Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неклассическая и постнеклассическая наука XX в.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Становление неклассической науки происходило на фоне резкого усиления ее производительной роли, превращения научных знаний в особый продукт, имеющий товарную цену и приносящий прибыль при его производственном потреблении. В этот период начинает формироваться система прикладных и инженерно-технических наук как посредника между фундаментальными знаниями и производством. Различные сферы научной деятельности специализируются и складываются соответствующие этой специализации научные сообщества. Основные черты неклассической науки (10-20-е гг. – 70-80-е гг. ХХ в.): - отказ от классической механики как основы познания и объяснения действительности, замена ее квантово- релятивистскими теориями; - разрушение классической модели мира – механизма. На смену пришла модель мира-мысли; - смена стиля мышления как отказ от механистических и метафизических установок; - вероятностный детерминизм выражается в отказе от динамических и введении статистических закономерностей. Статистические закономерности проявляются в массе явлений, имеют форму тенденции и описывают состояние объекта с определенной долей вероятности. Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов и поэтому характеризует их поведение в целом. Необходимость здесь проявляется через действие множества случайных факторов. Пример статистических закономерностей – законы квантовой механики и законы в обществе и истории. Понятие вероятности в статистических закономерностях выражает степень возможности наступления, осуществимости явления или события в конкретных условиях. Вероятность – это количественное выражение (мера) возможности: если вероятность события равна единице, то это действительность, при вероятности ноль – наступление события невозможно, между единицей и нулем – вся шкала возможностей; - активная роль исследователя в познании, признание влияния исследователя, приборов и условий на проводимый эксперимент и полученные в ходе него результаты; - отказ от субстанционализма, т.к. материя неисчерпаема вглубь. Постнеклассический этап в развитии науки связан с научной революцией, разворачивавшейся в течение трех последних десятилетий ХХ века и до сих пор не завершившейся. В процессе этой революции появились и начали успешно реализовываться физическая научно-исследовательская программа унитарных калибровочных теорий (С. Вайнберг, А. Салам и др.) и общенаучная исследовательская синергетическая программа (Г. Хакен, И. Пригожин и мн. др.). Первая из них осуществляется в области физики высоких энергий и космологии, обнаруживая новые закономерности развития микро и мегамиров. Вторая касается нового понимания привычного макромира и не имеет дисциплинарных границ. Ее предметная область выходит за пределы природных процессов в область человекоразмерных самоорганизующихся систем: экологических, технологических, социальных. Основные черты постнеклассической науки (с 80-х гг. ХХ в.): - изменение характера научной деятельности, обусловленное революцией в средствах получения и хранения знаний (компьютеризация науки, сращивание науки с промышленным производством и т.п.); распространение междисциплинарных исследований и комплексных исследовательских программ; повышение значения экономических и социально-политических факторов и целей; изменение самого объекта - открытые саморазвивающиеся системы; включение аксиологических факторов в состав объясняющих предложений; использование в естествознании методов гуманитарных наук, в частности, принципа исторической реконструкции. Усиление междисциплинарных взаимодействий приводит к сближению естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, когнитивных и ценностных параметров знания. Гуманитарные и естественные науки больше не представляются разделенными непреодолимой пропастью. Устанавливается связь между эволюцией Вселенной и жизнью человека на Земле. Современная наука требует включения в знание ценностных параметров, поскольку ее объектами являются человекоразмерные системы. Человек уже не находится за пределами мира, он включен в него. Более того, человек и Вселенная существуют в нерасторжимой сопряженности. Поэтому ценность представляют не столько «объектные» истины, сколько те, которые сопоставимы с непосредственным бытием людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.63 (0.005 с.) |