Основные категории педагогической инноватики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные категории педагогической инноватики



Понятие «новое» является одним их стержневых в инновационной педагогике. С.И. Ожогов даёт следующее определение: «новый» - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или настоящему времени, недостаточно знакомый, мало известный. Таким образом, можно гово-рить о 2-х типах нового:

1) Впервые созданное новое, т.е. открытие;

2) Новое, состоящее из слоя старого и слоя нового, т.е. конкретизация, дополнение прежнего знания.

В педагогической науке выделяются:

Ø Новизна абсолютная (принципиально неизвестное «новшество», отсутствие аналогов и прототипов);

Ø Новизна относительная (местная, частная, условная);

Ø Псевдоновизна (Оригинальничание, стремление не столько сделать лучше, сколько ина-че);

Ø Изобретательские мелочи

Понятие «новшество» или «новое средство» -именно средство (новый метод, методика, тех-нология, программа).

Инновация или нововведение- процесс, развивающийся по определённым этапам:

(Жизненный цикл нововведения)

1) Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества, т.е. этап откры-тия: результат фундаментальных и прикладных научных исследований (Менделеев, Сахаров) или мгновенного «озарения» (Архимед, Ньютон).

2) Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, матери-альный или духовный продукт – образец.

3) Этап нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшест-во, его доработка, завершается этап получением устойчивого эффекта от новшества.

4) В фазе использования новшества выделяют следующие этапы:

Ø Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диф-фузии новшества в новые сферы;

Ø Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество пе-рестаёт быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным;

Ø Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его но-вым продуктом.

Таким образом, нововведение можно рассматривать как комплексный целенаправ-ленный процесс создания, распространения и использования новшества, целью которого яв-ляется удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к оп-ределенным качествам системы и способов обеспечения её эффективности, стабильности и жизнеспособности.

Совокупность ряда нововведений образует инновационный массив.

 

3.23 Инновационные процессы в образовании. Законы и принципы управления

Инновационные процессы, объединяющие создание, освоение и применение педагогических новшеств способны значительно ускорить процессы обновления системы образования в це-лом.

М.М.Поташнин отмечает, что инновационный процесс имеет сложное строение. Он выделяет в инновационном процессе следующую структуру:

Ø Деятельностная структура - совокупность компонентов: мотивы–цель–задачи–содержа-ние –формы –методы–результаты;

Ø Субъективная структура – деятельность всех субъектов развития: директора, замов, учи-телей, ученых, учащихся, родителей, методистов и т. д.;

Ø Уровневая структура – инновационная деятельность субъектов на международном, фе-деральном, региональном, районном, городском и школьном уровнях;

Ø Содержательная структура – рождение, разработка и освоение новшеств в обучении, во-спитательной работе, управлении школой и т.д.;

Ø Структура жизненного цикла: возникновение, быстрый рост, зрелость–освоение– диффузия–насыщение–рутинизация–кризис-иррадиация (модернизация новшества);

Ø Управленческая структура: взаимодействие 4-х видов управленческих функций: плани-рование–организация–руководство–контроль;

Ø Организационная структура инновационного процесса включает этапы: диагности-ческий, прогностический, организационный, практический, обобщающий, внедренческий.

Выделяют 4 закона протекания инновационных процессов:

1) Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды.

2) Закон финальной реализации инновационного процесса: любой инновационный про-цесс, в начальном звене которого находится педагогическое новшество, должен рано или поздно, стихийно или сознательно реализоваться.

3) Закон стерео типизации педагогический инноваций: любая педагогическая инновация, реализуемая в инновационном процессе, имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практический действий.

4) Закон цикловой повторяемости, возращаемости педагогических инноваций (повторное возрождение новшества в новых условиях).

Н.Р.Юсуфбекова выделяет следующие принципы управления инновационными процессами в образовании:

Ø Принцип управляемой инновационной смены состояний системы образования: ори-ентирует на необходимость сознательной деятельности по переходу от одного состояния системы образования к другой (например, реформы, их неподготовленность);

Ø Принцип перехода от стихийных механизмов протекания инновационных процессов к сознательно управляемым;

Ø Принцип информационной, материально-технической и кадровой обеспеченности реализации основных этапов инновационных процессов в образовании;

Ø Принцип прогнозирования обратимых или необратимых структурных изменений в ин-новационной социально-педагогической среде;

Ø Принцип усиления устойчивости инновационных процессов в образовании;

Ø Принцип ускорения развития процессов новаций в образовании.

Тенденции и движущие силы развития педагогических инноваций в современной системе образования (Юсуфбекова).

Целостное осмысление инновационных процессов требует раскрытия ведущих тенденций и противоречий в их развитии. Тенденция – закономерная и стратегическая направленность разви-тия современных инновационных процессов в системе образования. Противоречие – источник их развития.

1) Инновационные процессы – ведущая и необходимая тенденция развития образования в современном мире.

Противоречия:

Ø Противоречие между старым и новым приобретает всесторонний глобальный характер;

Ø Противоречие между возрастающим объемом знаний, информации (удваивается в течение 2-5 лет) и ограниченность времени на подготовку специалиста: следовательно 1)проблема отбора знаний (общеобразовательных, профессиональных); 2)проблема базового образования и его ядра (механизма знаний). Работа по отбору учебного материала и его обновлению – 1 из источников ИП в современном образовании;

Ø Развитие общества требует творческой личности, а это предполагает творческое освоение знаний, но проблемное обоснование требует больших временных затрат, чем обьяснительно-иллюстративное. Это противоречие также предполагает поиск новых подходов к его разрешению;

Ø Противоречие между организационными формами устройств и организационными структурами общественной жизни. Отсюда возникает необходимость в непрерывном образовании, т.е. формальное образование всё больше нуждается в неформальном, дополнительном: образование сопровождает человека от рождения до старости: педагогизация общества

2) Усиливается потребность в новом педагогическом знании среди учителей и других прак-тических работников. Идет обновление педагогического сообщества, его состава и структуры, ко-торое вовсё большей мере будет способно осваивать многообразие инноваций

3) Возрастает массовый характер применения нового.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.23.176 (0.008 с.)