Методы, приёмы и средства обучения. Характеристика методов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы, приёмы и средства обучения. Характеристика методов



Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине. Понятие метода обучения является весьма сложным. В педагогике не прекращаются дискуссии относительно более точной его трактовки. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И.Ф.Харламов).

Приём обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения.

Средства обучения – это все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученикам – учиться, это значит всё то, что помогает ему организовать познавательную деятельность.

К числу наиболее используемых методов относятся: 1) рассказ; 2) беседа; 3) лекция; 4) показ иллюстраций; 5) показ демонстрационных устройств и приборов; 6) упражнения; 7) выполнение лабораторных работ; 8) дидактические игры.

Рассказ как метод представляет собой повествовательную форму раскрытия нового материала.

Под объяснением следует понимать словесное толкование понятий, закономер-ностей, существенных свойств изучаемого объекта, а также слов и терминов.

Дискуссия основана на обмене взглядами по определённой проблеме, причём эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнение других лиц.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путём постановки продуманной системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет уже изученное ими.

Лекция – монологический способ изложения объёмного материала. Лекция читается, как правило, по крупным и важным вопросам учебной программы.

Работа с учебником и книгой – важнейший метод обучения. Виды заданий в работе с учебником разнообразны.

Метод иллюстраций предполагает показ учащимся иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, карт, картин и т.д.

Метод демонстрации связан с демонстрацией приборов, опытов, кинофильмов и др.

Упражнения – сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путём углубляют знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают своё мышление и творческие способности.

Лабораторные работы формируют умения и навыки обращения с приборами и др. Организация лабораторных (практических) работ включает следующие приёмы: а) постановку целей; б) определение порядка работы и руководства ходом её выполнения; в) подведение итогов работы.

Выбор методов обучения

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определённые подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий проектирования учебно-воспитательного процесса. Выбор методов обучения зависит:

- от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

- от особенностей изучаемого предмета;

- от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;

- от цели, задач и содержания материала конкретного урока;

- от времени, отведенного на изучение материала;

- от возрастных особенностей учащихся;

- от уровня подготовленности учащихся;

- от материальной оснащенности учебного заведения;

- от возможностей и особенностей учителя, уровня его профессионального мастерства, от его личных качеств.

Выбор методов обучения осуществляется учителем на основе дидактических и методических знаний. Наблюдается три подхода учителя к определению методов обучения на уроке:

1. Стереотипное решение – учитель действует по сложившимся в его практике привычкам.

2. Решение путём проб и ошибок – выбор не обоснован научно.

3. Оптимизированное решение – опираясь на научные знания, учитель руководствуется критериями выбора методов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.005 с.)