Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синергетическая парадигма и ее особенности

Поиск

 

Теория, которая описывает разные состояния различных систем. Возникло в физике и химии.

Система развивается по собственным законам и роль каждого индивида очень велика. Каждая система в своем стержне имеет стремление выжить и сохранить себя. Аттрактор – точка, которая притягивает систему. Бифуркация - катастрофа. Веер возможностей – различные варианты развития.

ПО каким путям произойдет дальнейшее развитие?

бифуркация
Веер возможностей

 

 

® - аттрактор (цель)

Возникла на основании исследований в физике и других научных систем. Ее основателями считаются Пригожин, Хаккен, Стенгерс. В современной российской науке принцип синергетики разрабатывался Моисеевым. Последствия постмодернизма и синергетики рассматриваются беларуской Мажейко. Принципы разрабатывались между 50-60 годами. Принципы синергетики заимствуются и гуманитарными науками, прежде всего культурологией.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА:

· Аттрактор – т.н. цель эволюции, к которой стремится система;

· Бифрукационное состояние – состояние системы, которое характеризуется непредсказуемостью и неустойчивостью поведения системы в силу многовариантности путей ее развития;

· Стохастичность – т.е. непредсказуемость и случайность;

· Флуктуация – случайное отклонение величин, способное оказать существенное влияние на эволюцию системы;

· Самоорганизация – процесс возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в неравновесных состояниях.

Основная посылка теории синергетики:

1.. «все процессы, протекающие во вселенной, недетерминированные – мир по природе своей стохастичен. В нем существуют принципиальные неопределенности»; вместе с тем случайность и неопределенность проявляются не сама по себе, а контексте необходимости, законов, управляющих движением материи и развитием ее организационных форм. (Моисеев) Случайность всегда определяется какое-то закономерность. Случайность – источник новых возможностей и обновления.

2. Меняется представления о временном пространстве; если классический тип науки и познания направлен на поиск чётких причинно-следственных оснований, а причинность цепей в следствии является линейным, то синергетический взгляд предполагает нелинейность времени и пространства;

3. Человек не противопоставляется природе, он является частью эволюционирующей системы. Изменение системы культуры, общества, оказывает воздействие на всю Вселенную и наоборот.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ:

ü Культура представляет собой сложноорганизованную, самоорганизующуюся систему; каждой системе не следует навязывать пути их развития, необходимо понять, что в основе культуры лежат собственные тенденции и направления развития и необходимо выводить систему на эти пути. Также возрастает необходимость не управляемого, а самоуправляемого развития системы.

ü Синергетический подход рассматривает позитивность такого явления как хаос, который может выступать в качестве конструктивного механизма развития. Хаос может дать начало новой организации, обеспечить обновление культуры. В определенные моменты развития культуры, микроструктуры могут приобретать статус макроструктур, поэтому в состоянии неустойчивости социально-культурной среды действия каждого человека могут влиять на судьбу всей культуры. Случайное воздействие на систему, т.е. флуктуация, приводят к образованию новой динамической системы. Она может появляться исходя из внутренних причин развития, а не из-за внешнего давления. В момент перехода из одного состояния в другое, появляются ветвления, так называемые точки бифуркации. Система может выбрать определенную линию развития, при этом случайности играют важную роль и может оказать существенное влияние на тип и форму нового культурного образования. Переход из одного состояния в другое необходимо осознать, что каждый человека ответственен за судьбу всей социальной культурной системы.

ü Для культуры как сложной системы существует несколько альтернативных путей развития. Настоящие системы определяются не только ее историей, базовыми паттернами, но и формируются из будущего, т.е. исходя их такого состояния, к которому стремится система, точка эволюции (аттрактор). Ментальные установки, интересы, желания и потребности людей условно программируют будущие системы.

ü Синергетический подход дает представление, о том, что культура, в основе которой лежит способ самоорганизации является частью или фрагментом единого мирового процесса самодвижения и самоорганизации материй. При этом культура и культуры как части общечеловеческой цивилизации взаимодействуют друг и другом, а системность не означает сумму частей ее составляющих.

ü Синергетика формирует знания о том, как надлежащим образом взаимодействовать со сложными системами и эффективно ими управлять.

ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ. ИСХОДЯ ИЗ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ:

1. Принцип необратимости времени заменяется принципом нелинейности. Для культуры это означает, что она может испытывать состояние консервации и архаизма.

2. Признак самоорганизации.

3. Принцип случайности.

4. Принцип взаимосвязи.

5. Принцип нелинейности, т.е. множественность путей развития.

 

 

Межкультурная коммуникация

(сущность и формы)

 

Коммуникация – это в самом широком смысле взаимодействие с культурами. Она складывается

Межкультурная коммуникация – это система форм, способов общение между различными культурами. Само явление межкультурной коммуникации известно всегда, но предметом научного исследования стало не так давно. Особенно в нашей отечественной науке.

Межкультурная коммуникация рассматривалась в аспекте аккультурации. Определение было дано Херсковицем, Линтоном..?

Сам термин межкультурная коммуникация не существовал долгое время, он не был атрибутирован. Большое значение в развитии проблемного поля межкультурной коммуникации сыграла североамериканская школа антропологии.

Ю. П. Тен, А. П. Садохин, В.Д. Попкова, Т. Г. Грушевицкая – отечественные современные исследователи в этом вопросе.

Мультикультурность и мультикультурализ как теория, которая объясняет межкультурное взаимодействие.

Подходы в изучении межкультурной коммуникации (МК):

· Американской школы;

· Аксиологический подход (Р. Когделл, К. Ситтарам) – рассматривают МК как коммуникации между представителями с различными идейно-ценностными культурными основаниями, для них МК является процессом постижения значения символов, т.е. реципиентом взаимодействия;

· Э. Холл, а также идеи В. Гудинкуста;

Термин МК возник только в 1970-е годы в работе Портера и Самовара «Коммуникация между культурами».

Уильям Харт в докладе «Краткая история МК: парадигматический подход» отмечает, что наука (о МК) выросла как необходимость применить абстрактные антропологические понятия в практике международной службы.

Но огромное значение на развитие и генезис вопросов МК и МК как самостоятельной области знания приобрели работы Э. Холла.

В 50-е годы Э. Холл разработал основные положения теории МК, которые изложил в работе «Немой язык». В 60-70-е годы МК оформляется в качестве самостоятельной науки.

1980-е годы, благодаря исследованиям Гудинкуста и других ученых, была разработана теоретическая основа МК и проведена работа над дальнейшим развитием МК.

Два основных направления в теории и практике МК:

1. МК между культурами разных стран;

2. МК между культурами одной страны

МК осуществляется на различных уровнях:

1. – глобальный уровень; включает процесс и результат взаимодействия между наднациональными образованиями, метацивализациям (например, восток-запад, север-юг, христианская - исламская);

2. – коммуникация между национальными культурами и межэтническая коммуникация (беларуская взаимодействует с польской и т.д.);

3. – коммуникация между индивидами и социальными группами, которые отличаются по возрасту, полу, религии.

В меморандуме об аккультурации в 1936 году представителями американской и британской антропологических школ были выделены следующие виды коммуникации:

· Между популяциями и группами;

· Между дружественными и враждебными обществами;

· Между популяциями приблизительно равными и неравными;

· Цивилизациями относительно однородными и разнородными;

· Коммуникация, различающая по месту осуществления

Структурные компоненты МК:

ü Создатель сообщения или коммуникатор;

ü Получатель сообщения или реципиент;

ü Предмет коммуникации и отображающие его сообщения;

ü Средства коммуникации – код, применяемый для передачи сообщения в знаково-символической форме и канал, по которому передается сообщение от коммуникатора к реципиенту;

ü Результата коммуникации, т.е. изменение в поведении или во внутреннем состоянии получателя, которое происходит вследствие приема сообщения;

ü Шум, т.е. искажения в процессе коммуникации, которое препятствует в достижение заданного результата

Теория шума, как и сами компоненты МК были разработаны К. Шенноном.

Одна из главных задач – избежать шума! Т.е. искажения информации. Появление межкультурной компетентности.

Характер МК:

· Нейтральный – культуры сосуществуют, не мешая друг другу и не смешиваются;

· Альтернативный или контркультурный – культуры активно теснят друг друга, т.к. каждая стремится занять доминирующие положение и навязать другой культуре в качестве образца свои представления, ценности и нормы.

· Конкурентный или состязательный – в процессе борьбы за доминирующее положение ценностей и стандартов отношения между культурами переходят в сферу конфликтности и борьбы

Формы МК:

1. Аккультурация – процесс изменения элементов, комплексов, парадигм культур, вступающих во взаимодействие; сам термин предположительно происходит от двух слов: предлога ad – «к» и культура, возник термин в рамках американской школы культурной антропологии (Боас, Мид, Редфилд и др.), в Беларуси мало кто изучал этот вопрос; в России в работах Агеева, Солдатовой, Стефаненко. Аккультурация бывает разной и может иметь характер естественного процесса жизнедеятельности индивидов в многонациональном обществе, может стать результатом целенаправленной политики государства – государство предоставляет гражданство только тем лицам, которые пройдут натурализацию. Аккультурация бывает вынужденной и насильственной;

Модели аккультурации: а) принятие – полное замещение строго культурного паттерна новым; б) адаптация – частичное изменение традиционного паттерна под влиянием другой культуры; с ) реакция – полное отторжение чужих культурных паттернов и стремление сохранить традиционных паттернов в неизменном состоянии.

Аккультурация может привести к маргинализации – потеря идентичности со своей культурой или отсутствие идентификации с культурой большинства. Сепарация (от лат «отделять» - отрицание индивидом или социальной группы чужой культуры, сохранение идентификации со своей культурой). Ряд ученых рассматриваю маргинализацию и сепарацию не просто как последствия аккультурации, но и как самостоятельные формы МК.

2. Интеграция – появление новой этнокультурной общности в результате взаимодействия двух или нескольких этнических групп при сохранении ими своих этнокультурных черт. Появляются некие общие ценности, эти ценности в свою очередь разделяются и являются самыми главными (ЕС);

3. Ассимиляция – процесс межкультурного взаимодействия, результатом которого является фактически полная потеря своей идентичности той или иной культуры в результате воздействия на него другой или других культур.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.210 (0.009 с.)