Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология и методы научной работы↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Научная работа является важной сферой деятельности социолога. В зависимости от конкретной цели и задачи ученый может осуществлять научный поиск на основе имеющихся знаний, которые еще не получили проверки или искать то, что еще пока не известно, но может быть спрогнозировано. Научная деятельность предполагает овладение основными терминами, понятиями и категориями, такими как анализ, аспект, верификация, генезис, гипотеза, дефиниция, доказательство, закон, закономерность, идея, истина, классификация, концепция, метод, методика, методология, научная теория, научное исследование, научный факт, парадигма, принцип, проблема, синтез, система, теория, фактор. Социология объединяет несколько групп научных категорий. Первая группа включает базовые категории теоретической социологии (общество, социальные отношения, социальные структура, социальная мобильность и т.п.). Вторая группа включает дефиниции общества, находящегося на той или иной стадии развития (традиционное, индустриальное, общество модерна, общество постмодерна и т.п.). Третья группа интегрирует понятия, связанные со специальными социологическими теориями и отдельными отраслями социологического знания (социология образования, социология организации и т.п.). Четвертую группу категорий составляют те, которые раскрывают суть социологического исследования (объект, предмет, цель, задачи, техника, процедура, генеральная и выборочная совокупность, социальные показатели и индикаторы и т.п.). Социология является многопарадигмальной наукой, что затрудняет возможность однозначно оценивать все общественные явления с точки зрения единой методологии. Но, тем не менее, социологическое познание в отличие от обыденного основано на научном методы, что подразумевает: наличие специальных методов исследования, точности получаемых данных, воспроизводимость полученных результатов не только сами исследователем, но и другими людьми, воспользовавшимися той же методикой в сходных условиях и некоторую новизну полученных результатов. В социологии используют три основных принципа реализации научного подхода. Первый – принцип эмпиризма – предполагает обязательное использование эмпирических процедур. Второй – принцип объяснения или теоретического обоснования полученных опытных данных – позволяет раскрыть причины, лежащие в основе, вывести закономерности и вкобчить их в систему знания. Третий принцип – объективности – подразумевает независимость исследователя от идеологических воздействий. Наиболее распространены в науке формальный, содержательный, качественный, количественный, сущностный и деятельностный подходы. Формальный подход позволяет вскрывать устойчивые связи между элементами рассматриваемого процесса или явления, которые рассматриваются вне связи со всем процессом или явлением в целом. Содержательный подход требует изучения содержания явлений и процессов, выявления совокупности и составляющих их элементов, а также обращение к фактам, данным наблюдений, опыта для выведения из них посредством абстракций, анализа, синтеза теоретических заключений. Исторический подход предусматривает рассмотрение конкретного происхождения и развития какого-либо объекта или явления. Качественный подход направлен на выявление совокупности признаков, свойств, особенностей изучаемого явления, исследователи собирают конкретные исторические факты. Качественный подход позволяет выявить совокупность признаков, свойств, особенностей изучаемого явления, или процесса, определяющих его своеобразие и принадлежность как к самому себе, так и классу однотипных с ним явлений и процессов. Количественный подход направлен на выявление характеристик различных явлений, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых в числах и величинах. В предметах, явлениях и процессах выделяются общие свойства, независимо от природы их однородности/разнородности. Сущностный подход выявляет внутренние, глубинные стороны каких-либо предметов и явлений. Все вышеуказанные подходы являются взаимосвязанными, но независимыми друг от друга. Каждое конкретное исследование может включать их комбинации. Исследовательский подход может рассматриваться и как базовый принцип, основное положение. Наиболее часто в социологии используются системный, комплексный и деятельностный подходы. Системный подход позволяет рассмотреть объект в целостности, выявить многообразие типов его внутренних связей. Реализация системного анализа предполагает изучение его в разных аспектах. На практике часто применяется системно-компонентный аспект, в рамках которого выявляются элементы или компоненты системы, ее подсистемы и анализируется их функциональное назначение. При использовании системно-структурного аспекта предполагается рассмотрение системы через компонентные взаимосвязи, отношения между элементами, а также между элементами и системой в целом. Одновременно оба аспекта используются только во время реорганизации системы, но самостоятельное применение эффективно в условиях относительной стабильности исследуемого объекта и окружающей среды. Комплексный подход основан на идее многогранности каждого изучаемого явления, что обуславливает применимость знаний всех дисциплин, участвующих в изучении объекта, направленных на достижение единой цели – получить всесторонне знание о нем. Деятельностный подход апеллирует к социальной деятельности людей, которая, с одной стороны, осуществляется по независимым от людей законам и закономерностям, с другой – сами люди ее реализуют сообразно своему социальному положению, знаниям и способностям. Согласно деятельностному подходу, сфера деятельности, социальные последствия деятельности характеризуют социальную жизнь представителей разных социальных слоев и конкретной личности. На основе этого подхода социологи, изучая различные виды деятельности социальных групп и индивидов, разрабатывают систему социальных показателей (качественных и количественных характеристик отдельных свойств и состояний социальных объектов и процессов, совокупность которых отражает их существенные особенности в статике и динамике) и социальных индикаторов (характеризующих состояния и процессы функционирования и развития социальных объектов), с помощью которых можно анализировать тенденции и предлагать перспективы развития современного общества. В основе исследовательских подходов лежат разные теории и парадигмы. Научная парадигма – совокупность мировоззренческих и методологических принципов, принятая в данной науке в качестве образца постановки и решения исследовательских задач, модель познавательной деятельности, в соответствии с которой организуются и проводятся научные исследования. Категория «парадигма» шире понятия теории. Теория представляет собой комплекс взглядов, идей, направленных на истолкование какого-либо явления. Парадигма может объединять несколько теорий и развивать их на новом уровне обобщения. Становление социологической науки начиналось с мифологического, механистического и статистического осмысления общественных явлений. Современноесоциологическое мышление опирается на парадигмы, имеющие системный, диалектический и диатропический характер. К числу основных системных парадигм следует отнести функционализм, структурализм, структурный функционализм и институционализм, между которыми много схожего, обусловленного их нацеленностью на анализ социальных систем. Диалектическое видение социальной проблематики четче всего прослеживается в парадигмах, сформировавшихся в рамках марксистской парадигмы, неомарксистской парадигмы, критической социологии (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и др. представители так называемой франкфуртской школы). Диатропическое осмысление социальной жизни проявляется в разнообразных интерпретативных парадигмах, к которым относят понимающую социологию, символический интеракционизм, феноменологию и этнометодологию. Современные социологи пытались создать теоретико-методологические конструкции, которые имеют объединительный характер и синтезированное содержание, пригодные для исследования любого социального явления и процесса как на микро- так и на макро-уровне. Например, «общую теорию социального действия» Т. Парсонса, «интегральную социологию» П.А. Сорокина, учения П. Бурдье, Э. Гидденса, П. Монсона, П. Штомпки, В.А. Ядова, Г.В. Осипова и В.Г. Немировского. Но, как замечают ученые, все теории, претендующие ныне на роль объединительно-универсальных парадигм, кардинально противоречат друг другу и отвергают друг друга в большей мере, чем несинтезированные парадигмы системного, диалектического и диатропического характера. Поэтому их появление не привело к монопарадигмальности социологии. Однако, разделяемой всеми социологами (или хотя бы большинством) парадигмы до сих пор нет и, надо полагать, еще долго не будет. Ни одна из ныне действующих социологических парадигм не дает всеобъемлющего знания социальной реальности, но вносит свой вклад в ее понимание. В связи с этим важно заметить, что выбор исследовательской парадигмы осуществляется не произвольно, не по прихоти социологов. Оно предопределяется прежде всего замыслом исследования, его темой, целью и задачами. Итак, современная социология полипарадигмальна, предполагает возможность и необходимость использования разных подходов к осознанию изучаемых ею явлений и процессов. Это обстоятельство имеет как позитивные, так и негативные следствия. Позитивные следствия выражены в том, что полипарадигмальность обеспечивает разносторонность социологических исследований, создает возможность рассмотрения одного и того же явления в разных аспектах, обнаружения в нем многих граней. Негативные следствия выражаются в осложнении сопоставления полученных в разных исследованиях данных и выводов в ситуациях, когда эти исследования основаны на разных парадигмах. Научное знание обычно разделяют на теоретическое (система логически взаимосвязанных понятий и принципов анализа изучаемых процессов) и эмпирическое (призванное проверять исходные теоретические положения на основе конкретных данных, полученных опытным путем). Различие в основных уровнях научного знания заключается в способах воспроизведения объективной реальности, в подходах и методах построения системного знания. Метод – сознательный и последовательно применяемый способ достижения цели. Научные методы подразделяются на общие и специальные. Общие используются на протяжении исследовательского процесса самыми разными науками и обычно могут быть объединены в большие группы: методы теоретического исследования; методы, используемые на теоретическом и эмпирическом уровне и методы эмпирического исследования. В теоретическом исследовании применяют метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод идеализации и формализации и аксиоматический метод. Самый важный из вышеперечисленных – метод восхождения от абстрактного к конкретному, согласно которому процесс познания разбивается на два самостоятельных этапа. На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного в действительности к абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений и превращается в совокупность абстракций. На втором этапе мысль движется напротив от абстрактных определений объекта к конкретному в познании и мышлении. На этом этапе восстанавливается исходная целостность объекта, который воспроизводится в мышлении во всей многогранности. Идеализация – мысленное конструирование идеальных объектов, которые не существуют в действительности и абстрагирование от воздействия на идеальные объекты внешних сил, что позволяет упростить сложные системы и применять математические методы исследования. Формализация – метод изучения разнообразных объектов путем отображения их в специальной символике. Аксиоматический метод использует аксиомы, предположения без доказательств. Все остальные предложения теории выводятся из аксиом на основании логических правил данной теории. Специальные методы в каждой науке свои и определяются характером предмета и конкретного обследуемого объекта. Социологический метод как собирательное понятие характеризует основные онтологические и методологические установки социолога во время проведения социологического исследования. К социологическим метода относятся: микро- и макроподход, изучение частного случая или массовое обследование, свободное интервью или формализованный опрос. В теоретической социологии применяются генетический, гипотетико-дедуктивный, сравнительно-исторический методы. Генетический метод основан на анализе происхождения социальных явлений и процессов, анализирует их происхождение и развитие, устанавливает начальные условия, этапы и тенденции развития объекта исследования. Сущность гипотетико-дедуктивного метода заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводится утверждение о фактах. Его применяют для создания теоретической модели изучаемого социального объекта, истинность которого устанавливается в процессе социологических исследований и социальной практики. Сравнительно-исторический метод выделяет общее и специфическое в социальных явлениях при сравнении одного и того же явления на разных ступенях исторического развития или двух разных сосуществующих явлений. Этот метод может реализоваться путем сравнения-сопоставления, посредством которых выявляется природа разнородных объектов; историко-типологического сравнения с помощью которого объясняется сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями их генезиса и развития; сравнение, при котором фиксируются элементы взаимовлияния различных явлений. Общенаучные методы, используемые как в теоретическом, так и в эмпирическом исследовании включают абстрагирование, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, моделирование и т.п. Анализ – расчленение целого на составные элементы для изучения их в отдельности. Он помогает выяснить различные связи между фактами, что придает исследованию логическую цельность и завершенность. Синтез – соединение полученных при анализе частей в целое, что может предварять анализ или следовать за ним. Индукция – умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом. Дедукция – умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества. Моделирование – исследование объектов познания на моделях реально существующих предметов для улучшения характеристик последних и прогнозирования. Социологическое исследование – это способ получения знаний о современном мире, основанный на строгом сборе фактов и их социологическом объяснении. В социологическом исследовании выделяются следующие виды: теоретические/эмпирические/методологические, фундаментальные/прикладные, описательные/анамнестические/ прогностические, полевые/лабораторные, экспериментальные/ сравнительные; лонгитюдные/панельные/повторные, биографические/поколенные/когортные. К современным методам социологического исследования относят изучение отдельного случая, монографическое обследование, массовое статистическое наблюдение. Для изучения социолог, прежде всего, ищет проблему, заслуживающую внимания. Научная проблема должна более или менее точно отображать проблемную социальную ситуацию. Цель социологического исследования предназначена для поиска ответа на вопрос: на получение какой информации и какого конкретного результата ориентируется данное исследование. Достижение цели должны соответствовать задачи исследования: теоретические, методологические и прикладные. Цель и задачи обязательно формулируются в выпускной квалификационной работе бакалавра. Как правило, социологическое исследование представляет гипотезу – научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, характере их связей, механизме их функционирования и развития. Гипотеза также указывается в выпускной квалификационной работе бакалавра. В результате исследования гипотеза либо отвергается, либо подтверждается и тогда становится положениями теории. В эмпирическом исследовании социологи широко используют количественные (опрос: интервьюирование и консультирование) и качественные методы (анализ данных, контент-анализ, наблюдение, эксперимент).
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА
Подготовительная работа начинается с выбора темы выпускной квалификационной работы бакалавра (примерная тематика выпускных квалификационных работ бакалавра приведена в Приложении 7) Тематика выпускных квалификационных работ ежегодно разрабатывается выпускающей кафедрой, обсуждается и утверждается на ее заседании. Тема выпускной квалификационной работы бакалавра должна соотноситься с проблематикой научной школы «Социология знания», концептуально развивающейся на факультете. В тематику выпускных квалификационных работ бакалавра включаются наиболее актуальные, наименее разработанные, имеющие прикладное значение темы. Тема выпускной квалификационной работы бакалавра определяется общественными запросами, запросами производственных организаций и задачами экспериментальной деятельности, решаемыми преподавателями ВШССН. Выпускная квалификационная работа бакалавра включает результаты научно-исследовательской деятельности кафедр, факультета и сторонних научно-производственных и/или научно-исследовательских организаций. После ознакомления примерной тематикой выпускной квалификационной работ, предлагаемой кафедрой студентом самостоятельно осуществляется выбор темы в соответствии с его научными интересами и возможностями привлечения для написания работы практического материала, в т. ч. полученного в ходе производственной практики. Выпускная квалификационная работа бакалавра включает самостоятельные исследовательские материалы автора, собранные или полученные при прохождении производственной практики и выполнении курсовых работ. Результаты выпускной квалификационной работы бакалавра рекомендуются к использованию и/или могут быть внедрены в современное производство. Не допускается написание выпускной квалификационной работы на одну и ту же тему студентами на одной базе практики. Студенты, которые начали работу над определенной темой на первых курсах и продемонстрировали результаты в курсовых работах, докладах и выступлениях на студенческих научных конференциях, имеют преимущества при закреплении данной темы выпускной квалификационной работы. Закрепление темы выпускной квалификационной работы производится на основании заявления студента на имя директора ВШССН (см. Приложение 2). Одновременно с заявлением темы выпускной квалификационной работы студент пишет заявление о соблюдении профессиональной этики при написании выпускной квалификационной работы бакалавра (см. Приложение 3). Студент выполняет выпускную квалификационную работу под руководством научного руководителя из числа преподающих в Высшей школе современных наук МГУ имени М.В. Ломоносова (ВШССН МГУ), имеющего ученую степень кандидата или доктора наук и рекомендованных учебно-методической комиссией ВШССН МГУ (УМК ВШССН МГУ) преподавателей. Для решения практических задач могут привлекаться соруководители-практики для решения производственных задач на конкретном предприятии. На рассмотрение учебно-методической комиссией ВШССН МГУ выносится заявление студента об утверждении темы выпускной квалификационной работы бакалавра (с указанием ее перевода на английский язык) (см. Приложение 2), а также краткая аннотация, подписанные предполагаемым научным руководителем. Изменение темы выпускной квалификационной работы бакалавра осуществляется по заявлению студента, подписанного научным руководителем, и после соответствующего обсуждения и утверждения учебно-методической комиссией ВШССН МГУ. После 10 февраля четвертого года обучения смена темы выпускной квалификационной работы бакалавра не допускается. Студент несет ответственность за качество и своевременную сдачу выпускной квалификационной работы. Сроки представления этапов подготовки выпускной квалификационной работы содержатся в Приложении 1. Промежуточная аттестация студента по подготовке выпускной квалификационной работы бакалавра осуществляется в три этапа: 1) не позднее 10 февраля 4 года обучения на основании предоставления в научно-методический отдел первой главы/раздела выпускной квалификационной работы бакалавра; 2) не позднее 30 марта 4 года обучения студента на основании представления студентом в научно-методический отдел ВШССН отчета о ходе ее выполнения с подписью научного руководителя; 3) не позднее 25 мая 4 года обучения студент проходит предварительную защиту в присутствии заведующего и членов кафедры выпускной квалификационной работы бакалавра, по результатам которой принимается заключении о допуске/не допуске выпускной квалификационной работы бакалавра для представления к защите. Отчет о ходе выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра должен содержать: краткое введение в проблематику работы. В том числе обоснование актуальности выбранной темы, формулировку изучаемой проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановку цели и задач выпускной квалификационной работы бакалавра, объяснение планируемого вклада студента в разработку изучаемой темы; краткое описание источников информации, как для теоретической, так и для практической части, а также методологию анализа данных; характеристику практической части работы, данные об апробации работы на различных круглых столах, конференциях и т.п. В том числе необходимо ясно указать, какой объем запланированной работы уже проделан на момент составления отчета, к каким результатам это привело, и какую работу еще предстоит сделать с тем, чтобы достичь цели выпускной квалификационной работы бакалавра; прогноз практической значимости работы; краткое изложение структуры выпускной квалификационной работы бакалавра. Объем отчета не должен составлять более 3 страниц. Описание практической части выпускной квалификационной работы бакалавра должно составлять не менее половины объема отчета. Написание выпускной квалификационной работы начинается с подбора литературы по исследуемой проблеме. Для поиска литературы необходимо пользоваться библиографическими справочниками, компьютерными каталогами библиотек, информационно-поисковыми системами Интернета. Параллельно с подбором теоретических источников необходимо собирать материалы эмпирических исследований, проводимых учеными по данной проблематике. План выпускной квалификационной работы составляется на основе изученных литературных источников. В названиях работы отражаются ключевые вопросы темы, в названиях параграфов – более конкретные вопросы. Каждая глава и параграф должны иметь свое название и нумерацию. Названия глав не должны дублировать название темы, а названия параграфов – название глав. Формулировки должны четко и ясно отражать суть рассматриваемой проблемы. По мере написания выпускной квалификационной работы названия ее составных частей уточняются, но не изменяются принципиально. На завершающей стадии написания работы на основе плана оформляется Содержание выпускной квалификационной работы (см. Приложение 5). Список литературы и план выпускной квалификационной работы согласовываются с научным руководителем и утверждаются им.
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна содержать следующие структурные элементы и в следующем порядке: · титульный лист по форме Приложения 4; · заявление о соблюдении профессиональной этики при написании выпускной квалификационной работы бакалавра по форме Приложения 3 (только для двух подписанных именем студента экземпляров работы); · аннотации выпускной квалификационной работы бакалавра на двух языках (русском и английском) объемом не более 150 слов каждая; · оглавление; · введение; · основная часть; · заключение; · список литературы; · приложения (при необходимости)
Оглавление содержит пронумерованные названия глав и параграфов выпускной квалификационной работы бакалавра, с указанием номеров страниц (пример приведен в Приложении 5)
Введение (1,5-2 стр.) содержит: · обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы бакалавра и ее актуальность; · формулировку цели и задач исследования; · определение объекта и предмета исследования; · краткий обзор литературы по теме, позволяющий определить положение работы в общей структуре публикаций по данной теме; · характеристику методологического аппарата исследования; · формулировку основных вопросов и гипотез исследования; · обоснование теоретической и практической значимости результатов исследования; · сведения об апробации представленного исследования; · краткую характеристику структуры работы.
Основная часть работы состоит из двух Глав (четырех параграфах) или в трех Разделах. Объем одного параграфа может составлять от 10 до 17 страниц. Объем одного Раздела может составлять до 25 страниц. Главы/разделы и параграфы должны быть сопоставимы по объему. Структурирование выпускной квалификационной работы на Главы целесообразно в том случае, если она имеет преимущественно фундаментальную направленность. В первом параграфе делается теоретическая разработка Теоретического объекта исследования, во втором параграфе - Предмета исследования, раскрываются механизмы воздействия состояния Предмета исследования на состояние Объекта исследования, в третьем параграфе раскрывается подход к методике проведения эмпирического исследования, в четвертом параграфе раскрываются содержательные результаты авторского эмпирического исследования. Структурирование выпускной квалификационной работы на Разделы целесообразно в тех случаях, когда материал сложно разделить на четыре параграфа и выпускная квалификационная работа имеет преимущественно прикладную направленность. В первом Разделе делается теоретическая разработка Теоретического объекта и Предмета исследования, во втором Разделе раскрывается подход к методике проведения эмпирического исследования, в третьем Разделе раскрываются содержательные результаты авторского эмпирического исследования. Тем самым, методическая и эмпирическая часть разрабатывается более полно и детально. При т еоретической разработке Объекта и Предмета исследования дается обоснование теоретического подхода к анализу исследуемого явления, определение используемого понятийного аппарата, посредством которого описываются исследуемые явления, их содержательные характеристики, выделяется система переменных, на основе которых строится концептуальная модель исследования, Даная модель выступает конечным результатом теоретической разработки Объекта и Предмета исследования. При этом дается аргументированное изложение выбора тех или иных подходов, собственной точки зрения на теоретическое описание исследуемых явлений, использование тех или иных понятий. Текст выпускной квалификационной работы строится в рассуждающем, логически-доказательном стиле. Необходимо избегать обзорного стиля изложения и включать в содержание теоретической части исследования анализ только тех теорий,- которые в той или иной степени необходимы для построения концептуальной модели исследования. Умение полно и глубоко провести теоретическую разработку Объекта и Предмета исследования является важнейшим критерием оценки уровня выпускной квалификационной работы, ее соответствия квалификационным требованиям и условием получения высокой положительной оценки. В методической части выпускной квалификационной работы, исходя из выделенных переменных исследования, необходимо обосновать построение системы социальных и социально-психологических показателей эмпирического исследования, позволяющих оценить состояние исследуемых явлений, дать анализ достоинств и недостатков методов сбора первичных данных применительно к проблеме исследования и обосновать выбор метода измерения, который будет использоваться для оценки выделенных показателей. В случае необходимости, в методической части следует дать содержательную характеристику инструмента измерения с описанием его составных частей (блоков индикаторов) и их роли в оценке состояния эмпирического объекта исследования. В эмпирической части выпускной квалификационной работы основное внимание следует уделить обобщению полученных первичных данных, выявлению взаимосвязей между показателями. На этой основе необходимо выделить наблюдаемые тенденций в стоянии объекта и предмета исследования и характер взаимообусловленности их стояний. Полученные эмпирические данные являются лишь средством установления взаимосвязей и приводятся только в качестве подтверждения обоснованности сделанных обобщений. При этом необходимо дать содержательный анализ первичных данных с описанием характера распределения значений индикаторов исследования, способов построения на их основе показателей и распределения их значений. При анализе нет необходимости приводить все значения индикаторов и показателей, а давать только значения, в определяющей степени характеризующие состояние исследуемого явления. В конце каждого из Параграфов, Глав или Разделов выпускной квалификационной работы обязательно делаются Выводы, которые представляет собой совокупность всех основных содержательных результатов (промежуточных выводов), полученных в рамках данного параграфа или Раздела. При этом Выводы обязательно включают в себя те положения выпускной квалификационной работы, которые, по мнению автора, составляют её новизну. Выводы следуют сразу же за текстом Параграфа или Раздела. Выводы по каждой Главе представляют собой сводные результаты, полученные по каждому Параграфу, которые будут использоваться в последующих Параграфах и Главах выпускной квалификационной работы. Заключение отражает обобщенные результаты проведенного исследования в соответствии с поставленной целью и задачами исследования, а также раскрывает значимость полученных результатов. При этом оно не может подменяться механическим повторением выводов по отдельным главам. Заключение не должно составлять более 2 страниц. Список литературы оформляется в соответствии с Приложением 6. В приложения включаются материалы, имеющие дополнительное справочное или документально подтверждающее значение, но не являющиеся необходимыми для понимания содержания выпускной квалификационной работы бакалавра, например, копии документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и правил, статистические данные. Приложения не должны составлять более 1/3 общего объема выпускной квалификационной работы бакалавра.
ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА. К защите принимаются только сброшюрованные работы, выполненные с помощью компьютерного набора. Рекомендуемый объем выпускной квалификационной работы бакалавра – от 60 до 75 страниц печатного текста без титульного листа, оглавления, списка литературы, приложений. Текст выпускной квалификационной работы бакалавра должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа формата A4 (270 x297 мм) с соблюдением следующих характеристик: · шрифт Times New Roman; · размер 14; · интервал –1,5; · верхнее и нижнее поля –20 мм, левое –30 мм, правое –10 мм; · заголовки разделов печатаются жирным шрифтом Times New Roman, размер 14. После заголовка раздела оставляется одна пустая строчка; · заголовки второго и третьего уровня (параграф и пункт) печатаются жирным шрифтом Times New Roman, размер 16 и 14 соответственно. Логически законченные элементы текста, объединённые единой мыслью, должны выделяться в отдельные абзацы. Первая строка абзаца должна иметь отступ. Сдвиг вправо первой строки абзаца должен быть одинаковым для всего текста дипломной работы бакалавра и равняться 1,5. Все страницы выпускной квалификационной работы бакалавра должны быть пронумерованы арабскими цифрами сквозной нумерацией по всему тексту, включая приложения. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется. Главы, параграфы, пункты (кроме введения, заключения и списка использованной литературы) нумеруются арабскими цифрами (например, глава 1, параграф 1.1, пункт 1.1.1).При этом слова: «параграф» и «пункт» не пишутся перед номером, следом за номером идет название соответствующего подраздела. Заголовки разделов всех уровней, слова Введение, Заключение, Список литературы, Приложения пишутся без кавычек, без точки в конце и выравниваются по левому краю страницы. Слово Оглавление выравнивается посередине страницы. Перенос слов в заголовках не допускается. Каждая глава, оглавление, введение, заключение, список литературы, каждое приложение начинаются с новой страницы. Графики, схемы, диаграммы располагаются в работе непосредственно после текста, имеющего на них ссылку (выравнивание по центру страницы). Название графиков, схем, диаграмм помещается под ними, пишется без кавычек и содержит слово Рисунок без кавычек и указание на порядковый номер рисунка, без знака №, например: Рисунок 1. Название рисунка. При построении графиков по осям координат вводятся соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками. Таблицы располагаются в работе непосредственно после текста, имеющего на них ссылку (выравнивание по центру страницы). Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы следует проставлять в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова Таблица, без знака №. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия. Если таблицы, схемы, графики и т. д. приводимые в работе по своему объему не превышают 1\2 страницы, то их надо проводить непосредственно по тексту работы. Если они превышают указанный объем - выносить отдельно в приложения к работе. Приводимые таблицы должны иметь название и обозначение единиц (% или иные). При анализе практического материала, название таблицы должно содержать наименование организации, материал которой исследуется и временной период исследования. Пример правильно оформленной таблицы по тексту выпускной квалификационной работы: Таблица 1 Коэффициенты раскрытых преступлений в расчете на 100 тыс. населения в возрасте 14 – 17 лет и преступлений несовершеннолетних в Москве и Московской области за 2010 г.
Если содержание таблицы «переходит» на следующую страницу, то ее оформление таково: Продолжение Таблицы 1
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.144 (0.012 с.) |