Системно-ролевая теория формирования личности ребенка 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка



Создателем системно-ролевой теории воспитания лич­ности ребенка является казанский профессор, доктор пе­дагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Основные идеи этой теоретической концепции были изло­жены автором в книге «Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов», изданной в 1991 году Всесо­юзной ассоциацией работников профессионального обра­зования.

Понятие«воспитание». Профессор Н.М. Таланчук исхо­дит из того, что формирование личности происходит благо­даря социальному механизму наследования и приумноже­ния социальных ценностей. «Социальные ценности, — по его мнению, — это истины жизни, добытые опытом пре­дыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде зна­ний, идеалов, норм поведения и отношений между людь­ми, жизнедеятельности человека и т.д.».

Однако их наследование невозможно без проявления чело­веком собственной активности и педагогического обеспечения успешного протекания этого процесса. Человек наследует со­циальные ценности тогда, когда он входит в состав какого-то сообщества людей, т.е. социума, и выполняет в нем опреде­ленные социальные роли. Н.М. Таланчук называет основные социумы и выполняемые в них людьми социальные роли.

Социум (сфера жизнедеятельности) Социальные роли
Семы (семейная сфера жизнедеятельности) Супружеская Отцовско-магерияская Сыновне-дочерняя
Трудовой коллектив (профессионально-трудовая сфера жизнедеятельности) Профессионально-трудовая Экономическая Организаторская Коммуникативная Педагогическая
Общество (общественная сфера деятельности) Патриотическая Национально-интернациональная Политическая Правовая Классово-интерклассовая Нравственная Экологическая
Мир (геосоциальная сфера жизнедеятельности) Геосоциальная Интерсоциальная
Я-сфера (эгосфера) Материально-потребительская Духовно-потребительская Субъект учения Самовоспитательная Субъект творчества Псикосаморегулятивная Целеутверждающая

Осваивая роль (а точнее — систему ролей) в перечислен­ных социумах, человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Он становится тем, кем и должен объек­тивно стать в жизни, — семьянином, способным выполнить сыновне-дочерний доят, супругом, воспитателем своих де­тей; профессионалом, способным на высоком уровне мастер­ства выполнять работу, совершая ее по законам экономичес­кой целесообразности, участвуя в коллективном самоуправ­лении и при этом обладая нужной коммуникативной культурой, облагораживающей трудовой процесс; гражданином страны с его высокой патриотической, национально-интернациональной, классово-интерклассовой, политической, правовой, нравственной и экологической культурой; граж­данином мира с высокой геосоциальной и интерсоциальной культурой; саморегулирующейся системой в эгосфере, обладающей способностью к регулированию своих потребностей, к самообразованию, самовоспитанию, самоуправлению сво­ими психическими состояниями и намерениями в достиже­нии поставленных целей. Лишь осваивая и выполняя те или иные социальные роли, он развивает и формирует свое со­знание, мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становит­ся личностью. «Личность, — по утверждению Н.М. Таланчука, — это социальное качество конкретного человека, кото­рое выражается мерой освоения и выполнения системы со­циальных ролей». А следовательно, воспитаниерассматривается как процесс человековедения(человековедение — значит вес­ти к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса ста­новления и дальнейшего развития человека обусловили на­звание концепции воспитания «Системно-ролевая теория фор­мирования личности».

Цель воспитания.Интересными представляются взгляды казанского профессора на цели и задачи воспитательной дея­тельности. В них сочетаются как традиционные, так и новые воззрения на целевые ориентиры процесса воспитания. Он убежден, что цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной пол­ноценно выполнять систему социальных ролей.Профессор Н.М. Таланчук подчеркивает: «Вся окружающая нас природа и человек как ее часть существуют и развиваются по закону гармонии, и в том обществе, в котором этот закон соблюдает­ся, личность обретает нужную гармонию. Закон гармонии есть основа человеческой жизни, и лишь исходя из него, из объек­тивного социогенеза, можно понять истинную миссию челове­ка в жизни, цель его воспитания».

Продолжая свои рассуждения о гармонии в природном и социальном мире, он приходит к выводу, что гармония личности — это мера, уровень освоения и выполнения ею системы социальньк ролей. Гармоничным может и должен быть человек в любом возрасте: и дитя, и подросток, и юноша, и зрелый человек, и старик. В каждом возрасте существует определенная возможность освоения и выполнения социальных ролей, и мера соответствия этой воз­можности реальному достижению и есть показатель этой гармонии. Следовательно, воспитание гармонически раз­витой личности — это не только дальняя перспектива, не только результат, который может быть получен в буду­щем, но и реальность каждого данного момента. Поэтому задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к фор­мированию у учащихся готовности и способности выпол­нять социальные роли, взятые в конкретных условиях жиз­ни и деятельности и с учетом этапов развития личности. Взаимосвязь выполняемых человеком социальных ролей и воспитательных задач по их освоению можно представить следующим образом:

Социум Социальные роли Задачи воспитания и самовоспи­тания
Семья Супружеская Отцовско-материнская Сыновне-дочерняя Формирование супружеской культуры Формирование педагогической культуры Формирование чувства долга и ответственности перед родите­лями и родными
Коллектив Профессионально-тру­довая Экономическая Организаторская Коммуникативная Педагогическая Формирование профессиональ­ных знаний, умений, навыков и трудолюбия Формирование экономической культуры Формирование организаторской культуры Формирование коммуникатив­ной культуры Формирование педагогической культуры
Общество Патриотическая Национально-интерна­циональная Политическая Правовая Классово - интерклассовая Нравственная Экологическая Воспитание патриотизма Воспитание национально-интер­национальной культуры Формирование политической культуры Воспитание правовой культуры Формирование классово-интерклассовой культуры Воспитание нравственности Формирование экологической культуры
Мир Геосоциальная Интерсоциальная Формирование геосоциальной и интерсоциальной культуры (по­литической, правовой, эстетиче­ской, коммуникативной, педаго­гической, экологической)
Я-сфера Материально-потреби­тельская Духовно-потребительская Субъект учения Самовоспитательная Субъект творчества Психосаморегулятивная Целеутверждающая Воспитание здоровых матери­альных потребностей Воспитание духовных потребно­стей Формирование умений самооб­разования Формирование знаний, умений, навыков самовоспитания Формирование творческих спо­собностей Формирование знаний, умений и навыков психической саморегу­ляции Формирование умений и способ­ностей ставить жизненные цели и достигать их

Содержание воспитательногопроцесса. Его основу состав­ляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребен­ку в том или ином возрасте.

Одним из важнейших направлений воспитательной деятель­ности, по мнению Н.М. Таланчука, является педагогическое обес­печение усвоения растущим человекам знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми в семейной сфере жиз­недеятельности. Необходимо помочь ребенку расти достойным сыном или дочерью, развивать у себя чувство родства и ответ­ственности перед своими родителями и родными, способность выполнять свой долг перед ними. Школа, семья и другие соци­альные институты призваны целенаправленно готовить подрас­тающие поколения к выполнению супружеских ролей, вырабатывать у каждого юноши и девушки супружескую культуру. Важно, чтобы ребенок, осознавая высокое предназначение человека в жизни — продолжить человеческий род, не понимал его как простое (физическое) воспроизводство людей, а готовил себя к ответственному выполнению отцовско-материнской роли.

Считая учебный коллектив разновидностью трудового, про­фессор Н.М.Таланчук рассматривает его в качестве очень удобного и эффективного «тренажера» для формирования готовно­сти детей к выполнению социальных ролей в профессиональ­но-трудовой сфере жизнедеятельности. В коллективе учебного заведения возможно создание благоприятных условий для под­готовки учащихся к профессиональному самоопределению и самостоятельной трудовой деятельности, для овладения общетрудовыми и профессиональными знаниями, для формирова­ния у детей и подростков экономического мышления. Разуме­ется, педагогам надо позаботиться оразвитии самоуправленчес­ких начал в коллективной жизнедеятельности, воспитании у учащихся и студентов организаторского мастерства, коммуни­кативных умений и навыков, основ педагогической культуры.

Являясь неотъемлемой частью общества, школьное сообщество не может оставаться в стороне от общественных проблем и от работы по формированию готовности детей к выполнению социальных ролей в общественной сфере жизнедеятельности. Чтобы с полной отдачей выполнять гражданско-патриатическую роль, учащимся необходимо проникнуться чувством люб­ви к Родине, познать ее историю и культуру, увидеть во взаи­мосвязи ее прошлое и настоящее, ощутить ответственность за судьбу своей страны, приучить себя быть деятельным гражда­нином своей Отчизны, приумножающим ее богатства, отстаи­вающим ее честь и независимость. Жизнь показывает, что фор­мирование такой личности не может проходить полноценно без целенаправленной воспитательной работы социальных институтов. Школа призвана воспитывать у подра­стающих поколений национальное самосознание, гордость, честь, достоинство, формировать национальную культуру, традиции, и одновременно способствовать развитию интернационального самосознания, культуры. Велико значение учебного заведения в подготовке учащейся и студенческой молодежи к освоению нравственной роли, ибо, какие бы законы ни издавались, ка­кие бы политические и социально-экономические преобразо­вания ни намечались, главной действующей силой всегда оста­ется человек с его определенными нравственными убеждения­ми и отношениями. Без педагогического влияния школы крайне трудно представить процесс формирования правовой и эколо­гической культуры человека.

Профессор Н.М. Таланчук убежден, что составной ча­стью воспитательного процесса в учреждениях образования должно стать интерсоциальное воспитание, т.е. формирование личности в духе общечеловеческих ценностей и интере­сов. Это он объясняет следующими причинами:

— во-первых, формирование личности в духе интерсо­циальных ценностей — это необходимость, имеющая зако­номерный характер: если человечество хочет выжить, то оно должно прийти к единению на основе общечеловеческих (интернациональных) ценностей, интересов, целей;

— во-вторых, дополнение задач общественного воспита­ния задачами интерсоциального воспитания — это условие его гармонизации и дальнейшего развития, ибо и без вся­ких доказательств понятно, что воспитательная система, вы­строенная только на узкосоциальных ценностях и интересах (именно такой она и была в прошлом), страдает односто­ронностью, однобокостью, поскольку оторвана от общече­ловеческого опыта и прогресса;

— в-третьих, личность, воспитанная на гармонии обще­человеческих и конкретно социальных ценностей, сама об­ладает гармонией, и наоборот, лишенная общечеловеческих начал, дисгармонична по своей сути.

И наконец, эгосфера (Я-сфера), в которой личность в отно­шении самой себя выполняет определенные роли, и чем выше способность к этому выполнению, тем полноценнее личность, тем гармоничней она. Педагогическое регулирование процесса освоения учащимися социальных ценностей в Я-сфере способ­ствует воспитанию здоровых материальных и духовных потреб­ностей, формированию знаний, умений и навыков самообра­зования исамовоспитания, развитию творческих способнос­тей, овладению искусством психической саморегуляции, мастерством ставить жизненные цели идостигать их.

Чтобы педагогу более целенаправленно вести работу по формированию у учащихся готовности и способности пол­ноценно выполнять соответствующие их возрасту социальные роли, следует один из разделов плана воспитательной дея­тельности составить следующим образом:

Сферы жизнедеятельности учащихся Основные дела и мероприятия
    1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Семья        
Коллектив        
Общество        
Мир        
Я-сфера        

Механизм воспитания. Он заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования по­средством оказания педагогической помощи учащимся в освое­нии и выполнении социальных ролей. Осваивая и выполняя эти роли, ребенок сначала интериоризирует (переводит внешнее в свой внутренний мир) существующие в обществе социальные ценности, т.е. как бы их «присваивает» себе, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает.

Действие такого механизма воспитания возможно лишь тогда, когда педагог успешно реализует систему воспитательных функций:а) диагностическую (изучение учащихся, уровня их воспитанности и воспитуемости, условий и среды воспи­тания); б) целевой ориентации (выбор воспитательных целей изадач); в) планирования (определение содержания и спосо­бов организации воспитательного процесса, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения); г) орга­низаторскую(организационное обеспечение процесса воспи­тания); д)мобилизационно-по6удительную (формирование го­товности учащихся к решению поставленных задач); е) ком­муникативную(обеспечение психологического контакта исотрудничества педагога и учащихся); ж) формирующую (пере­вод целей воспитания в цели деятельности учащихся); з) кон­трольно-аналитическую и оценочную (контроль, анализ и оценка эффективности воспитательных усилий, хода фор­мирования личности); и) координации и коррекции (согласо­вание воспитательных усилий всех участников процесса вос­питания и их коррекция); к) совершенствования (творчес­кий поиск новых форм и методов воспитания).

При осуществлении перечисленных функций, педагог, как полагает Н.М. Таланчук, может использовать .следующие методы воспитательной деятельности:

- диагностические(наблюдение, анкетирование, интер­вью, беседа, тестирование, социометрия, испытательные ситуации, факторное и лонгитюдное изучение);

- целеориентационные (отбор, ранжирование, диффeренциация воспитательных задач);

- планирования (структурирование, персонификация, нормирование, моделирование деятельности, отбор форм воспитательного взаимодействия);

- организаторские(организация коллектива и органов его самоуправления, коллективной деятельности, распределение ролей, делегирование ответственности учащимся и ее регулирование);

- моблизацонно - побудителъные(актуализация значи­мых целей, социального субъектного «опыта, психических состояний, мотивация деятельности и поведения, психоло­гическое подкрепление, внушение);

- коммуникативные (выборопорных позиций, адапти­рование отношений и выработка их норм, поэтапное услож­нение взаимной ответственности, ориентация на доверие и сотрудничество);

- формирующие (формированиесознания и опыта жизнедеятельности, методы стимулирования);

- контрольно – аналитические и оценочные (проверка хода воспитательного процесса, сбор и учет данных о качестве воспитания, систематизация, классификация, типизация, сравнительный анализ, обобщение, экспертная оценка, групповая и индивидуальная самооценка);

- координационно - коррекционные(выбор ивыработка единых и персонифицированных требований кучащимся, к организации воспитательной работы, корректирование дей­ствий и усилий),

Оценка эффективности процесса воспитания в соответ­ствии с перечисленными критериями позволяет оценить ре­зультативность деятельности педагогов по обеспечению гар­моничного развития воспитанников.

Критерии н показатели эффективности воспитательного процесса. Профессор Н.М. Таланчук утверждает, что крите­риями эффективности воспитательного процесса выступа­ют показатели готовности и способности личности выпол­нять объективно существующую систему социальных ролей. Критерии воспитанности личности, по его мнению, произ-водны от социальных ролей: сколько объективно существу­ет присущих человеку социальных ролей, столько и должно быть критериев (см. таблицу).

 

Социум Социальные роли Критерии эффективности процесса воспитания
Семья Супружеская Отцовско – материнская Сыновне - дочерняя Супружеская культура Педагогическая родительская культура Выполнение сыновне – дочернего долга
Коллектив Профессионально – трудовая Экономическая Организаторская Коммуникативная Педагогическая Профессиональное мастерство и компетентность, трудолюбие Экономическая культура Организаторские способности Коммуникативная культура Педагогическая культура в коллек­тиве
Общество Патриотическая Национально-интернациональная Политическая Правовая Классово-интерклассовая Нравственная Экологическая Патриотизм Национально-интернациональная культура Политическая культура Правовая культура Классовая и интерклассовая культура Этическая культура и нравственный образ жизни Экологическая культура
Мир Геосоциальная Интерсоциальная Геосоциальная культура Иитерсоциальная культура
Я-сфера Материально-потребительская Духовно – потребительская Субъект учения. Самовоспитательная Субъект творчества Психосаморегулятивная Целеутверждающая Здоровые материальные потребности Развитость духовных потребностей Активность и успешность самообразования Активность и успешность самосо­вершенствования Развитость творческих способностей Психосаморегулятивная культура Деловитость

Оценка эффективности процесса воспитания в соответствии с перечисленными критериями; позволяет оценить ре­зультативность деятельности педагогов по обеспечению гар­моничного развития воспитанников.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.015 с.)