Возникновение и развитие педагогической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие педагогической теории



Появление педагогики как науки о воспитании связано с накоплением знаний об этом общественном явлении. Следует заметить, что уже у первобытных людей имелись определенные познания в этой области, которые передавались от поколения к поколению в виде обычаев, традиций, житейских правил. Поэтому одним из источников возникновения и развития педагогики явилась так называемая народная педагогика (этнопедагогика). Народная мудрость и опыт воспитания нашли свое отражение в пословицах и поговорках, песнях и сказках, обрядах и обычаях, играх и загадках, мифах и сказаниях. В устном народном творчестве содержатся поучения и суждения по самым разным вопросам воспитания и взаимоотношений между людьми. Народные идеи о воспитании использовались и используются в настоящее время при разработке педагогических проблем.

В дальнейшем с усложнением сельскохозяйственного производства и ремесла, накоплением знаний об окружающем мире овладение социальным опытом потребовало специальной и довольно продолжительной подготовки подрастающих поколений. Таким образом, на определенном этапе развития человеческого общества (поздний период рабовладельческого строя) воспитание выделилось в особую общественную функцию, т.е. появились специальные учреждения и лица, занимающиеся воспитанием детей. В обществе постепенно стал накапливаться опыт педагогической деятельности, который вначале состоял из описания и обобщения отдельных фактов из практики воспитания. На основе этого формулировались эмпирические правила и практические рекомендации по осуществлению воспитания. С усложнением и совершенствованием воспитания более интенсивно стала разрабатываться и специальная отрасль педагогического знания, относящаяся к воспитательной деятельности.

В любую историческую эпоху представители науки и искусства, мыслители, государственные деятели высказывали прогрессивные педагогические идеи, которые также являлись источником развития педагогической науки.

Еще одним источником развития педагогики является педагогический опыт. Изучение и обобщение передового педагогического опыта не только позволяет обогатить практику воспитательной деятельности, но и способствует развитию и совершенствованию педагогической науки.

Эти знания положили начало науке о воспитании - педагогике. Ее название произошло от греческого слова ра1ёа§6§1ке, что в переводе означает «детоводитель». Так в Древней Греции называли рабов, которым аристократы поручали сопровождать детей в школу. В последующем педагогами стали называть людей, которые занимались воспитанием детей и разработкой науки о воспитании.

Долгое время педагогика как наука развивалась в недрах философии. Уже в трудах таких древнегреческих и древнеримских философов, как Фалес, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Квинтилиан, Плутарх и другие, большое значение придается проблемам воспитания.

В эпохи Возрождения и Реформации (конец XIV – начало XVII вв.) много прогрессивных идей по вопросам воспитания было высказано итальянскими гуманистами В. де Фельтре, Т.Кампанеллой, испанским философом X.Вивесом, нидерландским мыслителем Э.Роттердамским, французскими философами Ф.Рабле и М.Монтене, английским мыслителем Т.Мором.

В качестве отдельной отрасли педагогического знания педагогика была выделена из философии. В 1623 году английский естествоиспытатель Ф.Бэкон опубликовал трактат «О достоинстве и умножении наук», в котором педагогику рассматривал как руководство чтением.

Статус педагогики как науки был закреплен в этот период трудами Я.А.Коменского, которого можно назвать отцом педагогики. Его «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках» и другие работы известны во всем мире. Я.А.Коменский (1592 – 1670) также описал классно-урочную систему обучения, которая использовалась в братских школах Западной Беларуси и Украины, благодаря чему она получила мировое признание.

В XVII – XIX вв. в историю педагогики вошли имена таких западноевропейских мыслителей и педагогов, как Дж.Локк, Д.Дидро, К.А.Гельвеций, Ф.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Ш.Фурье, Р.Оуэн, И.Г.Песталоцци, И.Герберт, А.Дистервег, А.Лай и др.

Значительный вклад в историю образования и русской педагогики внесли Л.Ф.Магницкий, В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И.Новиков, К.Д.Ушинский, Н.Ф.Бунаков, Н.И.Пирогов, В.И.Водовозов, В.Я.Стаюнин, В.П.Остроградский, В.П.Вахтеров, П.Ф.Лесгафт, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, К.Н.Вентцель, революционеры-демократы А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский.

Следующий этап развития отечественной педагогической науки связан с историческими событиями, которые произошли в октябре 1917 года. В педагогике они были связаны с развитием идей социалистического (коммунистического) воспитания. Вопросами создания новой школы и разработки теоретических и методических основ ее функ­ционирования занимались в первые годы советской власти Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.П.Пинкевич, М.М.Пистрак, В.Н.Шульгин, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.

Отдельно следует сказать о выдающемся советском педагоге А.С.Макаренко (1888 – 1938), который в 1920 – 30-е гг. возглавлял учебно-воспитательные учреждения, состоящие из неблагополучных детей, и не принял идей существовавшей в то время педологии1. Его педагогический опыт наглядно доказал, что воспитание определяет не только подготовку подрастающего поколения к жизни, но и их личностное формирование и развитие.

Проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения в последние годы в советской и российской педагогике разрабатывались Ю.К.Бабанским, О.С.Богдановой, Н.И.Болдыревым, Н.Ф.Виноградовой, Н.К.Гончаровым, М.А.Даниловым, А.Е.Дмитриевым, Б.П.Есиповым, И.А.Каировым, Ф.Ф.Королевым, В.М.Коротовым, Б.Т.Лихачевым, В.С.Ледневым, Я.И.Лернером, И.С.Марьенко, И.Т.Огородниковым, В.И.Петровой, П.И.Пидкасистым, А.И.Пискуновым, М.Н.Скаткиным, В.А.Сластениным и др.

Значительная роль в развитии не только белорусской, но и мировой культуры и образования в XVI – XVIII вв. принадлежит таким белорусским просветителям, как Е.Полоцкая, К.Туровский, А.Слуцкая, Ф.Скорина, Н.Гусовский, С.Будный, Л.Зизания, М.Смотрицкий, С.Полоцкий.

Большой вклад в развитие теории обучения и воспитания во вре­мена Советского Союза и в постсоветское время внесли белорусские пе­дагоги и психологи Д.И.Водзинский, К.В.Гавриловен, М.А.Дмитриев, А.И.Жук, О.Л.Жук, Ф.И.Иващенко, Ф.В.Кадол, И.И.Казимирская, Я.Л. Коломинский, А.И. Кочетов, Б.В.Пальчевский, М.У.Пискунов, А.Т.Ростунов, А.П.Сманцер, Н.К.Солдатенков, В.П.Тарантей, С.А.Умрейко, И.А.Фурманов, И.Ф.Харламов, В.В.Чечет, И.И.Циркун и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.004 с.)