Сущность понятия «педагогическая технология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность понятия «педагогическая технология»



Рассмотрение понятия в традиционной педагогике. Технология обучения как системная категория. Структурные компоненты технологии обучения. Различные трактовки понятий «технология», «педагогическая технология». Понятие «педагогическая технология» в трех аспектах: научном, про-цессуально-описательном, процессуально-действенном. Философские по-ложения как основа любой педагогической технологии. Источники педаго-гической технологии: достижения педагогической, психологической и соци-альных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной ин-формации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются;

-цели обучения;

-содержание обучения;

- средства педагогического взаимодействия;

- организация учебного процесса;

-ученик, учитель;

- результат деятельности.

Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:

• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь русского языка»).

• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).

• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидак-тической системы (М. Чошанов).

• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, она сеть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

педагогических технологий на определенную научную концепцию. Научное обоснование образовательных целей. Признаки педагогической технологии как системы: ломка процесса, взаимосвязь всех частей, целостность. Философские основы педагогических технологий. Психологические основы педагогических технологий. Педагогические основы педагогических технологий. Структура образовательного процесса в технологическом плане как единство этапов: целеполагание - проектирование содержания и логической структуры - собственно обучение (реализация проекта) - контроль - коррекция.

• Понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех аспектах:

- научный,

- процессуально-описательный,

- процессуально-действенный.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Любая педагогическая технология основывается на том пли ином фи-лософском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения образовательной технологии. Философские позиции достаточно определенно

прослеживаются в содержании образования, в содержании отдельных дисциплин. Однако часто в их идеологической направленности нет единства, поэтому содержание школьного образования не дает целостной картины мира, не имеет общей философской основы. Такой эклектичностью отличается содержание современного российского школьного образования. Труднее обнаружить философскую основу в методах и средствах обучения. Одни и те же методы могут применяться в технологиях, совершенно противоположных по идеологии. Поэтому технология может быть гибкой, приспосабливающейся к той или другой философской основе (например, игра).

Из великого множества философских направлений и школ в современных педагогических технологиях чаще всего встречаются следующие:

- материализм и идеализм;

- диалектика и метафизика;

- сциентизм к природосообразность;

- гуманизм и антигуманизм;

- антропософия и теософия;

- прагматизм и экзистенциализм.

Источниками педагогической технологии являются достижения педа-гогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

Для успешного функционирования педагогической системы нужна тщательно продуманная «отладка» всех ее составляющих. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения

и психологического климата в классе. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассмат-риваемую технологию. То есть педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими.

Понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос: как наилучшим образом достичь целей обучения, управления ^тим процессом. Технология направлена на по-следовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения (рисунок 1).

Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оп-тимальной для конкретных условий системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучался и уровню их подготовленности.

Классификации педагогических технологий: В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко. Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко. Классификация Г. К. Селевко как наиболее обобщенная. По уровню применения: общепедагогические, ча-стно-методические (предметные) и локальные (модульные) технологии. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие раз-новидности. По ведущему фактору психического развития: биогенные, со-циогенные, психогенные и идеалистские технологии. По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальтгехнологии, интериоризаторские, развивающие, нейролин- гвистического программирования и суггестивные. По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нрав-ственных отношений - СЭН); технологии саморазвития (формирование са-моуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно- практической сферы — СДП). По характеру содержания и структуры назы-ваются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также мо- нотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

Критерии технологичности деятельности учителя: диагностично заданная цель; представление образовательного процесса в форме предварительно спроектированной модели; четкая и научно обоснованная логика этапов проектирования; адекватная предыдущим параметрам система способов взаимодействия на каждом этапе; личностно-мотивированное обеспечение деятельности учителя и ученика. Существенные черты образовательной технологии: диагностическое целеобразование и гарантированное достижение планируемых результатов (минимальных, обязательных) всеми обучаемыми; предварительное поэтапное проектирование логически завершенного отрезка образовательного процесса в соответствии с законами дидактики с предметной среды; воспроизводимость процедур проектирования любым проектирования любым педагогом. Принципы, на которых основываются педагогические технологии: 1) целостность, т.е. единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой; 2) фундаментальность, т.е. сущностный подход; 3) культуросообразность; 4) гуманитаризация и гуманизация обучения; 5) деятельностный подход; 6) непрерывность образования.

Переход на технологический уровень проектирования учебного процесса и последующая реализация этого проекта помогает учителю стать профессионапом, раскрепощает его личность, выступает ачьтернативой формальному образованию, учитывает значительное усиление роли обучаемого и открывает новые горизонты для развития творчества учителя - автора проекта.

Отсюда следует, что учителю, руководителю (технологу) учебного процесса необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известно. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. У истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной «Педагогической поэме» он писал, что педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, И.С. Якиманской, В.М. Монахова, М.В. Кларина и др. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся: Дж. Кэррол, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Нейс, В. Каскарелли, Дж. Стил, К. Мередит, И. Темпл. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определенного уровня обучения, быть эффективными по результатам и опти-мальным затратам времени, сил, средств.

К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных инновационных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную личность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1854; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.008 с.)