Классификация и общая характеристика методов возрастной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация и общая характеристика методов возрастной психологии



Б.Г.Ананьев предложил разделить методы психологического исследования на четыре основные группы: организационные (сравнительный метод, лонгитюдный метод, комплексный метод), эмпирические (наблюдение, эксперимент, анкетирование, нализ продуктов деятельности, тестирование), методы обработки данных (количественные и качественные) и интерпретационные.

Особое место при изучении фактов и закономерностей развития психики человека на разных этапах онтогенеза отводится эмпирическим методам психологического исследования. Возрастная психология использует как общепсихологические методы (наблюдение, эксперимент), так и социально-психологические методы (социометрия, опрос). Определенная роль при изучении закономерностей психического развития ребенка отводится методам дифференциальной психологии (близнецовый метод). Значительное место занимают психодиагностические методы (тесты).

Наблюдение. Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Наблюдение должно отвечать ряду требований - это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения; систематичность наблюдений; наблюдение за естественным поведением ребенка.

Виды наблюдений: непосредственное и опосредованное; открытое и скрытое; систематическое и несистематическое; долговременное и кратковременное; внешнее и внутреннее (самонаблюдение).

Достоинства: доступность, дешевизна средств; не искажает естественного протекания психических процессов; богатство собираемых сведений.

Недостатки: большие затраты времени; пассивность наблюдателя; невозможность повторения; трудность установления причины явления; трудность статистической обработки. Процесс наблюдения требует особой подготовки наблюдателя.

Эксперимент - исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения связей изучаемых переменных между собой и обстоятельствами жизни ребенка. Основная цель - установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.

Различают лабораторный (проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой) и естественный эксперимент (проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов). Лабораторный и естественный эксперименты могут быть: констатирующими (установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования) и формирующими (изучение психического явления в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей).

Беседа - эмпирический метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Беседа применяется при: изучении личности ребенка, при применении других методов для получения дополнительных данных, при первоначальном знакомстве. Беседа может быть: стандартизированная (точно сформулированные вопросы) и нестандартизированная (вопросы предлагаются в свободной форме). Беседа должна иметь цель и план ее проведения. Успешность зависит от степени ее подготовленности, от искренности ответов.

Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (метод может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым). Вопросы анкеты могут быть: открытые (в свободной форме), закрытые (набор вариантов ответов).

Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники).

Тестирование - кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик. Виды тестов: интеллекта, специальных способностей, достижений, личности, проективные тесты.

Социометрия – способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы. Метод служит средством получения данных о том, как члены социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий-антипатий. Критерием выбора выступает желание человека совместно с кем-либо что-то делать: в труде, учении, досуге.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.005 с.)