Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II.3. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности

Поиск

 

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ори­ентацией в педагогической деятельности.

Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств.

Назовем лишь некоторые из них. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьни­кам свойственны прагматичность мыслей и действий, рас­крепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, совре­менная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ори-ентированных систем обучения и воспитания школьников. Однако одного осознания целесообразности преобразова­ний еще недостаточно для того, чтобы их осуществить. Не будет лишним заметить и то, что в настоящее время суще­ствует немало белых пятен в изучении возможностей и условий применения личностно-ориентированного подхода в педагогической практике. Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода вне­сли такие ученые, как Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская. Опираясь на идеи педагогической и фи­лософской антропологии (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.В. Зеньковский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, В.П. Зинчен-ко, О.Ф.Больнов, В. Дильтей, М. Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых — представите­лей гуманистического направления в педагогике и психоло­гии (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Берне, Я. Корчак, С. Френе, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.), они пред­приняли усилия для становления в России в середине 90-х годов XX века теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности. Сейчас очень важно систематизировать уже накопленные исследователями и практиками знания о данном подходе и на этой основе по­пытаться ответить на следующие вопросы.

1. Что такое личностно-ориентированный подход?

2. Чем он отличается от традиционных подходов?

3. Из каких компонентов он складывается?

Попробуем дать ответы на эти вопросы.

Под личностно-ориентированным подходом принято по­нимать методологическую ориентацию в педагогической дея­тельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Вданном определении отражена сущность этого подхода и выделены наиболее важные его аспекты:

— во-первых, личностно-ориентированный подход является прежде всего ориентацией в педагогической деятельности;

— во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;

— в-третьих, данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащиеся, проявлению его субъектных качеств. Определение понятия и сущностных характеристик личностно-ориентированного подхода позволяет ответить на вто­рой вопрос: чем он отличается от традиционных подходов? Покажем главное его отличие от такого традиционного под­хода, как индивидуальный. Использование в педагогичес­кой деятельности и того и другого подхода предполагает чет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка — освоение учащимися социального опыта, т.е. каких-то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать про­явлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго — с направленностью педагогического процесса на формирование социально-типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьников. В этом и заключается принципиально важное отличие двух названных подходов. Другие отличия личностно-ориентированного подхода и традиционных ориентации в педагогической деятель­ности становятся очевидными при выявлении и рассмотрении характерных черт личностно-ориентированного и тра­диционного классного часа (см. таблицу).

 

Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно-ориентированный классный час
Целевой Направленность на усвое­ние учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т.е. на форми­рование в личности ребен­ка социально-типичного Целевые установки связаны, прежде всего с развитием, индивидуальности и субъектности ребенка, проекти­рованием и становлением уникального образа его жизнедеятельности
Содержа­тельный Содержание классного часа составляет социально одобряемый опыт по­строения деятельности, общения иотношений. Оно регламентируется нормативно-программными докумен­тами. Субъектом опреде­ления темы и содержания классного часа является педагог, илишь в редких случаях субъектную роль выполняют члены учени­ческого самоуправления Содержание классного часа является личностно значи­мым. Оно включает мате­риал, необходимый для самостроительства, самореализации исамоутвер­ждения личности ребенка. В определении темы и со­держания классного часа наряду с педагогом субъ­ектными полномочиями обладает большинство учащихся
Организационно - деятельност-ный Главным и часто единст­венным организатором совместной деятельности иобщения выступает класс­ный руководитель. Взаи­модействие участников классного часа строится на основе монолога, фрон­тальных и групповых форм работы, субьектно-обьектных отношений между педагогом и други­ми членами классного со­общества. Совместная дея­тельность, как правило, жестко регламентируется и осуществляется э строгом соответствии с разрабо­танным учителем планом классного часа Учащиеся являются полно­правными организаторами классного часа, происхо­дящей на нем совместной деятельности. Акцент дела­ется на активном и заинте­ресованном участии каждо­го ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобла­дают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы обще­ния
Оценочно-аналитиче­ский При анализе и оценке эф­фективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и ду­ховную ценность переда­ваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися В качестве критериев оцен­ки результативности класс­ного часа выступают про­явление и обогащение жиз­ненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой ин­формации, влияние на раз­витие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.

Теперь настало время дать более обстоятельный ответ на третий вопрос: из каких компонентов складывается личностно-ориентированный подход? С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.

Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознаний педагога или искажение их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода, на наш взгляд, можно отнести следующие:

индивидуальность неповторимое своеобразие чело­века или группы, уникальное сочетание в них единичных,

особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

личность постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

самоактуализированная личность— человек, осознан­но и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

самовыражение— процесс и результат развития и про­явления индивидом присущих ему качеств и способностей;

субъект индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

субьектность качество отдельного человека или груп­пы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении дея­тельности;

Я-концепция— осознаваемая и переживаемая челове­ком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с дру­гими людьми, отношения к себе и окружающим;

выбор — осуществление человеком или группой воз­можности избрать из некоторой совокупности наиболее пред­почтительный вариант для проявления своей активности;

педагогическая поддержка деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физи­ческим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональ­ным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова).

Вторая составляющая — исходные положения и основ­ные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педаго­гического кредо учителя или руководителя образовательно­го учреждения. Назовем принципы личностно-ориентированного подхода.

/. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке суще­ствует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способ­ностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для фор­мирования индивидуальности личности учащегося и педа­гога — это главная задача образовательного учреждения. Не­обходимо не только учитывать индивидуальные особеннос­ти ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллекти­ва должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектны­ми полномочиями и умело использует их в построении дея­тельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способ­ностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспительного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и кол­лективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок вы­нет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направлен­ности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотива­ция детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

И наконец, третий компонент личностно-ориентированного подхода — это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы приемы, соответствующие таким требованиям, как:

— диалогичность;

— деятельностно-творческий характер;

— направленность на поддержку индивидуального раз­вития ребенка;

— предоставление учащемуся необходимого простран­ства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и пове­дения.

Большинство педагогов-исследователей склонны вклю­чать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы фасилитации и педаго­гической поддержки личности ребенка в процессе его са­моразвития и самореализации. Использование личностно-ори-ентированного подхода в обучении и воспитании школьни­ков, как полагает Т.В. Фролова, невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики. Петербургские уче­ные Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына справедливо считают метод создания ситуации успеха важнейшим средством личностно-ориентированной педагогической деятельности. Тео­ретические и методические разработки Т.В. Машаровой убеждают в целесообразности включения в технологичес­кий арсенал личностно-ориентированного подхода мето­дов создания для учащихся ситуаций индивидуального и коллективного выбора.

После описания основных компонентов личностно-ори­ентированного подхода его строение можно представить в виде схемы.

Личностно-ориентированный подход

Основные понятия Принципы Методы
Индивидуальность Личность Самоактуализированная личность Самовыражение Субъект Субъектность Я-концепция Выбор Педагогическая поддержка Самоактуализации Индивидуальности Субъектности Выбора Творчества и успеха Доверия и поддержки Диалога Методы Рефлексивные Педагогическойподдержки Диагностические Создания ситуации выбора и успеха

 

Наличие у педагога представлений о сущности, строении структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия. В качестве надежной опоры классный руководитель может использовать представления при подготовке и проведении личностно-ориентированного классного часа и других внеклассных мероприятий, при планировании и организации воспитательной деятельности, направленной на развитие индивидуальности отдельного ребенка и классного сообщества в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.57 (0.009 с.)