Проблема обучения и психического развития в трудах Ж.Пиаже, Л.С.Выготского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема обучения и психического развития в трудах Ж.Пиаже, Л.С.Выготского



Говоря об основной цели системы образования – развитии человека, следует подчеркнуть значение обучения, которое является главным средством умственного развития человека. Чтобы понять роль обучения в формировании психических функций и верно сконструировать образовательные технологии, следует проанализировать взаимосвязь обучения с развитием.

Развитие- это процесс изменения психических функций и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельностью.

Вопрос о соотношении обучения и развития является одним из центральных в педагогической психологии. В зависимости от того, как оценивается соотношение обучения и развития, можно выделить разные точки зрения, описанные Л.С. Выготским в статье «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте».

Первая из них, представленная взглядами Ж.Пиаже, ограничивает роль обучения, считая, что знакомство с вещами и познание их ребенком происходят сами собой, а обучение только приспосабливается к развитию, которое происходит самостоятельно.

Согласно Ж. Пиаже, в развитии ребенка можно выделить четыре качественно различных стадии, или периода (таблица). Они характеризуются непрерывностью и неизменной последовательностью. Обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития.

 

Стадия Возраст Характерное поведение
сенсомоторная От рожд. до 2 лет Младенцы познают мир посредством различных действий: рассматривания, хватания, кусания и т.д.
дооперациональная От 2 до 7 лет Дети начинают обозначать словами конкретные предметы. Эти понятии ограничены их личным опытом. Эгоцентризм мышления, выражается в трудности стать на позицию другого человека, видеть явления и вещи его глазами. Дети испытывают трудности при классификации предметов.
конкретных операций От 7 до 12 лет Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам и оперировать понятиями (при условии применения всех этих операций к конкретным объектам или событиям). Дети достигают понимания сохранения (сознавание ребенком того, что физические свойства вещества: объем, масса, количество, остаются постоянными, несмотря на изменение его формы..
формальных операций С 12 лет Дети способны решать логические задачи как конкретного, так и абстрактного содержания. Они могут строить планы на будущее, рассуждать по аналогии, метафорически.

 

В настоящее время значительная часть детских психологов и педагогов придерживаются тех же позиций. Многие полагают, что за ними стоит сама педагогическая жизнь, многолетняя практика, ведь этой теории вполне соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них созрели познавательные способности.

Согласно второй теории, любое обучение становится развивающим. Учителя и методисты, опирающиеся по преимуществу на практический опыт, являются сторонниками именно такой теории (к обучающей цели урока добавляются развивающая и воспитывающая).

Представители третьей теории ( в первую очередь Л.С. Выготский и ряд отечественных ученых), придавали обучению ведущее значение.

Л.С. Выготский подчеркивал, что предметы и способы их употребления не могут быть открыты ребенком без сотрудничества со взрослым. Взрослые передают ребенку знания о предметах, обучают ребенка. Поэтому ведущая роль в умственном развитии ребенка принадлежит обучению. Ученый выдвинул положение о двух уровнях умственного развития ребенка:

Уровень актуального развития. Это наличный уровень подготовленности ребенка, характеризующийся тем, что ребенок может выполнить самостоятельно.

Уровень ближайшего развития. Знания, которыми ребенок овладеет в ближайшее время при помощи взрослого. Создается обучением, опережающим развитие.

В работах Л.С.Выготского отсутствует развернутое описание конкретных моделей развивающего обучения. Многие годы идея ведущей роли обучения в психическом развитии оставалась гипотезой.

В практику начальной школы понятие «развивающее обучение» вошло в результате двух фундаментальных экспериментальных исследований Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Системы не исключают друг друга, а лишь делают акценты на различных сторонах развития ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.005 с.)