Поведение ребенка как результат его взаимодействия с окружающей средой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведение ребенка как результат его взаимодействия с окружающей средой.



Произвольное поведение ребенка является целью, условием и результатом педагогической практики.

Поведение – способ проявления человека в повседневной жизни, это совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека.

Выделяют три типа поведения, различных по своей природе:

- инстинктивное – основано на инстинктивных действиях и направлено на удовлетворение витальных потребностей (тепло, пища, безопасность);

- навыки – привычные формы поведения;

- разумное (произвольное) поведение – характеризуется сознательной интеллектуальной связью между желанием что-то сделать и возможными действиями.

В поведении каждого ребенка есть черты, присущие поведению других людей – сверстников, современников, людей одной исторической эпохи и культуры. Такое поведение называется с оциотипическим и освобождает ребенка от необходимости вновь и вновь принимать решения в типичных, стандартных для данного общества ситуациях.

Наряду с социотипическим поведением у ребенка формируется приобретенное поведение. Оно характеризуется пластичностью, оригинальностью, самобытностью.

На каждом возрастном этапе поведение ребенка наиболее интенсивно развивается в определенном виде деятельности:

- в младенчестве – в непосредственно-эмоциональном общении с матерью;

- в раннем детстве – в манипуляциях с предметами;

- в дошкольном возрасте – в игре со сверстниками;

- в младшем школьном возрасте – в учебной деятельности.

Управление своим поведением – важнейшее новообразование старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Примерно к 5-7 годам поведение ребенка регулируется не только взрослыми, но и самим ребенком, то есть.

Ислледователи признают, что существуют специальные образования, придающие поведению произвольный характер. Е ним относятся: самооцека, самоконтроль, уровень притязаний, ценностные ориентации, мотивы, идеалы, направленность личности и др.

Самооценка – эмоционально насыщенная оценка человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и поступков.

Самооценка может способствовать или препятствовать ребенку осуществлять поведение, адекватное ситуации. При завышенной самооценке ребенок становится непроницаемым для критики и нечувствительным к собственным ошибкам. Дети с высокой самооценкой стремятся к достижению успеха в разных видах деятельности, уверены в своих силах. Дети с низкой самооценкой отличаются неуверенностью в себе и собственных возможностях и могут демонстрировать инфантильное, конформное или демонстративное поведение.

Самоконтроль – сознательная регуляция человеком собственных состояний, желаний, поведения на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями. У детей 7-10 лет он еще не развит и потому они отличаются импульсивностью и ситуативностью поведения. Уровень притязаний – те достижения, которых хочет добиться ребенок в сфере, имеющей для него наибольшее значение. Ребенок хочет быть «как все», а с другой стороны – «быть лучше других». Расхождение между притязаниями ребенка и его реальными возможностями приводят к нарушениям поведения.

Ценностные ориентации – программируют социальное поведение ребенка и складываются примерно к 10 годам.

Мотив – осознаваемая или неосознаваемая причина, лежащая в основе поведения и поступков ребенка (потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, идеалы и др.).

Идеал – представления человека об образце, достижение которого является целью его стремлений, поведения, деятельности.

Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями. В дошкольном и младшем школьном возрасте осуществляется становление направленности личности. Так, например, становление познавательных интересов происходит в норме в 9-1- лет.

Таким образом, произвольность представлена во всех сферах психики ребенка: мотивационной, эмоциональной и познавательной и является ведущим критерием готовности ребенка к обучению в школе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.005 с.)