Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о неуспеваемости учащегося. Причины неуспеваемости. Средства преодоления неуспеваемостиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ходе обучения и оценивания знаний учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учёбе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой результаты обучения не соответствуют дидактическим и воспитательным нормам образовательного учреждения. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счёта, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности и поведение, противоречащее требованиям школы, общества. Причины неуспеваемости: Социально-экономические – материальная необеспеченность семьи, неблагоприятная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Причины биопсихического характера – это наследуемые особенности, способности, черты характера. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Грубые ошибки педагога ведут к психической травме. Исследования называют более конкретные причины неудач в учёбе: - жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребностей детей; - единообразие, стереотипный выбор методов, форм обучения; - неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами; - пренебрежение развитием учеников, натаскивание, ориентация на зубрёжку. Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведёт к неудачной учёбе. Для устранения дидактических причин неуспеваемости используются следующие средства: 1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация. 2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. 3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставания в учёбе. 4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учёбе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуально планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника. Программированное обучение Под программированным обучением понимают обучение с программным управлением процессов усвоения знаний, умений и навыков. Программа управления процессом усвоения включает в себя определение: 1) того, чему надо учить; 2) что должен делать ученик, чтобы усвоить выделенное содержание; 3) что должен делать учитель, чтобы организовать деятельность учащихся по усвоению и добиться требуемого качества. Главное понятие программированного обучения – обучающая программа, представляющая собой совокупность материала и предписанных работ к нему. Программы бывают линейные, разветвлённые, смешанные и находятся, как правило, на магнитных носителях ЭВМ. Кроме главного признака программированного обучения – обучающей программы, есть и другие признаки: 1) шаговость, т.е. разделение учебного материала на небольшие части-шаги, дозы информации; 2) наличие оперативной, т.е. достаточно частой, связи для учителя и учащихся; 3) индивидуализация – каждый ученик продвигается в обучении своим темпом, соответствующим его способностям; 4) наличие обучающих устройств или обучающих машин. К ним относятся прежде всего компьютеры. Достоинства программированного обучения: мелкие дозы усваиваются безошибочно; темы выбираются учеником. Недостатки: не всякий материал поддаётся пошаговой обработке; ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями, возникает дефицит общения и эмоций в обучении. Во всём мире программированное обучение пока ещё не получило широкого распространения. Проблемное обучение Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, разрешая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания (Ю.К.Бабанский). При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Целью проблемного обучения является развитие мышления учащихся, формирование качеств творческой личности. Учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска. Уровни проблемности: 1) первый уровень: учитель ставит проблему, формулирует её и решает; учащиеся запоминают решение проблемы; 2) второй уровень: учитель ставит проблему, формулирует её; учащиеся решают проблему; 3) третий уровень: учитель ставит проблему; учащиеся осознают, формулируют её и решают; 4) четвёртый уровень: учитель организует, контролирует и умело направляет деятельность учащихся; учащиеся осознают проблему, формулируют и решают её. Основными понятиями проблемного обучения являются: «проблема», «проблемная ситуация» и «познавательная задача». Проблемная ситуация является первичной по отношению к проблемам и задачам. Проблемная ситуация – это совокупность условий, создающих обстановку противоречий. Она возникает тогда, когда имеет место противоречие между знанием и незнанием, когда учащиеся осознают это противоречие. Слово «проблема» означает вопрос или задача, требующая исследования. В проблемном обучении используется понятие учебной проблемы – это познавательная задача, которая служит средством создания проблемной ситуации. Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу, оформляемую в виде проблемного вопроса, который отличается от обычного тем, что является интересным, неожиданным вопросом, вызывающим у учащихся активную мыслительную деятельность. Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поисков решения, где рассматриваются различные пути, средства и методы решения. Проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация – проблемная задача – модель поисков решения – решение. Некоторые авторы определяют проблемное обучение как ряд проблемных задач, последовательное решение которых ведёт к достижению поставленной дидактической цели. Основными формами проблемного обучения являются: а) проблемное изложение учебного материала; б) частично-поисковая деятельность; в)самостоятельная исследовательская деятельность. Достоинства проблемного обучения: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы. Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени, в силу чего проблемное обучение в школе используется нечасто. Самостоятельная работа учащихся на уроке, её виды и методика организации Самостоятельная работа учащихся – это работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, по его заданию в специально отведённое для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достичь поставленных целей. Самостоятельная работа состоит из двух этапов: а) подготовительный и 2) исполнительный. Самостоятельная работа – это способ усвоения учебного материала, который используется на всех этапах урока. Различают следующие виды самостоятельной работы: 1) по содержанию и материалу: - работа с учебником на уроке; - работа с дидактическим материалом; - работа со схемами, картами, дополнительной литературой и т.д; 2) по дидактической задаче: а) восприятие нового материала; б) усвоение новых знаний; в) закрепление; 3) по характеру деятельности: - по заданному образцу; - по правилу; - конструктивные; 4) по способу организации: - общеклассная, фронтальная; - групповая; - индивидуальная. Самостоятельная работа содействует формированию самостоятельности как качества личности. Самостоятельная работа должна быть: объяснена, сопровождена помощью со стороны учителя, проверена. Самостоятельная работа с учебником Самостоятельная работа с учебником – один из важнейших методов обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом во время урока и под руководством учителя. Сначала работа с книгой является лишь дополнением к объяснению учителя. По мере освоения учащимися навыков работы с книгой (через год-два) значение этого метода растёт и его доля в системе используемых учителем методов увеличивается. Эффективность работы с учебником в решающей мере зависит от правильной её организации. Необходимо соблюдать следующие требования: 1. Отбирать посильный для учащихся материал, который соответствует данному уровню общего развития, степени учебной подготовленности к работе данного вида. 2. Всякую работу с учебником и учебной литературой следует начинать с обстоятельного вступительного объяснения учителя. 3. В процессе выполнения задания учителю необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого она не получается. 4. Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок, а в начальных классах не больше 10-15 минут. Её нужно сочетать с другими формами и методами обучения. 5. Серьёзное внимание нужно обратить на выработку у учеников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику. 6. Иногда самостоятельной работе с учебником может предшествовать демонстрация опытов и наглядных пособий с целью создания на уроке проблемных ситуаций. 7. При изучении нового материала иногда есть необходимость обратиться к краткому воспроизведению пройденных раньше тем. 8. Работа с учебником по новому материалу нередко проводится в форме выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятельного усвоения вопросов описательного характера.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 973; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.41.52 (0.009 с.) |