Система личностно-ориентированного воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система личностно-ориентированного воспитания



Система воспитания – это обусловленная национальными особенностями народа, его традициями и обычаями, а также общественными потребностями совокупность упорядоченных основных компонентов процесса воспитания, находящихся в определенных связях и отношениях и образующих воспитательную целостность, единство. К основным компонентам процесса воспитания относятся:

- цели воспитания;

- задачи и содержание воспитания;

- средства и методы воспитания;

- формы воспитания.

Известны две системы воспитания:

1) система личностно-ориентированного воспитания;

2) система коллективного воспитания, или система воспитания в коллективе.

Сторонники системы личностно-ориентированного воспитания считают, что она имеет гуманистическую направленность, понимают её как устремлённость деятельности педагога на познание человека, его уникальности и неповторимости. Цель личностно - ориентированного воспитания определяется как развитие природных задатков человека.

Роль педагога в этой системе сводится к созданию условий, необходимых для успешного развития ребенка. Его задача заключается в том, чтобы оказать помощь и содействие воспитаннику в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру.

Решение этой задачи определяет основное содержание воспитательной деятельности педагога.

Фундаментом воспитания выступает учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

По мнению сторонников этой системы, решающим фактором развития и формирования личности является самовоспитание.

Процесс воспитания сводится по сути дела к общению, т.е. к процессу установления и развития контактов между воспитателем и воспитанником, и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека.

Основными средствами воспитания-общения являются вербальные и невербальные воздействия педагога.

Невербальные (бессловесные) действия – это мимика, жестикуляция, позы, которые могут совершаться вместе с речевыми действиями и без них.

Вербальные (словесные) действия несут в себе конкретизацию психологических установок, желаний и потребностей человека.

Главным методом воспитания в личностно-ориентированной системе является индивидуальная беседа (диалог). Беседа выступает и как форма информационного взаимодействия педагога и ученика, через неё реализуется общение.

Беседа в этой системе проводится по специальному плану и содержит четыре этапа:

1 – этап контакта;

2 – анализ проблемы;

3 – этап потока вариантов решения проблемы;

4 – этап принятия решения.

 

 

2.9 Воспитание как педагогический процесс формирования личностных качеств

Как уже отмечалось, в процессе обучения происходит формирование отдельных качеств личности. Однако возможности учебно-познавательной деятельности ограничены и не позволяют воспитать у учащихся всю совокупность необходимых личностных качеств, поэтому требуется дополнительная воспитательная работа по их формированию.

Представления о личностных качествах как о психологических образованиях внутренней сферы личности, а о воспитании как о процессе их формирования определяют личностно-ориентированный подход к научной разработке теоретических основ и решению практических проблем организации воспитательной работы. Данный подход показывает, что личностные качества выступают как цель и результат воспитания, а те индивидуально-психологические изменения, которые происходят во внутренней сфере личности человека, являются главными показателями его воспитанности, определяют характер его социальных отношений, направленность поведения и деятельности.

В педагогике проблема формирования конкретных качеств лич­ности как целевой установки осуществления воспитательной работы была поставлена еще А.С.Макаренко. «Цели воспитательного процесса, – отмечал он, – должны всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем в отдельности. Они должны составлять основной фон педагогической работы, и без ощущения развернутой цели никакая воспитательная деятельность невозможна. Эти цели и должны выражаться в проектируемых качествах личности, в картинах характеров и в тех линиях развития их, которые определенно намечаются для каждого отдельного человека».

Личностно-ориентированный подход открывает перед исследователями новые возможности и перспективы для дальнейшей научной разработки теории воспитания в целом и ее частных вопросов. Он ориентирует ученых на изучение внутренней (психологической) стороны личности, совокупности тех ее качеств, которые необходимо формировать в определенный период возрастного развития человека.

Личностные качества являются основополагающей характеристикой человека как социального существа. Они определяют его социальный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Качества личности выступают одним из существенных внутренних источников, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения, характеризуют уровень социальной активности и зрелости человека, его культуру.

В этой связи необходимо рассмотреть сущность и структуру личностных качеств и механизмы их формирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.005 с.)