Психологические модели развивающего обучения Л.В.Занкова, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические модели развивающего обучения Л.В.Занкова,



В.В.Давыдова

Усилия коллектива Л.В. Занкова были направлены на построение такой системы начального обучения, при которой достигалось бы более высокое развитие младших школьников, чем при обучении, согласно канонам традиционной методики.

Главная цель обучения – общее развитие учащихся, которое понимается как развитие интеллекта, воли и чувств, являющиеся основами усвоения знаний, умений и навыков.

В основу построения системы начального обучения были положены взаимосвязанные дидактические принципы. Их реализация способствует оптимальному общему развитию школьников.

1.Принцип обучения на высоком уровне трудности.

В обучении необходимо раскрыть духовные силы ребенка. Дать им простор и направление. Если учебный материал не вызывает трудностей, умственное развитие становится вялым. Ученый обращает внимание на понятие «трудность», которое имеет несколько аспектов. Ученик в процессе познания должен преодолевать недопонимание, осмысливать внутреннюю сущность явлений.

Этот принцип хорошо иллюстрирует «зону ближайшего развития»: то, что было трудно или невозможно выполнить одному, становится сделать возможным с помощью учителя.

2.Принцип ведущей роли теоретических знаний.

Не принижает значения умений и навыков у младших школьников. Их формирование происходит на базе глубокого осмысления соответствующий понятий.

 

 

3.Принцип изучения материала быстрым темпом.

Не значит торопиться на уроке, давать в спешке как можно больше сведений школьникам. Быстрый темп обогащаем мышление ребенка новыми впечатлениями, дает возможность разносторонне раскрывать содержание учебного материала.

4.Осознанность школьниками процесса своего учения.

Имеет отличие от принципа сознательного усвоения знаний, который предполагает понимание учебного материала, умение применять знания на практике. Принцип Занкова направлен на осознание процесса учения – что нового открыл в учебном материале.

5.Принцип работы над развитием всех учащихся.

Требует учета индивидуальных особенностей детей. Работа учителя ориентирована на конкретного ученика и должна быть дифференцированной. Необходимо развивать индивидуальность каждого ученика в соответствии с его возможностями.

Все эти принципы были реализованы в различных программах обучения и методиках преподавания определенных учебных предметов. Реализация этих принципов привела к существенным изменениям в общем развитии младших школьников, что, в свою очередь, обеспечило положительные сдвиги в интеллектуальном развитии учащихся младшего звена.

Д.Б. Эльконин, исходя из теории деятельности, на первый план выдвинул процесс становления ученика как субъекта учебной деятельности. Появилась новая развивающая теория, в которой ученик рассматривался как субъект учения – активный деятель, добывающий знания.

Основной целью обучения, по мнению В.В. Давыдова, является обеспечение условий для превращения ребенка в субъекта учебной деятельности. Учебная деятельность понимается как особая форма активности ребенка. Учебная деятельность есть там, где учитель организует деятельность детей по добыванию знаний.

Воснове данной теории лежит представление о том, что школьники младших классов вполне способны усваи­вать абстрактные научные понятия, а значит, обучение может строиться не на принципе от частного к общему, а на принципе от общего к частному. Для обучения в рамках данной теории не обходимо:

• выделить систему формирующих теоретических понятий, составляющих основу конкретной науки;

• сформировать специальные предметные действия, на­правленные на выделение существенного в учебном материале;

• изучить предмет на базе знания основных теоретических понятий.

Таким образом, принципиальная особенность данной модели обучения состоит в том, что в качестве непосредственной основы развития младших школьников в процессе обучения рассматривается их учебная деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.70 (0.004 с.)