Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация и общая характеристика методов возрастной психологии
Б.Г.Ананьев предложил разделить методы психологического исследования на четыре основные группы: организационные (сравнительный метод, лонгитюдный метод, комплексный метод), эмпирические (наблюдение, эксперимент, анкетирование, нализ продуктов деятельности, тестирование), методы обработки данных (количественные и качественные) и интерпретационные. Особое место при изучении фактов и закономерностей развития психики человека на разных этапах онтогенеза отводится эмпирическим методам психологического исследования. Возрастная психология использует как общепсихологические методы (наблюдение, эксперимент), так и социально-психологические методы (социометрия, опрос). Определенная роль при изучении закономерностей психического развития ребенка отводится методам дифференциальной психологии (близнецовый метод). Значительное место занимают психодиагностические методы (тесты). Наблюдение. Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Наблюдение должно отвечать ряду требований - это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения; систематичность наблюдений; наблюдение за естественным поведением ребенка. Виды наблюдений: непосредственное и опосредованное; открытое и скрытое; систематическое и несистематическое; долговременное и кратковременное; внешнее и внутреннее (самонаблюдение). Достоинства: доступность, дешевизна средств; не искажает естественного протекания психических процессов; богатство собираемых сведений. Недостатки: большие затраты времени; пассивность наблюдателя; невозможность повторения; трудность установления причины явления; трудность статистической обработки. Процесс наблюдения требует особой подготовки наблюдателя. Эксперимент - исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения связей изучаемых переменных между собой и обстоятельствами жизни ребенка. Основная цель - установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.
Различают лабораторный (проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой) и естественный эксперимент (проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов). Лабораторный и естественный эксперименты могут быть: констатирующими (установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования) и формирующими (изучение психического явления в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей). Беседа - эмпирический метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Беседа применяется при: изучении личности ребенка, при применении других методов для получения дополнительных данных, при первоначальном знакомстве. Беседа может быть: стандартизированная (точно сформулированные вопросы) и нестандартизированная (вопросы предлагаются в свободной форме). Беседа должна иметь цель и план ее проведения. Успешность зависит от степени ее подготовленности, от искренности ответов. Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (метод может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым). Вопросы анкеты могут быть: открытые (в свободной форме), закрытые (набор вариантов ответов). Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники). Тестирование - кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик. Виды тестов: интеллекта, специальных способностей, достижений, личности, проективные тесты. Социометрия – способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы. Метод служит средством получения данных о том, как члены социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий-антипатий. Критерием выбора выступает желание человека совместно с кем-либо что-то делать: в труде, учении, досуге.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.005 с.) |