Методологические основы и методы исследования педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические основы и методы исследования педагогики



Важное значение при научной разработке педагогических проблем и проведении педагогических исследований имеет методология.

Методология это философское учение о построении человеческой деятельности, о методах познания и преобразования окружающей действительности.

Общая функция методологии базируется на обосновании применения обобщенной системы философских представлений и взглядов человека к процессу познания и преобразования окружающего мира. В этой связи под методологическими основами педагогической науки следует понимать те философские идеи и положения, которые выступают в качестве исходных при разработке педагогических проблем.

Частная функция методологии определяет те методы, которые используются в процессе научно-педагогического исследования.

Методы педагогического исследования это способы изучения опыта педагогической деятельности, а также педагогических фактов и явлений, установления между ними закономерных связей и отношений с целью дальнейшей научной разработки теориивоспитания и совершенствования его практики.

Эти методы можно объединить в следующие группы:

эмпирические методы – беседа, наблюдение, изучение документации и результатов деятельности, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), естественный эксперимент, социологические методы (социометрия, анкетирование, метод независимых характеристик и т.д.);

теоретические методы – моделирование педагогических ситуаций и процессов, теоретический анализ педагогических фактов и явлений;

методы количественной и качественной обработки педагогической информации – методы математической статистики, шкалирование, ранжирование и т.д.

Обогащение и совершенствование методов исследования является одним из факторов развития педагогической науки.

Ни одно научно-педагогическое исследование не может быть начато и корректно проведено без критического изучения и сопоставления литературных источников по исследуемому вопросу. Такое изучение литературных источников является непременным условием для правильного формулирования гипотезы исследования, постановки его целей и задач, корректного применения всех других необходимых методов исследования. Изучение литературных источников (анализ, синтез, абстрагирование) сопровождает все этапы научного исследования. На начальном этапе выбора темы происходит знакомство с прежними и новейшими исследованиями по интересующей проблеме, сопоставляется критический обзор литературы. На завершающем этапе чтение литературных и архивных материалов дает возможность анализировать и сопоставлять различные точки зрения с данными своего исследования.

Изучение школьной документации и ученических работ (планы и конспекты уроков, классные журналы, планы и отчеты учебно-воспитательной работы школы, протоколы заседаний и собраний, сочинения, рисунки, дневники учащихся и т.д.) даст исследователю значительный фактический материал, поможет ему выяснить состояние дела и проследить динамику развития интересующего его педагогического явления, позволит выявить интересы учащихся, их ценностные ориентации, определить особенности их представлений, суждений, мышления, речи.

Анализ функциональных особенностей педагогических методов исследования приводит к выводу о необходимости их комплексного применения в научной деятельности. В каждом конкретном случае исследователь (ученый, педагог, методист) подбирает такое сочетание методов, которое является адекватным объекту педагогического исследования.

 

Логика исследования

Эффективность научного поиска во многом обусловливается последовательностью исследовательских шагов, которые должны привести к истинным результатам, т.е. логикой исследования.

Можно выделить три этапа конструирования логики исследования: постановочный, собственно-исследовательский и оформительско-внедренческий. Первый этап – от выбора темы до определения задач и разработки гипотезы – в значительной мере может осуществляться по общей для всех исследований логической схеме (проблема – тема – объект – предмет – научные факты – исходная концепция – ведущая идея и замысел – гипотеза – задачи исследования). Логика этой части научного поиска хотя и не строго однозначна, но все же в значительной мере задана. Логика же второго – собственно исследовательского – этапа работы задана только в самом общем виде, она весьма вариативна и неоднозначна (отбор методов – проверка гипотезы – конструирование предварительных выводов – их опробование и уточнение – построение заключительного вывода). Более однозначна логика заключительного этапа исследования. Она включает апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности), оформление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты и т.д.) и внедрение результатов в практику.

Исследовательская работа начинается с выбора объектной области исследования, т.е. той сферы действительности (в нашем случае – педагогической), в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы.

Тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения и тем более уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы.

Проблема понимается или как синоним практической задачи (проблема организации свободного времени детей, проблема профилактики трудновоспитуемости), или как нечто неизвестное в науке. Мы будем употреблять это понятие в его втором значении. В этом смысле проблема – мост от известного к неизвестному, конкретное «знание о незнании». Иными словами, проблему можно обнаружить, только хорошо ориентируясь в определённой области, только сопоставляя уже известное и то, что надлежит установить.

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов. Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его исторически определённом этапе.

Заключенное в проблеме противоречие должно прямо или косвенно найти отражение в теме, формулировка которой одновременно фиксирует и определенный этап уточнения и локализации (ограничения рамок) проблемы.

В качестве объекта познания выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска.

Объект исследования в педагогике и психологии – это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя, например, на процесс развития субъектов воспитывающих отношений, на процесс становления новой образовательной системы, на эффективность определенной технологии.

Понятие предмет исследования еще конкретнее по всему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению.

Предмет исследования – это своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Иначе говоря, это определенный аспект изучения объекта.

Предметом психолого-педагогического исследования могут быть отношения в коллективе, формирование единого коллектива взрослых и детей в совместной деятельности, педагогизация социальной среды, связи между факторами, влияющими на образование и развитие детей, и полученными результатами.

Уже в начале исследования очень важно по возможности конкретно представить себе общий результат поиска, его цель и провести операцию целеполагания.

Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска.

Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач.

Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача – это цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий. Приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы.

Поставив задачи, исследователь подготавливает «прорыв», свое, пусть маленькое, открытие, а все последующие логические этапыбудут представлять ступени движения к инструментовке, проверке истинности и воплощению этого открытия. Формой такого предвосхищения, предвидения результатов выступает гипотеза – обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат.

По мере накопления фактов, не укладывающихся в рамки существующих объяснений, возникает потребность в новой теории, которая и зарождается в виде ключевой идеи и замысла ее осуществления.

Развитие ключевой идеи связано с мысленным развертыванием замысла, его идеальным, воображаемым осуществлением в виде гипотезы, содержащей предвосхищение, догадку о путях, способах и результатах решения поставленных задач.

«Рождение» идеи, претворение ее в замысле, а затем развертывание его в гипотезу и представляет собой самый сложный, творческий элемент исследования, его творческое ядро, прорыв к новому.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1004; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.044 с.)