Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политика как общественное явление. Происхождение, структура, функции политики в обществе.↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Политические идеи античности (Платон, Аристотель).
Платон (428 – 347 гг. до н.э.) – один из выдающихся древнегреческих мыслителей, ученик Сократа, оказавшего на него огромное влияние. После смерти своего учителя он много путешествовал, посетил Египет, Сицилию, Южную Италию. Изучение политического устройства греческих полисов и иностранных государств сформировало у Платона собственные политические взгляды, нашедшие отражение в его диалогах «Государство», «Политика», «Законы». В них Платон значи-тельное внимание уделяет толкованию понятий «власть» и «политика», которые определяет как искусство управления полисом ради общего блага, впервые проводит и анализирует классификацию типов государственного устройства. По мнению Платона, правитель должен править не в своих собст-венных интересах, а на благо подданных. По его мнению, существующие в греческом мире типы государственного устройства (тимократия, олигархия, демократия, тирания) несовершенны и нуждаются в замене. Особенно критично отзывается Платон о демократии, которая, по его мнению, неизбежно ведет к тирании. Платон выступает с предложением о создании собственной модели «идеального» государства, состоящего из свободных граждан. По мысли Платона, идеальное государство имеет иерархическую структуру. На вершине социальной пирамиды, во главе государства должны стоять мудрецы (философы). В их руках находятся все бразды правления, они руководят государством по своему усмотрению. Ступенькой ниже располагаются воины – сословие мужественных и волевых людей, призванных оберегать государство от внутренних и внешних врагов. В основании социальной пирамиды находятся ремесленники и земледельцы, которым свыше предсказано обеспечивать всем необходимым граждан первых двух высших разрядов. В «идеальном» государстве не должно быть частной собственности, которая, по мнению Платона, портит душу человека, порождает стяжательство, конфликты между людьми, войны между государствами. Поэтому в «идеальном» государстве собственность может быть только общественной. Должны быть в государстве и рабы (из иноземцев). Таким образом, политической формой идеального государства Платон считает аристократическую республику, в которой верхушка господствующего класса диктаторскими методами правит населением. Неудача Платона в построении «идеального» государства приводит к трансформации его взглядов. В более поздний период своей жизни Платон отходит от прежней концепции. В диалоге «Законы» он отходит от идеи «правления мудрых» и утверждает идею «правления законов». В ХХ в. отношение к политической концепции Платона у современных исследователей нередко прямо противоположно. Так, некоторые из них видят в ней прототип правового государства (Е.И. Темнов), другие обвиняют Платона в тоталитаризме (К. Поппер).
Выдающимся мыслителем периода упадка греческого полиса был Аристотель (384 – 322 до н.э.) – крупнейший философ и ученый – энциклопедист. Он родился в г. Стагире, в богатой семье врача при дворе македонских царей. В 367 г. до н.э. приезжает в Афины, где поступает в платоновскую академию и становится учеником, а впоследствии и критиком Платона. Был воспитателем македонского царевича Александра. Впоследствии возвращается в Афины и основывает собственную философскую школу – Ликей. Аристотель известен миру прежде всего как философ, однако он высказывал также и политические мысли, понимал и решал политические проблемы. Среди множества работ Аристотеля в самых различных областях знания следует выделить его труды в области политики и права «Афинская полития» и «Политика», в которых он глубоко и всесторонне исследовал этические, политические и правовые проблемы. Аристотель первым среди современников называет политику наукой, а политическое общение рассматривает как важнейшую форму человеческого общения, которое обнимает собой все остальные общения. Как и Демокрит, Аристотель утверждал, что государство возникло не как преднамеренное соглашение между людьми, а образовалось исторически, естественным путем в качестве наиболее совершенной формы общения людей. Аристотель выступает за строгое соблюдение законов, перед которыми должны быть равны все свободные граждане в государстве. Соблюдение законов является залогом справедливости. Само же государство (полис), согласно Аристотелю, создается не ради того, чтобы жить, а для того, чтобы жить счастливо. Продолжая традицию, заложенную Платоном, Аристотель осуществляет детальную классификацию государственных устройств. На основе двух критериев: качественного, представляющего собой правление на общее благо или в интересах самих властвующих, и количественного, предполагающего правление одного, правление нескольких или правление большинства. Он выделяет правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия) формы государственного правления. Рассматривая вопрос о том, какой вид государственного устройства наилучший, Аристотель показывает, что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй (политию). Аристотель впервые обстоятельно раскрывает содержание понятия «гражданин». Человека Аристотель рассматривает как существо политическое, а понятие «гражданин» определяется им через участие в суде и органах власти. Аристотель был последовательным защитником частной собственности и рабства, без которых он считал немыслимым экономику полиса. Среди общественных классов особую роль он отводил «земледельческому демосу». По его мнению, именно этот класс наиболее ценен в этическом и политическом отношениях, поскольку привержен заведенным порядкам и благодаря этому классу, можно смягчать антагонизмы между бедными и богатыми, являющиеся причиной государственных переворотов. Аристотель одним из первых высказал также мысль о влиянии географических факторов на политическую жизнь общества, чем заложил основу географического детерминизма. Несмотря на то, что Аристотель жил почти две с половиной тысячи лет назад, многие его идеи и сегодня звучат достаточно актуально и современно.
Политические конфликты.
Политический конфликт – разновидность и результат конкурентного взаимодействия двух или более сторон (государств, групп, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.
Хотя конфликт – один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов, однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающего неудовлетворённость людей своим положением, чаще всего именно конфликт лежит в основе поведения групп и индивидов, развития политических процессов.
Конфликты, сигнализируя обществу и властям о существующих разногласиях, противоречиях, несовпадениях позиций граждан, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе. Поэтому дестабилизация власти возникает не потому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия или из-за их игнорирования. Поэтому только непрерывное выявление и урегулирования конфликтов может считаться условием стабильного и поступательного развития общества. Только отдельные разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для государства и общества характер. В основном же выявленные и урегулирование конфликтов даёт возможность эффективно поддерживать целостность политической системы.
Источники политических конфликтов: 1. несовпадение статусов субъектов политики, их интересов и потребностей во власти; 2. расхождение людей, их групп и объединений в базовых ценностях и политических идеалах; 3. процессы идентификации граждан: осознание своей принадлежности социальным, этническим и пр. обществам.
В основе типологии конфликтов может быть: сходство причин, вызвавших конфликт: социальная несправедливость, неравное участие в принятии политических решений, отчуждение от власти и политических институтов; сфера проявления: экономическая, социальная, межнациональная, культурная, военная и т.п.; уровень формирования и проявления: на межличностном, групповом, региональном и глобальном уровнях; на организационном уровне – межпартийные, межинституциональные, между существующей властью и общественными силами, интересы которых не представлены во властных структурах или представлены в виде отрицания и подавления этих интересов, внутри самой власти; время действия: затяжные, скоротечные.
Виды политических конфликтов: 1. Межгосударственный. 2. Классовый. 3. Этнический. 4. Между ветвями власти. 5. Между политическими элитами. 6. Между политическими лидерами.
ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ
Мораль как совокупность норм, правил поведения и отношения людей друг к другу, порожденных изначально существовавшими обычаями и традициями, имеет первенствующее к политике отношение. Прежде всего это первенство функциональное, так как отсутствие надлежащего этико-гуманистического обоснования, прочных нравственных предпосылок ведет к деформации самой политики и ее результатов. Устойчивый авторитет веками вырабатывавшейся общечеловеческой нравственности выше престижа любой политики. Для политики не могут быть безразличны существующие в конкретном обществе моральные ценности. Именно поэтому в высокоразвитых, стабильных обществах к политике и к политикам предъявляются строгие нравственные требования.
В современных условиях особое значение приобретают проблемы морального прогресса и прогресса политики, применимости моральных оценок к политической действиям, вопросы соотношения целей и средств в политике, пределов допустимости насилия к личности, социальной группе, нации и государству.
Мораль в отличие от политики не имеет вещественных воплощений в аппаратах власти, но так или иначе она присутствует во всех ее проявлениях. В политике действуют жесткие законы и правила, поэтому нравственный прогресс в обществе не всегда сопровождается соответствующим прогрессом в политике. Такие нравственные категории, как благо, добро, зло, справедливость, которыми оперирует политическое мышление, зачастую имеют иное содержание, чем эти же категории в осознании моральном: фигурируя в политическом мышлении, они несут утилитаристски-практическую нагрузку. За ними обычно скрываются достаточно элитарные польза или вред для различных субъектов социума вследствие функционирования государства. И зачастую людей всегда намного легче увлечь в сторону зла, нежели добра.
В политологии решение вопроса о соотношении цели и средств неразрывно связано с проблемой разделения политики и морали, так как это позволяет при выборе политических способов достижения цели освобождаться от моральных норм и запретов. Наиболее полно подход к проблеме соотношения целей и средств в политике выразил Н. Макиавелли: главным в политике выступает достижение цели, даже если способы несправедливы и аморальны. Цель оправдывает средства. Таким образом, все средства, ведущие к достижению общественного блага, оправдываются этой конкретной целью.
Исходя из истории политических и этических учений, современных теоретических концепций и политической практики можно выделить несколько основных вариантов взаимодействия между политикой и моралью:
1. Первенство морали поотношению к политике.
2. Обособленное существование политики и морали, вплоть до полного разрыва между ними.
3. Дискуссии в отношении проблемы соотношения целей и средств в политике.
4. Право политики зачастую действовать вразрез с нормами морали.
5. Оправдание аморализма политики, игнорирование ею морали.
6. Взаимодействие политики и морали в процессе их влияния друг на друга.
7. Нравственная оценка результатов политических действий.
8. Политическое сознание.
Первичный субъект политики Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечали еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта: 1) личность как индивидуальные психо-физиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика; 2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики; 3) личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде черта-ми, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики. Раздел II. Политическая социализация личности Понятие, агенты и типы политической социализации Понятие политической социализации личности. Личность — одновременно и субъект и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют политическую активность, другие — в меньшей, а третьи вообще стараются «убежать» от политики. Одни стремятся к утверждению существующего политического строя и проявляют конструктивное политическое поведение, другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение и демонстрируют деструктивную позицию. Есть и такие, кто легко приспосабливается к любому политическому режиму и всякой власти. Такое разнообразие видов политического поведения во многом обусловлено характером политической социализации личности. В общем плане социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс активного воспроизводства личностью социального опыта, осуществляемый в ее деятельности и общении. Политическую социализацию личности можно определить как процесс активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений. Можно сказать и по-другому: политическая социализация личности — это процесс, в ходе которого у личности в несколько этапов формируются определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и по-литического общения. Политическая социализация имеет две основные функции: 1) обеспечение достаточно эффективного в рамках данной социальной си-стемы политического взаимодействия с различными политическими организациями; 2) сохранение динамического равновесия политической системы, а вместе с тем и самого общества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и ценностных образцов политического поведения. Стержнем политической социализации является обогащение личности политическим опытом предыдущих поколений, который выражен в политической культуре. Политическая культура — это совокупность общепринятых ценностных ориентации, убеждений и норм политической жизни общества. По мере ее усвоения человек все больше адаптируется к существующей политической системе, становится в состоянии активно влиять на нее, т.е. все в большей степени делается субъектом политической жизни. Таким образом, политическая социализация личности — это всегда двусторонний процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие различного рода политических субъектов, а с другой стороны, по мере социализации сама становится в состоянии влиять на политическую жизнь общества. Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы. Самый широкий — международный уровень, охватывающий международные сообщества и организации. Здесь на личность воздействуют принятые в международном сообществе ценности, нормы и факторы: недопущение распространения ядерного оружия, угрозы международных конфликтов, предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и т.д. Социальный уровень политической социализации охватывает общество в целом и большие социальные группы: классы, профессии, национально-этнические общности и др. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как государство, правительство, политические партии, социально-экономические кризисы, безработица, уровень преступности в стране и др. Самый низкий — личностный уровень политической социализации, на котором личность испытывает воздействие со стороны людей, составляющих непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее по-литическую психологию, ценности и установки. Среди механизмов политиче-ской социализации здесь можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к политическим условиям и сформировать политическую идентификацию. Агенты политической социализации личности. Агенты, или факторы, политической социализации личности играют важнейшую роль в ее развитии. Они могут быть разных видов, качества и широты воздействия на личность. К непосредственным агентам политической социализации относятся политические институты и организации (государство, политические партии, движения), политические элиты и лидеры, группы интересов. Вся совокупность этих факторов образу-ет систему, которая с помощью политических механизмов стремится контролировать и направлять политическое поведение личности. Агенты политической социализации выступают также способами и средствами выражения политической активности личности, ее политического самоутверждения. На разных этапах развития личности и в разных странах на первый план выдвигаются различные агенты в зависимости от конкретных обстоятельств политической жизни, особенностей политического строя общества и т.д. К числу агентов политической социализации относятся не только соб-ственно политические, но и неполитические факторы: семья, группы сверстников, церковь, система образования, профессиональные и женские организации, культурные и спортивные объединения и т.д. Известно, например, какую большую роль могут сыграть группы популярных артистов или спортсменов при агитации за или против того или иного поли-тического лидера на выборах. К агентам политической социализации личности относятся и СМИ, которые оказывают на формирование личности сильнейшее влияние. Не случайно их называют четвертой властью. Поэтому в обществе идет постоянная борьба за владение СМИ и возможность их использовать в целях политической социализации. Важную роль в политической социализации личности играют и такие неполитические факторы, как социально-экономические условия и образ жизни человека, национальные традиции и даже отдельные важные для жизни индивида общественные факторы. Речь, в частности, идет о таких событиях, как невыплата заработной платы, безработица, обман населения со стороны государства или отдельных политических лидеров и тд. В определенных общественных ситуациях неполитические факторы могут оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого и взаимосвязанного общества, где все политические и неполитические факторы тесно переплетены. В качестве примера можно привести роль шахтеров, недовольных своим экономическим положением, в политической жизни современной России. Политическая социализация имеет исторический характер. Конкретно- сторическое содержание общественной жизни вынуждает каждое новое поко-ление по-своему адаптироваться к политической ситуации и реагировать на нее. В стабильном обществе этот процесс достаточно плавный и безболезненный, а в обществе, где происходит резкая смена политических норм и ценностей, политических отношений и форм политической деятельности, часто возникает кризис системы политической социализации, политическая аномалия, отчуждение личности от политики. Этот кризис проявляется прежде всего в том, что утрачиваются или не воспринимаются старые политические идеалы и/или разрушаются старые механизмы их трансляции, что особенно наглядно обнаруживается при смене одного типа общества другим. Типы (модели) политической социализации. Как уже сказано выше, политическая социализация личности происходит в процессе взаимодействия ее с обществом. Характер такого взаимодействия обусловлен прежде всего соотношением экономических, политических и других интересов человека и общества, гражданина и государства. Различная комбинация интересов обусловливает конкретные типы или модели по-литической социализации личности. Под типом политической социализации имеется в виду совокупность устоявшихся ценностных образцов взаимодей-ствия личности и политических институтов общества. На него оказывает влияние совокупность ряда факторов: уровень исторического развития общества, экономические условия, политическая культура, социальная структура общества, доминирующие агенты политической социализации и др. В общем плане тип политической социализации определяется теми стандартами политической жизни общества, которые диктуют личности определенный способ ее политического поведения, соответствующий политической культуре данного общества. В результате обеспечиваются политическая стабильность и преемственность в развитии общества. С большой степенью вероятности можно сказать: какой тип политической социализации личности господствует в обществе, таково и состояние самого общества, и наоборот, каково общество, таков и доминирующий тип политической социализации личности. Демократические принципы закрепления и обеспечения прав и свобод человека и гражданина
Понятия демократии и правового государства в определённой мере связаны с пониманием соотношения прав и свобод человека и государственной власти.
Любой индивид наделён определённой степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов — таких же членов общества, как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени[4].
Свобода — это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств.
Право — это всегда частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования свободных граждан.
Категории права существуют в трёх основных видах: неотъемлемые права (базовые), временно-неотъемлемые и полностью отъемлемые.
Общие принципы:[источник не указан 148 дней] Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством; Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства; Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам; В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому; Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией; Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления; Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых); Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой и правительством; Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. [править] Классификация прав и свобод человека и гражданина
Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и должны охватывать друг друга. Права и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах).[источник не указан 148 дней] В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально — экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена наиболее[источник не указан 148 дней] популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина. [править] Личные
Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят: Право на жизнь Право на свободу и личную неприкосновенность Право на достоинство личности Право на неприкосновенность частной жизни Право на неприкосновенность жилища Право на самозащиту, в том числе право на эффективные средства самозащиты, такие как огнестрельное оружие Право на национальную и культурную самоидентификацию Свобода совести и свобода мысли Свобода передвижения и выбора местожительства; Свобода выбора национальности и языка общения Право на судебную защиту Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную) Право на частную собственность (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции[5]) Право на пользование своим языком [править] Политические Основная статья: Политическая свобода
Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются: Свобода слова (свобода распространения не конфиденциальной информации) Право на информацию (доступ к информации) Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления) Право на объединение (свобода союзов) Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия) Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе Право на гражданство Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным) Право на участие в отправлении правосудия [править] Социально-экономические
Это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. [источник не указан 148 дней] К социально-экономическим правам относятся: Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность) Право на частную собственность Трудовые права (право на труд и свободу труда) Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства Право на социальное обеспечение Право на жилище Право на охрану здоровья и медицинскую помощь Право на справедливое взимание налогов Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д. [править] Культурные
Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся: Право на образование Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания) Право на участие в культурной жизни Академические свободы Право на благоприятную окружающую среду
23. Правовое государство — это продукт нового времени, а точнее — XX в. Раньше человечество его не знало, хотя, конечно же, существовавшие государства использовали право как средство управления. Правовое государство — это государство, приобретшее новые качества и занимающее более высокую ступень в развитии государственности. Правовое государство — это государство, где право перестало быть средством воплощения воли правящей элиты, а стало мерилом жизни не только для граждан, но и для нее самой.
Теория правового государства была создана на 150 лет раньше появления первых государств такого рода. Ее основателями считают английского мыслителя Дж. Локка (1632—1704), французского просветителя Ш. Л. Монтескье (1689—1755), немецкого философа И. Канта (1724—1804) и других ученых XVIII в. Практическое воплощение теория правового государства нашла в середине XX в. в таких странах, как США, Англия, Франция, Германия, и других развитых странах.
Правовому государству, в отличие от государства, которое таковым не считается, присущи следующие признаки.
1. Господство (верховенство) права. Это понятие означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон. Но не всякий закон может считаться основой правового государства, а лишь тот, который отвечает сложившимся реалиям, жизненным потребностям людей, который воплощает принципы справедливости. Законы должны приниматься с соблюдением определенной процедуры, что позволяет их оценить с разных сторон и избежать ошибок. Принятые законы не должны противоречить конституции и международно-правовым нормам. Но не только в создании качественных законов выражается господство права. Самое главное состоит в другом: законам должна подчиняться и сама государственная власть, которая создает законы. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов и должностных лиц в той же мере, как и для граждан.
2. Разделение властей. Человеческий опыт показывает, что концентрация власти в одних руках очень часто приводит к злоупотреблению властью. Вот почему очень важно и то, как государственная власть организована, в каких формах и какими органами она осуществляется.
Сначала о терминах. Строго говоря, термин «разделение властей» является не совсем точным. В самом деле, что такое власть? Власть — это способность подчинять поведение других людей своей воле, навязывать свою волю. Как можно разделить такую способность? Наоборот, органы государственной власти должны действовать в одном направлении, иначе это будет уже не власть, а сюжет из басни Крылова про лебедя, рака и щуку.
Действительно, государственная власть должна быть единой. Однако сам процесс осуществления власти неоднороден. Он включает выработку общих правил существования государства (т. е. законотворчество), практическое осуществление этих законов, а также контроль за их выполнением. Для выполнения каждой функции создается особая ветвь власти: законодательная, исполнительная, судебная. Следовательно, речь идет о распределении функций в государственном управлении, о рассредоточении, о распределении государственных дел. Разделение властей поэтому означает, что каждая ветвь власти независима, не подчиняется другим ветвям, не обязана следовать их указаниям в осуществлении своих функций.
Однако этим теория разделения властей не исчерпывается. Для того чтобы предотвратить злоупотребление властью, предусматривается система сдержек и противовесов, или инструментов контроля ветвей друг за другом. Так, парламент при определенных условиях может быть досрочно распущен королем или президентом. Президент может наложить вето на законопроект, принятый парламентом. Правительство может быть досрочно отправлено в отставку по требованию парламента. Глава правительства, министры во многих странах назначаются с согласия парламента. Президент за совершение преступлений может быть отстранен парламентом от должности в порядке импичмента. Судьи назначаются на должность или парламентом, или президентом. Конституционный суд может признать акты других ветвей власти противоречащими конституции.
Воплощение принципа разделения властей позволяет: предотвратить злоупотребление властью; повысить профессионализм в государственном управлении; осуществлять контроль за действиями государственных органов; возлагать на виновных должностных лиц ответственность за ошибки в государственном управлении.
Эти достоинства несомненны, что свидетельствует о том, что разделение властей — это большое достижение человечества в деле социальной организации.
Человечество уже много отдало за воплощение в жизнь принципа разделения властей, и борьба во многих странах за него продолжается.
3. Широкие и реальные права и свободы личности. Право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность личности и жилища, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и др. закрепляются в конституции. Но этого мало.
В правовом государстве существуют реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации.
Конкретное право — это кусочек свободы. О том, что личность свободна, мы можем говорить только тогда, когда круг этих прав достаточно широк. Но он не может быть беспредельным. Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
4. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости.
Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предп
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.166 (0.014 с.) |