МЕТОД ПРЕКТОВ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МЕТОД ПРЕКТОВ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.



 

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность [12].

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося -это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, раз-вития креативности и одновременно формирования определенных личност-ных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде [15, с. 11].

В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплоще-ние комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необ-ходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строить-ся с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ре-бенка.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спла-нировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:

а) выделение внутреннего учебного материала;

б) организация целесообразной деятельности;

в) бучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на выс-шие ступени.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных мо-ментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться стро-ить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, раз-решая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем само-стоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересо-ванность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие крити-ческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятель-ность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.

Ме-тод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматри-вающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, тех-нологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практи-ческий результат, готовый к применению [2].

Исследовательский предмет может быть по содержанию:

* монопредметным - выполняется на материале конкретного предмета;

* межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких пред-метов, например, информатика, экономика;

* надпредметным (например, «Мой новый компьютер» и т.д.) - выпол-няется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и те-кущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования

Д.Симоненко предлагает следующую классификацию проектов по их содержанию. Интеллектуальные.

Материальные.

Экологические. Сервисные

комплексные

Мы достаточно говорили о том, что следует предоставим и школьникам свободу в выборе проекта, подборе творческой тр\ и пы и других моментах выполнения проектов.

Кроме того, желательно, чтобы у каждого учащегося перед ин чалом работы был своеобразный путеводитель, алгоритм последовательных действий. Представляется, что это может быть памяти для учащихся примерно такого вида [33].

ПАМЯТКА УЧАЩЕГОСЯ

Ты собираешься идти по пути проектирования. Большинство предмет» окружающих нас, прошли ЭТОТ процесс.

I. Осознание нужд или проблем

Нужды начинаются там, где ты стоишь. Где бы ни появились люди, появляются проблемы, требующие решения. Твоя проблема должна быть офОЯ млена в виде краткого описания. Оно должно четко формулировать то, что ты собираешься делать.

II. Исследование и развитие идей

Следующий шаг — найти как можно больше информации по твоей при блеме. Необходимо записывать все, что, на твой взгляд, может помочь та! "I Включай эскизы, диаграммы, пометки.

Подумай о:

• времени — как долго ты будешь решать эту проблему?

• материалах — какие материалы имеются в твоем распоряжении '

• стоимости — сколько это будет стоить? I 

функциях — для выполнения каких функций нужен данный объект? пишинем виде — как он будет выглядеть?

Запиши порядок своей работы. Тщательно продумай, сколько вре- ни ппобходимо тебе, какое оборудование понадобится. IV Испытание и оценка

решилил ли ты проблему? Подумай об этом и спроси других людей. Может, • ппобходимо произвести изменения в твоем проекте или, может быть, •ни. нее заново? 1. Рекомендованый лист — ориентир для учащихся. Каждый из этапов можно изобразить иллюстрацией или символическим знаком. П рекомендациях школьникам могут и должны быть указаны где они могут получить дополнительную информацию: ни ротная библиотека с отделом научно-технической литерату- и, конкретное издание (например, журнал «Школа и производит ■), конкретная книга, которая содержит ответы на «узкий воп- и Хорошо бы и самому учителю иметь в своем распоряжении (в "Щ юте) несколько справочных, научно-популярных и научно- ипческих книг, популярных журналов, которые всегда можно рееовать учащимся

Представляется, что в распоряжении учителя должны быть образцы обязательных экономических расчетов. Хорошо, если учебное заведение может приобрести видеокас- 11.1 «Метод творческих проектов» и «10 творческих проектов» рч некий государственный педагогический университет, Научим методический центр «Технология»), здесь раскрывается мето- Н11.1 обучения учащихся выполнению творческих проектов на кон- • гных примерах; многие неясности, возникающие у школьни- | им, развеялись бы.

Весьма полезным является ведение учащимися тетрадей, где ■ пнсываются результаты анализа, поиска вариантов и т.д. Опыт школ, где успешно выполняются творческие проекты, говорит о ушественном значении обязательного приложения к практическому объекту расчетно-пояснительной записки.

на ряду с предложенной выше памяткой учащегося можно дать— алгоритм самоанализа проектной деятельности.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.01 с.)