Понятие и характеристика составляющих психологической готовности ребенка к школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и характеристика составляющих психологической готовности ребенка к школе



Психологическая готовность ребенка к школе – комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

♦ интеллектуальная готовность (готовность познавательной сферы);

♦ личностная готовность (мотивационная);

♦ социально-психологическая готовность;

♦ эмоционально-волевая готовность.

Интеллектуальная готовность включает в себя: ориентировку в окружающем, запас знаний; развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий; внимание должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью; память должна стать произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала, мышление должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Речевая готовность детей к обучению и учению прежде всего проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами.

Личностная готовность детей к обучению представляется не менее важной. Подготовка к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой «социальной позиции» - положению школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положении в обществе. Личностная готовность выражается в положительном отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Мотивационная готовность детей к учению, подразумевает потребность в достижении успехов, соответствующие самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка должна доминировать над боязнью неудачи.

Социально-психологическая готовность предполагает способность ребенка строить свое взаимодействие и общение со взрослыми и другими детьми. Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость.

Серьезного внимания требует и формирование эмоционально-волевой готовности ребенка. К концу дошкольного периода эмоциональная сфера ребенка приобретает определенные особенности: чувства становятся более устойчивыми, глубокими, обобщенными, осознанными; впервые появляются высшие чувства; ребенок уже способен, при необходимости, регулировать свои аффективные проявления. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия.

1.10 Учебная деятельность и характер психических новообразований в младшем школьном возрасте

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.

Основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей детей, а с другой — должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.

Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение достижений науки и культуры, накопленных человечеством. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал».

Структура учебной деятельности по Д. Б, Эльконину:

1) мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл;

2) учебная задача - система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;

3) учебные действия – с помощью которых усваивается учебная задача, т.есть все те действия, которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие);

4) действия контроля – с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;

5) действие оценки – с помощью которых оценивается успешность усвоения учебной задачи.

В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.006 с.)