Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синергетическая парадигма и ее особенности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теория, которая описывает разные состояния различных систем. Возникло в физике и химии. Система развивается по собственным законам и роль каждого индивида очень велика. Каждая система в своем стержне имеет стремление выжить и сохранить себя. Аттрактор – точка, которая притягивает систему. Бифуркация - катастрофа. Веер возможностей – различные варианты развития. ПО каким путям произойдет дальнейшее развитие?
® - аттрактор (цель) Возникла на основании исследований в физике и других научных систем. Ее основателями считаются Пригожин, Хаккен, Стенгерс. В современной российской науке принцип синергетики разрабатывался Моисеевым. Последствия постмодернизма и синергетики рассматриваются беларуской Мажейко. Принципы разрабатывались между 50-60 годами. Принципы синергетики заимствуются и гуманитарными науками, прежде всего культурологией. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА: · Аттрактор – т.н. цель эволюции, к которой стремится система; · Бифрукационное состояние – состояние системы, которое характеризуется непредсказуемостью и неустойчивостью поведения системы в силу многовариантности путей ее развития; · Стохастичность – т.е. непредсказуемость и случайность; · Флуктуация – случайное отклонение величин, способное оказать существенное влияние на эволюцию системы; · Самоорганизация – процесс возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в неравновесных состояниях. Основная посылка теории синергетики: 1.. «все процессы, протекающие во вселенной, недетерминированные – мир по природе своей стохастичен. В нем существуют принципиальные неопределенности»; вместе с тем случайность и неопределенность проявляются не сама по себе, а контексте необходимости, законов, управляющих движением материи и развитием ее организационных форм. (Моисеев) Случайность всегда определяется какое-то закономерность. Случайность – источник новых возможностей и обновления. 2. Меняется представления о временном пространстве; если классический тип науки и познания направлен на поиск чётких причинно-следственных оснований, а причинность цепей в следствии является линейным, то синергетический взгляд предполагает нелинейность времени и пространства; 3. Человек не противопоставляется природе, он является частью эволюционирующей системы. Изменение системы культуры, общества, оказывает воздействие на всю Вселенную и наоборот.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ: ü Культура представляет собой сложноорганизованную, самоорганизующуюся систему; каждой системе не следует навязывать пути их развития, необходимо понять, что в основе культуры лежат собственные тенденции и направления развития и необходимо выводить систему на эти пути. Также возрастает необходимость не управляемого, а самоуправляемого развития системы. ü Синергетический подход рассматривает позитивность такого явления как хаос, который может выступать в качестве конструктивного механизма развития. Хаос может дать начало новой организации, обеспечить обновление культуры. В определенные моменты развития культуры, микроструктуры могут приобретать статус макроструктур, поэтому в состоянии неустойчивости социально-культурной среды действия каждого человека могут влиять на судьбу всей культуры. Случайное воздействие на систему, т.е. флуктуация, приводят к образованию новой динамической системы. Она может появляться исходя из внутренних причин развития, а не из-за внешнего давления. В момент перехода из одного состояния в другое, появляются ветвления, так называемые точки бифуркации. Система может выбрать определенную линию развития, при этом случайности играют важную роль и может оказать существенное влияние на тип и форму нового культурного образования. Переход из одного состояния в другое необходимо осознать, что каждый человека ответственен за судьбу всей социальной культурной системы. ü Для культуры как сложной системы существует несколько альтернативных путей развития. Настоящие системы определяются не только ее историей, базовыми паттернами, но и формируются из будущего, т.е. исходя их такого состояния, к которому стремится система, точка эволюции (аттрактор). Ментальные установки, интересы, желания и потребности людей условно программируют будущие системы. ü Синергетический подход дает представление, о том, что культура, в основе которой лежит способ самоорганизации является частью или фрагментом единого мирового процесса самодвижения и самоорганизации материй. При этом культура и культуры как части общечеловеческой цивилизации взаимодействуют друг и другом, а системность не означает сумму частей ее составляющих. ü Синергетика формирует знания о том, как надлежащим образом взаимодействовать со сложными системами и эффективно ими управлять. ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ. ИСХОДЯ ИЗ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ: 1. Принцип необратимости времени заменяется принципом нелинейности. Для культуры это означает, что она может испытывать состояние консервации и архаизма. 2. Признак самоорганизации. 3. Принцип случайности. 4. Принцип взаимосвязи. 5. Принцип нелинейности, т.е. множественность путей развития.
Межкультурная коммуникация (сущность и формы)
Коммуникация – это в самом широком смысле взаимодействие с культурами. Она складывается Межкультурная коммуникация – это система форм, способов общение между различными культурами. Само явление межкультурной коммуникации известно всегда, но предметом научного исследования стало не так давно. Особенно в нашей отечественной науке. Межкультурная коммуникация рассматривалась в аспекте аккультурации. Определение было дано Херсковицем, Линтоном..? Сам термин межкультурная коммуникация не существовал долгое время, он не был атрибутирован. Большое значение в развитии проблемного поля межкультурной коммуникации сыграла североамериканская школа антропологии. Ю. П. Тен, А. П. Садохин, В.Д. Попкова, Т. Г. Грушевицкая – отечественные современные исследователи в этом вопросе. Мультикультурность и мультикультурализ как теория, которая объясняет межкультурное взаимодействие. Подходы в изучении межкультурной коммуникации (МК): · Американской школы; · Аксиологический подход (Р. Когделл, К. Ситтарам) – рассматривают МК как коммуникации между представителями с различными идейно-ценностными культурными основаниями, для них МК является процессом постижения значения символов, т.е. реципиентом взаимодействия; · Э. Холл, а также идеи В. Гудинкуста; Термин МК возник только в 1970-е годы в работе Портера и Самовара «Коммуникация между культурами». Уильям Харт в докладе «Краткая история МК: парадигматический подход» отмечает, что наука (о МК) выросла как необходимость применить абстрактные антропологические понятия в практике международной службы. Но огромное значение на развитие и генезис вопросов МК и МК как самостоятельной области знания приобрели работы Э. Холла. В 50-е годы Э. Холл разработал основные положения теории МК, которые изложил в работе «Немой язык». В 60-70-е годы МК оформляется в качестве самостоятельной науки. 1980-е годы, благодаря исследованиям Гудинкуста и других ученых, была разработана теоретическая основа МК и проведена работа над дальнейшим развитием МК. Два основных направления в теории и практике МК: 1. МК между культурами разных стран; 2. МК между культурами одной страны МК осуществляется на различных уровнях: 1. – глобальный уровень; включает процесс и результат взаимодействия между наднациональными образованиями, метацивализациям (например, восток-запад, север-юг, христианская - исламская); 2. – коммуникация между национальными культурами и межэтническая коммуникация (беларуская взаимодействует с польской и т.д.); 3. – коммуникация между индивидами и социальными группами, которые отличаются по возрасту, полу, религии. В меморандуме об аккультурации в 1936 году представителями американской и британской антропологических школ были выделены следующие виды коммуникации: · Между популяциями и группами; · Между дружественными и враждебными обществами; · Между популяциями приблизительно равными и неравными; · Цивилизациями относительно однородными и разнородными; · Коммуникация, различающая по месту осуществления Структурные компоненты МК: ü Создатель сообщения или коммуникатор; ü Получатель сообщения или реципиент; ü Предмет коммуникации и отображающие его сообщения; ü Средства коммуникации – код, применяемый для передачи сообщения в знаково-символической форме и канал, по которому передается сообщение от коммуникатора к реципиенту; ü Результата коммуникации, т.е. изменение в поведении или во внутреннем состоянии получателя, которое происходит вследствие приема сообщения; ü Шум, т.е. искажения в процессе коммуникации, которое препятствует в достижение заданного результата Теория шума, как и сами компоненты МК были разработаны К. Шенноном. Одна из главных задач – избежать шума! Т.е. искажения информации. Появление межкультурной компетентности. Характер МК: · Нейтральный – культуры сосуществуют, не мешая друг другу и не смешиваются; · Альтернативный или контркультурный – культуры активно теснят друг друга, т.к. каждая стремится занять доминирующие положение и навязать другой культуре в качестве образца свои представления, ценности и нормы. · Конкурентный или состязательный – в процессе борьбы за доминирующее положение ценностей и стандартов отношения между культурами переходят в сферу конфликтности и борьбы Формы МК: 1. Аккультурация – процесс изменения элементов, комплексов, парадигм культур, вступающих во взаимодействие; сам термин предположительно происходит от двух слов: предлога ad – «к» и культура, возник термин в рамках американской школы культурной антропологии (Боас, Мид, Редфилд и др.), в Беларуси мало кто изучал этот вопрос; в России в работах Агеева, Солдатовой, Стефаненко. Аккультурация бывает разной и может иметь характер естественного процесса жизнедеятельности индивидов в многонациональном обществе, может стать результатом целенаправленной политики государства – государство предоставляет гражданство только тем лицам, которые пройдут натурализацию. Аккультурация бывает вынужденной и насильственной; Модели аккультурации: а) принятие – полное замещение строго культурного паттерна новым; б) адаптация – частичное изменение традиционного паттерна под влиянием другой культуры; с ) реакция – полное отторжение чужих культурных паттернов и стремление сохранить традиционных паттернов в неизменном состоянии. Аккультурация может привести к маргинализации – потеря идентичности со своей культурой или отсутствие идентификации с культурой большинства. Сепарация (от лат «отделять» - отрицание индивидом или социальной группы чужой культуры, сохранение идентификации со своей культурой). Ряд ученых рассматриваю маргинализацию и сепарацию не просто как последствия аккультурации, но и как самостоятельные формы МК. 2. Интеграция – появление новой этнокультурной общности в результате взаимодействия двух или нескольких этнических групп при сохранении ими своих этнокультурных черт. Появляются некие общие ценности, эти ценности в свою очередь разделяются и являются самыми главными (ЕС); 3. Ассимиляция – процесс межкультурного взаимодействия, результатом которого является фактически полная потеря своей идентичности той или иной культуры в результате воздействия на него другой или других культур.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.210 (0.009 с.) |