Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II.5. Синергетический подход как современная методологическая ориентация↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Синергетика — достаточно молодая отрасль науки, которая стала самостоятельным научным направлением лишь в 70-е годы XX столетия. Ее название происходит от греческого слова «синергейя», означающего совместное действие, сотрудничество. Главным предметом изучения синергетиков являются процессы самоорганизации и саморазвития, протекающие в природных и социальных системах. Появление основных идей и самого термина «синергетика» связано с поиском ученых — представителей естественнонаучных дисциплин. Большой вклад в становление новой отрасли науки внесли такие ученые, как немецкий физик профессор Штутгартского университета Г. Хакен (он и ввел в научный обиход термин «синергетика»), бельгийский физико-химик русского происхождения профессор Брюссельского университета И. Пригожий, химик-экспериментатор Н.П. Белоусов (Институт биофизики Министерства здравоохранения СССР), биофизик А.М. Жаботинский (Институт биофизики АН СССР). В дальнейшем синергетические программы стали включать в качестве объектов изучения социальные явления, тем самым ученые стремились выявить общие принципы и закономерности процессов самоорганизации и саморазвития в системах самой разной природы. Постепенно идеи синергетики проникают в педагогическую науку и практику, формируя новые представления о механизмах функционирования и развития таких самоорганизующихся и саморазвивающихся систем, как личность ребенка и учителя, как ученический коллектив и сообщество педагогов, как учреждение образования и его окружающая среда. Большинство исследователей считает, что синергетика представляет собой особого рода «симбиоз» идей неклассической физики, кибернетики и системного подхода о происхождении, становлении и преобразовании нелинейных системных образований. Не случайно синергетический подход определяется ими как постнеклассическое межднсцнплинарное направление исследований открытых неравновесных и нелинейных систем с целью изучения процессов самоорганизации и саморазвития социальных природных явлении. Известный российский философ Е.Н. Князева обращает внимание на своеобразие этого научного направления, которое заключается в том, что синергетика не только синтезирует фрагменты обыденного и научного знания, но и связывает эпохи — древность с современными достижениями науки, и даже принципиально различные, восточный и западный, способы мышления и восприятия. От Востока синергетика воспринимает и развивает идеи целостности, цикличности, единого пути, которому следует мир в целом и человек в нем; от Запада — опору на анализ, эксперимент, общезначимость научных выводов, их транслируемость от одной научной школы к другой, от науки к обществу. Исходя из специфических особенностей нового направления исследований, Е.Н, Князева и другие ученые склонны считать синергетику скорее подходом к пониманию развития открытых нелинейных систем и особым стилем мышления, чем теорией. Основными понятиями синергетики являются «самоорганизация», «открытость», «нелинейность», «неравновесность», «бифуркация», «флуктуация», «диссипативные структуры» «аттрактор». Так как они редко используются в педагогической литературе, то с помощью дефиниций постараемся раскрыть их содержание и составить небольшой словарик педагога-воспитателя по данной проблеме: — самоорганизация — это процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования, содействующих самодостраиванию, самовосстановлению и самоизменению данного системного образования; — открытость — это свойство системы, обусловленное наличием у нее коммуникационных каналов с внешней средой для обмена веществом, энергией и информацией; — нелинейность — это наличие у системы множества вариантов, в том числе и альтернативных, возможных путей развития и способов ответных реакций системы на воздействия извне; — неравновесность — это качество системы, находящейся вдали от состояния равновесия; — бифуркация (в переводе с латинского языка означает «раздвоение») — это ветвление путей эволюции (развития) открытой нелинейной системы; — флуктуация (в переводе с латинского языка означает «колебание») — это случайное отклонение (изменение) величин, характеризующих систему, от их средних значений, ведущее при определенных условиях к образованию новой структуры и системного качества, т.е. к возникновению новой системы; — диссипативные структуры (понятие введено И. Пригожиным) — это новые структуры, возникающие в системе при удалении ее от состояния равновесия и рассеивании свободной энергии; — аттрактор (близко к понятию «цель») — это относительно конечное, устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает к себе все множество «траекторий» движения (развития) системного объекта. Роль принципов в данном подходе выполняют паттерны (образцы) синергетического мышления. Опираясь на публикации известных ученых-синергетиков, назовем те паттерны, которые содержат в себе новое знание о самоорганизации и саморазвитии открытых нелинейных систем и позволяют обогатить наши представления о педагогических явлениях и процессах. К числу таких паттернов относим следующие: 1. Практически все существующие системы являются нелинейными и открытыми. А следовательно, их функционирование и развитие строится на основе механизмов и процессов самоорганизации и саморазвития. Для возникновения и протекания процессов самоорганизации и саморазвития служат предпосылками: а) способность системы обмениваться со средой энергией, веществом и информацией; б) достаточная удаленность системы от точки равновесия; в) неравновесность системы, вследствие чего усиление флуктуации может привести к дезорганизации прежней структуры. 2. Хаос выполняет конструктивную роль в процессах самоорганизации: с одной стороны, он разрушителен, так как хаотические малые флуктуации в определенных условиях приводят к разрушению сложных систем; с другой — он созидателен, так как хаос лежит в основе механизма объединения простых структур в сложные, согласования темпов их эволюции, вывода системы на аттрактор развития. Разрушая, хаос строит, а строя, он приводит к разрушению. 3. Для жизнедеятельности саморегулирующихся систем важное значение имеют не только устойчивость и необходимость, но и неустойчивость и случайность. «Процесс самоорганизации, — отмечает Г.И. Рузавин, — происходит в результате взаимодействия случайности и необходимости и всегда связан с переходом от неустойчивости к устойчивости. Хотя устойчивость, стабильность, равновесие представляют собой необходимые условия для существования и функционирования вполне определенной, конкретной системы, тем не менее переход к новой системе и развитие в целом -невозможны без ликвидации равновесия, устойчивости и однородности. Новый порядок и динамическая структура возникают благодаря усилению флуктуации...» 4. Новое появляется в результате бифуркаций как эмерджентное и непредсказуемое, и в то же время новое «запрограммировано» в виде спектра возможных путей развития, спектра относительно устойчивых структур — аттракторов эволюции. 5. Системе нельзя навязывать то, что вступает в противоречие с ее внутренним содержанием и логикой развертывания ее внутренних процессов. Эффективное управление системой возможно при осознании тенденций ее развития и осуществлении на систему и ее компоненты резонансного воздействия, при котором внешнее влияние согласуется (гармонично сопряжено) с внутренними свойствами системы. При резонансном воздействии важна не его сила и интенсивность, а правильная пространственная организация влияния 6. Замкнутость системы способна рождать такой тип устойчивости, который может препятствовать ее развитию или даже привести к эволюционному тупику. В этой связи особенно ценной представляется высказанная в ряде публикаций точка зрения В.И. Аршинова о необходимости разделения синергетики (по аналогии с кибернетикой) на синергетику первого порядка (синергетика наблюдаемых систем) и синергетику второго порядка (синергетика наблюдающих). Главным инструментом синергетики второго порядка, по его мнению, должен быть диалог: диалог познающих систему или создающих модель нового системного объекта; диалог-встреча синергетики с философией и конкретно-научными дисциплинами в ходе познания процессов самоорганизации и саморазвития. Именно эту черту синергетического познания имел в виду Г. Хакен, когда в предисловии к своей известной книге «Синергетика» разъяснял смысл названия нового научного направления. «Я назвал новую дисциплину "синергетикой", — писал он, — не только потому, что в ней исследуется совместное действие многих элементов систем, но и потому, что для нахождения общих принципов, управляющих самоорганизацией, необходимо кооперирование многих различных дисциплин». Нельзя оставить без внимания рассуждение Е.Н. Князевой о целесообразности применения специальных методик сценарного мышления, в том числе и методики мозгового штурма, для обсуждения сложной проблемы и поиска различных вариантов разрешения проблемной ситуации. Такие методики направлены на преодоление стереотипов индивидуального сознания, его культурной замкнутости и дисциплинарной ограниченности. Итак, синергетический подход — это методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей, понятий и методов (см. схему) в исследовании и управлении открытыми нелинейными самоорганизующимися системами. Синергетический подход
Безусловно, понятия, принципы, методы и приемы синергетического мышления и мировосприятия представляют интерес для педагогов, постоянно находящихся и действующих в мире нелинейных открытых систем. Руководящие и педагогические работники образовательных учреждений должны отчетливо осознавать, что имеют дело с явлениями и процессами, функционирующими на основе механизмов самоорганизации и саморазвития. Кстати, психологи и педагоги в своих исследованиях неоднократно констатировали, что в коллективе любого учебного заведения существуют как официальные (возникающие на основе приказов, распоряжений и инструкций), так и неофициальные (складывающиеся на базе саморазвивающихся личных контактов) отношения; имеются как официальные руководители (получившие официальное назначение), так и неофициальные лидеры (лидерский статус которых обусловлен внутренними процессами самоорганизации общения и отношений); действуют как директивно установленные правила поведения, так и «неписаные» правила и нормы жизнедеятельности саморазвивающегося сообщества. Cинepгeтчecкие представления имеют большое практическое значение при проектировании систем воспитания учащихся. Соблюдение принципа самоорганизации и саморазвития в педагогической деятельности нацеливает субъектов создания воспитательной системы на обстоятельное изучение процессов саморегуляции деятельности, общения и отношений в образовательном учреждении, на выявление тенденций, внутренних механизмов и резервов развития создаваемой системы. Важно, чтобы проектируемое состояние создаваемой системы совпадало с траекторией выхода системы на аттрактор ее эволюции. Только в этом случае возможны резонансные управленческие воздействия на систему, процессы ее самодостраивания. К сожалению, так не всегда поступают руководители и педагоги образовательных учреждений. Нередко в качестве образца и ориентира своей деятельности они выбирают модель воспитательной системы, известной в стране или регионе школы и действуют порой вопреки традициям внутришкольной культуры и логике развития воспитательного процесса в своем учебном заведении. Ознакомление педагогов-воспитателей с положениям их инергетики нередко ведет к изменению их педагогических взглядов и действий. Они пытаются освободить свое сознание от; идей насильственно формирующей педагогики, стремятся отказаться от применения приемов и способов прямого («лобового») воздействия на личность ребенка. Им становится более понятным смысл известного утверждения Л.С Выготского: «С научной точки зрения нельзя воспитывать другого. Оказывать непосредственное влияние и производил» изменения в чужом организме невозможно, можно только воспитываться самому...» Поэтому неслучайно российские педагоги активно и старательно овладевают искусством педагогического обеспечения (содействия, сопровождения) процессов самодознания. Использование синергетического подхода в практической деятельности способствует обогащению учебно-воспитательного процесса диалоговыми приемами н методами педагогического взаимодействия. А это, в свою очередь, интенсифицирует не только процесс развития учащихся, но и личностно-профессиональный рост педагогов. Диалог мнений, мотивов, ценностных установок детей и взрослых содействует формированию духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в школьном коллективе, развитию и раскрытию неповторимых индивидуальностей его членов.
Приложение УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ» Пояснительная записка
Целью разработанного спецкурса является формирование у педагогов и руководителей образовательных учреждений системного видения процесса воспитания и актуализация потребности в совершенствовании и обновлении практики воспитательной работы с учащимися. Достижение этого целевого ориентира возможно на основе ознакомления слушателей с современными методологическими подходами и теоретическими концепциями воспитания ребенка. В ходе спецкурса педагогические и руководящие работники учреждений и органов управления образования получают информацию о теоретических и технологических разработках ведущих отечественных и зарубежных ученых наиболее сложных и актуальных проблем использования в воспитательной деятельности системного, деятельностного, личностно-ориентированного, философско-антропологического и синергетического подходов. Слушатели знакомятся с основными понятиями, исходными положениями-принципами, приемами и методами перечисленных подходов, с их методологическим значением и ролью при определении целевого, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов процесса воспитания. В ходе занятий у участников спецкурса должно сформироваться отчетливое представление о возможностях и условиях применения этих методологических ориентации в познании и преобразовании воспитательной практики. Изложение и осмысление основных положений концепций воспитания учащихся в современных условиях призвано способствовать развитию у руководящих и педагогических работников системных представлений о воспитательном процессе. Учебный материал может стать подспорьем для разработки научно обоснованной концепции воспитательной системы образовательного учреждения, в котором слушатель работает. На решение этой задачи направлено и итоговое занятие спецкурса, которое проводится в форме продуктивной игры «Разработка и защита моделей воспитательных систем образовательных учреждений».
Содержание спецкурса В учебно-тематический план спецкурса целесообразно включить следующие занятия:
При проведении занятий необходимо раскрыть следующие положения:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 1852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.8 (0.013 с.) |