Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельности А. Р. Бекировой.

Поиск

Постановка проблемы и анализ исследований. Воспитание, как уже известно, есть приспособление человека к условиям жизни. Назначение его во все времена и у всех народов одно и то же - помочь человеку войти, гармонизировать свои отношения со средой существования.

Процесс воспитания технологичен. Воспитательной системе как производству общество диктует социальный заказ; в ней предполагается наличие определенных условий для создания продукта требуемого количества и качества; на осуществление этой задачи направлен воспитательный процесс, в основе которого - деятельность педагогов, связанная с планированием результата и способов его достижения, моделированием этих способов, управлением деятельностью и поведением людей. Процесс в технологии просматривается целостно и в обязательном соединении с его результатом. Это позволяет обоснованно судить об эффективности технологии формирования основ гражданской культуры во внеурочной деятельности.

Анализ теоретических и эмпирических психолого-педагогических исследований показал значительное расхождение взглядов на определение сущности понятия «педагогическая технология». М.В. Кларин рассматривал педагогическую технологию как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

По мнению Г. Селевко, педагогическая технология связана с учебно- воспитательным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами и содержит следующую структуру: а) концептуальную основу; б) содержательную часть (цель, содержание), в) процессуальную часть (организация процесса, методы и формы деятельности ученика, методы и! формы деятельности учителя, деятельность учителя и руководство процессом, диагностика процесса) [7, с. 15-17].

Лозова B.I считает, что технология воспитания - научное проектирование, система методов, приемов, способов, воспроизведение которых гарантирует успех педагогических действий [ 4].

Технологизация личностно-ориентированного процесса формирования основ гражданской культуры младших школьников требует специального конструирования содержания деятельности и методики по его использованию, гуманистического сотрудничества, контроль за развитием личности ученика в учебно-воспитательном процессе.

Технология формирования основ гражданской культуры у учащихся во внеурочной деятельности предусматривает организацию и соблюдение следующих педагогических условий: личностно - ориентированный подход в воспитании; учет психологических особенностей развития детей младшего школьного возраста; обеспечение возможностей для проявления осознанных знаний и приобретенных качеств в поведении; в повышении профессиональной компетентности учителей начальных классов по формированию основ гражданской культуры!младших школьников.

^Предложенная технология формирования основ гражданской культуры младших школьников во внеурочной деятельности состоит из взаимосвязанных компонентов: концептуального (теоретическая основа исследования - концептосфера основ гражданской культуры); целевого (определение цели, задач формирований основ гражданской культуры младших школьников); содержательного (концепты основ гражданской культуры); процессуального (составные: вйды деятельности, формы, методы и приемы воспитательной работы); оценочно-результативного (уровни сформированности основ гражданской культуры младших школьников, средства диагностирования)

Концептуальную основу технологии формирования основ гражданской культуры младших школьников во внеурочной деятельности составили научные положения о псйхолого-педагогической основе гражданского воспитания (И. Бех, М. Боришевский, О. Киричук); гражданские ценности современного украинского воспитания (О. Вишневський, С. Золотухина, П. Кендзьор, Ю. Руденко, В. Струманский, О. Сухомлинская и др.); особенности формирования гражданственности как интегративного качества (А. Косарева, JI. Крицкая, Н. Чернуха, Е. Чорная и др);украиноведческий (народоведческий) контекст воспитания гражданина (П. Игнатенко, JI. Токарь, Т. Усатенко и другие); утверждение национальной идеи в теории и практике воспитания (Б. Ступарик, М. Чепиль, Е. Чорная).

Целевой компонент представлен целью и задачами формирования основ гражданской культуры младших школьников во внеурочной деятельности в соответствии с уровнями й критериями сформированности, которые были определены в процессе исследования.

^Основная цель технологии — формирование основ гражданской культуры младших школьников на основе: личностно - ориентированного подхода в воспитании.

Задачи технологии помочь младшему школьнику усвоить социально- культурный опыт жизнедеятельности, развйть у него те качества характера, которые позволят ему ощутить себя психологически, социально и нравственно дееспособным гражданином, осознать себя как личность.

Содержательный компонент технологии представлен концептосферой основ гражданской культуры, в которой определены девять концептов (термин концепт в средневековой схоластичной философии и логике означал общее в единичных предметах, на основе которого появилось понятие, выраженное словом.): «Государство Украина, символика»; «АРК -.Украинское государство», «Поведение в обществе: школьная и внешкольная жизнь»; «Гражданская активность (идентификация национальная, этническая)», «Права, свободы и обязанности»; «Толерантность, ответственность»; «Украиноведение», «Целостность государства, поликультурность, патриотизм», «Гражданственность - духовно-моральная ценность».

Содержательный компонент технологии формирования основ гражданской культуры младших школьников дает возможность духовному, нравственному, национальному, правовому, политическому, экономическому, экологическому и эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности. Это предусматривает осознание учащимися, во-первых, национальной идентичности, приверженности к демократическим ценностям, коммуникативности, способности к самосовершенствованию, самопознанию, к самосознанию; гражданские ценностно отношения к: государству, символике, к Конституции; органам власти и руководству; к общности, объединениям (родственников, одноклассников, соседей, земляков, друзей, компании) государственному языку, своим правам, свободам, обязанностям. Во-вторых, психолого- мировоззренческие особенности гражданственности как: интерес к истории, культуре, экономике своей страны. В-третьих, культуру поведения: правдивость, справедливость, достоинство. В-четвертых, толерантность в этнокультурной среде: толерантность межличностная, межэтническая, межнациональная.

А. Хуторской считает, что существуют два принципиально отличительных подхода к образованию, каждый из которых базируется на

В научно-педагогической литературе определены функции воспитания гражданской культуры: общеобразовательные, воспитательные и развивающие [9, с. 85]. Общеобразовательная функция состоит в том, чтобы сформировать у младших школьников знания об основах гражданской культуры, раскрыть общечеловеческие и общегражданские ценностные ориентации общества, вооружить умениями культурного ведения дискуссии, четкого и ясного изложения мысли.

Воспитывающая функция проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную им общественную деятельность в классе и школе. Развивающая функция формирования основ гражданской культуры младших школьников обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование обще учебных умений - анализировать, логически мыслить, обобщать.

Важная роль в экспериментальной технологии отводится и психологической функции формирования основ гражданской культуры, которая состоит в развитии гражданских качеств личности, влияющих на мотивы поведения и деятельности, позволяющих критично оценивать самого себя, целенаправленно формировать свои человеческие качества, черты характера, стабилизировать духовное начало личности.

В основу проектированной технологии были положены принципы: коммуникативно - деятельностный (включали младших школьников в разные виды деятельности), личностно-ценностный (воспринимали младшего школьника как наивысшую ценность, ориентировались на его индивидуальную неповторимость).

Предложенная технология реализовалась во внеурочной деятельности на основе личностно-ориентированного воспитания, коммуникативно- деятельностного и системно-структурного подходов.

Процесс социального научения идет по двум направлениям. Первое - это приобретение социального опыта, который идет в процессе непрерывного взаимодействия ребенка с родителями, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой [10, с. 570-571].

Поскольку, наше исследование по формированию основ гражданской культуры во внеурочной деятельности младших школьников непосредственно связано с внеурочным учебно-воспитательным процессом нам необходимо охарактеризовать понятие «внеурочный учебно- воспитательный процесс».

«Внеурочный учебно-воспитательный процесс» - одно из ведущих понятий терминологического аппарата исследования, значение которого является объективной реальностью школьной жизни, однако этому понятию нет четкого определения. Е.С. Рапацевич отмечает: «Внеклассная (внеурочная) работа организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во вне учебное время, для расширения и углубления знаний, умений и навыков самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворения их интересов...» [9, с. 50].

Дальнейший анализ содержания понятия «внеурочная работа» (наша терминология внеурочный учебно-воспитательный процесс) доказывает, что деятельность учащихся и педагогов во внеурочной деятельности рассматривается как «составная часть учебно-воспитательного процесса школы». Такие условия дают возможность считать внеурочный учебно- воспитательный процесс составной частью целостного учебно- воспитательного процесса общеобразовательного учебно-воспитательного учреждения.

Таким образом, внеурочный учебно-воспитательный процесс часть целостного учебно-воспитательного процесса начальной школы. Это двусторонний процесс, который предусматривает органическое взаимодействие саморазвития, самовоспитание школьников и учебно- воспитательную работу педагогов. Приоритетной задачей внеурочного воспитательного процесса является социализация школьников (подразумевается приобретение подрастающей личности социальных качеств, сознательное усвоение культуры данного общества) удовлетворение их индивидуальных потребностей и интересов, гармоническое развитие детской личности.

Воспитать - значить создать систему взаимоотношений между людьми, которые порождают определенные отношения данной личности к другим людям, труду, обществу, миру, самому себе; это значить сознательное развитие личности (ученик не как объект, а как субъект воспитания) и собственной деятельности, а это значит развитие всех структур «САМО...»; это значить строить воспитание с учетом базовых потребностей личности (А. Маслоу): потребность в смысле существования (собственная жизнь как задача); потребность в Другом человеке; потребность в самоутверждении (самореализация, самоактуализация), то есть сутью воспитания становится: саморазвитие личности, самостановление, творческий, свободный человек, обращенный к смыслу, человек как культурно-исторический субъект воспринимающий историю как свое прошлое и чувствующий ответственность перед будущим, как человек высокой духовности [1^ с. 43].

По мнению И. Подласого, разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех ее направлениях. Ставить подрастающего человека в условия, где бы он мог активно действовать, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности - таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития [211, с. 55].

Раскрывая понятие «деятельность», П. Пидкасистый дает следующее определение «деятельность - активная форма отношения субъекта к объекту: в познавательной - постигается, открывается, изучается истина; в трудовой - созидаются, сохраняются, совершенствуются материальные ценности; в художественной - воспринимается, интерпретируется, воссоздается, транслируется художественный образ; в физкультурной - укрепляется, совершенствуется человеческое тело; в общественной - декларируется, распространяются социально-ценностные идеи. Если объектом действительности выступает другой субъект, то данную деятельность называют общением, а форму ее выстраивания - поведением» [5].

В состав деятельности входят следующие элементы: мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели-результаты, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивированная деятельность [9, с. 169].

Основные виды деятельности детей - игра (1-2 классы), учение (2- 4 классы), труд (1-4 классы). Включение человека в различные виды деятельности является необходимым условием полноценного и многообразного развития личности [6, с. 117-118].

В результате организации разнообразной внеурочной деятельности развивается познавательная активность и самостоятельность учащихся, они обучаются процедурам дискуссии, процессу представления точек зрения, аргументации, взаимодействию участников на межличностном уровне, а также несут в себе большой эмоциональный заряд.

В периодизации детства, предложенной JL Выготским, А. Леонтьевым, Д. Элькониным, у младшего школьника (6-10 лет), формируется учебная деятельность, а игровая деятельность наиболее характерна для детей шестилетнего возраста. Н. Кудыкина считает, что игровая деятельность - это динамическая система взаимодействия ребенка с окружающим миром, в процессе которого совершенствуются его знания, усваивается культурно- исторический опыт в формировании личности ребенка [2, с. 364]. Процессуальный компонент экспериментальной технологии состоит из многообразия видов деятельности, в частности, игровая, познавательная, когнитивная, социально-творчнеская, художественно-творческая, краеведческая, а также форм, методов, приемов используемых в организации внеурочной деятельности младших школьников, по формированию основ гражданской культуры и все они направлены на формирование позитивного отношения к процессу.

Досуговая деятельность для детей - это и отдых, и труд, насыщенный играми и развлечениями. Он способствует гармоническому развитию личности каждого ребенка - наиболее полному выявлению его интересов, запросов и радостей, а также отдачи в будущем всех накопленных им духовных богатств на благо общества. Ведь все иллюзорно, как считает В. Волынкин, если не прошло через ум, чувства и душу, если не стало органически «своим» [1, 43].

Использованные методы и приемы в разработанной технологии формирование основ гражданской культуры младших школьников во внеурочной деятельности способствуют умению жить в обществе людей, проявлению чуткости к окружающим, отзывчивость к добру и неприязнь к злу.

Выводы. Во все исторические эпохи каждое государство стремилось воспитать гражданина - человека с полным набором прав и обязанностей, который уважает и придерживается норм и правил данного сообщества, его традиций. Государство создает общественные институты, право, мораль, идеологию, направленные на воспитание сознательных граждан, преданных своей Отчизне. Диалектика взаимодействия государства и личности свидетельствует, что существует прямая зависимость свободного развития личности от социальных, экономических и политических условий, которые в основном обеспечиваются государством. Однако эти условия не определяют уровень сформированности гражданской культуры, национального самосознания, гуманизма, межнациональных отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.144.139 (0.009 с.)