Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастная периодизация психического развития Д.Б.Эльконина
В отечественной и зарубежной психологии довольно много классификаций периодизации возрастного развития. Наиболее распространенными являются периодизации развития в детстве и отрочестве. Д.Б. Эльконин выделил шесть периодов детского развития. Каждому из них соответствует ведущий тип деятельности:
Д.Б.Эльконин ввел деление психики на две сферы – мотивационно-потребностную сферу и сферу операционально-технических возможностей. Тем самым реализуется тезис о противоречии между потребностями ребенка и его возможностями как движущей силе развития. Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений (непосредственно-эмоциональное общение, сюжетно-ролевая игра, общение) следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов (предметно-манипулятивная деятельность, учебная деятельность, учебно-профессиональная деятельность). Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Этот закон позволяет по-новому представить периоды (эпохи) в стадии онтогенеза психики: 1)период (эпоху) раннего детства Д.Б. Эльконин делит на две стадии – младенчество (с освоением мотивационно-потребностной сферы) и ранний возраст (с освоением операционально-технической сферы); 2)период детства делится на дошкольный (М-П) возраст и младший школьный (О-Т) возраст; 3)период отрочества делится на подростковый возраст (М-П) и раннюю юность (О-Т).
Кризисы развития (кризис 1 года, 3 лет, 7 лет, подростковый кризис) Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических периодов. Относительно устойчивые или стабильные периоды развития совершаются за счет незначительных изменений в личности ребенка. Накапливаясь, они скачкообразно обнаруживаются в виде того или иного возрастного кризиса. В период кризиса развитие принимает бурный стремительный, а иногда катастрофический характер. Продолжительность кризиса может составлять от нескольких месяцев до двух лет. Но негативное содержание кризиса не должно заслонять тех позитивных изменений, которые являются главными, и составляют основной смысл всякого кризиса.
Кризис одного года К первому году жизни ребенок становится более самостоятельным.В этом возрасте дети уже самостоятельно встают, учатся ходить. Возможность передвигаться без помощи взрослого дает ребенку чувство свободы и независимости. В этот период дети очень активны, они осваивают то, что прежде не было для них доступно. Желание быть независимым от взрослого может проявляться в отрицательном поведении ребенка. Почувствовав свободу, дети не желают расставаться с этим ощущением и подчиняться взрослым. На отказ взрослого ребенок может проявлять негативизм: кричать, плакать, капризничать. Подобные проявления носят название кризиса первого года жизни. Этот период влияет на отношения ребенка со взрослыми. Ребенок становится более требовательным. Он может проявлять агрессию по отношению к близким. Посторонние люди вызывают у него недоверие, ребенок становится избирательным в общении. В предметной деятельности ребенок становится более самостоятельным, его больше начинают интересовать различные предметы. Манипулируя с предметами, ориентируясь на их физические свойства, ребенок, однако, сам не может открыть общественно выработанных способов употребления предметов. Это противоречие разрешается в раннем детстве в совместной (ребенка и взрослого) предметной деятельности. Кризис трех лет Кризис трехлетнего возраста - этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. У ребенка появляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Развивающийся ребенок противится прежним отношениям.
Л.С. Выготский описывает характеристики кризиса трех лет :негативизм - ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого; упрямство - это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались; обесценивание - когда обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше; строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения; с воеволие - т. е. ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности намерения, замысла; протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; деспотизм - диктует свое поведение (если в семье один ребенок). Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к тому, что ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Он начинает говорить: «Я сам». Отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг психического развития ребенка. Стремление быть таким, как взрослые, может найти наиболее полное выражение только в форме игры. Поэтому кризис трех лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности. Кризис семи лет Кризис семи лет появляется на основе возникновения личного сознания ребенка. Он связан с появлением «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания ребенка. Основные признаки :потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка); манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то); симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать. В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Подростковый кризис Подростковый возраст – самый критический период в онтогенезе. Социальная ситуация развития выражена в стремлении подростка приобщиться к миру взрослых, ориентации поведения на нормы и ценности этого мира. Центральный фактор социальной ситуации развития - половое созревание, которое обуславливает возникновение полового влечения, новых переживаний, мыслей, чувств. Переоценка возросших возможностей определяет стремление подростка к независимости, самостоятельности, болезненное самолюбие, обидчивость, повышенную критичность по отношению к взрослым. Резкая смена всей системы переживаний подростка приводит к взрыву непослушания, грубости, трудновоспитуемости ребенка. Основную причину столь бурных поведенческих проявлений многие психологи видят в том, что взрослые не перестраивают своего поведения в ответ на формирующееся у подростка «чувство взрослости», его стремление к новым формам взаимоотношений с педагогами и родителями.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.70 (0.006 с.) |