Возникновение и развитие естественных наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие естественных наук



Элементы классического естествознания появляются в идее зачатков знания на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI—XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности. В этот период наука еще не выделилась в специфическую сферу духовной деятельности, а теоретическое мышление не приобрело самостоятельного развития. Здесь происходило переплетение элементов знания с мистикой и суеверием (астрономии с астрологией, математики с кабалистикой, медицины с магией). Зачатки математических и других рационально-практических познаний не получили интегрированного выражения в соответствующей теории.

Еще в XV – XVI в.в. начинает расти интерес к природе. Переход от Средневековья к Новому времени ознаменовался началом первой глобальной научной революции и становлением классического естествознания. Научная революция разрушила антично-средневековую концепцию мира и привела к оформлению классического естествознания, парадигмой которого была механика. Картина мира, возникшая в её рамках, строилась на принципе жесткого (лапласовского детерминизма). Строго однозначная причинно-следственная связь возводилась в ранг объяснительного эталона. Объяснение понималось как поиск механических причин, а обоснование сводилось к редукции знаний о природе к фундаментальным принципам механики.

Мировоззренческой и методологической основой всего классического естествознания послужила механика И.Ньютона, длительное время, стимулируя развитие науки и обеспечивая новые технические открытия. Классическая механика господствовала в естествознании два столетия, идя от одного достижения к другому. Вместе с тем в естественных науках накапливались факты, эмпирический материал, которые не могли быть объяснены законами механики и не вписывались в сформировавшуюся механическую картину мира, основанную на идеях атомизма и механицизма.

Формирование эволюционных идей в естествознании во многом способствовало постепенному отказу от признания особой универсальной роли механики. Начинался переход к дисциплинарно организованному естествознанию. Наряду с механико-математическим знанием выдвигаются опытные и описательные дисциплины: география, геология, биология и т.д. В них формируются специфические картины реальности. Одновременно происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования, хотя общие познавательные установки классической науки остаются прежними. В биологии и геологии возникают идеалы эволюционного объяснения, в то время как физика продолжает абстрагироваться от идеи развития. Возникает проблема соотношения разнообразных методов науки, синтеза знаний и классификации наук.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. начинается научная революция, ознаменовавшая переход к новому способу познания, отражающему глубинные связи и отношения в природе. Она включала в себя как неожиданные открытия (открытия рентгеновских лучей, радиоактивности, и т.д.), так и великие теоретические достижения: квантовая теория М. Планка (1900 г.), специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна (1905 – 1906 гг.), атомная теория Резерфорда – Бора (1913 г). В начале XX века в естествознании возникают не только новые идеи, открываются новые неожиданные факты и явления, но и преобразовывается дух естествознания в целом, возникает новый способ мышления, глубоко изменяются методологические принципы естествознания. Естествознание вступает во второй этап своего развития – неклассический. Становление и развитие неклассического естествознания привело к пониманию относительной истинности теорий и картин природы, выработанных на том или ином этапе естествознания. Допускается истинность нескольких, отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.005 с.)