Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация педагогических технологий.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Уровни (виды) педагогических технологий: 1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая технология сохраняет целостность образовательного процесса в данном режиме, учебном заведении, на определенной ступени образования. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов образования, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса. 2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении ‹‹частная методика››, т. е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания образования и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика работы учителя, воспитателя, методика комплексного образования, методика преподавания предметов), методологическая инноватика. 3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей уроков и, решение частных дифференцированных и воспитательных задач (технология самостоятельной работы, технология урока). Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы. Технологическая схема ─ условное изображение технологического процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними. Педагогические технологии классифицируют по следующем принципам: Ø По уровню применения: · общепедагогические; · частнометодические; · локальные. Ø По философской основе: материалистическая и идеалистическая, диалектическая и метафизическая, научная (сциентическая) и религиозная, гуманистическая и антигуманистическая, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистические, свобода воображения и принуждение. Ø По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные и идеалистические технологии. Педагогическая технология всегда комплексная. Ø По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно – рефлекторные, бихевиористические, интериорцаторские. Малораспространенные технологии – нейролингвистического программирования (НЛП). Ø По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам – ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий – СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные, технологии саморазвития, эвристические и прикладные. Ø По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии. Ø По типу организации и управления познавательной деятельностью (Беспалько В. П.). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируе6мая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по Беспалько В. П. – дидактических систем): 1) классическое лекционное обучение; 2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств; 3) система ‹‹консультант››; 4) обучение с помощью учебной книги – самостоятельная работа; 5) систе6ма ‹‹малых групп››; 6) компьютерное обучение; 7) система ‹‹репетитор››; 8) ‹‹программное обучение››, для которого имеется заранее составленная программа; В практике обычно выступают различные комбинации этих монодидактических систем, самыми распространенными из которых являются: · традиционная классическая классно-урочная система Я. А. Каменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография); · современное традиционное обучение, использующее дидохографию в сочетании с техническими средствами; · групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора; · программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов. По позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых, выделяют несколько типов технологий. а) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения. б) Высокой степенью внимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений. в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими. Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. г) Гуманно-личностные технологии отличаются гуманистичной сущностью, психотерапевтической напровленностью. Они исповедуют идею всестороннего уважения и любви к ребенку, веру в его творческие силы. д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство отношений педагога с ребенком. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества и со-творчества. е) Технологии свободного воспитания предоставляет ребенку право выбора и самостоятельность. Осуществляя выбор, ребенок реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом (подсознательном) знании. Педагогический процесс – приобщение к истине. Ребенок становится центром информационного взаимодействия с Вселенной. Ø По категории обучающихся наиболее важными являются: - массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика; - технологии продвинутого уровня (углубленное изучение предметов, гимназического, лицейского образования и др.); - технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, выравнивания); - различные виктимологические технологии (сурдо -, орто -, тифло -, олигофренопедагогика); - технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы. Ø По содержанию тех модернизаций и модификаций, которыми в них подвергается существующая традиционная система: а ) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических технологий. Технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Амонашвили Ш. А. б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Игровые технологии, проблемное обучение. в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Программированное обучение, технологии дифференциального обучения, групповые и коллективные способы обучения. г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий Воловича М. Б. д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка. е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе. ж) Комплексная политехнология многие авторские школы (‹‹Школа самоопределения›› А. Н. Тубельского, ‹‹Русская школа›› И. Ф. Гончарова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.93 (0.009 с.) |