Технология раннего и интенсивного обучения грамоте Н. А. Зайцева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте Н. А. Зайцева

Поиск

1) История возникновения технологии.

Николай Александрович Зайцев родился в 1939г. Окончил филфак ЛГПИ им.Герцена. Работал воспитателем в детском доме, колонии малолетних преступников, интернате для умственноотсталых детей, учителем русского языка и литературы, английского языка, преподавал русский язык как иностранный.

Образовательная технология раннего обучения грамоте создана российским педагогом-филологом Николаем Александровичем Зайцевым Она основана на принципиально новых подходах к обучению грамоте обеспечивают высокую его результативность. Особенностями технологии являются доступность и максимальная наглядность материалов.

2) Концептуальные положения.

Комплекс оригинальных методических приемов технологии Н.Зайцева базируется на открытиях и теоретических обобщениях о психологических особенностях развития человека российскими учеными-физиологами Ивана Сеченова (01829-1905), Ивана Павлова (1849-1936), Алексея Ухтомского (1875-1942), невропатолога, психиатра, психолога Владимира Бехтерева (1857-1927), психолога Алексея Леонтьева (1903-1979).

Принципиальным положением технологии является одновременное развитие речи детей с обучением их чтению. При таком подходе чтение рас-сматривается не как предусловие «ускоренного развития», а как процесс ов-ладения новой речевой реальностью - письменной речью. Обучение чтению объединятся с игрой и пением.

3) Содержание технологии.

«Кубики Зайцева» — пособие для обучения чтению с двух лет и может использоваться в семье, детском саду и школе. Методика даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. Пособие может использоваться при обучении детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.

Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с ис-пользованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.

Буквы на кубиках и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, — важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, — во избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять.

Кубики различаются по цвету («золотые», «железные», «деревянные», белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель — обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.

Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает ещё и «память тела»: сверху, снизу, слева, посредине или справа нужные буквы расположены? Разыскивая книги на полках, мы не только их цвет, толщину, высоту припоминаем, но и местоположение: ноги сами куда нужно переступают, рука тянется, голова поворачивается. И только в последнюю секунду фокусируется взгляд.

В аудиозаписи столбики и строчки таблиц, алфавит, под аккомпанемент баяна и балалайки, распеваются на 35 популярных, народных в основном, мелодий. Ритмичное проговаривание, а ещё лучше пропевание с музыкальным сопровождением — мощное средство воздействия на память.

«Побочные» результаты, сопровождающие процесс выхода в чтение: появляются навыки грамотного письма, выправляются логопедические не-достатки, речь становится чище и отчётливей, благодаря постоянному про- говариванию и пропеванию складов, быстро расширяется словарный запас, формируется логическое мышление, развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.

Методика является природосообразной и здоровьесберегающей. Ребята не только не теряют в результате обучения здоровья, но и зафиксированы

случаи исправления уже имеющихся недостатков (улучшение зрения, вы-правление начинающегося сколиоза).

Многолетняя практика преподавателей, работающих по методикам Зайцева, позволяет привести статистику по срокам обучения детей разного возраста (при условии проведения занятий по 30-60 минут 2 раза в неделю): двух-трёхлетки начинают читать в течение 6-9 месяцев, четырёхлетки — через 16 занятий, пятилетки — через 5-10 занятий, шестилетки — через 4-6 занятий.

Взрослые иностранцы, не знающие ни одной русской буквы, на первом занятии минут через 30-40 начинают составлять из кубиков слова, произносимые преподавателем, а через некоторое время уже и прочитывать их.

Кубики распознаются: (1) по цвету: "золотой" - желтый, "железный" - серый, "деревянный" светло-коричневый, белый. По сочетаниям цветов: "железно-золотой", "деревянно-золотой", "железно-деревянный". По одно- дву-буквенным складам с буквами трёх цветов: Голубого - Г -для Гласных, Синего - С - для Согласных, Зеленого - 3 - для твёрдого и мягкого Знаков. В целом, но двенадцати цветовым признакам. (2) По объёму: кубики большие и маленькие, большие двойные (склеенные друг с другом), маленькие двойные по четырём признакам. (3) По звучанию наполнителя, раздающемуся при встряхивании кубиков: "золотые", "железные", "деревянные", "железно- деревянные", отсутствие звука - по пяти признакам. (4) По вибрации наполнителя, воспринимаемой пальцами руки, держащей кубик но четырем признакам. (5) По весу - десять различий, (6) По сочетаниям признаков - 12 различий, делящих кубики на 12 следующих сортов:

1) "Большой золотой" А-0-У-Ы-Э с голубыми буквами на желтом фоне. Заполняется обрезками консервной жести так, чтобы из кубика при встряхивании исходили "золотые" звуки.

2) "Маленький золотой" Я-Ё-Ю-И-Е с голубыми буквами на жёлтом фоне. Заполняется как и предыдущий, но меньшим количеством наполнителя.

3) "Большие железно-золотые" Б-1>А-1>()-1>У-1;Ы-1>') (два кубика), В- ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ (два), Г-ГА-ГО-ГУ-ГЫ-П), Д-ДА-ДО-ДУ-ДЫ-ДЭ, З-ЗА- ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ, Л-ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ, М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ (два), Н-НА- НО-НУ-НЫ-НЭ, Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. Однобуквенные склады располагаются на гранях серого "железного" цвета, двубуквенпые на "желсзнозолотых" гранях. Каждый кубик заполняется шестью крышечками от бутылок из-под лимонада, издающими при встряхивании "железные" звуки

4) "Большой двойной железно-золотой" Ж-ЖЬ-ЖА-ЖГ. ЖО-ЖУ-ЖИ- ЖЕ, склеенный из двух кубиков таким образом, что на больших плоскостях образовавшихся блоков размещаются по-разному пишущиеся, по одинаково

произносимые Ж и ЖЬ, ЖЕ и ЖО. Каждый из кубиков заполняете" так же, как и кубики предыдущего сорта.

5) "Маленькие железно-золотые" БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БН, ВБ-ВЯ-ВЁ- ВЮ-ВИ-ВЕ, ГЬ-ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ ДЮ-ДИ-ДЕ (два кубика), ЗЬ- ЗЯ-ЗЁ-ЗЮ-ЗИ-ЗЕ, ЛЬ-ЛЯ-ЛЁ ЛЮ-ЛИ-ЛЕ, МЬ-МЯ-МЁ-МЮ-МИ-МЕ, НЬ- НЯ-НЁ-НК) НЕ, РЬ-РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ. Склады с мягкими знаками размещаются на серых, "железных" гранях, остальные - на "железнозолотых". Каждый кубик заполняется четырьмя "лимонадными" крышечками.

6) "Маленький весь железный" Й-Й-Й-Й-Й-Й. Заполняется восемью крышечками, чтобы кубик отличался от прочих сортов не только внешне, но и внутренне, по звучанию и весу.

7) "Большие деревянно-золотые" П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-П.Э (два кубика). Ф-ФА-ФО-ФУ-ФЫ-ФЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ КЭ (два), Т-ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ, С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ, Х-ХА-ХО-ХУ-ХЫХЭ. Однобуквенные склады рас-полагаются на "деревянных" гранях, остальные - на "деревянно-золотых". В кубик закладывается деревяшка диаметром 2,5 см и сантиметра полтора толщиной. "Что там внутри?" - спрашиваю трёхлеток, встряхивающих кубики. "Деревяшки!" отвечают хором. Можно положить и семь колобашечек сантиметра по два, приготовленных из очищенных от коры прутиков диаметром около сантиметра.

8) "Большие двойные деревянно-золотые" Ш-ШЬ-ША-ШЁ-ШО-ШУ ШИ-ШЕ и Ц-ЦА-ЦО-ЦУ-ЦИ-ЦЫ-ЦЕ, склеенные из двух кубиков (по дервяшке или семь колобашечек в каждом) таким образом, что по-разному пишущиеся, но одинаково произносимые Ш-ШЬ, ШЁ-ШО, ЦИ-ЦЫ оказываются в одной плоскости па больших гранях.

9) "Маленькие деревянно-золотые" ПЬ-ПЯ-ПЁ-ПЮ-ПИ-ПЕ, ФЬ-ФЯ- ФЁ-ФЮ-ФИ-ФЕ, КЬ-КЯ-КЁ-КЮ-КИ-КЕ, ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ (два кубика), СЬ-СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ, ХЬ-ХЯ-ХЁ-ХЮ-ХИ-ХЕ. В каждый кубик вкладывается деревяшка диаметром примерно 2 см и чуть больше сантиметра толщиной или пять колобашечек. Склады с мягкими знаками - на "деревянных" гранях, остальные - на "деревянно-золотых".

10) "Маленькие двойные деревянно-золотые" Ч-ЧЬ-ЧА-ЧЁ-ЧО-ЧУ- ЧИ-ЧЕ и Щ-ЩЬ-ЩА-ЩЁ-ЩО-ЩУ-ЩИ-ЩЕ, склеенные из двух кубиков (по маленькой деревяшке или пять колобашечек в каждом) таким образом, что по-разному пишущиеся, но одинаково произносимые Ч-ЧЬ, ЧЁ-ЧО, Щ-ЩЬ, ЩЁ-ЩО оказываются в одной плоскости.

. 11) "Большой железно-деревянный" БЪ-ВЪ-ДЪ-ЗЪ-ТЪ-СЪ с двумя железками и деревяшкой (четырьмя колобашечками) внутри. Есть еще четыре склада с твердыми знаками: ЖЪ - межъевропейский; НЪ - конъюкти-вит, конъюнктура;

РЪ - контръярус; ХЪ - сверхъестественный. Понятно, что при обучении чтению последними четырьмя складами можно пренебречь. Чуть позже они будут показаны учащимся в наших грамматических таблицах в теме "Приставки".

12) "Маленький беленький" со знаками препинания: точкой, запятой, вопросительным и восклицательным знаками, чёрточкой и знаком ударения. Плотно набейте кубик нарезанной бумагой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.126.241 (0.009 с.)