Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность понятия «педагогическая технология»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассмотрение понятия в традиционной педагогике. Технология обучения как системная категория. Структурные компоненты технологии обучения. Различные трактовки понятий «технология», «педагогическая технология». Понятие «педагогическая технология» в трех аспектах: научном, про-цессуально-описательном, процессуально-действенном. Философские по-ложения как основа любой педагогической технологии. Источники педаго-гической технологии: достижения педагогической, психологической и соци-альных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет. Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной ин-формации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются; -цели обучения; -содержание обучения; - средства педагогического взаимодействия; - организация учебного процесса; -ученик, учитель; - результат деятельности. Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие: • Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь русского языка»). • Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).
• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидак-тической системы (М. Чошанов). • Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, она сеть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев). • Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). педагогических технологий на определенную научную концепцию. Научное обоснование образовательных целей. Признаки педагогической технологии как системы: ломка процесса, взаимосвязь всех частей, целостность. Философские основы педагогических технологий. Психологические основы педагогических технологий. Педагогические основы педагогических технологий. Структура образовательного процесса в технологическом плане как единство этапов: целеполагание - проектирование содержания и логической структуры - собственно обучение (реализация проекта) - контроль - коррекция. • Понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех аспектах: - научный, - процессуально-описательный, - процессуально-действенный. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Любая педагогическая технология основывается на том пли ином фи-лософском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения образовательной технологии. Философские позиции достаточно определенно прослеживаются в содержании образования, в содержании отдельных дисциплин. Однако часто в их идеологической направленности нет единства, поэтому содержание школьного образования не дает целостной картины мира, не имеет общей философской основы. Такой эклектичностью отличается содержание современного российского школьного образования. Труднее обнаружить философскую основу в методах и средствах обучения. Одни и те же методы могут применяться в технологиях, совершенно противоположных по идеологии. Поэтому технология может быть гибкой, приспосабливающейся к той или другой философской основе (например, игра).
Из великого множества философских направлений и школ в современных педагогических технологиях чаще всего встречаются следующие: - материализм и идеализм; - диалектика и метафизика; - сциентизм к природосообразность; - гуманизм и антигуманизм; - антропософия и теософия; - прагматизм и экзистенциализм. Источниками педагогической технологии являются достижения педа-гогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет. Для успешного функционирования педагогической системы нужна тщательно продуманная «отладка» всех ее составляющих. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в классе. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассмат-риваемую технологию. То есть педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими. Понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос: как наилучшим образом достичь целей обучения, управления ^тим процессом. Технология направлена на по-следовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения (рисунок 1). Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оп-тимальной для конкретных условий системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучался и уровню их подготовленности. Классификации педагогических технологий: В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко. Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко. Классификация Г. К. Селевко как наиболее обобщенная. По уровню применения: общепедагогические, ча-стно-методические (предметные) и локальные (модульные) технологии. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие раз-новидности. По ведущему фактору психического развития: биогенные, со-циогенные, психогенные и идеалистские технологии. По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальтгехнологии, интериоризаторские, развивающие, нейролин- гвистического программирования и суггестивные. По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нрав-ственных отношений - СЭН); технологии саморазвития (формирование са-моуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно- практической сферы — СДП). По характеру содержания и структуры назы-ваются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также мо- нотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
Критерии технологичности деятельности учителя: диагностично заданная цель; представление образовательного процесса в форме предварительно спроектированной модели; четкая и научно обоснованная логика этапов проектирования; адекватная предыдущим параметрам система способов взаимодействия на каждом этапе; личностно-мотивированное обеспечение деятельности учителя и ученика. Существенные черты образовательной технологии: диагностическое целеобразование и гарантированное достижение планируемых результатов (минимальных, обязательных) всеми обучаемыми; предварительное поэтапное проектирование логически завершенного отрезка образовательного процесса в соответствии с законами дидактики с предметной среды; воспроизводимость процедур проектирования любым проектирования любым педагогом. Принципы, на которых основываются педагогические технологии: 1) целостность, т.е. единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой; 2) фундаментальность, т.е. сущностный подход; 3) культуросообразность; 4) гуманитаризация и гуманизация обучения; 5) деятельностный подход; 6) непрерывность образования. Переход на технологический уровень проектирования учебного процесса и последующая реализация этого проекта помогает учителю стать профессионапом, раскрепощает его личность, выступает ачьтернативой формальному образованию, учитывает значительное усиление роли обучаемого и открывает новые горизонты для развития творчества учителя - автора проекта. Отсюда следует, что учителю, руководителю (технологу) учебного процесса необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известно. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. У истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной «Педагогической поэме» он писал, что педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, И.С. Якиманской, В.М. Монахова, М.В. Кларина и др. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся: Дж. Кэррол, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Нейс, В. Каскарелли, Дж. Стил, К. Мередит, И. Темпл. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определенного уровня обучения, быть эффективными по результатам и опти-мальным затратам времени, сил, средств.
К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных инновационных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную личность.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1923; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.67.90 (0.008 с.) |