Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственные органы управления как субъект культурной политикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Перечень субъектов культурной политики может быть весьма широк, и он определяется как уровнем рассмотрения самой культурной политики, так и характером институционализации субъектов. Это порождает определенную иерархию субъектов, в основе которой лежат различные основания. «В социально-философском контексте институциональная деятельность ведущих субъектов социокультурного развития носит многофункциональный характер, - отмечает Н. Г. Денисов. - Они могут выполнять функции, относящиеся не только к культуре, но и другим сферам социальной регуляции: 1. индивиды-творцы, социальные группы и творческие организации, создающие духовно-культурные ценности; 2. государство посредством законодательных и исполнительных органов осуществляет культурную политику и воздействует на социокультурные процессы; 3. политические партии и общественные объединения отражают отношения между социальными группами общества и представляют их интересы, вместе с тем влияя на содержание культурной жизни общества; 4. культурно-образовательные учреждения и научные центры осуществляют культурализацию различных групп населения; 5. культурно-бытовая и досуговая «индустрия» выступает субъектом культурных услуг; 6. негосударственный сектор, коммерческие структуры, физические лица (меценаты, спонсоры) в кризисных условиях проходят испытание на право стать субъектами культуры. Все они, так или иначе, дополняют друг друга и взаимодействуют, создавая полисубъектную структуру социокультурного развития общества». Рассматривая институционализацию как фактор многообразия субъектов культурной политики, Н. Г. Денисов подчеркивал: «Институционализация интересов и потребностей людей в сфере культуры приводит к многообразию субъектов культурного развития - социальных институтов и их общественных форм (семья, государство и его органы, общественные организации и его коллективы, творческие союзы и учреждения культуры, воспитательные и образовательные учреждения, осуществляющие социализацию личности и т. п.)». Разделяя широкую трактовку определения субъектности, Денисов относит к ней практически все общественные институты и все действующие субъекты, включая экономические, политические и иные. Потребитель рынка культурных услуг в данном случае практически превращается в субъекта культурной политики, т. к. своими запросами на этом рынке он фактически активно вмешивается в культурный процесс. Придерживаясь подобной трактовки субъекта, Н. Г Денисов признает, что важным аспектом для субъектов культурной политики выступает социокультурная среда, ее региональные и этносоциальные особенности. «В этих условиях значительную, определяющую роль призвана выполнять законодательная и исполнительная власть, субъекты федерального и регионального уровня, государственные органы, общественные формирования, самодеятельные творческие объединения, национально-культурные сообщества». В. С. Жидков и К. Б. Соколов, говоря о субъектах культурной политики, справедливо уточняют, что все эти группы «имеют свои собственные, существенно различающиеся интересы, которые имеют как бы два ракурса: интересы, декларируемые и интересы реальные, которые не всегда совпадают». По мнению Жидкова, каждый субъект культурной политики, если говорить о реальных интересах, «как минимум, заботится о самосохранении и, как максимум, стремится к распространению своего влияния (своей картины мира) как можно более широко в том культурном сообществе, в пределах которого он функционирует». Исходя из позиции, что «культурная политика - это борьба интересов различных субъектов культурной жизни, в которой самую существенную роль играет распределение различных ресурсов - финансовых, материальных, кадровых и информационных», В. С. Жидков убежден, что между субъектами культурной политики возможны «конкуренция или конфликты, которые легко перерастают в конфликты между соперничающими системами мышления, в которых каждая сторона стремится самоутвердиться за счет дискредитации или ликвидации конкурирующей системы знания и представления о мире. Подобные конфликты решающим образом воздействуют на формирование и осуществление государственной культурной политики. Субкультурное разнообразие общества порождает множественность картин мира, представляющих общество в целом и его отдельные фрагменты под специфическим углом зрения». «Эта множественность картин мира, с одной стороны, составляет культурное богатство общества, но с другой - серьезно затрудняет решение главной задачи государственной культурной политики -формирования у всех граждан сколько-нибудь единообразной картины мира, консолидирующей общество». Подобной расширительной трактовке категории субъекта культурной политики противостоит другая, более узкая, но не сфокусированная. Те же, В. С. Жидков и К. Б. Соколов, вводят такие две важные характеристики субъектов, отличающие их от акторов, как участие в воспроизводстве культурной деятельности и непосредственное осуществление управления культурной деятельностью, за которые непосредственно несут ответственность субъекты культурной политики. Таким образом, к субъектам культурной политики, если принимать во внимание эти критерии, относятся: - «люди, обеспечивающие инновационную деятельность в сфере культуры, вырабатывающие новые «продукты» культуры (образы и фрагменты картин мира различных субкультур) - художники, ученые, священнослужители и др. Именно они являются основными субъектами культурной политики, но в то же время они являются и ее объектами; - люди, осуществляющие культурную политику, - государственные деятели, определяющие законодательные и иные правила поведения в сфере культуры, чиновники, управляющие ее социальными институтами, меценаты». Авторы монографии «Культурная политика и художественная жизнь» закономерно полагают, что субъектами являются не все акторы, а лишь те, кто располагает для этого достаточными ресурсами. Важно, что субъект, должен располагать всем комплексом ресурсов (материальными, финансовыми, кадровыми и информационными) для осуществления своей культурной политики. Развивая идею ресурсной базы, те же авторы предлагают различать в ней не только финансовые, но, прежде всего, проектно-стратегические и мотивационные ресурсы: интерес в определенной области или ее секторе; связанное с ним представление о должном состоянии системы культуры (в виде более или менее разработанной концепции); представление о стратегических и приоритетных целях и конкретных задачах в этой области, а также об адекватных методах осуществления соответствующих задач культурной политики. Особое место ресурсной составляющей в культурной политике отводит Колин Мерсер, утверждающий, что «не существует более политизированной области, чем культура». Наиболее важно для исследователя то, как и с помощью каких ресурсов и возможностей она создает свой имидж и «управляет» собой, определяя тем самым режимы «собственного управления». Итак, наш анализ позволяет говорить, что субъекты культурной политики довольно многообразны и имеют различный институциональный и уровневый характер. Институционально-организованные субъекты могут быть представлены следующим перечнем: 1. государство и его институты; 2. органы управления культурой; 3. организации культуры и искусства; 4. творческие объединения и союзы создателей художественных ценностей; 5. общественные организации и объединения поддержки культуры. Если рассмотреть выделенных субъектов с точки зрения состояния их ресурсной базы, то можно утверждать, что она различна и потенциал влияния этих субъектов на формирование культурной политики в регионе снижается по мере продвижения от первого к последнему.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.50 (0.007 с.) |