Степень выпускника – ttакалавр Срок обучения – полный Форма обучения – ОЧНАЯ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Степень выпускника – ttакалавр Срок обучения – полный Форма обучения – ОЧНАЯ



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

 
 

(образован в 1953г)

Институт «Биотехнологий и рыбного хозяйства» (БиРХ), кафедра «Биоэкологии и ихтиологии»

 

Утверждаю:

Директор Института «Биотехнологий и рыбного хозяйства» (БиРХ) МГУТУ им. К.Г. Разумовского

Никишин А.Л.

«» 201 г

 

www.mgutm.ru

 

 

ГАМЫГИН Е.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Искусственное воспроизводство рыб

Направление подготовки: 110900.62 – Водные биоресурсы и аквакультура

Степень выпускника – ttакалавр Срок обучения – полный Форма обучения – ОЧНАЯ

Москва, 2010


УДК 639.3

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Биоэкологии и ихтиологии» Московского государственного университета технологий и управления (протокол №8 от 26.05.2010г) и рекомендована к рассмотрению на заседание Ученого Совета институту.

Рабочая программа одобрена и утверждена на заседании Ученого Совета института «Биотехнологий и рыбного хозяйства» Московского государственного университета технологий и управления (протокол №10 от 26.06.2010г)

 

 

Разработчик РП: Горбунов А.В.

Автор (составитель): д.б.н., проф. Гамыгин Е.А.

Рабочая программа дисциплины составлена на основании ГОС ВПО и предназначена для бакалавров очной формы обучения, по направлению 110900.62 – «Водные биоресурсы и аквакультура»

 

 

Рецензенты:

д.б.н., проф. Амбросимова Н.А. (АзНИИРХ) д.б.н., зав. сектором Микодина Е.В. (ВНИРО)

 

 

© Гамыгин Е.А. Искусственное воспроизводство рыб: Рабочая программа для бакалавров очной формы обучения, по направлению «Водные биоресурсы и аквакультура» / Сер. Рабочая учебно-методическая документация МГУТУ. – М.: МГУТУ, 2010. – 22с. Ред.2. перераб.

© ГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления», 2010.

Москва, Земляной вал, 73.

Институт «БиРХ», кафедра "Биоэкологии и Ихтиологии", 2010.

Перечень реферативных работ

1. Искусственное воспроизводство густеры.

2. Искусственное воспроизводство леща.

3. Искусственное воспроизводство лосося.

4. Искусственное воспроизводство налима.

5. Искусственное воспроизводство рыбца.

6. Искусственное воспроизводство сазана.

7. Искусственное воспроизводство сига.

8. Искусственное воспроизводство сома.

9. Искусственное воспроизводство стерляди. 10.Искусственное воспроизводство тилапии.

 

Свою тему студент выбирает из прилагаемого выше списка, по последней цифре своего учебного шифра. Учебный шифр имеется в студенческом билете или в зачетной книжке каждого студента.


Реферативная работа должна содержать развернутые ответы на выбранную тему, примерный объем реферата – 20-25 стандартных страниц А4.

На титульном листе необходимо указать ФИО студента, специальность и форму обучения, курс, тему реферата.

Реферативные работы должны сопровождаться рисунками, графиками, схемами и т.п. В тетради в клетку писать следует через строчку, оставляя место под поля, разделы реферата должны быть четко выделены.

В начало работы помещается оглавление (содержание); в конце работы приводится перечень использованной литературы, ставится дата и подпись.

 

 

Курсовая работа

Курсовая работа является самостоятельной работой студента, требующей от него освоения элементов научно-исследовательской работы. Тема курсовой работы определяется по установленным правилам. Студент также может предложить свою тему курсовой работы по данной дисциплине, исходя из собственных предпочтений, согласовав ее с ответственным за данную дисциплину преподавателем кафедры.

Темы курсовых работ предлагаются и утверждаются кафедрами. Основные руководящие данные и методические указания для выполнения курсовой работы по конкретной дисциплине готовятся кафедрой.

Написание курсовой работы регулируется самостоятельной методической документацией, включающей в название индекс «КРб»: КРб_Искусственное воспроизводство рыб.pdf

Курсовая работа подготавливает студента к выполнению более сложной задачи - дипломной работы. Рекомендуется ответственно и тщательно выполнить данную работу, так как в ней формируются основные навыки и требования к дальнейшей научно-исследовательской работе.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение.

Современное состояние и перспективы развития искусственного воспроизводства рыб. Основные проблемы и значение искусственного воспроизводства ценных видов рыб во внутренних водоемах страны.


Проектирование рыбоводных заводов и нерестово-выростных хозяйств.

Выбор площадки. Составление задания на проектирование. Состав изыскательских работ, их цели и задачи. Структура, типы рыбоводных заводов и нерестово-выростных хозяйств, их сооружение, оборудование, характеристика цехов и участков.

Технологическое проектирование рыбоводных заводов. Технологическое проектирование нерестово-выростных хозяйств (НВХ). Календарный план работы рыбоводного завода, НВХ. Расчет оборудования рыбоводного завода, НВХ.

Водоснабжение рыбоводного предприятия и расчет расхода воды. Охрана природы. Биологическая эффективность работы рыбоводного завода, НВХ.

 

Биотехника воспроизводства проходных рыб.

Биотехника воспроизводства осетровых. Биотехника воспроизводства лососевых. Биотехника воспроизводства сиговых. Биотехника воспроизводства рыбца и шемаи.

 

Биотехника воспроизводства полупроходных и туводных рыб.

Биотехника воспроизводства судака. Биотехника воспроизводства сазана и леща. Биотехника воспроизводства щуки.

 

Рыбохозяйственное использование озер.

Озерный фонд России. Удельный вес и значение малых и средних озер. Задачи и методы бонитировки озер. Мероприятия по рыбохозяйственному использованию больших озер. Пути формирования маточных стад сиговых рыб в озерных хозяйствах. Мелиоративная подготовка озер. Вселение сеголеток в маточные озера и выращивание в них производителей.

Методы преобразования озер в рыбопитомники. Выбор озер для рыбопитомников. Замкнутые, приспускные, заморные озера. Методы уничтожения нежелательной ихтиофауны. Мероприятия по увеличению биопродуктивности озер.

Вселение в озера-питомники исходного материала. Использование моно- и поликультуры. Контроль за средой обитания и состоянием посадочного материала. Облов озерных питомников.

 

Рыбохозяйственное освоение водохранилищ.


Значение водохранилищ для рыбного хозяйства. Классификация водохранилищ. Подготовка водохранилищ для рыбохозяйственного использования. Направленное и стихийное формирование ихтиофауны в водохранилищах и факторы, их определяющие.

Комплекс рыбоводных мероприятий на водохранилищах. Пути интенсификации использования водохранилищ и повышения их рыбопродуктивности.

 

Рекомендуема литература

Основная:

1. Привезенцев Ю.А., Власов В.А. Рыбоводство: Учебник для вузов. / Сер.: Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений.

–М.: Мир, 2007. -456с.

2. Богерук А.К. Биотехнологии в аквакультуре: теория и практика. –М.: Росинформагротех, 2006. -232с.

3. Чебанов М.С., Галич Е.В., Чмырь Ю.Н. Руководство по разведению и выращиванию осетровых рыб. -М.: Росинформагротех РФ, 2004. -136с.

 

Дополнительная:

4. Пономарев С.В. Индустриальная аквакультура: Учебник для вузов. – Астрахань.: ГУП ИПК Волга, 2006. -312с.

5. Федорченко В.И., Новоженин Н.П., Зайцев В.Ф. Товарное рыбоводство. - М.: Агропромиздат, 1992. -206с.

6. Тимофеев М.М. Промышленное разведение осетровых: Монография. –М.: АСТ, 2004. -138с.

7. Баранникова И.А. Биологические основы рыбоводства. Актуальные проблемы экологической физиологии и биохимии рыб. / Сер. Биологические ресурсы гидросферы и их использование. -М.: ВНИЭРХ, 1984. -С. 178-218.

8. Детлаф Т.А., Гинсбург А.С., Шмальгаузен О.И. Развитие осетровых рыб.

-М.: Наука, 1981. -224с.

9. Казаков Р.В. Искусственное формирование популяций проходных лососевых рыб. -М.: Агропромиздат, 1990. -239с.

10.Канидьев А.Н. Биологические основы искусственного разведения лососевых рыб. -М.: Легкая промышленность, 1984. -216с.


11.Голод В.М. Генетика, селекция и племенное дело в аквакультуре России.

–М.: Росинформагротех, 2005. -428с.

12.Иванов А.А. Физиология рыб: Учебник для вузов. / Сер.: Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений. –М.: Мир, 2003. -280с.

13.Иванов А.П. Рыбоводство в естественных водоемах. –М.: Агропромиздат, 1988. -367с.

14.Карпевич А.Ф. Теория и практика акклиматизации водных организмов. - М.: Пищевая промышленность, 1975. -404с.

15.Козлов В.И., Абрамович Л.С. Справочник рыбовода. -М.: Росагропромиздат, 2003. -247с.

16.Скляров В.Я., Гамыгин Е.А., Рыжков Л.П. Справочник по кормлению рыб. -М.: Легкая промышленность, 1984. -120с.

17.Смирнов А.И. Биология, размножение и развитие тихоокеанских лососей.

-М.: МГУ, 1975. -335с.

18.Стеффенс В. Индустриальные методы выращивания рыбы. -М.: Агропромиздат, 1985. -384с.


МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ

1. Модульно-рейтинговая технология обучения студентов принята в университете в целях активизации и повышения эффективности аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Модульно - рейтинговый подход включает два ключевых понятия: модуль и рейтинг:

v Модуль - это логически завершенная часть (тема, раздел) курса, который заканчивается контрольной акцией и оценивается в баллах.

v Рейтинг - это сумма баллов, набранная студентом в течение учебного промежутка времени по определенным правилам.

2. Сущностью модульно-рейтинговой технологии обучения является изучение учебного материала той или иной дисциплины отдельными блоками (модулями) с оценкой знаний обучающегося в виде суммы баллов за каждый вид учебной работы, предусмотренный модульной программой.

3. В основу модульной системы обучения и контроля положены следующие принципы:

§ перенос центра тяжести учебного процесса на самостоятельную работу студентов;

§ отказ от поточного метода обучения и переход к индивидуальной подготовке специалистов;

§ возрастание роли текущего (промежуточного) контроля;

§ отказ от традиционных форм оценки знаний и внедрение системы рейтинга.

При успешном освоении курса по данной системе обучения у студента отпадает необходимость или упрощается процедура сдачи экзаменов и зачетов.

4. Приступая к модульной системе обучения, студент должен освоить необходимые методические материалы, в которых представлены структура курса и модульная программа.

В комплект учебно-методических материалов входят: Для очной формы обучения:

- учебный план;

- рабочая программа дисциплины;

- конспекты лекции;


- учебная специализированная литература

Для заочной формы обучения:

- учебно-методическое пособие по курсу;

- учебно-практические пособия по курсу (модули);

Дополнительно в материалы могут входить:

- электронные учебники;

- справочные материалы;

- деловые игры;

- прочие материал по усмотрению ответственных кафедр.

5. Система оценки знаний в модульно-рейтинговой технологии обучения предусматривает следующие виды контроля:

- входной контроль, определяющий степень усвоения студентами ранее изученного материала;

- текущий (промежуточный) контроль, определяющий степень усвоения студентом теоретической и практической части учебной программы каждого модуля;

- рубежный контроль, позволяющий оценить подготовку студента по одному или нескольким модулям;

- итоговый контроль, устанавливающий качество усвоения материала по всем модулям, составляющим изучаемый курс.

Входной контроль позволяет преподавателю оценить индивидуальную и общую подготовку студентов к изучению учебного материала. Результаты входного контроля не влияют на рейтинг студента.

Текущий (промежуточный) контроль осуществляется преподавателем по результатам выполнения студентом учебной работы или отдельной тематической части, предусмотренной программой данного модуля.

Объектом текущего контроля является посещение лекций, выполнение заданий в ходе практических занятий, выполнение лабораторных работ, курсовых проектов (работ), расчетно-графических и контрольных работ, написание рефератов, а также иные виды деятельности, определенные для каждого учебного модуля в рамках изучаемой дисциплины.

Рубежный контроль подводит итог изучения модуля или ряда модулей дисциплины.

Если в ходе изучения модуля студент должен приобрести практические


навыки, качество которых можно оценить по результатам текущего контроля (например, составить компьютерную программу), то в этом случае рубежный контроль не является обязательным.

Итоговый контроль проводится в письменной, в устной форме или в виде тестового задания. Форма проведения итогового контроля по дисциплине определяется кафедрой.

Итоговый рейтинг студента определяется как по результатам текущего и рубежного контроля, так и по результатам итогового контроля. При этом считается, что студент изучил весь курс, если по каждому модулю он набрал минимальный рейтинг.

6. Для расчета количества баллов весь курс разбивается на модули.

Минимальная сумма баллов по всем модулям дисциплины (без итогового контроля) в сумме составляет 60 баллов.

Если студент не набирает минимально возможного количества баллов по модулю, то такой модуль считается не изученным. В этом случае, студенту назначается дополнительный день, когда он сможет устно или письменно сдать ведущему преподавателю отдельные темы модуля или пройти повторно рубежный контроль. Такая возможность предоставляется студенту только один раз.

Если студент не набрал минимального количества баллов по какому-либо модулю дисциплины (модуль признан не изученным), то он не допускается к итоговой оценке знаний (экзамену или дифференцированному зачету).

После окончания сессии, в установленное время, студенту может быть предоставлена возможность повторно ликвидировать задолженность.

Если набранное количество баллов по модулю будет снова меньше минимально возможного, то студент получает по дисциплине оценку

«неудовлетворительно» и отчисляется за неуспеваемость.

Если баллов набрано достаточно, то модуль признается изученным и студент допускается к итоговой оценке знаний.

Максимально возможная сумма баллов по дисциплине (без итогового контроля) составляет 100. В эту сумму входят рейтинговые баллы, набранные студентами в ходе текущего и рубежного контроля при изучении всех модулей курса.

7. Количество промежуточных этапов текущего контроля (контрольных точек) учебной работы студентов по каждому модулю, их форму и сроки


устанавливает кафедра, преподающая данную дисциплину.

Преподаватель кафедры, ведущий занятия со студенческой группой, обязан проинформировать группу об этом решении кафедры на первом занятии.

Оценка результатов текущего контроля зависит от сроков и качества выполнения студентами полученного задания. Сроки проведения текущего контроля устанавливаются преподавателем дисциплины в соответствии с расписанием занятий.

Студент, не сдававший вовремя текущий контроль (за исключением уважительных причин), получает 0 баллов.

По усмотрению преподавателя ему может быть назначен новый срок (до двух недель) с выставлением рейтинга с понижающим коэффициентом:

 

Срок сдачи Значение коэффициента
В срок  
1-ая неделя после установленного срока 0,9
2-ая неделя после установленного срока 0,8
более 2-х недель после установленного срока 0,7

 

Кроме того, понижающий коэффициент используется для отражения качества выполнения задания:

 

Качество выполнения задания Значение коэффициента
Отлично  
Хорошо 0,8
Удовлетворительно 0,6

 

Студентам может быть предоставлена возможность по индивидуальному графику досрочно пройти систему текущего тестового контроля по всем модульным программам теоретической части курса или одного семестра.

8. Все преподаваемые в университете дисциплины по итоговой оценке знаний могут заканчиваться:

· экзаменом;

· зачетом с оценкой (дифференцированным зачетом, как правило, при выполнении курсовой работы или проекта));

· зачетом.


Ответ студента на экзамене или дифференцированном зачете оценивается суммой от 10 до 20 рейтинговых баллов.

Оценка в 9 и менее баллов считается неудовлетворительной, студенту за экзамен выставляется 0 баллов и общая оценка «неудовлетворительно».

Студенты, не сдавшие экзамен (итоговый контроль) по расписанию, имеют право пройти переэкзаменовку (вторичный итоговый контроль) после окончания сессии, но не более двух раз. Во второй раз пересдача экзамена осуществляется в присутствии комиссии, назначаемой заведующим кафедрой, в срок не позднее начала следующей сессии.

Студент, по неуважительной причине не ликвидировавший задолженность до начала следующей сессии, к занятиям не допускается и отчисляется из университета.

9. Студенты, показавшие высокие результаты в ходе изучения каждого модуля, могут получить определенные поощрения.

Так, студенты, набравшие по дисциплинам с экзаменом или дифференцированным зачетом в ходе текущего и рубежного контроля сумму от 70 до 100 баллов (по всем модулям курса), имеют право получить итоговую оценку без итогового контроля, в соответствии со следующей шкалой пересчета баллов:

· от 70 до 79 баллов - «удовлетворительно»;

· от 80 до 89 баллов - «хорошо»;

· от 90 до 100 баллов - «отлично».

Для студента, набравшего от 60 до 69 баллов, - итоговая аттестация обязательна.

10. Студент получает оценку «зачет» по дисциплине, если он набрал не менее

60 баллов по результатам текущего и рубежного контроля.

11. Студент может повысить свой рейтинг и получить более высокую итоговую оценку, сдав итоговый экзамен.

В этом случае, по результатам текущего, рубежного и итогового контроля студенту выставляется традиционная оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), в соответствии со следующей шкалой пересчета рейтинговых баллов:

· от 70 - 84 - «удовлетворительно»;

· от 85 - 99 - «хорошо»;

· более 100 - «отлично».


12. По итогам изучения дисциплины преподаватель проводит рейтинговую оценку студентов по установленной форме. Один экземпляр заполненной формы остается на кафедре, другой передается в деканат для оценки суммарного рейтинга студента не позднее 1 недели после окончания экзаменационной сессии.

13. Курсовой проект (работа), расчетно-графическая и контрольная работа, содержательно охватывающие несколько модулей курса, рассматриваются как самостоятельный модуль с присвоением определенного количества баллов в пределах общей суммы баллов, отведенных на изучение дисциплины (100).

Количество рейтинговых баллов по названным выше видам работ определяется ведущим преподавателям и отражается в модульной карте дисциплины.

14. Суммарный рейтинг студента рассчитывается в деканате исходя из суммы баллов набранных им по всем дисциплинам курса.

Кроме того, деканат определяет средний балл успеваемости студентов по закрепленным за ним специальностям. Эти сведения представляются в Учебно-методический центр не позднее 15 июля каждого года для анализа успеваемости по всем специальностям университета.


ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ

Примерные вопросы ИТОГОВОГО (обобщающего контроля) по факту освоения дисциплины:

 

1. Биотехника выращивания молоди белорыбицы.

2. Биотехника выращивания молоди каспийского лосося.

3. Выбор места строительства рыбоводных предприятий.

4. Выбор озер для рыбопитомников, их преобразование.

5. Географическое расположение рыбоводных заводов и НВХ, их производительная мощность.

6. Дайте классификацию озер по площади, рыбохозяйственному и биологическому значению.

7. Для каких рыб применяют экологический метод стимулирования созревания половых клеток?

8. Задачи и методы бонитировки озер.

9. Значение водохранилищ для рыбного хозяйства, классификация водохранилищ.

10.Изложите основные этапы биотехники искусственного воспроизводства проходных рыб.

11.Как берут икру и сперму у осетровых, лососевых, сиговых, карповых, окуневых, щуковых рыб?

12.Как можно повысить рыбопродуктивность больших озер? 13.Как можно повысить рыбопродуктивность НВХ?

14.Как осеменяют икру осетра, лосося, сига, рыбца?

15.Как осуществляется погрузка, транспортировка и выпуск выращенной молоди?

16.Как проводится инкубация икры лососевых рыб?

17.Как проводится инкубация икры сиговых и карповых рыб? 18.Какие садки, бассейны применяются для выдерживания

производителей осетровых?

19.Какие существуют способы инкубации икры, их преимущества и недостатки?

20.Какие требования предъявляются к выбору озера для выращивания производителей, объекты выращивания?

21.Какова площадь озер, их месторасположение?

22.Какова эффективность искусственного воспроизводства различных видов рыб? Чему равен промысловый возврат?

23.Какова эффективность искусственного воспроизводства рыб?


24.Каково значение НВХ в воспроизводстве полупроходных рыб, формы НВХ?

25.Каковы особенности выращивания молоди проходных карповых рыб? 26.Каковы принципы работы, особенности конструкции аппаратов для

инкубации икры в периодически взвешенном состоянии? 27.Каковы удельный вес и значение малых и средних озер? 28.Комплекс рыбоводных мероприятий на водохранилищах.

29.Контроль за средой обитания и состоянием посадочного материала в озерах.

30.Масштабы развития рыбоводства в естественных водоемах, объекты искусственного воспроизводства.

31.Мелиоративная подготовка озер.

32.Мероприятия по увеличению биопродуктивности малых и средних озер.

33.Мероприятия, обеспечивающие наибольшее выживание молоди в местах выпуска и на путях миграции.

34.Методы выдерживания производителей лососевых рыб? 35.Методы выдерживания производителей сиговых рыб?

36.Методы выращивания молоди, их преимущества и недостатки. 37.Направленное и стихийное формирование ихтиофауны в

водохранилищах и определяющие их факторы.

38.Нормы подращивания и выращивания осетровых, лососевых, сиговых. 39.Оборудование для выдерживания предличинок различных рыб в

зависимости от их биологических особенностей, поведения.

40.Опишите биотехнику прудового метода выращивания молоди осетровых рыб.

41.Основные этапы биотехники искусственного воспроизводства полупроходных рыб.

42.Основные этапы проектирования рыбоводных предприятий. 43.Особенности инкубации икры осетровых рыб.

44.Охарактеризуйте биотехнику выращивания молоди атлантического лосося.

45.Охарактеризуйте биотехнику искусственного разведения байкальского омуля.

46.Охарактеризуйте работу рыбоводных предприятий по заготовке и доставке производителей.

47.Охарактеризуйте условия выдерживания производителей рыбца. 48.Перспективы развития рыбоводства во внутренних водоемах.


49.По каким признакам отличают икру хорошего качества от икры недоброкачественной?

50.Повторные циклы выращивания молоди осетровых рыб в течение одного сезона.

51.Подготовка водохранилищ для рыбохозяйственного использования. 52.Принцип отбора производителей высокого качества.

53.Принцип работы, особенности конструкции и эксплуатации аппаратов для инкубации икры в неподвижном состоянии.

54.Пути интенсификации использования водохранилищ, повышения рыбопродуктивности.

55.Пути формирования маточных стад сиговых рыб в озерных хозяйствах.

56.Расчет производственной мощности рыбоводного предприятия. 57.Режим кормления, механизация и автоматизация кормления рыб. 58.Рыбоводные пункты, организация работы.

59.Рыбопродуктивность озер и методы облова озерных питомников. 60.Способы водоснабжения, качество воды, выбор источника

водоснабжения рыбоводных предприятий, улучшения качества воды.

61.Способы мечения рыб.

62.Способы учета икры и личинок рыб.

63.Способы хранения и транспортировки икры и спермы. 64.Средства механизации процесса обесклеивания икры. 65.Типы рыбоводных предприятий, сооружения, оборудование. 66.Устройство и оборудование инкубационных цехов.

67.Уход за икрой во время инкубации.

68.Уход за предличинками, личинками, молодью. 69.Учет молоди рыб.

70.Чем обусловлена целесообразность выпуска молоди в местах ее нагула?


Гамыгин Е.А.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

 
 

(образован в 1953г)

Институт «Биотехнологий и рыбного хозяйства» (БиРХ),

кафедра «Биоэкологии и ихтиологии»

 

Утверждаю:

Директор Института «Биотехнологий и рыбного хозяйства» (БиРХ) МГУТУ им. К.Г. Разумовского

Никишин А.Л.

«»2010г

 

www.mgutm.ru

 

 

ГАМЫГИН Е.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Искусственное воспроизводство рыб

По специальности - 110901.65 «Водные биоресурсы и аквакультура»

Москва, Земляной вал, 73.

Институт «БиРХ», кафедра "Биоэкологии и Ихтиологии", 2010.

План лабораторно-практических работ

Наименование темы Ак. часов
1. Рыбоводный расчет необходимого количества производителей  
2. Расчет необходимого количества бассейнов, садков, прудов для выдерживания производителей рыб  
3. Расчет количества инкубационных аппаратов, оборудования для выдерживания предличинок, подращивания личинок и выращивания молоди рыб.  
4. Расчет количества кормов, для культивирования малька  

5. Размещение цехов и участков рыбоводного предприятия на местности  
6. Расчет и оптимизация расхода производственной воды  
7. Составление календарного графика работы рыбоводного предприятия  
  ВСЕГО:  

Перечень тем для самостоятельного освоения

1. Современное состояние и перспективы развития искусственного воспроизводства рыб.

2. Биотехника воспроизводства проходных, полупроходных и туводных рыб

3. Технологическое проектирование систем воспроизводства рыб.

4. Типовые схемы нерестово-выростных хозяйств (НВХ)

5. Характеристики производственных участков НВХ, их сооружение, оснащение, режимы функционирования.

6. Характеристики цехов и участков рыбозавода, и их оснащение.

7. Технологическое проектирование поноцикловых рыбоводных заводов.

8. Требования к транспортным средствам для перевозки: личинок рыб, малька, двухгодовиков.

9. Расчет транспортных средств для перевозки молоди к местам ее выпуска 10.Определение биологической эффективности работы рыбоводного

предприятия

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение.

Современное состояние и перспективы развития искусственного воспроизводства рыб. Основные проблемы и значение искусственного воспроизводства ценных видов рыб во внутренних водоемах страны.

 

Проектирование рыбоводных заводов и нерестово-выростных хозяйств.

Выбор площадки. Составление задания на проектирование. Состав изыскательских работ, их цели и задачи. Структура, типы рыбоводных заводов и нерестово-выростных хозяйств, их сооружение, оборудование,


характеристика цехов и участков.

Технологическое проектирование рыбоводных заводов. Технологическое проектирование нерестово-выростных хозяйств (НВХ). Календарный план работы рыбоводного завода, НВХ. Расчет оборудования рыбоводного завода, НВХ.

Водоснабжение рыбоводного предприятия и расчет расхода воды. Охрана природы. Биологическая эффективность работы рыбоводного завода, НВХ.

 

Биотехника воспроизводства проходных рыб.

Биотехника воспроизводства осетровых. Биотехника воспроизводства лососевых. Биотехника воспроизводства сиговых. Биотехника воспроизводства рыбца и шемаи.

 

Биотехника воспроизводства полупроходных и туводных рыб.

Биотехника воспроизводства судака. Биотехника воспроизводства сазана и леща. Биотехника воспроизводства щуки.

 

Рыбохозяйственное использование озер.

Озерный фонд России. Удельный вес и значение малых и средних озер. Задачи и методы бонитировки озер. Мероприятия по рыбохозяйственному использованию больших озер. Пути формирования маточных стад сиговых рыб в озерных хозяйствах. Мелиоративная подготовка озер. Вселение сеголеток в маточные озера и выращивание в них производителей.

Методы преобразования озер в рыбопитомники. Выбор озер для рыбопитомников. Замкнутые, приспускные, заморные озера. Методы уничтожения нежелательной ихтиофауны. Мероприятия по увеличению биопродуктивности озер.

Вселение в озера-питомники исходного материала. Использование моно- и поликультуры. Контроль за средой обитания и состоянием посадочного материала. Облов озерных питомников.

 

Рыбохозяйственное освоение водохранилищ.

Значение водохранилищ для рыбного хозяйства. Классификация водохранилищ. Подготовка водохранилищ для рыбохозяйственного использования. Направленное и стихийное формирование ихтиофауны в водохранилищах и факторы, их определяющие.


Комплекс рыбоводных мероприятий на водохранилищах. Пути интенсификации использования водохранилищ и повышения их рыбопродуктивности.

 

Рекомендуема литература

Основная:

1. Привезенцев Ю.А., Власов В.А. Рыбоводство: Учебник для вузов. / Сер.: Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений.

–М.: Мир, 2007. -456с.

2. Богерук А.К. Биотехнологии в аквакультуре: теория и практика. –М.: Росинформагротех, 2006. -232с.

3. Чебанов М.С., Галич Е.В., Чмырь Ю.Н. Руководство по разведению и выращиванию осетровых рыб. -М.: Росинформагротех РФ, 2004. -136с.

 

Дополнительная:

4. Пономарев С.В. Индустриальная аквакультура: Учебник для вузов. – Астрахань.: ГУП ИПК Волга, 2006. -312с.

5. Федорченко В.И., Новоженин Н.П., Зайцев В.Ф. Товарное рыбоводство. - М.: Агропромиздат, 1992. -206с.

6. Тимофеев М.М. Промышленное разведение осетровых: Монография. –М.: АСТ, 2004. -138с.

7. Баранникова И.А. Биологические основы рыбоводства. Актуальные проблемы экологической физиологии и биохимии рыб. / Сер. Биологические ресурсы гидросферы и их использование. -М.: ВНИЭРХ, 1984. -С. 178-218.

8. Детлаф Т.А., Гинсбург А.С., Шмальгаузен О.И. Развитие осетровых рыб.

-М.: Наука, 1981. -224с.

9. Казаков Р.В. Искусственное формирование популяций проходных лососевых рыб. -М.: Агропромиздат, 1990. -239с.

10.Канидьев А.Н. Биологические основы искусственного разведения лососевых рыб. -М.: Легкая промышленность, 1984. -216с.

11.Голод В.М. Генетика, селекция и племенное дело в аквакультуре России.

–М.: Росинформагротех, 2005. -428с.

12.Иванов А.А. Физиология рыб: Учебник для вузов. / Сер.: Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений. –М.: Мир,


2003. -280с.

13.Иванов А.П. Рыбоводство в естественных водоемах. –М.: Агропромиздат, 1988. -367с.

14.Карпевич А.Ф. Теория и практика акклиматизации водных организмов. - М.: Пищевая промышленность, 1975. -404с.

15.Козлов В.И., Абрамович Л.С. Справочник рыбовода. -М.: Росагропромиздат, 2003. -247с.

16.Скляров В.Я., Гамыгин Е.А., Рыжков Л.П. Справочник по кормлению рыб. -М.: Легкая промышленность, 1984. -120с.

17.Смирнов А.И. Биология, размножение и развитие тихоокеанских лососей.

-М.: МГУ, 1975. -335с.

18.Стеффенс В. Индустриальные методы выращивания рыбы. -М.: Агропромиздат, 1985. -384с.

 

 

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ

 

1. Биотехника выращивания молоди белорыбицы.

2. Биотехника выращивания молоди каспийского лосося.

3. Выбор места строительства рыбоводных предприятий.

4. Выбор озер для рыбопитомников, их преобразование.

5. Географическое расположение рыбоводных заводов и НВХ, их производительная мощность.

6. Дайте классификацию озер по площади, рыбохозяйственному и биологическому значению.

7. Для каких рыб применяют экологический метод стимулирования созревания половых клеток?

8. Задачи и методы бонитировки озер.

9. Значение водохранилищ для рыбного хозяйства, классификация водохранилищ.

10.Изложите основные этапы биотехники искусственного воспроизводства проходных рыб.

11.Как берут икру и сперму у осетровых, лососевых, сиговых, карповых, окуневых, щуковых рыб?

12.Как можно повысить рыбопродуктивность больших озер? 13.Как можно повысить рыбопродуктивность НВХ?

14.Как осеменяют икру осетра, лосося, сига, рыбца?


15.Как осуществляется погрузка, транспортировка и выпуск выращенной молоди?

16.Как проводится инкубация икры лососевых рыб?

17.Как проводится инкубация икры сиговых и карповых рыб?

18.Какие садки, бассейны применяются для выдерживания производителей осетровых?

19.Какие существуют способы инкубации икры, их преимущества и недостатки?

20.Какие требования предъявляются к выбору озера для выращивания производителей, объекты выращивания?

21.Какова площадь озер, их месторасположение?

22.Какова эффективность искусственного воспроизводства различных видов рыб? Чему равен промысловый возврат?

23.Какова эффективность искусственного воспроизводства рыб? 24.Каково значение НВХ в воспроизводстве полупроходных рыб, формы

НВХ?

25.Каковы особенности выращивания молоди проходных карповых рыб? 26.Каковы принципы работы, особенности конструкции аппаратов для

инкубации икры в периодически взвешенном состоянии? 27.Каковы удельный вес и значение малых и средних озер? 28.Комплекс рыбоводных мероприятий на водохранилищах.

29.Контроль за средой обитания и состоянием посадочного материала в озерах.

30.Масштабы развития рыбоводства в естественных водоемах, объекты искусственного воспроизводства.

31.Мелиоративная подготовка озер.

32.Мероприятия по увеличению биопродуктивности малых и средних озер. 33.Мероприятия, обеспечивающие наибольшее выживание молоди в местах

выпуска и на путях миграции.

34.Методы выдерживания производителей лососевых рыб? 35.Методы выдерживания производителей сиговых рыб?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.89.70.161 (0.21 с.)