Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение и развитие педагогической теорииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Появление педагогики как науки о воспитании связано с накоплением знаний об этом общественном явлении. Следует заметить, что уже у первобытных людей имелись определенные познания в этой области, которые передавались от поколения к поколению в виде обычаев, традиций, житейских правил. Поэтому одним из источников возникновения и развития педагогики явилась так называемая народная педагогика (этнопедагогика). Народная мудрость и опыт воспитания нашли свое отражение в пословицах и поговорках, песнях и сказках, обрядах и обычаях, играх и загадках, мифах и сказаниях. В устном народном творчестве содержатся поучения и суждения по самым разным вопросам воспитания и взаимоотношений между людьми. Народные идеи о воспитании использовались и используются в настоящее время при разработке педагогических проблем. В дальнейшем с усложнением сельскохозяйственного производства и ремесла, накоплением знаний об окружающем мире овладение социальным опытом потребовало специальной и довольно продолжительной подготовки подрастающих поколений. Таким образом, на определенном этапе развития человеческого общества (поздний период рабовладельческого строя) воспитание выделилось в особую общественную функцию, т.е. появились специальные учреждения и лица, занимающиеся воспитанием детей. В обществе постепенно стал накапливаться опыт педагогической деятельности, который вначале состоял из описания и обобщения отдельных фактов из практики воспитания. На основе этого формулировались эмпирические правила и практические рекомендации по осуществлению воспитания. С усложнением и совершенствованием воспитания более интенсивно стала разрабатываться и специальная отрасль педагогического знания, относящаяся к воспитательной деятельности. В любую историческую эпоху представители науки и искусства, мыслители, государственные деятели высказывали прогрессивные педагогические идеи, которые также являлись источником развития педагогической науки. Еще одним источником развития педагогики является педагогический опыт. Изучение и обобщение передового педагогического опыта не только позволяет обогатить практику воспитательной деятельности, но и способствует развитию и совершенствованию педагогической науки. Эти знания положили начало науке о воспитании - педагогике. Ее название произошло от греческого слова ра1ёа§6§1ке, что в переводе означает «детоводитель». Так в Древней Греции называли рабов, которым аристократы поручали сопровождать детей в школу. В последующем педагогами стали называть людей, которые занимались воспитанием детей и разработкой науки о воспитании. Долгое время педагогика как наука развивалась в недрах философии. Уже в трудах таких древнегреческих и древнеримских философов, как Фалес, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Квинтилиан, Плутарх и другие, большое значение придается проблемам воспитания. В эпохи Возрождения и Реформации (конец XIV – начало XVII вв.) много прогрессивных идей по вопросам воспитания было высказано итальянскими гуманистами В. де Фельтре, Т.Кампанеллой, испанским философом X.Вивесом, нидерландским мыслителем Э.Роттердамским, французскими философами Ф.Рабле и М.Монтене, английским мыслителем Т.Мором. В качестве отдельной отрасли педагогического знания педагогика была выделена из философии. В 1623 году английский естествоиспытатель Ф.Бэкон опубликовал трактат «О достоинстве и умножении наук», в котором педагогику рассматривал как руководство чтением. Статус педагогики как науки был закреплен в этот период трудами Я.А.Коменского, которого можно назвать отцом педагогики. Его «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках» и другие работы известны во всем мире. Я.А.Коменский (1592 – 1670) также описал классно-урочную систему обучения, которая использовалась в братских школах Западной Беларуси и Украины, благодаря чему она получила мировое признание. В XVII – XIX вв. в историю педагогики вошли имена таких западноевропейских мыслителей и педагогов, как Дж.Локк, Д.Дидро, К.А.Гельвеций, Ф.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Ш.Фурье, Р.Оуэн, И.Г.Песталоцци, И.Герберт, А.Дистервег, А.Лай и др. Значительный вклад в историю образования и русской педагогики внесли Л.Ф.Магницкий, В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И.Новиков, К.Д.Ушинский, Н.Ф.Бунаков, Н.И.Пирогов, В.И.Водовозов, В.Я.Стаюнин, В.П.Остроградский, В.П.Вахтеров, П.Ф.Лесгафт, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, К.Н.Вентцель, революционеры-демократы А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский. Следующий этап развития отечественной педагогической науки связан с историческими событиями, которые произошли в октябре 1917 года. В педагогике они были связаны с развитием идей социалистического (коммунистического) воспитания. Вопросами создания новой школы и разработки теоретических и методических основ ее функционирования занимались в первые годы советской власти Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.П.Пинкевич, М.М.Пистрак, В.Н.Шульгин, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др. Отдельно следует сказать о выдающемся советском педагоге А.С.Макаренко (1888 – 1938), который в 1920 – 30-е гг. возглавлял учебно-воспитательные учреждения, состоящие из неблагополучных детей, и не принял идей существовавшей в то время педологии1. Его педагогический опыт наглядно доказал, что воспитание определяет не только подготовку подрастающего поколения к жизни, но и их личностное формирование и развитие. Проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения в последние годы в советской и российской педагогике разрабатывались Ю.К.Бабанским, О.С.Богдановой, Н.И.Болдыревым, Н.Ф.Виноградовой, Н.К.Гончаровым, М.А.Даниловым, А.Е.Дмитриевым, Б.П.Есиповым, И.А.Каировым, Ф.Ф.Королевым, В.М.Коротовым, Б.Т.Лихачевым, В.С.Ледневым, Я.И.Лернером, И.С.Марьенко, И.Т.Огородниковым, В.И.Петровой, П.И.Пидкасистым, А.И.Пискуновым, М.Н.Скаткиным, В.А.Сластениным и др. Значительная роль в развитии не только белорусской, но и мировой культуры и образования в XVI – XVIII вв. принадлежит таким белорусским просветителям, как Е.Полоцкая, К.Туровский, А.Слуцкая, Ф.Скорина, Н.Гусовский, С.Будный, Л.Зизания, М.Смотрицкий, С.Полоцкий. Большой вклад в развитие теории обучения и воспитания во времена Советского Союза и в постсоветское время внесли белорусские педагоги и психологи Д.И.Водзинский, К.В.Гавриловен, М.А.Дмитриев, А.И.Жук, О.Л.Жук, Ф.И.Иващенко, Ф.В.Кадол, И.И.Казимирская, Я.Л. Коломинский, А.И. Кочетов, Б.В.Пальчевский, М.У.Пискунов, А.Т.Ростунов, А.П.Сманцер, Н.К.Солдатенков, В.П.Тарантей, С.А.Умрейко, И.А.Фурманов, И.Ф.Харламов, В.В.Чечет, И.И.Циркун и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.108 (0.009 с.) |