Отличие компетентностного подхода от традиционного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличие компетентностного подхода от традиционного



  Традиционный подход Компетентностный подход
Цели ЗУНы (должны знать то-то и то-то, уметь то-то и то-то) «Что нового узнал?» Решение проблем как способ закрепления знаний Овладение способностью решать проблемы на основе полученных знаний и умений. «Чему научился?» Решение проблем как смысл образовательной деятельности
Уровень образованности Объем полученных знаний Расширение круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники
Содержание учебных программ Программы по предметам разрабатываются независимо друг от друга Программы по отдельным предметам являются элементами образовательной программы школы (включаются межпредметные связи)
Отбор учебного материала Содержание предмета соответствует содержанию базовой науки «Чему учу?» Содержание предмета определяется из логики познавательной деятельности (индивидуализация образовательных маршрутов) «С помощью чего учу?»
Технологии Формы и методы соответствуют запланированной цели, т.е. формированию ЗУН Введение технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, направленную на достижение определенной цели и самооценку.
Результат ЗУНы Сформированность компетенций

 

Тема 5. Образование в условиях глобализации.

1. Глобализационные процессы и образование.

Глобализация, сегодня, является важной проблемой для высшего образования, ибо от адекватного внедрения в процесс образования составляющих элементов глобализации и интернационализации зависит, в сущности, сама модель будущей системы образования, или иначе – уровень квалификации трудовых ресурсов.

Выделим ключевые проблемы, решение которых образует область совместного плодотворного существования глобализации и образования:

§ стратегии интернационализации;

§ транснациональное образование;

§ обеспечение международного качества;

§ региональное и межрегиональное сотрудничество;

§ информационная и коммуникационная технологии и виртуальные университеты;

§ проблемы равенства и доступности образования.

Причинами возникновения указанных проблем в контексте процесса глобализации предлагается считать следующие характерные черты сегодняшнего процесса образования:

§ прикладной процесс производства знаний;

§ широкий набор междисциплинарных знаний, процесс производства которых достигается установлением консенсуса специалистов разных областей. В современной науке, по этому поводу, введен термин трансдисциплинарности знаний, который предполагает четкие, но подвижные рамки для управления процессом поиска решения проблемы. Важно отметить, что эти рамки создаются и сохраняются в контексте своего приложения, но не привносятся готовыми;

§ сложные и нелинейные социально-технические взаимосвязи участников при создании знаний;

§ возрастание социальной ответственности и отчетности за производимое знание, что является следствием растущего участия социальных групп в решении глобальных проблем;

§ расширение базы систем контроля качества (имеются в виду новые критерии, вторгающиеся в производство знания через контекст его приложения), что подразумевает возрастание внутренних противоречий между разноплановыми интеллектуальными, социальными, экономическими и политическими интересами.

При разрешении поставленных проблем приемлемо было бы сначала определить степень и структурность введения предполагаемых образовательных новаций. Процесс превращения университетов в учреждения, работающие на основе комплексных информационных сетей (что, по сути, и предполагает глобализация образолвания) включает в себя помимо внедрения новых технологий также неизбежные перемены в ментальности. Если удастся решить противоречия между новыми технологиями и существующими гуманитарными педагогическими принципами, а также неогуманистическими ценностями между различными группами населения, информационно-коммуникационные сети станут важнейшей зоной и инструментом, где будет происходить процесс конструирования творческих способностей нового социального порядка.

 

 

2. Формирование постнеклассического типа научной рациональности в системе образования.

 

Наряду с традиционными целями образования, преследующими подготовку специалистов высокого профессионального уровня, в настоящее время на повестку дня выходит задача формирования у них постнеклассического, синергетико-эволюционного типа научной рациональности. Постнеклассический тип рациональности учитывает соотнесен­ность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевым и структурами. Выявляется связь внутринаучных целей с вненауч-ными, социальными ценностями и целями. Современная наука требует включения в знание ценностных параметров, поскольку ее объектами являются человекоразмерные системы. Человек уже не находится за пределами мира, он включен в него. Более того, человек и Вселенная существуют в нерасторжимой сопряженнос­ти. Поэтому ценность представляют не столько «объектные» ис­тины, сколько те, которые сопоставимы с непосредственным бы­тием людей.

Достижение этой цели в образовании является важнейшей предпосылкой для создания новой самооорганизующейся среды, в которой понимание личной ответственности каждого индивидуума за судьбу всего мира становится необходимым условием выживания человечества.

В такой интерпретации базовыми основаниями постнеклассического идеала образованности, как естественнонаучной, так и гуманитарной, становится не природа, мир, а человек, возделывающий в себе культуру отношения к окружающей среде не как к кормушке, дающей средства существования, а как к ноосфере - сфере разума, синтезировавшей в себе биосферу и человеческий разум как самоорганизующуюся, автопоэтическую систему. Такой идеал образования несет новые смыслы, заключающиеся в практике самоорганизации, автопоэзиса, самовозделывания человека, выстраивания им своей антропологии через идею человечности, гуманитарности.

Независимо от содержательной составляющей образования, будь то знания естественнонаучные или гуманитарные, в глубине этого знания, особенно концептуального, несущего отпечаток стратегии и идеала мышления, возникают трансдисциплинарные идеи, выступающие векторами, осями, направляющими единой целостной системы знания. Эти идеи должны быть положены в основание культурной и образовательной практики. Они позволяют произвести самоопределение человека: что есть человек, и замкнуть его герменевтически на автопоэзис.

При таком подходе постнеклассическим идеалом образованности не может быть только одна профессия, практика, удерживающая человека в рамках одной профессии. Идеалом становится «трансфессия» - практика, выводящая субъекта за пределы какого-либо одной профессии. Задачей образования становится производство трансфессионал - человек, конструирующий сам траекторию своего образования.

К числу фундаментальных мировоззренческих и методологических идей, которые могут служить стимулом образования, следует отнести идеи: становления, которая кореллирует с идеей времени, самоорганизации, универсального эволюционизма и коэволюции сложных систем, целостности, фундаментальности, «человекоразмерности» сложных систем, решающей роли человека в выборе будущего.

3. Возможности синергетической парадигмы в образовании.

Благодаря великим открытиям второй половины XX в. в области естественных наук в 70-х гг. ХХ в. возникает новое междисциплинарное научное направление "синергетика", которое убедительно подтверждает общность закономерностей и принципов самоорганизации самых разных сложных макросистем - физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных. Современная научная картина мира и достижения синергетики открывают широкие возможности для моделирования образовательных процессов с помощью методов и подходов, традиционно применявшихся к естественным и точным наукам.

В прогнозах о перспективах развития образования следует опираться на принципы взаимодополняемости естественнонаучной методологической традиции и гуманитарных способов познания.

Специфика методологии междисциплинарного знания заключается в главенстве интегративных, синтезирующих тенденций.

Такой подход способствует восстановлению целостных представлений о мире, картине мира как единого процесса. Интеграция знаний на основе междисциплинарных связей дает возможность охватить линейные связи по горизонтали и точечные по вертикали, уловить не только последовательность, но и одновременность этих связей и воссоздать на новом, более высоком уровне целостное видение любых проблем, ситуации, явления во всей полноте многогранности, многоаспектности.

Двуединство "природа - культура", включающее в себя все формы земной жизни, характеризуется четырьмя основными признаками: архетипичностью, антитетичностью, голографичностью, цикличностью. Они отражают открытость мира и применимы ко всем элементам системы: и к молекуле ДНК, и к миру природы, и к техносфере, и к единому культурному полю, подсистемой которого является образование. Эта универсальность отражена в четверичном принципе мудрецов Древнего Востока: "Все есть все, все есть во всем, все есть всегда, все есть везде".

Синергетический подход к образованию открывает возможности самоосознанного освобождения от необходимости судить о том или ином культурном феномене, а в данном контексте об образовании в соответствии с ангажированностью, с заданной историко-культурным состоянием общества либо той или иной устоявшейся системой научных критериев.

Одна из важнейших особенностей современного знания состоит в развернутом обсуждении фундаментальных, мировоззренческих, философских, познавательных и методологических проблем, которая является необходимым условием формирования новых идей науки. Различные способы освоения мира (искусство, философия, наука и т.д.) дают возможность многомерного видения проблемы. Именно поэтому сегодня определяющей тенденцией познавательного процесса является интеграция.

Современное образование, основанное на интеграции различных методов и различных наук, способствует целостному осознанию мира и приросту креативного потенциала личности: коэволюция человека, природы и общества обусловливает нравственные принципы гармонизации их сосуществования, а в среде образования - отход от предметной дифференциации научного знания как средства эффективности обучения и поиск оптимальных путей интеграции знания. Дифференцированное готовое знание формирует репродуктивное мышление. Интеграция же знаний невозможна без применения творческих усилий. Синергетический подход к образованию предполагает разработку вариативных моделей учебного процесса и содержания курсов, основополагающими принципами которых будут интеграция и творческое развитие личности. В синергетический подход к образованию органично вписывается метод системного анализа. Главное в нем - логически обоснованное исследование проблемы и использование соответствующих методов ее решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук. Системный анализ предполагает междисциплинарность. Научная картина мира воссоздана методом системного анализа и представляет собой модель, в основе которой лежат данные конкретных наук о природе и обществе. Системный анализ - это не только методологическая основа научных исследований и разработки новых технических и управленческих решений. Его можно расценивать как инструментарий для рационального овладения знаниями, постижения их природы, способов их запоминания и систематизирования. Он помогает осмыслению новых знаний. Овладение навыками системного анализа способствует формированию творческого мышления, реинтеграции информации на новом качественном уровне с пониманием системных связей. Один древний мудрец утверждал, что унция знания стоит фунта информации, а унция понимания - фунта знаний. Только хорошо понятое знание дает качественный прирост личности. Говоря о понимании, следует различать логическое понимание, обеспечивающее репродуктивное усвоение информации, и глубинное понимание, т.е. всестороннее овладение предметом размышления, при котором становятся возможными "домысливание" и творческая деятельность.

 

4. Междисциплинарный подход в образовании.

Постижение единства мира, природы, человека, а также раскрытие всех культурно-мировоззренческих идей невозможны посредством одного учебного предмета, что делает очевидным необходимость установления междисциплинарных, содержательных, логических, функциональных и других связей между этими идеями.

Интеграционные процессы в сфере социально-культурной жизни общества поддерживают неиссякаемый интерес к проблемам междисциплинарного подхода, разнообразные аспекты которого находят отражение в научно-методических работах различных авторов. Ученые связывают эти аспекты с понятиями «междисциплинарность», «комплексность», «интеграция», «взаимодействие», «межпредметные связи».

Вопросы взаимодействия человека и окружающего мира, взаимосвязь его многосоставных процессов издревле находили место в работах философов Демокрита, Пифагора, Платона и др. Так, для Аристотеля окружающий человека мир – это и есть то, что познается, изучается и благодаря чему достигается познание общего.

Значительную роль в развитии теории междисциплинарного подхода сыграли труды Дж. Дьюи, Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо. Обращаясь к философско-методологическим аспектам междисциплинарного подхода, следует отметить, что ведущей здесь является методология, опирающаяся на законы диалектики, сформулированные Гегелем [2].

В дидактических трудах Дж. Дьюи также прослеживаются идеи междисциплинарного подхода. Ученый призывал к формированию личности посредством творческого постижения культур в исторических средах, отдавая ведущую роль в образовании социокультурному контексту и реализации принципа взаимосвязи теории и практики. Особое место в его концептуальном видении занимала идея соединения труда и обучения, которая позже была неоднократно апробирована как в отечественной, так и зарубежной истории педагогики.

Одним из первых широкомасштабных практических опытов междисциплинарного подхода в обучении явилась советская трудовая школа, у истоков которой стояли Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. В советской школе междисциплинарные связи использовались для соединения обучения с жизнью, с производительным трудом учащихся [1].

О необходимости междисциплинарности и многомерности в образовании рассуждал и Р. Штайнер, основоположник вальдорфской школы. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей, что помогало им не только в освоении знаний отдельных областей, но и в умении самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями.

Основатели французской школы Анналов (Новая историческая наука) М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель и другие настаивали на ликвидации барьеров между разными сферами интеллектуального труда, призывая специалистов пользоваться опытом смежных научных дисциплин [3].

Анализ литературы показывает, что о междисциплинарности в образовании широко стали писать с начала 50-х годов XX века. Значительным этапом развития междисциплинарного подхода становятся идеи, рассматриваемые в исследованиях по психофизиологии человека, отразивших взаимозависимость психической и практической деятельности человека. Так, исследования Б.Г. Ананьева убедительно доказывают, что деятельность человека, направленная на познание и преобразование предмета является основой формирования логических связей и отношений его сознания. В своих работах М.Н. Скаткин, Г.С. Костюк, В.В. Давыдов показывают, что ведущие идеи мировоззренческого характера играют организующую роль в изучении учебного материала.

В 60-е гг. XX века развернулись исследования в области межпредметных связей. Межпредметные связи рассматривались как дидактическое средство повышения эффективности усвоения знаний, умений и навыков (Г.И. Батурина); как условие развития познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебной деятельности, формирования их познавательных интересов (В.Н. Максимова).

В период 70-х годов проблема междисциплинарного подхода в обучении становится одной из центральных в дидактике, а в работах 80-х годов высвечивается еще один аспект проблемы, где особое внимание уделяется воспитательному потенциалу междисциплинарности (Г.И. Беленький, И.Д. Зверев, В.М. Коротов).

Сегодня не иссякает интерес к проблеме реализации междисциплинарного подхода в образовании. Анализ истории междисциплинарного подхода в образовании позволяет выделить три основных этапа его становления и развития:

-использование комплексных программ обучения;

-теоретическая разработка межпредметных связей;

- практика межпредметной интеграции.

Особый контекст идея междисциплинарности приобретает в свете компетентностного подхода к образованию, основной целью которого становится освоение набора компетенций. Это означает не отказ от дисциплинарного овладения знаниями, а насыщение его приемами междисциплинарной подачи учебного материала, формирующими междисциплинарное мышление. Поэтому в наши дни, когда происходит трансформация общественных отношений, совершенствование информационных технологий, расширение многофункциональности труда, расширение полифункциональных знаний, умений, способов умственных действий и применение их в новых жизненных ситуациях речь должна идти о переходе к новому этапу – этапу разработки и реализации идей междисциплинарного подхода в компетентностном формате.

 

 

Образование в контексте новых информационных технологий

Стратегически важным направление развития образования является его информатизация. Она является необходимым условием для решения важнейших проблем системы образования – его фундаментализации, повышения доступности для широких масс населения, придания образованию опережающего характера с целью своевременной подготовки людей к условиям жизни и деятельности в новой информационной среде обитания.

Рассматривая современное состояние и перспективы развития процесса информатизации образования, можно выделить два основных направления развития этого процесса:

- инструментально-технологическое направление, включающее в себя задачи использования новых возможностей средств информатики и информационных технологий для повышения эффективности системы образования;

- содержательное направление, включающее в себя задачи формирования нового содержания самого процесса образования.

В свою очередь, в составе инструментально-технологического направления мы выделим следующие четыре крупных задачи:

Использование средств информатики и информационных технологий как высокоэффективного педагогического инструмента, позволяющего получить новое качество образовательного процесса при меньших затратах сил и времени как преподавателей, так и учащихся. Это направление информатизации образования иногда называют педагогической информатикой.

Информационная поддержка образовательного процесса необходимыми базами данных и знаний, хранящихся в автоматизированных информационных системах, электронных и обычных библиотеках, архивах, фондах и других источниках информации.

Информатизация управления системой образования со стороны федеральных, региональных, ведомственных или же внутрифирменных органов, которая имеет целью сделать это управление более эффективным.

Развитие систем и средств дистанционного образования, обеспечивающих повышение доступности качественного образования для удаленных пользователей и возможности повышения их квалификации без отрыва от производства. В качестве основных видов технологий дистанционного образования используются:

- кейс-технологии, когда учащемуся выдается портфель с полным комплектом учебных материалов по каждой дисциплине. При этом используются как обычные учебные пособия, так и их электронные версии на CD-ROM, аудио-, видеокассетах, а также в виде мультимедийных компьютерных программ;

- сетевые технологии, реализуемые через Internet или же региональные телекоммуникационные сети;

- телевизионные технологии, реализуемые через систему спутникового телевидения

Проблема информатизации образования сегодня уже не может рассматриваться лишь как инструментально-технологическая, а тем более, как проблема насыщения сферы образования средствами информатики и создания на их основе педагогических инструментов. Сегодня необходимо изменить цели образования, обеспечить его принципиально новую ориентацию на условия и проблемы информационного общества

В составе содержательного направления развития информатизации образования целесообразно различать следующие четыре наиболее важных задачи:

§ Подготовка специалистов для профессиональной деятельности в информационной сфере общества, владеющих новыми информационными технологиями.

§ Формирование в обществе новой информационной культуры.

§ Фундаментализация образования за счет его существенно большей информационной ориентации и изучения фундаментальных основ информатики.

§ Формирование у людей нового, информационного мировоззрения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.86 (0.045 с.)