Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какое место он отводил человеку.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Динамика культуры - экзамен Усовская Э. А. Литература: Белик А. «Культурология: антропологические теории культуры» Шендрик А. «Теория культуры» Лотман Ю. «Типология культуры. Взаимное воздействие культуры» Ницше «Опыт власть; Опыт переоценки власти» «Рождение трагедии или эллинство и пессимизм» Сорокин «Социальная и культурная динамика» Тайлор «Первобытная культура» Моль А. «Социокультурная динамика» Шацкий Е. «Традиция» Данилевский, Шпенглер, Тойнби – повтор
Понятие и сущность КД Источники КД
Культурная динамика – изменения внутри культуры и во взаимоотношениях разных культур,
Источники воздействия на КД (культурные начала): Ницше – философия жизни – (условно) дионисийское и аполлонистическое. Рациональное и иррациональное в культуре, механизм их чередования – источник КД. Тойнби – давление внешнее, социальное ущемление – стимулы. Т. Парсонс – процесс обмена информацией и энергией между социокультурными системами. В таком случае источником КД может быть избыток либо недостаток, или информации, или энергии при обмене между системами действия. В синергетике источником является принципиальная неустойчивость, которая свойственна и для стационарных структур и в большей степени для диссипативных, т.е. пульсирующих, усложняющихся или деградирующих структур. Сорокин – принцип неравновесного развития разных областей, уровней и структурных единиц структуры: между знанием и незнанием, между разными уровнями и способами понимания человеком окружающего мира. Также еще один источник - изменение системы ценностей. XX век - А. Моль – трансформация информации. Сама информация ко второй половине XX века приобретает совсем иной облик и характер. Всеобщая информатизация формирует иной тип культуры, базирующейся на создании новой реальности. Это значит, что происходит переход от культуры гуманитарного типа к культуре мозаичной. Марксистская модель – в качестве источника изменения общества и культуры – социально-классовые отношения (частная собственность – экономический базис является определяющим по отношению к другим формам и сферам общества и культуры). Переход от одной общественно-экономической формации (определенный этап в развитии обществ, строй) к другой осуществляется согласно следующего закона: характер и уровень развития социальных отношений и групп перестает соответствовать характеру и уровню развития общественных отношений (например, старые феодальные не соответствуют рождающимся новым капиталистическим). Инновации – важнейший источник КД (смена традиций и новаций). Заимствование, которое связано с процессами культурной диффузии.
Понятие заимствования и культурной диффузии. Культурное заимствование – это использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других культурах. Культурные заимствования переходят от одной культуре к другой через прямой путь взаимодействия, т.е. прямой контакт между представителями различных культур, а также через косвенный способ, т.е. через СМИ, потребляемые товары, через образовательные учреждения. Заимствования могут иметь добровольный и насильственный характер. Если культура добровольно заимствует какие-либо изобретения или ценности, то они приживутся полностью только тогда, когда будут соответствовать содержанию и характеру культуры реципиента. Характер, степень и эффективность культурных заимствований определяются в основном следующими факторами: 1) интенсивность контактов; 2) условие межкультурных контактов; 3) степень дифференциации общества, т.е. наличие социокультурных групп, которые готовы принять нововведения; 4) восприимчивость к чужой культуре. Культурные заимствования осуществляются на основе культурной диффузии. В целом, под культурной диффузией понимается взаимное проникновение отдельных явлений, элементов культуры или целых ее комплексов из одной культуры в другую при их взаимодействии. Диффузия может приводить к различным последствиям, как позитивным, так и негативным. Она может обогатить одну культуру заимствованиями из другой, а может привести к деградации и ассимиляции. Каналами культурной диффузии являются: миграция, война, торговля, туризм, деятельность миссионеров, различные научные конференции, обмен специалистами и т.д. Виды диффузии. Диффузия распространяется в вертикальном и горизонтальном направлениях. Горизонтальная диффузия происходит между культурами нескольких этносов, социокультурных групп или отдельными индивидами. Вертикальная диффузия развивается между культурами с неравным статусом, поэтому ее часто называют стратификационной диффузией. Проблемы диффузии изучаются в рамках целого направления – диффузионизма.
Традиции и новации в культуре. В общем, традиция отвечает за устойчивость культуры, инновация или новация – за изменение в культуре. Традиция неравнозначна культурному наследию, не приравнивается ко всей культуре. В понимании традиции существует множество подходов. Польский ученый Е. Шацкий выделяет как минимум 3 из них: 1) функциональное определение - традиция осуществляет функцию передачи из поколения в поколение тех или иных, в основном духовных, ценностей. 2) объектное определение – оно акцентирует внимание на том, как ценности передаются, каковы эти ценности и что именно подлежит передаче. 3) субъектное определение – традиция не является ни функцией, ни объектом, а представляет собой отношение данного поколения к прошлому, его согласие на наследование или протест против этой традиции. Культурная традиция - это выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который аккумулируется и воспроизводится путем пространственно-временной передачи.
Структура традиции.
К. традиция уклад жизни ценностный комплекс ментальные стереотипы
Уклад жизни – наиболее динамичный компонент традиции – т.к. обеспечивает связь данной культуры с внешней средой. Это и орудия труда, одежда, бытовые принадлежности. Ценностный или нравственный комплекс: 1 тип – личностные ценности (жизнь, любовь, надежда); 2 тип – ценности социального сообщества – имеют социально-значимый характер (суверенность, правопорядок, социальная справедливость); 3 тип – общечеловеческие ценности (жизнь, мир, равноправие и др.). В основе каждой из культур могут лежать ценностные установки, отличающие их от других культур. Содержание ценностей может меняться, как и ранжирование самих групп ценностей, в то же время сами ценности редко подвергаются радикальному изменению. Ментальные стереотипы – наименее динамичны в силу их обусловленности до логическими структурами человеческой психики и этнопсихологическим вкладом в целом. По типу к. традиции можно разделить на локальные и общечеловеческие. Локальные представляют собой специфический жизненный опыт, фиксирующий индивидуальность исторической судьбы и условий существования определенных этнокультурных образований. Общечеловеческие традиции выражают уровень опыта, универсального для всего человечества или отдельных этапов его исторического развития. Инновация\новация – это культурное новшество, существующее в единстве двух начал: деятельностного (новая программа деятельности, новая программа взаимодействия со средой) и знакового. К источникам инноваций относятся: - иная социокультурная система – инновация будет являться инородной по отношению к культурной среде, в которую она попала. - инновация может быть результатом саморазвития культурной традиции. - интерпретация эталона – обрастание эталона шаблонами и на основе отклонения от эталона, его творческой интерпретации могут возникать изменения самого эталона, а значит и инновации. Традиция и инновация вступают во взаимодействие: 1 вариант – к. традиция препятствует инновации 2 вариант – инновация поглощает традицию 3 вариант – инновация и традиция дополняют друг друга Мощным источником инновации является творчество как на уровни личности, так и на уровне всей культуры. А. Моль: «Творчество – это повседневное явление. Мы присутствуем при почти непрерывном творении элементов культуры, начиная с пришедшей кому-то в голову мысли пришить молнию к юбке замком не вверх, а вниз и кончая идеями, связанными с созданием новой картины вселенной и с ее описанием в оригинальных математических формулах». Существует и иная точка зрения, согласно которой – творчество – это индивидуализированный процесс, к осуществлению которого способны немногие. Именно гении, или пассионарии (Лев Гумилев) задают инновационные программы и меняют общество и культуру. Особым типом инновационных эталонов являются утопические программы. Их роль состоит в введении в общественное сознание экспериментальных образцов и в активизации поиска реально-выполнимых программ культурного действия. Очевидно, что утопия при этом не должна перерастать в антиутопию.
Эволюционная модель динамических процессов в культуре. Концепция классического эволюционизма. Об эволюции говорил еще Аристотель, который полагал, что вещи изменяются в соответствии с внутренним принципом развития, который заложен в семени или герме. В 17 в. в Англии использовалось понятие эволюционизм – как упорядоченная последовательность событий, причины которых содержатся в них самих. Подобную точку зрения разделяли Лейбниц, Кант, Гегель. В 19 в. с 30-40-х гг. оформляется научная концепция эволюционизм. На протяжении 19-20 ст. теория эволюции и сам принцип эволюции подвергались пересмотру и уточнению. Эволюция как систематическая схема необратимых культурных изменений стала снова рассматриваться как принцип саморазвития тех или иных процессов и явлений. Выделяют несколько типов концепций эволюции: 1 – однолинейная эволюция 2 – универсальная 3 – многолинейная Однолинейная эволюция – это классический эволюционизм. Основу ему заложили выводы и исследования Георга Спенсера и Чарльза Дарвина. Ведущими представителями являются: Тайлор, Морган, Фрезер. Фрезер «Золотая ветвь» Дарвин – естественный и половой отбор Энгельс – труд, мышление, речь, творчество Спенсер – общество – большой биологический механический организм. Доказали, что человек – результат и порождение эволюции самой природы, а не божественного происхождения. Представители классического эволюционизма обосновали: 1. возможность социальной науки (вслед за Спенсером) – это означало, что общество и культура являются объектом исследования в научных терминах. 2. культура и общество имеют свои собственные законы, которые порождены естественными причинами. 3. данные исследователи доказали необходимость применения сравнительного метода – т.е. положили начало кросс-культурным исследованиям. 4. объектом исследования в основном стала первобытная культура, поскольку на основе ее реконструкции можно было восстановить генезис человечества, определить основы человеческой культуры. Общие положения классического эволюционизма: 1. психическое единство человечества. Тайлор, Морган и Фрезер полагали, что психика человека одинакова во все времена и повсюду, однако это не свидетельствует об имманентности (предзаданности) психических свойств человека. Эволюция рассматривалась как реакция человеческого сообщества на внешние условия существования. В этом плане задействовалась теория Дарвина, выступающая в качестве механизма объяснения изменений путем естественного отбора при взаимодействии организмов с окружением. Поэтому у Моргана и Тайлора можно найти объяснение сходства культурных черт в различных обществах подобием жизненных условий; 2. Движение сообществ, культур осуществляется от простоты к сложности. Культурное развитие является закономерным. Социальные и культурные институты последовательно сменяют друг друга у всех людей и по всему земному шару. Следовательно, существует единое мировое пространство исторического процесса, который непрерывен. Большинство исследователей полагало, что в общей истории не было разрывов и непоследовательности. Тайлор между тем разрабатывал теорию пережитков, т.е. обычаи, процессы, мнения, которые насильно, или по привычке перенесены в общество в его новое состояние. 3. Прогрессивность развития общества и человеческой культуры – человечество движется по пути прогресса по определенным этапам и это движение необратимо (однолинейность). В частности, Морган выделил этапы: дикость, варварство, цивилизация. Тайлор допускал, что некоторые культуры и общества могут пропускать стадии развития, однако все равно они будут двигаться по линии прогресса и достигнут того этапа, к которому движется все человеческое сообщество. На рубеже 19-20 ст. классический эволюционизм практически себя исчерпал, идеи однолинейной эволюции стали корректироваться. Концепция неоэволюционизма После 2 мировой войны вновь возник интерес к теории эволюции в Европе и США. Однако классический эволюционизм претерпел изменения. На первый план выступают концепции универсальной и многолинейной эволюции. Универсальная эволюция во многом соответствовала его идеям. Последовательность в развитии культуры выводится на уровни обобщения и отвлечения от разнообразия и различия условий и черт совместного существования людей. Вырабатываются общие закономерности или универсалии развития культуры. Многолинейная концепция допускала много возможных примерно равноценных путей социокультурного развития. Допускается признание о наличии общих законов эволюции, однако не признаются автоматизм действия законов абсолютно для всех культур. Исследованию подвергаются отдельные регионы, моделируются эмпирические обобщения относительно наблюдаемых исторических повторов и параллелизма. Большое внимание уделяется исследованию связи человеческих популяций и отдельных сообществ с окружающим миром. Основу неоэволюционизма составили идеи универсальной и многолинейной эволюции. Неоэволюционизм называют еще культурно-эволюционистским направлением. На основании идеи этой концепции возникли и самостоятельные направления, в частности, экологическая антропология – основоположником являлся Джулиан Стюард. К неоэволюционизму следует отнести Уайта, Саллинс, Харрис, Стюард. Реставрация эволюционных идей происходит в США и на протяжении 1950-60-х гг. Неоэволюционизм стремится занять должное место среди различных антропологических направлений.
Лесли Уайт
Именно ему принадлежит заслуга на восстановление эволюционного взгляда на историю и культуру. Происходит поворот от локальных исследований к проблеме общеисторического развития человеческой цивилизации, т.е. в поле зрения Уайта находится мировая культура. «Наука о культуре» 1949 г. «Эволюция культуры» 1959 г., «Понятие культуры» 1973 г., «Концепция культурных систем» 1975 г. Только в 80-90-е гг. 20 века наука осознала вклад Л. Уайта в развитие культурологии. Сборник «Культурология XX век. Интерпретации культуры». прочитать статью!!! Культура рассматривалась Лесли Уайтом как сложная система, которая включает 2 основных уровня или подсистемы: 1 – технологическая – материальные объекты, в т.ч. орудия труда и технологии их использования. 2 – символическая система – то, что относится к ценностно-мировоззренческой системе – символаты – знаки, символы, ценности и т.д. Закрепление результатов человеческой деятельности, опыта. Уайт приходит впоследствии к несколько иной структуре культуры: 1- технологическая 2- социальная включает межличностные отношения, выраженные в индивидуальных и групповых моделях поведения 3- идеологическая – обычаи, знания, религия в целом, которые объективированы в языке или иных символических формах, а также философия, литература, мифология и т.д. Доминантной подсистемой являлась технологическая. Наверно поэтому теорию Лесли Уайта называют технологическим детерминизмом. Лесли Уайт полагал, что развитие культуры, технология, существование самого человека зависит от той энергии, которую он умеет добывать и использовать. От мускульной – до силы и энергии атома. В итоге он отмечал, что культурой называется определенный порядок или класс феноменов, а именно, предметы и явления, связанные с проявлением особой ментальной способности, свойственной исключительно человеческому стремлению к символизации. Т. е. культура, прежде всего – экстрасоматическая система, т.е. выходящая за рамки физического. Взгляды Л. Уайта свидетельствуют, что он в целом поддерживал позицию универсальной эволюции в культуре.
Концепция Джулиана Стюарда
Последователь Уайта, он выработал самостоятельную теорию – теория многолинейной эволюции. Он основоположник экологической антропологии. Старался избегать термина эволюция, заменяя ее культурным изменением. Замечал общности и отличия в культурах: полагал, что они относительно самостоятельные, но и контактируют друг с другом. Важным для него был и характер географических условий. Стремился выявить сходство между культурами, выявив их типологию. КУЛЬТУРНЫЙ ТИП: совокупность некоторых избранных функциональных взаимосвязанных черт, характерных для двух или более культур, но не обязательных для всех. «Эволюция и процесс» 1953 «Теория культурных изменений» Меняет ракурс видения культурного типа и определяет его как совокупность черт, образующих ядро культуры, возникающих как средство адаптации к среде и характеризующий одинаковый уровень интеграции. Основная задача: выявить типы связей между культурами. Это дает возможность сравнивать между собой культуры и их классифицировать. Откуда зарождается культурный тип? Важнейший фактор для появления культуры – экологический фактор. Между экологией культурой существует непосредственная связь. Однако культурная экология не рассматривалась в аспекте приспособления человека к природе и не являлась географическим детерминизмом. Адаптация – не просто реакция, а изменение внешних условий, что приводит к изменению культуры. И культурная экология – это адаптация к среде через культуру. Зависимость от природной среды является опосредованной, нежели прямой. Стюард полагал, что чем проще географическая среда, тем сильнее ее прямое влияние на культуру. Кроме того адаптация каждой культуры к естественной среде предполагает взаимодействие двух элементов: естественной среды и определенных культурных изобретений. Не только экологическая среда оказывает влияние на культуру, но и сама культура на экологическую среду. Является ли развитие человеческой культуры вообще всеобщим?? Существует много форм системной адаптации человека к экологии, экологическим средам, что рождает феномен многолинейной эволюции. Они же имеют в своем основании общие положения. Т.о. теория многолинейной эволюции, связанная с допущением возможностей множества равноценных путей социокультурного развития. Теория направлена не столько на выявление всеобщих закономерностей в развитий культуры, сколько на определение механизмов повторов и параллелизмов в развитии культуры.
К концу 20 века в результате развития теории неоэволюционизма возникло много концептов неоэволюционизма: теория общего и частного развития культур, теория микро- и макро- процессов; теория культурной доминанты, теория потенциала развития. Общее между теориями: · представление об истории человеческого общества и культуры как суммы многолинейно развивающихся относительно самостоятельных систем, как правило, данная многолинейность рассматривается в виде результата человека к различным экологическим средам Основные идеи неоэволюционистского направления: · культура – результат адаптации общества к окружающей среде; · культурная адаптация – процесс непрерывный, поскольку ни одна культура не приспособлена к экологической среде таким образом, чтобы стать статичной; - влияние на экологическую среду приводит к изменениям в культуре, изменяя тип связи и отношений между людьми · основу любой культуры составляет ее ядро, которой определяется особенностями природной среды, в которой происходит культурная адаптация; · ядро любого культурного типа включает в себя социальное, политические, религиозные институты, тисно взаимодействующие с производством средств существования; · культурная среда является непременным условием для осуществления духовной жизни человека, привязанности его к родным местам, традициям
КОНЦЕПЦИЯ ДИФФУЗИАНИЗМА
От латинского diffusion- растекание, проникновение Возникает как критика на концепцию эволюционизма. Явление диффузии многопланово. Термин заимствован из биологии и физики, популярен в к 19 века, когда и возникает теория. Развитие теории происходило до 20 гг 20 века. Теория имела влияние на последующие теории. Сформировался в Германии: Ф. Ратцель, Л. Фробениус, Ф. Гребнер. В американской антропологии условно можно назвать имена Э. Сепира и М. Херсковица. Основной источник развития и изменения в культуре – заимствование, перенос целых культурных комплексов или элементов. Диффузионизм критиковал эволюционизм (классический) за идею прогресса и стадиальности общего механизма развития всех культур. Диффузионизм предлагал другой тезис: идея уникальности возникновения культурных элементов в определенных географических условиях и последующего распространение их из центра зарождения. Каждая культура, культурный комплекс возникает однажды и образует центр, затем происходит распространение этого комплекса, которое охватывает другие культуры. В результате образуются культурные круги или культурные ареалы. Тем самым можно проследить общность связей между культурами, их контакты. Однако попытки диффузионистов выявить изначально возникшие центры культур оказались в целом неудачными.
КОНЦЕПЦИЯ ЛЕО ФРОБЕНИУСА
Один из представителей теории культурных кругов. Культурные комплексы – живые организмы, которые починяются закономерностям естественной жизни. Изменение культуры происходит благодаря распространению не отдельных культурных элементов, а целых культурных комплексов. Он мистифицировал культуру. Полагал, что человек не является источником возникновения культур и их развития. Человек – это, скорее всего, продукт культуры, а не ее творец. В принципе все культуры можно поделить на патриархальные и матриархальные. Выделял два типа культур: · теллурическая (патриархальная культура мистического типа) – все, что связано с патриархальным типом культуры работает по ее принципам, т.к. эта солнечная культура, поэтому солнечные дома, высокие, просторные, типы построек, отношения; культура, устремленная вверх, в основ мужское начала, культура закона, который зиждется на авторитете вождя; · хтоническая (женская культура, в основе матриархальное начало) – культура магического типа, связана с магией и ритуалом, почитание матери как родоначальницы, выделял иррациональность данной культуры
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ДИФФУЗИОНИЗМА: 1. основным источником развития культуры является диффузия (распространение): 2. культуры возникают единожды, а затем происходит перенос целых культурных комплексов или элементов; 3. между культурами существуют постоянные контакты= можно установить типологическое сходство между ними, определить характер взаимосвязей между культурами; 4. представители диффузионизма практически отрицали внутреннее саморазвитие культуры; 5. творчество на личностном уровне не играло важную роль, человек как творец культуры практически не рассматривался,.т.е. индивидуализированный характер культуры в принципе не признавался, культура – самый главный объект исследования, а личность выходила за рамки изучения культуры
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИЛИ ЭТНОИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА (ШКОЛА ФРАНСА БОАСА)
К этой школе можно отнести Альфреда Кребера, Э, Сепир, М. Мид, Р. Бенедикт Возникает на рубеже 19 века, действует до 20-х годов 20 века. Данная школа возникла на основе критики классического эволюционизма. Также Боас критиковал функционализм и диффузионизм. В тоже время в последних он видел определенные положительные моменты. Ф. Боас – родился и учился в Германии, оказался под влияние идей Вильгельма Дильтея, а именно идея о самостоятельности каждой из культур, самоценности и позиция, согласно которой, культуру следует изучать исходя из ее самой. Исследовать культуру из принципа «хуже» - «лучше» нельзя. Труды: «Ум первобытного человека» 1911г. «Раса, язык и культура» 1940г. Переехал в США и всю жизнь работал в Колумбийском университете. Он опроверг расовую теорию, определил ее полную несостоятельность. Боас пришел к выводу, что межкультурное своеобразие не определяется принадлежностью к расе. Полагал, что всякая попытка объяснить культурные формы чисто биологическими факторами обречены на неудачу. Доказал это на эмпирическом опыте!!!!!!! Что влияет на культуру? Критиковал принцип географического детерминизма, считал, что природная среда не может выступать в качестве самостоятельно творческой силы, хотя и стимулирует развитие уже существующих культурных навыков. Экономическая интерпретация культурного своеобразия также ставилась под сомнение. Экономический фактор, тем не менее, занимает более важное место, чем природный. Критиковал эволюционизм и его принципов, что привело его к выводу, что человеческое общество, социальные институты, культуры, не развиваются обязательно от низших форм к высшим. Старался избегать всего, что связано с принципами эволюционизма. Боас не ставил себе задачу проследить генезис и развитие культуры как процесса, который охватывает взаимосвязанные этапы. Считал, что нужно рассмотреть своеобразие каждого из этапов, а затем, на основе полевых исследование, прийти к определенным выводам. Поэтому, в привычном понимании, его метод был антиисторическим и выглядел как метод индуктивный. Боас не отрицал наличие закономерностей в развитии культуры, однако выступал против экстраполяции закономерностей, свойственных одной или нескольким культурам на все культуры или на весь социально-культурный процесс. Не принимал идеи диффузионизма, которая фактически не придавала значение личности как творцу культуры. При этом полагал, что переносы заимствования играют огромную роль в развитии культуры. Не поддерживал диффузионистскую точку зрения о фактическом отсутствии внутренних причин для развития культуры.
Он выработал релятивистское отношение в развитие культуры. Идеи Боаса были углублены, а параметры исследований расширены в концепции Альфреда Кребера и в рамках этно-психологической школы США. Проблема аккультурации. Вначале аккультурацию рассматривали как ассимиляция или насильственное давление на культуру. Позже понятие приблизилось к понятию межкультурной коммуникации. Сейчас аккультурация – это процесс долгого и длительного контакта одной группы индивида с другой, который приводит к изменению культурных парадигм обеих групп. Британская школа, совместно с североамериканской школы вырабатывают меморандум об изучении аккультурации. Редфилд, Линтон, Херсковиц. Говорилось о влияние технологических изменений на традиционные культуры, а также рассматривалась проблема межкультурных контактов. Была выработана типология межкультурных контактов: 1. Между глобальными популяциями и группами; 2. Между дружескими и враждебными обществами; 3. Между популяциями равными и неравными по статусу; 4. Между цивилизациями относительно однородными и разнородными. Маргарет Мид
Самая главная проблема – межкультурная и межпоколенная преемственность и традиционных культурах и культурах индустриального типа. «Взросление на Самоа» Взрослым человек становится намного медленнее, чем в традиционных культурах. Дети на Самоя вовлечены в процесс трудовой и общественной жизни с самого раннего детства. Приходит к выводу, что отношения между матерью и детьми иные. 3 типа культуры: постфигуративная, конфигуративная и префигарутивная.
Рут Бенедикт
«Хризантемы и меч», «Модели или паттерны культуры», «Конфигурации культур Северной Америки». Метод дистанционного исследования. Пришла к выводу, что ценности и установки формируют определенный тип личности. Культура Японии – культура стыда.
Британская школа социальной антропологии (теория функционализма)
Направление возникло в Британии, приблизительно с 1920-х гг. В Англии ведущими представителями были Бронислав Малиновский и Альфред Рэдклифф-Браун, впоследствии Парсонс в Америке. Бронислав Малиновский был поляком. Изначально изучал физику и математику, после сменил род деятельности, переезжает в Англию. Малиновский столкнулся с книгой Фрейзера «Золотая ветвь», исследует определенные сообщества, в частности австралийских аборигенов. Изучает сообщества Океании. Результатом его экспедиции была целая серия книг. Основной его труд «Научная теория культуры». Изложил свои взгляды на природу культур и метод их познания. Генезис культуры, согласно Малиновскому происходит в результате удовлетворения, прежде всего, материальных производственных потребностей. Эти потребности он определяет как базовые или органические. На базе первичных возникают вторичные потребности, которые выступают в виде знаний, ценностных ориентаций и этики. Вторичные потребности связаны с так называемым культурным удовлетворением. Также на базе вторичных потребностей существуют нормы императивы, регулирующие поведение, появляется художественная культура и литература. Связано с исследованиями Георге Спенсера, который рассматривал культуру как организм биологического рода. При этом, Малиновский отказывался от идей эволюционизма и не поддерживал тезис о стадиальном развитие культуры. Полагал, что законы культурных процессов следует изучать осторожно, хотя наличие закономерностей не отрицал. Среди такой основной закономерности он выделял функциональную закономерность (выражение взаимосвязей и зависимостей между культурным действием и человеческой потребностью – базовой или производной). Малиновский рассматривал культуру как систему, определенную целостность, которая состоит из различных структур и элементов. Между ними существует взаимосвязь и зависимость. Сумма частей культуры не сводима к культуре. (2+2 не рано 4!)
Положение стабильности. Полагал, что каждая структура является следствием реализации каких-либо потребностей, т.е. она возникла не случайно и выполняется определенную функцию. Жесткая критика теории пережитков Тайлора и полагает, что «в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого». Он приводит пример с нарушением функционального равновесия: охота за головами. В обществе началась дезорганизации после запрете англичанами этого обычая. При запрете обычая не приводилась в движение вся церемония посвящения во взрослое состояние. Альфред Рэдклифф-Браун – учился в Кембридже, путешествовал по Австралии, Африке, Китаю и т.д. Посетил ЮАР. Преподавал во многих местах. «Метод этнологии и социальной антропологии», «Историческая и функциональная интерпретации культуры». Полагал, что все виды объективной реальности представляют собой различные классы естественных систем. Поддерживал точку зрения Дюркгейма, что общество – это особая реальность, не сводимая к индивидам. Любая система определяется: · единицам или элементами ее составляющими · отношениями между ними Единицами социальной системы являются «человеческие существа как совокупность поведенческих явлений, а отношения между ними – это социальные отношения». Социальная система состоит: 1. социальная структура 2. общая совокупность социальных обычаев 3. специфические образы мысли, чувств, связанных с социальными обычаями Полагал, что необходимо изучать примитивные культуры, поскольку они дают ключ к пониманию как из относительно простого, архаичного общества совершенствовалась индустриальная цивилизация. Его интересовали вопросы: Как организована социальная структура? На чем держится авторитет вождей? И т.д. Предполагал, что наука о человеке предполагает различные знания о человеке. Создание науках о культурах. Которые можно делить на этнологию (конкретно историческое изучение отдельных народов, их внутреннего развития, культурных связей между ними; основной метод – историческая реконструкция) и социальную или культурную антропологию (направлена на поиск общих закономерностей, социального и культурного функционирования и развития). Считал, что историческое изучение культур необходимо для понимания их сущностей.
Общие выводы о функционализме и их сути, общие аксиомы функционализма (Малиновский): 1. культура по своей сути представляет собой инструментальный аппарат, с помощью которого человек становится способен лучше справляться со специфическими конкретными проблемами, встающими перед ним в ходе взаимодействия со средой, с целью удовлетворения своих потребностей. 2. Она является такой системой участников, видов деятельности и отношений, где каждая часть существует как средство для достижения определенной цели. 3. Она является целостным образованием, разные элементы которого взаимозависимы 4. Составляющие культуру виды деятельности, отношения и участники решения различных жизненно важных задач организованы в институты, такие как семья, клан, локальная группа, племя и организованные группы для сотрудничества хозяйственной области, для политической, юридической и образовательной деятельности 5. С динамической точки зрения, т.е. с учетом типов деятельности, культура может быть разделена на ряд аспектов, таких как образование, социальный контроль, экономика, системы познания, верования и морали, а также виды творческого и художественного выражения. Артефакты, организованные группой людей, и символика – это тесно связанные между собой измерения культурного процесса. Малиновский подчеркивал, что люди не могу быть искуючены из этого процесса. В некотором роде они составляют его особенность.
КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ
Мелвилл Херсковиц – основатель учения. Появление относится к рубежу 1940-50-х годов. Основная причина появления направления – критика этноцентризма, прежде всего европейского. Это направление возникло на фоне уже имеющихся релятивистских идей, которые были выработаны Шпенглером, Боасом, Бенедикт, Кребером. Культурный релятивизм – это идея, позиция, согласно которой традиции и убеждения культуры мо< |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.236.93 (0.016 с.) |