Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельности А. Р. Бекировой.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Постановка проблемы и анализ исследований. Воспитание, как уже известно, есть приспособление человека к условиям жизни. Назначение его во все времена и у всех народов одно и то же - помочь человеку войти, гармонизировать свои отношения со средой существования. Процесс воспитания технологичен. Воспитательной системе как производству общество диктует социальный заказ; в ней предполагается наличие определенных условий для создания продукта требуемого количества и качества; на осуществление этой задачи направлен воспитательный процесс, в основе которого - деятельность педагогов, связанная с планированием результата и способов его достижения, моделированием этих способов, управлением деятельностью и поведением людей. Процесс в технологии просматривается целостно и в обязательном соединении с его результатом. Это позволяет обоснованно судить об эффективности технологии формирования основ гражданской культуры во внеурочной деятельности. Анализ теоретических и эмпирических психолого-педагогических исследований показал значительное расхождение взглядов на определение сущности понятия «педагогическая технология». М.В. Кларин рассматривал педагогическую технологию как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. По мнению Г. Селевко, педагогическая технология связана с учебно- воспитательным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами и содержит следующую структуру: а) концептуальную основу; б) содержательную часть (цель, содержание), в) процессуальную часть (организация процесса, методы и формы деятельности ученика, методы и! формы деятельности учителя, деятельность учителя и руководство процессом, диагностика процесса) [7, с. 15-17]. Лозова B.I считает, что технология воспитания - научное проектирование, система методов, приемов, способов, воспроизведение которых гарантирует успех педагогических действий [ 4]. Технологизация личностно-ориентированного процесса формирования основ гражданской культуры младших школьников требует специального конструирования содержания деятельности и методики по его использованию, гуманистического сотрудничества, контроль за развитием личности ученика в учебно-воспитательном процессе. Технология формирования основ гражданской культуры у учащихся во внеурочной деятельности предусматривает организацию и соблюдение следующих педагогических условий: личностно - ориентированный подход в воспитании; учет психологических особенностей развития детей младшего школьного возраста; обеспечение возможностей для проявления осознанных знаний и приобретенных качеств в поведении; в повышении профессиональной компетентности учителей начальных классов по формированию основ гражданской культуры!младших школьников. ^Предложенная технология формирования основ гражданской культуры младших школьников во внеурочной деятельности состоит из взаимосвязанных компонентов: концептуального (теоретическая основа исследования - концептосфера основ гражданской культуры); целевого (определение цели, задач формирований основ гражданской культуры младших школьников); содержательного (концепты основ гражданской культуры); процессуального (составные: вйды деятельности, формы, методы и приемы воспитательной работы); оценочно-результативного (уровни сформированности основ гражданской культуры младших школьников, средства диагностирования) Концептуальную основу технологии формирования основ гражданской культуры младших школьников во внеурочной деятельности составили научные положения о псйхолого-педагогической основе гражданского воспитания (И. Бех, М. Боришевский, О. Киричук); гражданские ценности современного украинского воспитания (О. Вишневський, С. Золотухина, П. Кендзьор, Ю. Руденко, В. Струманский, О. Сухомлинская и др.); особенности формирования гражданственности как интегративного качества (А. Косарева, JI. Крицкая, Н. Чернуха, Е. Чорная и др);украиноведческий (народоведческий) контекст воспитания гражданина (П. Игнатенко, JI. Токарь, Т. Усатенко и другие); утверждение национальной идеи в теории и практике воспитания (Б. Ступарик, М. Чепиль, Е. Чорная). Целевой компонент представлен целью и задачами формирования основ гражданской культуры младших школьников во внеурочной деятельности в соответствии с уровнями й критериями сформированности, которые были определены в процессе исследования. ^Основная цель технологии — формирование основ гражданской культуры младших школьников на основе: личностно - ориентированного подхода в воспитании. Задачи технологии помочь младшему школьнику усвоить социально- культурный опыт жизнедеятельности, развйть у него те качества характера, которые позволят ему ощутить себя психологически, социально и нравственно дееспособным гражданином, осознать себя как личность. Содержательный компонент технологии представлен концептосферой основ гражданской культуры, в которой определены девять концептов (термин концепт в средневековой схоластичной философии и логике означал общее в единичных предметах, на основе которого появилось понятие, выраженное словом.): «Государство Украина, символика»; «АРК -.Украинское государство», «Поведение в обществе: школьная и внешкольная жизнь»; «Гражданская активность (идентификация национальная, этническая)», «Права, свободы и обязанности»; «Толерантность, ответственность»; «Украиноведение», «Целостность государства, поликультурность, патриотизм», «Гражданственность - духовно-моральная ценность». Содержательный компонент технологии формирования основ гражданской культуры младших школьников дает возможность духовному, нравственному, национальному, правовому, политическому, экономическому, экологическому и эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности. Это предусматривает осознание учащимися, во-первых, национальной идентичности, приверженности к демократическим ценностям, коммуникативности, способности к самосовершенствованию, самопознанию, к самосознанию; гражданские ценностно отношения к: государству, символике, к Конституции; органам власти и руководству; к общности, объединениям (родственников, одноклассников, соседей, земляков, друзей, компании) государственному языку, своим правам, свободам, обязанностям. Во-вторых, психолого- мировоззренческие особенности гражданственности как: интерес к истории, культуре, экономике своей страны. В-третьих, культуру поведения: правдивость, справедливость, достоинство. В-четвертых, толерантность в этнокультурной среде: толерантность межличностная, межэтническая, межнациональная. А. Хуторской считает, что существуют два принципиально отличительных подхода к образованию, каждый из которых базируется на В научно-педагогической литературе определены функции воспитания гражданской культуры: общеобразовательные, воспитательные и развивающие [9, с. 85]. Общеобразовательная функция состоит в том, чтобы сформировать у младших школьников знания об основах гражданской культуры, раскрыть общечеловеческие и общегражданские ценностные ориентации общества, вооружить умениями культурного ведения дискуссии, четкого и ясного изложения мысли. Воспитывающая функция проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную им общественную деятельность в классе и школе. Развивающая функция формирования основ гражданской культуры младших школьников обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование обще учебных умений - анализировать, логически мыслить, обобщать. Важная роль в экспериментальной технологии отводится и психологической функции формирования основ гражданской культуры, которая состоит в развитии гражданских качеств личности, влияющих на мотивы поведения и деятельности, позволяющих критично оценивать самого себя, целенаправленно формировать свои человеческие качества, черты характера, стабилизировать духовное начало личности. В основу проектированной технологии были положены принципы: коммуникативно - деятельностный (включали младших школьников в разные виды деятельности), личностно-ценностный (воспринимали младшего школьника как наивысшую ценность, ориентировались на его индивидуальную неповторимость). Предложенная технология реализовалась во внеурочной деятельности на основе личностно-ориентированного воспитания, коммуникативно- деятельностного и системно-структурного подходов. Процесс социального научения идет по двум направлениям. Первое - это приобретение социального опыта, который идет в процессе непрерывного взаимодействия ребенка с родителями, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой [10, с. 570-571]. Поскольку, наше исследование по формированию основ гражданской культуры во внеурочной деятельности младших школьников непосредственно связано с внеурочным учебно-воспитательным процессом нам необходимо охарактеризовать понятие «внеурочный учебно- воспитательный процесс». «Внеурочный учебно-воспитательный процесс» - одно из ведущих понятий терминологического аппарата исследования, значение которого является объективной реальностью школьной жизни, однако этому понятию нет четкого определения. Е.С. Рапацевич отмечает: «Внеклассная (внеурочная) работа организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во вне учебное время, для расширения и углубления знаний, умений и навыков самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворения их интересов...» [9, с. 50]. Дальнейший анализ содержания понятия «внеурочная работа» (наша терминология внеурочный учебно-воспитательный процесс) доказывает, что деятельность учащихся и педагогов во внеурочной деятельности рассматривается как «составная часть учебно-воспитательного процесса школы». Такие условия дают возможность считать внеурочный учебно- воспитательный процесс составной частью целостного учебно- воспитательного процесса общеобразовательного учебно-воспитательного учреждения. Таким образом, внеурочный учебно-воспитательный процесс часть целостного учебно-воспитательного процесса начальной школы. Это двусторонний процесс, который предусматривает органическое взаимодействие саморазвития, самовоспитание школьников и учебно- воспитательную работу педагогов. Приоритетной задачей внеурочного воспитательного процесса является социализация школьников (подразумевается приобретение подрастающей личности социальных качеств, сознательное усвоение культуры данного общества) удовлетворение их индивидуальных потребностей и интересов, гармоническое развитие детской личности. Воспитать - значить создать систему взаимоотношений между людьми, которые порождают определенные отношения данной личности к другим людям, труду, обществу, миру, самому себе; это значить сознательное развитие личности (ученик не как объект, а как субъект воспитания) и собственной деятельности, а это значит развитие всех структур «САМО...»; это значить строить воспитание с учетом базовых потребностей личности (А. Маслоу): потребность в смысле существования (собственная жизнь как задача); потребность в Другом человеке; потребность в самоутверждении (самореализация, самоактуализация), то есть сутью воспитания становится: саморазвитие личности, самостановление, творческий, свободный человек, обращенный к смыслу, человек как культурно-исторический субъект воспринимающий историю как свое прошлое и чувствующий ответственность перед будущим, как человек высокой духовности [1^ с. 43]. По мнению И. Подласого, разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех ее направлениях. Ставить подрастающего человека в условия, где бы он мог активно действовать, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности - таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития [211, с. 55]. Раскрывая понятие «деятельность», П. Пидкасистый дает следующее определение «деятельность - активная форма отношения субъекта к объекту: в познавательной - постигается, открывается, изучается истина; в трудовой - созидаются, сохраняются, совершенствуются материальные ценности; в художественной - воспринимается, интерпретируется, воссоздается, транслируется художественный образ; в физкультурной - укрепляется, совершенствуется человеческое тело; в общественной - декларируется, распространяются социально-ценностные идеи. Если объектом действительности выступает другой субъект, то данную деятельность называют общением, а форму ее выстраивания - поведением» [5]. В состав деятельности входят следующие элементы: мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели-результаты, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивированная деятельность [9, с. 169]. Основные виды деятельности детей - игра (1-2 классы), учение (2- 4 классы), труд (1-4 классы). Включение человека в различные виды деятельности является необходимым условием полноценного и многообразного развития личности [6, с. 117-118]. В результате организации разнообразной внеурочной деятельности развивается познавательная активность и самостоятельность учащихся, они обучаются процедурам дискуссии, процессу представления точек зрения, аргументации, взаимодействию участников на межличностном уровне, а также несут в себе большой эмоциональный заряд. В периодизации детства, предложенной JL Выготским, А. Леонтьевым, Д. Элькониным, у младшего школьника (6-10 лет), формируется учебная деятельность, а игровая деятельность наиболее характерна для детей шестилетнего возраста. Н. Кудыкина считает, что игровая деятельность - это динамическая система взаимодействия ребенка с окружающим миром, в процессе которого совершенствуются его знания, усваивается культурно- исторический опыт в формировании личности ребенка [2, с. 364]. Процессуальный компонент экспериментальной технологии состоит из многообразия видов деятельности, в частности, игровая, познавательная, когнитивная, социально-творчнеская, художественно-творческая, краеведческая, а также форм, методов, приемов используемых в организации внеурочной деятельности младших школьников, по формированию основ гражданской культуры и все они направлены на формирование позитивного отношения к процессу. Досуговая деятельность для детей - это и отдых, и труд, насыщенный играми и развлечениями. Он способствует гармоническому развитию личности каждого ребенка - наиболее полному выявлению его интересов, запросов и радостей, а также отдачи в будущем всех накопленных им духовных богатств на благо общества. Ведь все иллюзорно, как считает В. Волынкин, если не прошло через ум, чувства и душу, если не стало органически «своим» [1, 43]. Использованные методы и приемы в разработанной технологии формирование основ гражданской культуры младших школьников во внеурочной деятельности способствуют умению жить в обществе людей, проявлению чуткости к окружающим, отзывчивость к добру и неприязнь к злу. Выводы. Во все исторические эпохи каждое государство стремилось воспитать гражданина - человека с полным набором прав и обязанностей, который уважает и придерживается норм и правил данного сообщества, его традиций. Государство создает общественные институты, право, мораль, идеологию, направленные на воспитание сознательных граждан, преданных своей Отчизне. Диалектика взаимодействия государства и личности свидетельствует, что существует прямая зависимость свободного развития личности от социальных, экономических и политических условий, которые в основном обеспечиваются государством. Однако эти условия не определяют уровень сформированности гражданской культуры, национального самосознания, гуманизма, межнациональных отношений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.144.139 (0.009 с.) |