Понятие информационной технологии (ИТ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие информационной технологии (ИТ)



Слово «технология» при переводе с греческого (techne) означает «ис- кусство, мастерство, умение», а все это не что иное, как процессы. Под про­цессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

Под технологией материального производства понимают процесс, оп­ределяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, из - менения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения ма­териального продукта (рис. 9.1).

Информация - сведения об окружающем нас мире, уменьшающие уро­вень неосведомленности человека.

Современная наука под информацией понимает сведения, сообщения о чем-либо, передаваемые от источника к приемнику информации. Информация передается сигналами какой-либо физической природы по линиям связи источ­ника с получателем. Это могут быть звуковые или световые сигналы, энергети­ческие, нервные импульсы и т. д.

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, по­лезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с про­цессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как техно­логию. Тогда справедливо следующее определение: информационная техноло­гия - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации ново­го качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного про­дукта).

Информационное общество - общество, в котором большинство рабо­тающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией ин­формации, особенно высшей ее формы - знаний.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с ин­формацией и использовать ее для получения, обработки и передачи компью­терной информационной технологии современными техническими средствами и методами.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, бан­ках данных, других информационных системах).

Информационный продукт - совокупность данных, сформированная про­изводителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием этих преобразований являл ось приобретение человечеством нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности. Появилась воз­можность передавать знания от поколения к поколению.

Вторая революция (середина ХVI в.) - изобретение книгопечатания, ко­торое радикально изменило организацию деятельности человека.

Третья революция (конец XIX в.) - изобретение электричества, благодаря которому появились телеграф, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая революция (70-е годы ХХ в.) - изобретение микропроцес- сорной технологии и появление персонального компьютера. На микропро­цессорах и интегрированных схемах создаются компьютеры, компьютерные се­ти, системы передачи данных (информационные коммуникации).

Последняя информационная революция выдвинула на первый план но­вую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством тех - нологических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшей составляющей информационной индустрии становятся все виды информационной технологии, особенно телекоммуникации. Этот период харак­теризуют три фундаментальные инновации:

- переход от механических и электрических средств преобразования ин­формации к электронным;

-миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

- создание программно-управляемых устройств и процессов. Телекоммуникации - дистанционная передача данных на базе компью­терных систем и современных технических средств связи. Развитие компью­терной техники и ИТ послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название ин­формационного общества.

По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на про­изводство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания. Основным видом производимых продуктов является информационный продукт. Главный фактор информатизации общест­ва - развитие информационного рынка.

В России в силу переходных процессов в экономике и начавшейся ин­форматизации общества пока отсутствует единое мнение относительно ин­фраструктуры информационного рынка.

Представляется наиболее правомерным следующий подход к инфра­структуре рынка, который взят за основу. Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

Первый сектор - деловая информация, состоит из следующих частей:

- биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, ва­лютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены (поставщиками являются специальные службы биржевой и финан­совой информации, брокерские компании, банки);

- статистическая информация - ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографическим областям (по­ставщиками являются государственные службы, компании, консалтинго­вые фирмы);

- коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направ- лениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизне­са (поставщиками являются специальные информационные службы).

Второй секторинформатизация для специалистов, содержит сле­дующие части:

- профессиональная информация - специальные данные и информация для юристов, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеороло­гов и т. д.;

- научно-техническая информация - документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, техниче­ских, общественных наук, по отраслям производства и сферам человече­ской деятельности;

- доступ к первоисточникам - организация доступа к источникам ин­формации через библиотеки и специальные службы.

Третий секторпотребительская информация, состоит из следующих частей:

- новости и литература - информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

- потребительская информация - расписания транспорта, резервиро­вание билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т. д.;

- развлекательная информация - игры, телетекст, видеотекст. Четвертый сектор - услуги образования, включает все формы и ступени

образования: дошкольное, специальное, среднее профессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция мо­жет быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.

Пятый сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

-программные продукты - программные комплексы с разной ориентацией

- от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение и др.;

-технические средства - компьютеры, телекоммуникационное обо­рудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;

- разработка и сопровождение информационных систем и технологий;

- консультирование по различным аспектам информационной индустрии: какую приобретать информационную технику, какое программное обес - печение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информацион­ной технологии лучше организовать свою деятельность и т. п.;

- подготовка источников информации - создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т. п.

Новая информационная технология - информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, применяющая персо­нальные компьютеры и телекоммуникационные средства.

В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который сущест­венно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение персональ­ного компьютера в информационную сферу и применение телекомму­никационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения од­ного из синонимов: «новая», «компьютерная» или «современная».

Прилагательное «новая» подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятель­ности в организациях. В понятие новой информационной технологии включены такие коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу ин­формации разными средствами, а именно - телефон, телеграф, те­лекоммуникации, факс и др.

Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:

- интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

- интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными

продуктами;

- гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Инструментарий информационной технологии - один или несколько

взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компью­тера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользо­вателем цель.

Средствами производства информации являются аппаратное, про­граммное и математическое обеспечение. С их помощью производится пере­работка первичной информации в информацию нового качества. Выделим от­дельно из этих средств программные продукты и назовем их программным ин­струментарием информационной технологии.

Информационная технология тесно связана с информационными сис­темами, которые являются для нее основной средой. На первый взгляд может показаться, что определения информационной технологии и системы очень по­хожи между собой. Однако это не так.

Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии в результате целенаправленных действий по пе­реработке первичной информации - получить необходимую для пользователя информацию.

Информационная система является средой, ее составляющие компью­теры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, раз­личного рода технические и программные средства связи и т. д. Основная цель информационной системы - организация хранения и передачи информации. Информационная система представляет человеко-компьютерную систему обра­ботки информации.

Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная тех­нология может существовать и вне информационной системы. Инфор­мационная технология является более емким понятием, отражающим совре­менное представление о процессах преобразования информации в информаци­онном обществе.

Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать сле­дующим требованиям:

- обеспечивать высокую степень разделения всего процесса обработки ин­формации на этапы (фазы), операции, действия;

- включать весь набор элементов, необходимых для достижения по­ставленной цели;

- иметь регулярный характер (этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизованы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информа­ционными процессами).

При внедрении информационной технологии в фирму необходимо вы­брать одну из двух основных концепций, отражающих сложившиеся точки зре­ния на существующую структуру организации и роль в ней компьютерной об­работки информации.

Первая концепция ориентируется на существующую структуру фирмы. Информационная технология приспосабливается к организационной структуре и происходит лишь модернизация методов работы. Коммуникации развиты слабо, рационализируются только рабочие места. Происходит распределение функций между техническими работниками и специалистами. Степень риска от внедрения новой информационной технологии минимальна, так как затраты не­значительны и организационная структура фирмы не меняется.

Основной недостаток такой стратегии - необходимость непрерывных из - менений формы представления информации, приспособленной к конкретным технологическим методам и техническим средствам. Любое оперативное реше­ние «вязнет» на различных этапах информационной технологии.

К достоинствам стратегии можно отнести минимальные степень риска и затраты.

Вторая концепция ориентируется на будущую структуру фирмы. Су­ществующая структура будет модернизироваться. Данная стратегия предпо­лагает максимальное развитие коммуникаций и разработку новых организа­ционных взаимосвязей. Продуктивность организационной структуры фирмы возрастает, так как рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей по системным каналам информации, и достигается сба­лансированность между решаемыми задачами.

К основным ее недостаткам следует отнести:

- существенные затраты на первом этапе, связанном с разработкой общей концепции и обследованием всех подразделений фирмы;

- наличие психологической напряженности, вызванной предполагаемыми изменениями структуры фирмы и, как следствие, изменениями штатного расписания и должностных обязанностей.

Достоинствами данной стратегии являются:

- рационализация организационной структуры фирмы;

- максимальная занятость всех работников;

-высокий профессиональный уровень;

- интеграция профессиональных функций за счет использования компью­терных сетей.

Новая информационная технология в фирме должна быть такой, чтобы уровни информации и подсистемы, ее обрабатывающие, связывались между собой единым массивом информации. При этом предъявляются два требования. Во-первых, структура системы переработки информации должна соот­ветствовать распределению полномочий в фирме. Во-вторых, информация внутри системы должна функционировать так, чтобы достаточно полно отра­жать уровни упр авления.

Контрольные вопросы:

1. Какую роль выполняет информация при организации транспортных про­цессов?

2. Дайте определение транспортно-технологической информационной сис­теме

3. Дайте понятие информационной технологии.

3.Методические указания (рекомендации)

Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к лекционным занятиям – т.е. повторение материалов предшествующих лекций. Для подготовки к семинарским и практическим занятиям студентам необходимо опираться на вопросы к лекциям, а также изучить отдельные разделы курса (см. «РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Раздел 2.2. Самостоятельная работа студента.»);

Для самопроверки степени усвоения учебного материала рекомендуется использовать вопросы, по которым в аудитории будет проводится контрольный письменный опрос по окончании каждого модуля. (см. «РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Раздел 4. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов»).

Для подготовки к семинарским и практическим занятиям, а также для работы над контрольными работами студентам рекомендуется использовать перечень литературы (см. «РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Раздел 3. Средства обучения. 3.1. Информационно-методические"), который включает основную и дополнительную литературу (учебные пособия), а также периодические журналы.

При самостоятельной подготовке студентам рекомендуется опираться на наиболее известные Интернет-ресурсы экономической направленности:

- сайты, посвященные вопросам развития торговли и потребительского сектора (сайт Минэкономразвития России, сайт Министерства промышленности и торговли РФ);

- сайты статистической информации;

- сайты, предоставляющие аналитическую информацию и т.д.

Пакеты прикладных программ (MS Excel), поисковая система Консультант Плюс дают возможность расширить прикладные аспекты обучения по дисциплине «Проектирование, организация и управление логистическими системами».

Выполнение домашних работ способствует лучшему усвоению теоретического курса, дает возможность приоб­рести навыки в организации образования материальных потоков при транспортировке товаров, а также приобрести опыт в работе со специальной литературой.

Структура и объем работы. Работа должна состоять из письменного ответа на вопросы одного из вариантов. Примерный объем 12-15 страниц тетрадного формата.

Требования к работе. Работа должнаиметь конкретные отве­ты на поставленные вопросы, основанные на творческом анализе литературных источников.

Оформление работы. Вопросы задания полностью указываются на первом листе. Ответ на поставленный вопрос должен начинать­ся с заголовка, повторяющего вопрос. Оформление материалов ра­боты должно соответствовать требования стандартов ГОСТ 2. 105. –79 "Общие требования к текстовым документам", а также в соответствии с методическими указаниями по выполнению диплом­ных и курсовых работ для студентов РГЭУ «РИНХ».

Текст работы должен иметь поля слева (4 см) для замечаний рецензента.

Подзаголовки нумеруются следующим образом: 1.1; 1.2; 1.3 и т.д. Графики, таблицы должны иметь нумерацию внутри каждого вопроса. Пример: рис1.1 – первый рисунок первого вопроса; таб­лица 1.2 вторая таблица первого вопроса.

Подрисуночные надписи должны располагаться внизу ри­сунка, номер таблицы вверху, а затем следует наименование таб­лицы и после чего непосредственно данные таблицы.

В тексте необходимо делать ссылки на литературные источ­ники, список которых необходимо привести в конце работы с ука­занием автора, наименование, издательства, места и года изда­ния, а также общего количества страниц использованного в рабо­те источника.

В конце работы автор должен проставить дату окончания ра­боты и свою подпись.

Номером варианта является сумма двух последних цифр зачетной книжки студента.

Текущий контроль знаний

4.1. Контрольная работа

Вариант 0

1. Качество транспортной услуги.

2. Организация перевозок автотранспортом.

Вариант 1

1. Транспортная составляющая в цене товара.

2. Перевозки на воздушном транспорте.

Вариант 2

1. Лицензирование перевозочной деятельности.

2. Перевозки на речном транспорте.

Вариант 3

1. Транспортная логистика.

2. Посредничество в транспортных операциях.

Вариант 4

1. Особенности видов транспорта.

2. Понятие транспортного страхования.

Вариант 5

1. Технико-экономическое обоснование выбора транспортных средств.

2. Государственное управление в сфере транспорта.

Вариант 6

1. Логистические системы сбора и распределения грузов.

2. Добровольное и обязательное страхование ответственности.

Вариант 7

1. Классификация грузов.

2. Договор перевозка груза.

Вариант 8

1. Себестоимость транспортной продукции.

2. Предъявление чеков и претензий по договору перевозки.

Вариант 9

1. Основные экономические характеристики транспорта.

2. Аренда транспортных средств.

Вариант 10

1. Показатели экономической эффективности и транспортных перевозок.

2. Транспортно-экспедиционное обслуживание.

Вариант 11

1. Система управления транспортной отраслью.

2. Транспортное обслуживание и его качество.

Вариант 12

1. Понятие прямой смешанной перевозки. Ее характеристики.

2. Нормативно–правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта.

Вариант 13

1. Понятие инетермодальных перевозок и их особенности.

2. Цель и сфера применения ИНКОТЕРМС-2000.

Вариант 14

1. Схемы организации смешанных сообщений.

2. Нормативно-правовое регулирование деятельности авиа транспорта.

Вариант 15

1. Классификация операторов смешанной перевозки (ОСП). Ответственность оператора смешанной перевозки.

2. Нормативно-правовое регулирование деятельности автомобильного транспорта.

Вариант 16

1. Нормативно-правовое регулирование речного транспорта.

2. Таможенная очистка, упаковка и осмотр товара.

Вариант 17

1. Принципы формирования тарифов на смешанные перевозки и оценки их уровня.

2. Нормативно-правовое регулирование деятельности морского транспорта

Вариант 18

1. Транспортно-технологические системы.

2. Достоинства и недостатки различных видов транспорта.

Вариант 19

1. Характеристики транспортных средств (грузоподъемность, грузовместимость и т.д.).

2. Маркировка груза.

Вариант 20

1. Правовое регулирование перевозок грузов.

2. Прием груза к перевозке морским транспортом.

Вариант 21

1. Понятие транзита. Транспортные транзитные коридоры.

2. Технико-экономическое обоснование выбора железнодорожного транспорта.

Вариант 22

1. Особенности российских транспортных коридоров.

2. Технико-экономическое обоснование выбора автомобильного транспорта.

Вариант 23

1. Правовое регулирование международного транспорта.

2. Технико-экономическое обоснование выбора речного транспорта.

Вариант 24

1. Договор морской перевозки груза.

2. Основные транспортные документы, используемые при автомобильных перевозках.

Вариант 25

1. Договор перевозки груза железнодорожным транспортом. Порядок заключения.

2. Технико-экономическое обоснование выбора авиатранспорта.

Вариант 26

1. Транспортно-экспедиционное обслуживание.

2. Основные транспортные документы, используемые при морских перевозках.

Вариант 27

1. Организация морских перевозок.

2. Складские комплексы и транспортировка грузов.

Вариант 28

1. Фрахтовый рынок. Технология фрахтования.

2. Таможенное регулирование перевозок грузов.

Вариант 29

1. Организация перевозок грузов ж/д транспортом.

2. Основные транспортные документы, используемые при авиаперевозках.

Вариант 30

2. Международные перевозки различными видами транспорта.

2. Организация погрузо-разгрузочных работ.

 

4.2. Задачи по дисциплине «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.082 с.)