Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическое направление (этно-психологическое, психологическая. Ее основа - школа культура и личность)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Возникла в к 20 годов начале 30 годов 20 века, просуществовала до конца20 века. Продолжает существовать и сегодня в рамках независимым друг от друга школ. Основное содержание этого направления уже в 60 годы было сформулировано Ф. Хсю в работе «Психологическая антропология». Условными основателями считаются А. Кардинер и Э. Сепир, также к ним относятся Р. Бенедикт и М. Мид. В фундаменте лежит учение Фрейда, учение Дильтея и его позиции в изучении культур, идеи Ф. Боаса, а также учение Шпенглера. Проблемное поле исследований: · исследование самого понятия культура: определение культуры и культур; · определение сущности культуры, ее ядра и конфигурации; · проблема этоса культуры (у Кребера этос – это система идеалов, ценностей, норм, доминирующие в культуре и контролирующее поведение ее членов); · проблема национального характера или базового характера (Бенедикт полагала, что у каждого народа существует специфическая для него базовая структура характера, которая передается из поколения в поколение и определяет историю данного народа); национальный характер по Мид – особый способ определения и регулирования ценностей и моделей поведения, детерминированных, принятыми в ней способами детского воспитания · проблема детства и проблема воспитания (детство- период бессознательного усвоения опыта и знаний, с одной стороны ребенок становится носителем данного типа культуры, с другой – он приобретает свойственные личности качества, т.е. закладывается базовая структура его личности); · проблема паттернов и конфигураций культуры: Культурная конфигурация – особый способ соединения элементов культуры, создающих единое целое культуры. Культурная конфигурация – следствие уникального исторического процесса. Религия, семейная жизнь, экономические и политические структуры образуют единую неповторимую структуру. В каждой культуре приветствуются только такие варианты этих элементов, которые соответствуют этос культуры. Паттерн (заимствовано из биологии) – в 1934 году. Паттерн культуры – система оценок отношений, суждений, о мире, себе в обществе. Такое отношение кодируется в своеобразных ячейках, обусловливающих мышление и поведение культуры. Такая ячейка, возможно, и есть паттерн. Этнопсихологическое направление. Особенно школа культура и личность сосредоточили внимание на сложной проблеме взаимодействий между личностью, ее психологией и культурой. Культура – это не некая абстракция, они рассматривали ее как некую психологическую реальность. Изучение осуществлялось от личности, т.к. именно она творец культуры. Сепир полагал, что своеобразие культуры проявляется через язык и именно он является репрезентатором отношения человека к реальности и себе. Одна из заслуг – это изучение личности как субъекта культуры. Ее изучение ментальных психологических структур. Выделяли в качестве носителя культуры так называемую базовую личность (ввел понятие Кардинер). Базовая личность собирала в себе основные черты, которые характерны для культуры. Критиковали..т.к переносили ее характеристики на всю культуру. Позже термин заменили на понятие модальная личность (наиболее часто повторяющийся тип личности в той или иной культуре)
Проблема аккультурации. Вначале аккультурацию рассматривали как ассимиляция или насильственное давление на культуру. Позже понятие приблизилось к понятию межкультурной коммуникации. Сейчас аккультурация – это процесс долгого и длительного контакта одной группы индивида с другой, который приводит к изменению культурных парадигм обеих групп. Британская школа, совместно с североамериканской школы вырабатывают меморандум об изучении аккультурации. Редфилд, Линтон, Херсковиц. Говорилось о влияние технологических изменений на традиционные культуры, а также рассматривалась проблема межкультурных контактов. Была выработана типология межкультурных контактов: 1. Между глобальными популяциями и группами; 2. Между дружескими и враждебными обществами; 3. Между популяциями равными и неравными по статусу; 4. Между цивилизациями относительно однородными и разнородными. Маргарет Мид
Самая главная проблема – межкультурная и межпоколенная преемственность и традиционных культурах и культурах индустриального типа. «Взросление на Самоа» Взрослым человек становится намного медленнее, чем в традиционных культурах. Дети на Самоя вовлечены в процесс трудовой и общественной жизни с самого раннего детства. Приходит к выводу, что отношения между матерью и детьми иные. 3 типа культуры: постфигуративная, конфигуративная и префигарутивная.
Рут Бенедикт
«Хризантемы и меч», «Модели или паттерны культуры», «Конфигурации культур Северной Америки». Метод дистанционного исследования. Пришла к выводу, что ценности и установки формируют определенный тип личности. Культура Японии – культура стыда.
Британская школа социальной антропологии (теория функционализма)
Направление возникло в Британии, приблизительно с 1920-х гг. В Англии ведущими представителями были Бронислав Малиновский и Альфред Рэдклифф-Браун, впоследствии Парсонс в Америке. Бронислав Малиновский был поляком. Изначально изучал физику и математику, после сменил род деятельности, переезжает в Англию. Малиновский столкнулся с книгой Фрейзера «Золотая ветвь», исследует определенные сообщества, в частности австралийских аборигенов. Изучает сообщества Океании. Результатом его экспедиции была целая серия книг. Основной его труд «Научная теория культуры». Изложил свои взгляды на природу культур и метод их познания. Генезис культуры, согласно Малиновскому происходит в результате удовлетворения, прежде всего, материальных производственных потребностей. Эти потребности он определяет как базовые или органические. На базе первичных возникают вторичные потребности, которые выступают в виде знаний, ценностных ориентаций и этики. Вторичные потребности связаны с так называемым культурным удовлетворением. Также на базе вторичных потребностей существуют нормы императивы, регулирующие поведение, появляется художественная культура и литература. Связано с исследованиями Георге Спенсера, который рассматривал культуру как организм биологического рода. При этом, Малиновский отказывался от идей эволюционизма и не поддерживал тезис о стадиальном развитие культуры. Полагал, что законы культурных процессов следует изучать осторожно, хотя наличие закономерностей не отрицал. Среди такой основной закономерности он выделял функциональную закономерность (выражение взаимосвязей и зависимостей между культурным действием и человеческой потребностью – базовой или производной). Малиновский рассматривал культуру как систему, определенную целостность, которая состоит из различных структур и элементов. Между ними существует взаимосвязь и зависимость. Сумма частей культуры не сводима к культуре. (2+2 не рано 4!)
Положение стабильности. Полагал, что каждая структура является следствием реализации каких-либо потребностей, т.е. она возникла не случайно и выполняется определенную функцию. Жесткая критика теории пережитков Тайлора и полагает, что «в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого». Он приводит пример с нарушением функционального равновесия: охота за головами. В обществе началась дезорганизации после запрете англичанами этого обычая. При запрете обычая не приводилась в движение вся церемония посвящения во взрослое состояние. Альфред Рэдклифф-Браун – учился в Кембридже, путешествовал по Австралии, Африке, Китаю и т.д. Посетил ЮАР. Преподавал во многих местах. «Метод этнологии и социальной антропологии», «Историческая и функциональная интерпретации культуры». Полагал, что все виды объективной реальности представляют собой различные классы естественных систем. Поддерживал точку зрения Дюркгейма, что общество – это особая реальность, не сводимая к индивидам. Любая система определяется: · единицам или элементами ее составляющими · отношениями между ними Единицами социальной системы являются «человеческие существа как совокупность поведенческих явлений, а отношения между ними – это социальные отношения». Социальная система состоит: 1. социальная структура 2. общая совокупность социальных обычаев 3. специфические образы мысли, чувств, связанных с социальными обычаями Полагал, что необходимо изучать примитивные культуры, поскольку они дают ключ к пониманию как из относительно простого, архаичного общества совершенствовалась индустриальная цивилизация. Его интересовали вопросы: Как организована социальная структура? На чем держится авторитет вождей? И т.д. Предполагал, что наука о человеке предполагает различные знания о человеке. Создание науках о культурах. Которые можно делить на этнологию (конкретно историческое изучение отдельных народов, их внутреннего развития, культурных связей между ними; основной метод – историческая реконструкция) и социальную или культурную антропологию (направлена на поиск общих закономерностей, социального и культурного функционирования и развития). Считал, что историческое изучение культур необходимо для понимания их сущностей.
Общие выводы о функционализме и их сути, общие аксиомы функционализма (Малиновский): 1. культура по своей сути представляет собой инструментальный аппарат, с помощью которого человек становится способен лучше справляться со специфическими конкретными проблемами, встающими перед ним в ходе взаимодействия со средой, с целью удовлетворения своих потребностей. 2. Она является такой системой участников, видов деятельности и отношений, где каждая часть существует как средство для достижения определенной цели. 3. Она является целостным образованием, разные элементы которого взаимозависимы 4. Составляющие культуру виды деятельности, отношения и участники решения различных жизненно важных задач организованы в институты, такие как семья, клан, локальная группа, племя и организованные группы для сотрудничества хозяйственной области, для политической, юридической и образовательной деятельности 5. С динамической точки зрения, т.е. с учетом типов деятельности, культура может быть разделена на ряд аспектов, таких как образование, социальный контроль, экономика, системы познания, верования и морали, а также виды творческого и художественного выражения. Артефакты, организованные группой людей, и символика – это тесно связанные между собой измерения культурного процесса. Малиновский подчеркивал, что люди не могу быть искуючены из этого процесса. В некотором роде они составляют его особенность.
КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ
Мелвилл Херсковиц – основатель учения. Появление относится к рубежу 1940-50-х годов. Основная причина появления направления – критика этноцентризма, прежде всего европейского. Это направление возникло на фоне уже имеющихся релятивистских идей, которые были выработаны Шпенглером, Боасом, Бенедикт, Кребером. Культурный релятивизм – это идея, позиция, согласно которой традиции и убеждения культуры можно понять только исходя из ее контекста, а также положение об определяющей роли культуры в формировании способов поведения и психологических характеристик этноса. Он выступает в качестве и теории, и метода познания. Основателем считается Херсковиц, который во многом продолжил идеи Боаса и А. Голденвейзера. Одним из его первых исследований было «Аккультурация» (1942), «Человек и его творения», «Культурная антропология» (1948). Невозможность принятия ряда позиций, а именно европоцентризм и расистское объяснение культуры, которые сводили культурное многообразие к телесной организации человека. Его не устраивал географический детерминизм, экономических детерминизм. Культура, по Херсковицу, созданная человеком среда обитания. Такое объяснение культуры приходится на ее генезис и начальные стадии развития. Впоследствии Херсковиц полагал, что культура – это психологическая реальность, «представляет совокупность поведения и привычного способа мышления людей, образующих данное общество». Полагал, что культура представляет собой уникальную модель, в основе которой лежит специфическая система ценностей, определяемая традицией и отличная от других культур. Возможно, под влиянием Кребера Херсковиц выделял некий культурный фокус, т.е. существенную черту определенного народа и его культуры. Херсковиц рассматривал культуры в неразрывной связи с человеком и полагал, что личность является творцом культуры. Кроме того определял социальные, поведенческие аспекты культуры, ценностно-смысловые структуры и считал, что сама личность относительно независимая единица. Херсковиц полагал, что именно человек, личность является способом не только передачи культурной модели от поколения к поколению, но и источником обновления культуры. Эти вопросы Херсковиц рассматривал в рамках позиции инкультурации - вхождение индивида в конкретную форму культуры, усвоение деятельностной, поведенческой ее сторон, способов мышления и действий. Не отождествляет пониятия социализация и инкультурация. Социализация рассматривается им как овладение в детстве общечеловеческих способов деятельности. Социализация, на его взгляд, охватывает только раннюю стадию детства. А инкультурация продолжается и во взрослом состоянии, когда совершенствуются и развиваются сформированные навыки и знания.
Два уровня инкультурации 1. Детство или ранняя жизнь – индивид овладевает культурными нормами, этикетом религией и традицией; отмечает, что человек в детстве больше инструмент, нежели игрок, на этом этапе индивид фактически лишен выбора или оценки, при этом данный уровен обеспечивает стабильность культуры; 2. Зрелость – внесение индивидом личностных смыслов в культуру, может принимать или отвергать личностные смыслы в культуру, сложившиеся ценности и нормы, тем самым меняя и обновляя культуру. В культуре происходит чередование единства стабильности и изменчивости. Релятивистская установка обусловливала отношение толерантности и терпимости по отношению к другим культурам. Херсковиц полагал, что европейской цивилизации необходимо понять, что существует множество проявлений существования человека в современном мире. Полагал, что европоцентрийская позиция в условиях современного мира невозможно, что необходимо развивать равноправное сотрудничество и диалог между странами, кроме того высказал идею о более внимательном отношении к организации жизни человека в культурах незападного типа и использования достижений различных народов в современном индустриальном обществе. Одна из заслуг Херсковица – это выработка уважительного отношения к другим культурам. Резкая критика европо- и американоцентризма. Как отмечают исследователи, куда же отнести каннибализм? Уязвимым пунктом релятивизма является абсолютизация ценностей и уникальностей этнонациональных культур, которая может привести снова к этноцентризму и негативным его проявлениям. Как полагают многие исследователи, Херсковиц говорил о культурном релятивизме, не подменяя его позицией морального релятивизма. Он открыл новые перспективы для развития кросс-культурных исследований. В культурном релятивизме Херсковиц выделял три аспекта: 1. Методологически й (касался способа познания культур, на основе ценностей, принятых у данного народа, т.е. указывал на то, что описывает жизнедеятельность индивидов, необходимых терминов их собственной культуры; важнейшим аспектом этой стороны культурного релятивизма является стремление понять культуру изнутри, осознать смысл ее функционирования в свете представления об идеальном, желаемом, распространенном в мире); 2. Философский (признание множества путей культурного развития и плюрализм взглядов на историко-культурный процесс, он отрицает обязательную эволюционную смену в стадии культурного роста и доминирования одной тенденцией развития; согласно принципу культурного релятивизма, возможен отход и отказ от унифицированной линии развития цивилизации); 3. Практический (направлен на достижение диалоги и сотрудничества между различными культурами и связан со взаимодействием между различными духовными и иными ценностями, между разными культурами)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ККУЛЬТУРНОГО РЕЛЯТИВИЗМА: 1. Культура представляет собой самостоятельное образование. Каждая культура имеет право на самостоятельное существование, не зависимо от уровня развития; 2. Ценности каждой культуры относительны и репрезентируют себя только в рамках данной культуры; 3. Европейская культура представляет собой один из многочисленных вариантов культурного развития
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.141.69 (0.016 с.) |