Психологическое направление (этно-психологическое, психологическая. Ее основа - школа культура и личность) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое направление (этно-психологическое, психологическая. Ее основа - школа культура и личность)



 

Возникла в к 20 годов начале 30 годов 20 века, просуществовала до конца20 века. Продолжает существовать и сегодня в рамках независимым друг от друга школ. Основное содержание этого направления уже в 60 годы было сформулировано Ф. Хсю в работе «Психологическая антропология».

Условными основателями считаются А. Кардинер и Э. Сепир, также к ним относятся Р. Бенедикт и М. Мид. В фундаменте лежит учение Фрейда, учение Дильтея и его позиции в изучении культур, идеи Ф. Боаса, а также учение Шпенглера.

Проблемное поле исследований:

· исследование самого понятия культура: определение культуры и культур;

· определение сущности культуры, ее ядра и конфигурации;

· проблема этоса культуры (у Кребера этос – это система идеалов, ценностей, норм, доминирующие в культуре и контролирующее поведение ее членов);

· проблема национального характера или базового характера (Бенедикт полагала, что у каждого народа существует специфическая для него базовая структура характера, которая передается из поколения в поколение и определяет историю данного народа); национальный характер по Мид – особый способ определения и регулирования ценностей и моделей поведения, детерминированных, принятыми в ней способами детского воспитания

· проблема детства и проблема воспитания (детство- период бессознательного усвоения опыта и знаний, с одной стороны ребенок становится носителем данного типа культуры, с другой – он приобретает свойственные личности качества, т.е. закладывается базовая структура его личности);

· проблема паттернов и конфигураций культуры: Культурная конфигурация – особый способ соединения элементов культуры, создающих единое целое культуры. Культурная конфигурация – следствие уникального исторического процесса. Религия, семейная жизнь, экономические и политические структуры образуют единую неповторимую структуру. В каждой культуре приветствуются только такие варианты этих элементов, которые соответствуют этос культуры. Паттерн (заимствовано из биологии) – в 1934 году. Паттерн культуры – система оценок отношений, суждений, о мире, себе в обществе. Такое отношение кодируется в своеобразных ячейках, обусловливающих мышление и поведение культуры. Такая ячейка, возможно, и есть паттерн.

Этнопсихологическое направление. Особенно школа культура и личность сосредоточили внимание на сложной проблеме взаимодействий между личностью, ее психологией и культурой. Культура – это не некая абстракция, они рассматривали ее как некую психологическую реальность. Изучение осуществлялось от личности, т.к. именно она творец культуры. Сепир полагал, что своеобразие культуры проявляется через язык и именно он является репрезентатором отношения человека к реальности и себе. Одна из заслуг – это изучение личности как субъекта культуры. Ее изучение ментальных психологических структур.

Выделяли в качестве носителя культуры так называемую базовую личность (ввел понятие Кардинер). Базовая личность собирала в себе основные черты, которые характерны для культуры. Критиковали..т.к переносили ее характеристики на всю культуру. Позже термин заменили на понятие модальная личность (наиболее часто повторяющийся тип личности в той или иной культуре)

 

Проблема аккультурации.

Вначале аккультурацию рассматривали как ассимиляция или насильственное давление на культуру. Позже понятие приблизилось к понятию межкультурной коммуникации. Сейчас аккультурация – это процесс долгого и длительного контакта одной группы индивида с другой, который приводит к изменению культурных парадигм обеих групп.

Британская школа, совместно с североамериканской школы вырабатывают меморандум об изучении аккультурации. Редфилд, Линтон, Херсковиц. Говорилось о влияние технологических изменений на традиционные культуры, а также рассматривалась проблема межкультурных контактов.

Была выработана типология межкультурных контактов: 1. Между глобальными популяциями и группами; 2. Между дружескими и враждебными обществами; 3. Между популяциями равными и неравными по статусу; 4. Между цивилизациями относительно однородными и разнородными.

Маргарет Мид

 

Самая главная проблема – межкультурная и межпоколенная преемственность и традиционных культурах и культурах индустриального типа.

«Взросление на Самоа»

Взрослым человек становится намного медленнее, чем в традиционных культурах. Дети на Самоя вовлечены в процесс трудовой и общественной жизни с самого раннего детства.

Приходит к выводу, что отношения между матерью и детьми иные. 3 типа культуры: постфигуративная, конфигуративная и префигарутивная.

 

 

Рут Бенедикт

 

«Хризантемы и меч», «Модели или паттерны культуры», «Конфигурации культур Северной Америки». Метод дистанционного исследования. Пришла к выводу, что ценности и установки формируют определенный тип личности. Культура Японии – культура стыда.

 

Британская школа социальной антропологии (теория функционализма)

 

Направление возникло в Британии, приблизительно с 1920-х гг. В Англии ведущими представителями были Бронислав Малиновский и Альфред Рэдклифф-Браун, впоследствии Парсонс в Америке.

Бронислав Малиновский был поляком. Изначально изучал физику и математику, после сменил род деятельности, переезжает в Англию. Малиновский столкнулся с книгой Фрейзера «Золотая ветвь», исследует определенные сообщества, в частности австралийских аборигенов. Изучает сообщества Океании. Результатом его экспедиции была целая серия книг. Основной его труд «Научная теория культуры». Изложил свои взгляды на природу культур и метод их познания.

Генезис культуры, согласно Малиновскому происходит в результате удовлетворения, прежде всего, материальных производственных потребностей. Эти потребности он определяет как базовые или органические. На базе первичных возникают вторичные потребности, которые выступают в виде знаний, ценностных ориентаций и этики. Вторичные потребности связаны с так называемым культурным удовлетворением. Также на базе вторичных потребностей существуют нормы императивы, регулирующие поведение, появляется художественная культура и литература. Связано с исследованиями Георге Спенсера, который рассматривал культуру как организм биологического рода. При этом, Малиновский отказывался от идей эволюционизма и не поддерживал тезис о стадиальном развитие культуры. Полагал, что законы культурных процессов следует изучать осторожно, хотя наличие закономерностей не отрицал. Среди такой основной закономерности он выделял функциональную закономерность (выражение взаимосвязей и зависимостей между культурным действием и человеческой потребностью – базовой или производной).

Малиновский рассматривал культуру как систему, определенную целостность, которая состоит из различных структур и элементов. Между ними существует взаимосвязь и зависимость.

Сумма частей культуры не сводима к культуре. (2+2 не рано 4!)

 

Положение стабильности. Полагал, что каждая структура является следствием реализации каких-либо потребностей, т.е. она возникла не случайно и выполняется определенную функцию.

Жесткая критика теории пережитков Тайлора и полагает, что «в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого». Он приводит пример с нарушением функционального равновесия: охота за головами. В обществе началась дезорганизации после запрете англичанами этого обычая. При запрете обычая не приводилась в движение вся церемония посвящения во взрослое состояние.

Альфред Рэдклифф-Браун – учился в Кембридже, путешествовал по Австралии, Африке, Китаю и т.д. Посетил ЮАР. Преподавал во многих местах.

«Метод этнологии и социальной антропологии», «Историческая и функциональная интерпретации культуры».

Полагал, что все виды объективной реальности представляют собой различные классы естественных систем. Поддерживал точку зрения Дюркгейма, что общество – это особая реальность, не сводимая к индивидам. Любая система определяется:

· единицам или элементами ее составляющими

· отношениями между ними

Единицами социальной системы являются «человеческие существа как совокупность поведенческих явлений, а отношения между ними – это социальные отношения». Социальная система состоит:

1. социальная структура

2. общая совокупность социальных обычаев

3. специфические образы мысли, чувств, связанных с социальными обычаями

Полагал, что необходимо изучать примитивные культуры, поскольку они дают ключ к пониманию как из относительно простого, архаичного общества совершенствовалась индустриальная цивилизация. Его интересовали вопросы: Как организована социальная структура? На чем держится авторитет вождей? И т.д.

Предполагал, что наука о человеке предполагает различные знания о человеке. Создание науках о культурах. Которые можно делить на этнологию (конкретно историческое изучение отдельных народов, их внутреннего развития, культурных связей между ними; основной метод – историческая реконструкция) и социальную или культурную антропологию (направлена на поиск общих закономерностей, социального и культурного функционирования и развития).

Считал, что историческое изучение культур необходимо для понимания их сущностей.

 

Общие выводы о функционализме и их сути, общие аксиомы функционализма (Малиновский):

1. культура по своей сути представляет собой инструментальный аппарат, с помощью которого человек становится способен лучше справляться со специфическими конкретными проблемами, встающими перед ним в ходе взаимодействия со средой, с целью удовлетворения своих потребностей.

2. Она является такой системой участников, видов деятельности и отношений, где каждая часть существует как средство для достижения определенной цели.

3. Она является целостным образованием, разные элементы которого взаимозависимы

4. Составляющие культуру виды деятельности, отношения и участники решения различных жизненно важных задач организованы в институты, такие как семья, клан, локальная группа, племя и организованные группы для сотрудничества хозяйственной области, для политической, юридической и образовательной деятельности

5. С динамической точки зрения, т.е. с учетом типов деятельности, культура может быть разделена на ряд аспектов, таких как образование, социальный контроль, экономика, системы познания, верования и морали, а также виды творческого и художественного выражения.

Артефакты, организованные группой людей, и символика – это тесно связанные между собой измерения культурного процесса. Малиновский подчеркивал, что люди не могу быть искуючены из этого процесса. В некотором роде они составляют его особенность.

 

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ

 

Мелвилл Херсковиц – основатель учения. Появление относится к рубежу 1940-50-х годов. Основная причина появления направления – критика этноцентризма, прежде всего европейского.

Это направление возникло на фоне уже имеющихся релятивистских идей, которые были выработаны Шпенглером, Боасом, Бенедикт, Кребером.

Культурный релятивизмэто идея, позиция, согласно которой традиции и убеждения культуры можно понять только исходя из ее контекста, а также положение об определяющей роли культуры в формировании способов поведения и психологических характеристик этноса. Он выступает в качестве и теории, и метода познания.

Основателем считается Херсковиц, который во многом продолжил идеи Боаса и А. Голденвейзера. Одним из его первых исследований было «Аккультурация» (1942), «Человек и его творения», «Культурная антропология» (1948). Невозможность принятия ряда позиций, а именно европоцентризм и расистское объяснение культуры, которые сводили культурное многообразие к телесной организации человека. Его не устраивал географический детерминизм, экономических детерминизм.

Культура, по Херсковицу, созданная человеком среда обитания. Такое объяснение культуры приходится на ее генезис и начальные стадии развития. Впоследствии Херсковиц полагал, что культура – это психологическая реальность, «представляет совокупность поведения и привычного способа мышления людей, образующих данное общество».

Полагал, что культура представляет собой уникальную модель, в основе которой лежит специфическая система ценностей, определяемая традицией и отличная от других культур.

Возможно, под влиянием Кребера Херсковиц выделял некий культурный фокус, т.е. существенную черту определенного народа и его культуры.

Херсковиц рассматривал культуры в неразрывной связи с человеком и полагал, что личность является творцом культуры. Кроме того определял социальные, поведенческие аспекты культуры, ценностно-смысловые структуры и считал, что сама личность относительно независимая единица.

Херсковиц полагал, что именно человек, личность является способом не только передачи культурной модели от поколения к поколению, но и источником обновления культуры. Эти вопросы Херсковиц рассматривал в рамках позиции инкультурации - вхождение индивида в конкретную форму культуры, усвоение деятельностной, поведенческой ее сторон, способов мышления и действий.

Не отождествляет пониятия социализация и инкультурация. Социализация рассматривается им как овладение в детстве общечеловеческих способов деятельности. Социализация, на его взгляд, охватывает только раннюю стадию детства. А инкультурация продолжается и во взрослом состоянии, когда совершенствуются и развиваются сформированные навыки и знания.

 

Два уровня инкультурации

1. Детство или ранняя жизнь – индивид овладевает культурными нормами, этикетом религией и традицией; отмечает, что человек в детстве больше инструмент, нежели игрок, на этом этапе индивид фактически лишен выбора или оценки, при этом данный уровен обеспечивает стабильность культуры;

2. Зрелость – внесение индивидом личностных смыслов в культуру, может принимать или отвергать личностные смыслы в культуру, сложившиеся ценности и нормы, тем самым меняя и обновляя культуру.

В культуре происходит чередование единства стабильности и изменчивости.

Релятивистская установка обусловливала отношение толерантности и терпимости по отношению к другим культурам. Херсковиц полагал, что европейской цивилизации необходимо понять, что существует множество проявлений существования человека в современном мире.

Полагал, что европоцентрийская позиция в условиях современного мира невозможно, что необходимо развивать равноправное сотрудничество и диалог между странами, кроме того высказал идею о более внимательном отношении к организации жизни человека в культурах незападного типа и использования достижений различных народов в современном индустриальном обществе.

Одна из заслуг Херсковица – это выработка уважительного отношения к другим культурам. Резкая критика европо- и американоцентризма.

Как отмечают исследователи, куда же отнести каннибализм?

Уязвимым пунктом релятивизма является абсолютизация ценностей и уникальностей этнонациональных культур, которая может привести снова к этноцентризму и негативным его проявлениям.

Как полагают многие исследователи, Херсковиц говорил о культурном релятивизме, не подменяя его позицией морального релятивизма.

Он открыл новые перспективы для развития кросс-культурных исследований.

В культурном релятивизме Херсковиц выделял три аспекта:

1. Методологически й (касался способа познания культур, на основе ценностей, принятых у данного народа, т.е. указывал на то, что описывает жизнедеятельность индивидов, необходимых терминов их собственной культуры; важнейшим аспектом этой стороны культурного релятивизма является стремление понять культуру изнутри, осознать смысл ее функционирования в свете представления об идеальном, желаемом, распространенном в мире);

2. Философский (признание множества путей культурного развития и плюрализм взглядов на историко-культурный процесс, он отрицает обязательную эволюционную смену в стадии культурного роста и доминирования одной тенденцией развития; согласно принципу культурного релятивизма, возможен отход и отказ от унифицированной линии развития цивилизации);

3. Практический (направлен на достижение диалоги и сотрудничества между различными культурами и связан со взаимодействием между различными духовными и иными ценностями, между разными культурами)

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ККУЛЬТУРНОГО РЕЛЯТИВИЗМА:

1. Культура представляет собой самостоятельное образование. Каждая культура имеет право на самостоятельное существование, не зависимо от уровня развития;

2. Ценности каждой культуры относительны и репрезентируют себя только в рамках данной культуры;

3. Европейская культура представляет собой один из многочисленных вариантов культурного развития

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.036 с.)