Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические условия формирования личности в процессе воспитания

Поиск

Когда речь идет о специально организованном воспитательном процессе, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Однако сами по себе внешние воспитательные воздействия не всегда ведут к желаемому результату. Изучение проблемы воспитания личности ребенка позволило выделить ряд психологических условий, соблюдение которых необходимо для успешного формирования свойств личности.

1-е. Основой всей воспитательной работы должно являться формирование у учащихся нужной мотивации. Это значит, что прежде, чем воспитывать у учащихся какие-то качества, свойства, надо вызвать у них потребность в этих качествах. Без формирования положительного отношения к внешним воздействия воспитание невозможно. В.А. Сухомлинский эту же закономерность выразил образно: «многие учителя пытаются воспитывать невоспитываемых». Это значит, что у ученика нет нужной мотивации, поэтому он глух и слеп по отношению к воспитательным воздействиям.

Существует два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации:

1-й состоит в создании таких объективных условий, такой организации деятельности учащихся, которые ведут к формированию нужной мотивации (деятельностный подход). Этот путь означает, что воспитатель так организует определенную деятельность, чтобы она вызвала у них положительные эмоции. Если эти чувства учащиеся испытывают достаточно долго, то у них возникает потребность в самой этой деятельности, а тем самым включается новый стойкий мотив к указанной деятельности.

2-й путь заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, целей, идеалов, которые, по замыслу воспитателя должны у него сформироваться, и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутреннее принятые и реально действующие (методы убеждения, разъяснения, внушения, информирования).

2-е. Отсутствие подкрепления, поощрения или наказания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации. В конечном итоге это приводит к угасанию мотива.

3-е. Необходимо настойчиво формировать у учащихся положительные привычки поведения. Привычка – стойкая потребность личности совершать определенные действия (бытовые, нравственные, трудовые). Основной путь формирования привычек – многократное повторение действия в течение длительного времени.

4-е. Воспитательные воздействия педагог должен адресовать не только уму детей, но и их чувствам. Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, полноценными воспитательные воздействия будут тогда, когда затрагивают все сферы личности: когнитивную, эмоциональную и поведенческую.

5-е. Воспитание качеств личности у учащихся возможно лишь в процессе их собственной деятельности. Только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом, можно осуществлять действенное воспитание.

6-е. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания. Сам ребенок активен, он сам способен приобретать опыт и творить. Поэтому основным фактором саморазвития человека как личности является самовоспитание. Строится на основе сформулированных человеком 1)целей; 2)программы действий; 3)контроля; 4)оценки результатов; 5)самокоррекции.

7-е. В процессе воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества и особенности ученика, а также соблюдать уважение к его личности. В основе данного условия лежат идеи гуманистической психологии. В данной модели воспитания основной акцент делается на формировании позитивной Я-концепции ребенка – устойчивая система представлений о самом себе, на основе которой ребенок строит свои взаимоотношения с окружающими. Ребенок, который воспринимает себя как успешного, формируется в уверенную в себе, целеустремленную, уравновешенную личность. В противоположном случае мы видим подавленного, закомплексованного, часто озлобленного человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.43 (0.007 с.)