Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные категории педагогической инноватики
Понятие «новое» является одним их стержневых в инновационной педагогике. С.И. Ожогов даёт следующее определение: «новый» - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или настоящему времени, недостаточно знакомый, мало известный. Таким образом, можно гово-рить о 2-х типах нового: 1) Впервые созданное новое, т.е. открытие; 2) Новое, состоящее из слоя старого и слоя нового, т.е. конкретизация, дополнение прежнего знания. В педагогической науке выделяются: Ø Новизна абсолютная (принципиально неизвестное «новшество», отсутствие аналогов и прототипов); Ø Новизна относительная (местная, частная, условная); Ø Псевдоновизна (Оригинальничание, стремление не столько сделать лучше, сколько ина-че); Ø Изобретательские мелочи Понятие «новшество» или «новое средство» -именно средство (новый метод, методика, тех-нология, программа). Инновация или нововведение- процесс, развивающийся по определённым этапам: (Жизненный цикл нововведения) 1) Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества, т.е. этап откры-тия: результат фундаментальных и прикладных научных исследований (Менделеев, Сахаров) или мгновенного «озарения» (Архимед, Ньютон). 2) Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, матери-альный или духовный продукт – образец. 3) Этап нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшест-во, его доработка, завершается этап получением устойчивого эффекта от новшества. 4) В фазе использования новшества выделяют следующие этапы: Ø Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диф-фузии новшества в новые сферы; Ø Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество пе-рестаёт быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным; Ø Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его но-вым продуктом. Таким образом, нововведение можно рассматривать как комплексный целенаправ-ленный процесс создания, распространения и использования новшества, целью которого яв-ляется удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к оп-ределенным качествам системы и способов обеспечения её эффективности, стабильности и жизнеспособности.
Совокупность ряда нововведений образует инновационный массив.
3.23 Инновационные процессы в образовании. Законы и принципы управления Инновационные процессы, объединяющие создание, освоение и применение педагогических новшеств способны значительно ускорить процессы обновления системы образования в це-лом. М.М.Поташнин отмечает, что инновационный процесс имеет сложное строение. Он выделяет в инновационном процессе следующую структуру: Ø Деятельностная структура - совокупность компонентов: мотивы–цель–задачи–содержа-ние –формы –методы–результаты; Ø Субъективная структура – деятельность всех субъектов развития: директора, замов, учи-телей, ученых, учащихся, родителей, методистов и т. д.; Ø Уровневая структура – инновационная деятельность субъектов на международном, фе-деральном, региональном, районном, городском и школьном уровнях; Ø Содержательная структура – рождение, разработка и освоение новшеств в обучении, во-спитательной работе, управлении школой и т.д.; Ø Структура жизненного цикла: возникновение, быстрый рост, зрелость–освоение– диффузия–насыщение–рутинизация–кризис-иррадиация (модернизация новшества); Ø Управленческая структура: взаимодействие 4-х видов управленческих функций: плани-рование–организация–руководство–контроль; Ø Организационная структура инновационного процесса включает этапы: диагности-ческий, прогностический, организационный, практический, обобщающий, внедренческий. Выделяют 4 закона протекания инновационных процессов: 1) Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. 2) Закон финальной реализации инновационного процесса: любой инновационный про-цесс, в начальном звене которого находится педагогическое новшество, должен рано или поздно, стихийно или сознательно реализоваться. 3) Закон стерео типизации педагогический инноваций: любая педагогическая инновация, реализуемая в инновационном процессе, имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практический действий.
4) Закон цикловой повторяемости, возращаемости педагогических инноваций (повторное возрождение новшества в новых условиях). Н.Р.Юсуфбекова выделяет следующие принципы управления инновационными процессами в образовании: Ø Принцип управляемой инновационной смены состояний системы образования: ори-ентирует на необходимость сознательной деятельности по переходу от одного состояния системы образования к другой (например, реформы, их неподготовленность); Ø Принцип перехода от стихийных механизмов протекания инновационных процессов к сознательно управляемым; Ø Принцип информационной, материально-технической и кадровой обеспеченности реализации основных этапов инновационных процессов в образовании; Ø Принцип прогнозирования обратимых или необратимых структурных изменений в ин-новационной социально-педагогической среде; Ø Принцип усиления устойчивости инновационных процессов в образовании; Ø Принцип ускорения развития процессов новаций в образовании. Тенденции и движущие силы развития педагогических инноваций в современной системе образования (Юсуфбекова). Целостное осмысление инновационных процессов требует раскрытия ведущих тенденций и противоречий в их развитии. Тенденция – закономерная и стратегическая направленность разви-тия современных инновационных процессов в системе образования. Противоречие – источник их развития. 1) Инновационные процессы – ведущая и необходимая тенденция развития образования в современном мире. Противоречия: Ø Противоречие между старым и новым приобретает всесторонний глобальный характер; Ø Противоречие между возрастающим объемом знаний, информации (удваивается в течение 2-5 лет) и ограниченность времени на подготовку специалиста: следовательно 1)проблема отбора знаний (общеобразовательных, профессиональных); 2)проблема базового образования и его ядра (механизма знаний). Работа по отбору учебного материала и его обновлению – 1 из источников ИП в современном образовании; Ø Развитие общества требует творческой личности, а это предполагает творческое освоение знаний, но проблемное обоснование требует больших временных затрат, чем обьяснительно-иллюстративное. Это противоречие также предполагает поиск новых подходов к его разрешению; Ø Противоречие между организационными формами устройств и организационными структурами общественной жизни. Отсюда возникает необходимость в непрерывном образовании, т.е. формальное образование всё больше нуждается в неформальном, дополнительном: образование сопровождает человека от рождения до старости: педагогизация общества 2) Усиливается потребность в новом педагогическом знании среди учителей и других прак-тических работников. Идет обновление педагогического сообщества, его состава и структуры, ко-торое вовсё большей мере будет способно осваивать многообразие инноваций 3) Возрастает массовый характер применения нового.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.23.176 (0.008 с.) |