![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Ключевые проблемы современной наукиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Противостояние двух научных культур в современном мире и предпосылки его преодоления Научная культура понимается как способ организации познавательной деятельности, обусловленный спецификой познаваемого объекта, включающий в себя мировоззренческие и методологические принципы, идеалы и установки, разделяемые научным сообществом. Характер научной культуры во многом определяет и способы организации науки и научной деятельности вообще, и формы взаимосвязи науки и общества, значительно влияя на этику науки и решение проблемы социальной, и, прежде всего, нравственной ответственности ученого, а также на отношение науки и идеологии, науки и политики. На всем протяжении ХХ века наблюдается противостояние двух сфер познания – естественно-научной и гуманитарной. Еще в начале ХХ века А. Койре одним из первых ученых обратил внимание на то, что после некоторого этапа развития общества возникли два мира - «мир науки» (мир количества, воплощенного в геометрии) и «мир качества» (в котором мы живем). Эту ситуацию четко зафиксировал известный английский писатель и ученый Чарльз Сноу, выступивший в 1959 г. в Кембриджском университете с программной лекцией «Две культуры и научная революция». Поляризацию научной культуры он связал с двумя традициями, сложившимися в процессе познания и осмысления мира – естественнонаучной и социогуманитарной. В конце ХХ века развитие междисциплинарных исследований науки привело к пересмотру концепции Ч.Сноу о конфликте двух культурах. Если он и его критики не сомневались в существовании границ между двумя интеллектуальными культурами, то правомерность их разграничения сегодня выглядит более сомнительной, чем в 50-е годы ХХ века. На современном этапе развития общества становится все более очевидным, что решение многих проблем человечества связано с большей гармонизацией двух частей единой культуры. К концу ХХ столетия появились серьезные предпосылки этой гармонизации: 1) обмен опытом там, где это возможно; например, статистические методы, имеющие, как известно, важнейшее значение в современной физике, зародились в трудах социологов-экономистов У. Петти и Дж. Граунта; 2) междисциплинарный подход становится все более значимым для нынешнего развития социального знания. Идет процесс формирования единой науки о человеке, обществе, природе и жизни; 3) дифференциация (дробление) наук ведет к тому, что сейчас насчитывается около 2 тыс. научных дисциплин и формирование все новых отраслей науки продолжается; 4) интеграция наук – активное взаимодействие различных наук. Объединение каких-либо наук в единое целое в различных формах, начиная от применения методов и понятий одной науки в другой и кончая современным системным методом. В этом проявляется стремление к единству научного знания. Объективную основу интеграции знания составляет единство мира, принципиальная общность свойств и законов структурных уровней материи.
Наука и технологии.
Современное общество называется техногенным. Это название подчеркивает ту решающую роль, которую стала играть в нем техника, техническая культура. Все достижения техногенного общества обязаны своим появлением тем или иным исследованиям и открытиям конкретных естественных наук. Одним из общих признаков прогрессивных технологий является получение за счет их внедрения существенно нового результата. Этот результат может заключаться в коренном улучшении качества продукции, в получении совершенно нового вида продукции, в резком увеличении производительности или объемов производства, в устранении участков с вредными условиями труда или же в других позитивных изменениях технологического, экономического, экологического и социального характера по сравнению с традиционной технологией. Характерной чертой прогрессивных технологий является их наукоемкость. Это означает, что для рождения таких технологий требуются предварительные тщательные научные исследования и инженерные разработки, на которые затрачиваются значительные финансовые средства, а для реализации этих технологий необходим высококвалифицированный производственный персонал. Фундаментом прогрессивных технологий являются результаты исследований в следующих областях: 1. физика выступает источником наиболее фундаментальных знаний и идей для новых технологий и целых технологических направлений (например, ядерная энергетика, лазерные технологии, микроэлектроника); технологическое применение результатов физических исследований имеет наиболее широкий охват;
2. химия обеспечивает развитие химических технологий и разработку широкого спектра новых материалов; особенностью современной химии, выделяющей ее в ряду фундаментальных наук, является ее фактическое срастание с химической технологией, неразрывная связь с актуальными задачами химического производства; 3. биология служит основой разработки сельскохозяйственных, фармацевтических и медицинских технологий; получил распространение термин «биотехнология» для обозначения высокотехнологических применений биологических процессов (например, биотехнология получения автомобильного топлива, биотехнология переработки бытовых отходов и др.). Развитие техники и естествознания взаимосвязано и заимообусловлено. Многие фундаментальные исследования в современном естествознании стимулированы очевидной перспективностью будущего практического использования ожидаемых результатов. К ним можно отнести исследования, посвященные различным вопросам физики лазеров (квантовой электроники), физики высоких температур, явлению сверхпроводимости и многие другие. Потребность в новых материалах привела к развитию фундаментального научного направления в химии - химии катализа. Ряд исследований в области генетики и генной инженерии обусловлен практической ценностью методов, позволяющих создавать в короткие сроки новые модификации микроорганизмов, пород животных, сортов растений. Есть множество примеров подобных проблем и в других областях естествознания.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.137.171 (0.01 с.) |