединение роли матери и работницы, работницы и домработницы, поскольку это не взаимодополнительные, а конкурентные позиции. Во-вторых, конфликт возникает между ролями мужчины-работника и мужчины-главы семейства, если у женщины появляется роль работницы. Работа вне дома приносит не только дополнитель­ные деньги в семейный бюджет. Она дает самостоятельность женщине. Мужчина перестает быть сначала единственным, а затем главным кормильцем, а вместе с этим утрачивает пре­восходство и лидерство в семье.

Ролевое напряжение возникает по мере перехода семьи с одной стадии жизненного цикла на другую. Жена разрывается между ролью дочери по отношению к своей матери и ролью матери по отношению к замужним детям. Та и другая роль уже не нужна: престарелая мать требует заботы и опеки, стало быть жена должна выполнять по отношению к ней функцию мате­ри, а не дочери. Повзрослевшая дочь сама стала матерью, и тер-

петь нал собой дополнительную материнскую опеку она не в состоянии. И эта роль жены должна как-то измениться. Нако­нец муж с возрастом превращается в еще один объект опеки, поскольку жена и по отношению к нему невольно исполняет роль заботливой матери. Автоматически муж, почувствовав, что у его жены на первый план выходит функция матери, а не лю­бовницы, начинает чувствовать себя взрослым ребенком, ко­торый готов выбрать себе невесту. Он заводит любовницу, пре­доставляя своей супруге выполнение чисто материнской роли.

Некоторые пары, утерявшие взаимную любовь, тем не ме­нее, сохраняют брак, находя удовольствие в другом: в работе, в активной общественной жизни, в путешествиях и развлече­ниях. Они формируют свою жизнь вне семейного цикла, рас­сматривая семейные обязательства как формальные обязан­ности. Мужчина приносит деньги в семью, но теперь только часть их, оставляя запас для вне семейной жизни. Оба супруга могут завести любовников, хотя на званые приемы или в гос­ти приходить вместе. Воспитание детей теперь строится не как взаимосогласованный между супругами процесс, а как два раздельных процесса влияния.

Несоблюдение любого важного правила или нормы, регу­лирующих одну из перечисленных ролей, ведет к ролевому на­пряжению. Предположим, муж зарабатывает денег меньше жены. Тогда он перестает быть кормильцем. Жена вправе воз­ложить на него заботы домохозяйки. Но тот сопротивляется: мол, немужское это занятие. «А не уметь прокормить семью — мужское?» — резонно замечает жена. И она права. Если один партнер не выполняет свои обязанности, он должен взять на себя чужие.

В течение жизни мужчина и женщина проходят через раз­ные циклы удовлетворенности и разочарования браком. Ко­лебания этих циклов не совпадают. Примерно после шести лет совместной жизни муж отстраняется от семьи, жена важна ему в качестве хозяйки и друга. У женщин же все наоборот: по мере взросления детей возникает потребность в эмоциональной привязанности. Разногласия на этом этапе и приводят к воз­никновению неудовлетворенности браком. Но после восем-

надцати лет совместной жизни удовлетворенность вновь воз­растает за счет взаимной потребности в духовном общении.

Когда происходит конфликт ролей или ролевое напряже­ние, люди стремятся их разрешить. Но как это сделать? Приходится выбирать самые главные роли и им уделять ос­новное время. Но какая роль является более важной? Из пе­речисленных выше ролей позиция матери считается самой важной. Именно таковы традиции человеческого общества. Считается, что семья — основной институт социализации и воспитания детей, а мать — главный агент социализации. Важнейшая функция семьи — воспроизводство населения и воспитание полноценного потомства. Если женщина — пре­красная мать, то окружающие простят ей недостаточное вы­полнение других функций. Но простит ли муж? Чаще всего он смотрит на супругу не с позиций общества, а из своего собственного угла.

Существуют несколько способов преодоления ролевого конфликта: считать некоторые роли более важными, чем дру­гие; разделять дом и место работы, а также свои роли в них; разрядить конфликтную ситуацию помогают шутки.

Динамика ролевого набора

Хотя каждый статус обладает ролевым набором, ни одна роль в данном наборе жестко не закреплена за конкретным статусом. Статус может терять одну из своих ролей, приобретая взамен другую. Когда муж теряет роль кормильца, он превращается в домохозяйку, а иногда вообще перестает быть мужем и отцом. Обмениваться ролями можно только симметрично. То есть муж и жена могут поменяться ролями кормилец—домохозяй­ка. Но место потерянной роли может занять только симмет­ричная роль. Роль кормильца нельзя поменять, скажем, на роль сексуального партнера. Несимметричные роли могут меняться местами только на краткое время. Рольлюбовника-содержанта у богатой женщины мужчина способен выполнять лишь какое-то время. Даже «новые русские», способные со-

держать жену и семейство, заводятлюбовниц. Поскольку брак строится на обмене эквивалентными ценностями, переход на неэквивалентный обмен сразу же превращается в мину замед­ленного действия.

Если муж потерял роль кормильца, может ли на время по­заимствовать одну из ролей из статуса ребенка, например, иждивенца? Может, но на короткое время. Безработный муж терпим в доме до тех пор, пока роль не превратилась в хрони­ческое явление.

Если жене приходится выполнять две симметричные роли — кормильца и домохозяйки (при живом муже), — то со­хранить позитивную мотивацию к обеим ролям почти невоз­можно. Выполнять две роли с одинаковым мастерством нельзя. Женщина-бизнесмен перестает быть женщиной-до­мохозяйкой, а иногда и женшиной-матерью.

Особенно трудно заниматься с удовольствием добывани­ем денег и ведением хозяйства в то самое время, когда муж выполняет роль иждивенца. Как долго продлится этот союз? При каких условиях жена будет терпеть мужа, который зара­батывает меньше? Только когда он снимает с нее роль домо­хозяйки.

Итак, тот ролевой набор, который веками закреплялся за тем или иным статусом, не должен распадаться или перехо­дить к другому статусу, в противном случае возникают роле­вые конфликты….

Ключевые положения темы

Ключевые термины

Аффективное действие

Внутриролевой конфликт

Дистанционирование от роли

Домохозяйка Жизненный никл семьи

Идентификация с ролью

Исполнение роли

Кормилец

Личность

Межролевой конфликт

Обучение(освоение)ролям

Ролевая дистанция

Ролевое напряжение

Ролевой конфликт

Ролевой набор

Ролевые дисфункции

Ролевые ожидания (экспектации)

Роль

Сексуальный партнер

Содержание роли

Социализатор

Социальные действия

Социальные нормы

Социальный партнер

Традиционное действие

Целерациональное действие

Ценностнорациональное действие

 

Ключевые мысли

• Социальные роли и социальные нормы относятся к со­циальному взаимодействию

• Социальные статусы, права и обязанности, функцио­нальная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям.

• Социальное взаимодействие описывает динамику об­щества, социальные отношения — его статику.

Словарь

Buyтриролевой конфликт — противоречие (статусная несовме­стимость) между ролями одного ролевого набора.

Жизненный цикл семьи — последовательность социальных и демографических состояний на непрерывной временной оси с момента образования до момента прекращения ее су-шествования.

Идентичность роли, идентификация с ролью — отождествление исполнителя со своей ролью.

Конфликтная ситуация — доведенная до поведенческого уров­ня ролевая дисфункция.

Межролевой конфликт — противоречие между ролями из раз­ных ролевых наборов.

Ожидания (экспектации) — реакции других людей на испол­нение данной роли.

Ролевая дисфункция — невыполнение предписанных ролью обязанностей в силу субъективных причин, в частности, нежелания (отсутствие высокой или устойчивой положи­тельной мотивации) или неумения (отсутствие или нехват­ка знаний и навыков для выполнения роли).

Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус» [8, c.352-398].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.89.127.249 (0.066 с.)